-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в intellettuale

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 811





Типология языков бассейна Амазонки

Среда, 20 Февраля 2013 г. 22:32 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Мудрак О.А. Заметки о языке и культуре дунайских булгар

Среда, 08 Августа 2012 г. 09:40 + в цитатник

Метки:  


Процитировано 1 раз

The Personification of Zion in Byzantine Psalters

Среда, 14 Марта 2012 г. 02:08 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Medieval Studies 2011

Среда, 14 Марта 2012 г. 01:54 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

History of Science - Technology Medicine, 2011

Среда, 14 Марта 2012 г. 01:46 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

RENAISSANCE STUDIES 2011

Среда, 14 Марта 2012 г. 01:30 + в цитатник
Рубрики:  История культуры и искусства

Метки:  

Medieval Studies 2009

Среда, 14 Марта 2012 г. 01:22 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Немного византийской истории

Среда, 14 Марта 2012 г. 00:59 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Советы старейшин

Среда, 08 Февраля 2012 г. 22:01 + в цитатник
Рубрики:  Интересные авторы
Языкознание

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

охлобыстиниада, или бег в неизвестном направлении

Четверг, 15 Сентября 2011 г. 06:43 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

 
Всем хорошо запомнилось, когда в течение нескольких недель федеральные телеканалы удивляли наших соотечественников своим вниманием к персоне "священноклоуна" Ивана Ивановича Охлобыстина. Потом, словно гром среди ясного неба, прогремело известие, что сей персонаж намерен баллотироваться на должность президента РФ. Кто-то из журналистов рискнул предположить, де все это лишь ради одной единственной цели – Охлобыстину не получается сделать окупаемым предстоящее мероприятие в “Лужниках”, на которое потрачено уже 20 миллионов рублей, посему он и прибегает к таким методам саморекламы. В связи с этим хочу обратить внимание на следующее, “творческий вечер” в “Лужниках” был не первым. До этого Охлобыстин проводил подобные “творческие встречи”, разве только более скромного масштаба, арендуя в разных городах подмостки известных театров. Событие же в “Лужниках” явилось некоей кульминацией, где наш персонаж изволил в полной мере изложить свои взгляды на возможные будущие судьбы нашего отечества. Притом, заметим, все эти “творческие вечера” оказались убыточны. Или сам Охлобыстин настолько богат, или в него кто-то намеренно вкладывает внушительные суммы.
 
Дабы предварить последующий ход размышлений, необходимо сказать пару слов и о самом действе, произошедшем в “Лужниках”. Что сей герой, хоть и обучался актерскому ремеслу, остался человеком к высокому риторскому искусству безучастным, всем хорошо известно. Хотя, и без владения приемами, свойственными ритору, можно сказать иной раз весьма красиво. Заявлено было, де миру поведают о некоей философской концепции, т.е. глубина мыслей и красота слога, обращенные к умам просвещенным, предполагались сами по-себе. На поверку все оказалось слишком далеко от любой философии, лучше всего содержание можно охарактеризовать словами Мишеля Эйкема де Монтень: “Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно”. А манеру изложения автора уместно охарактеризовать как конкретную “проповедь” для реальных пацанов. Возможно, сыграв одну из ролей в фильме “Мама не горюй”, Иван Иванович так и не вышел из роли бандита. Тогда к какой аудитории обращены были его словеса, неужели сам автор столь низкого мнения о наших согражданах? У нас ведь пока еще осталось достаточно людей, кто ходит в библиотеки и музеи. И даже среди молодежи есть думающие люди.
 
В чем же загадка, неужели Охлобыстин действительно намеревается стать главой государства, или прав тот журналист – самореклама.  Для такого низкопробного шоу реклама, действительно, нужна грандиозная. Но, судя по истраченным средствам, однако, ответ должен быть иной.
 
Мне кажется, все очень просто. Грядут скоро президентские выборы и нам как бы пытаются намекнуть: “Видите, что есть сейчас? Посмотрите, что может быть! И, посему, голосуйте сами знаете за кого”.
 
Предвыборные технологии – самое противное и отвратительное в республиканском строе. Ко всему же, эти технологии делают оный самой затратной формой государственного правления. Тут невольно задумаешься над тем, что монархия куда дешевле, а часто еще и самоокупаема.
 
Вернемся же к нашему пострелу, кто столь эпатажно вещал с высоты белой пирамиды, возведенной посреди стадиона “Лужники”. Что бросалось в глаза, кроме манеры поведения? В определенные моменты повествования автор пропускал необходимые вокальные паузы, а иной раз вставлял оные там, где их не должно быть. Кто читал книги Станислава Грофа и других классиков психотерапии и трансперсональной психологии, хорошо знает, что это один из приемов, которым человек вводится в состояние контролируемого транса. Видимо, не столь уж искренны были намерения господина Охлобыстина, раз он позволил себе такое.
 
Чему свидетельством все вышеописанное? Как в России, так, увы, и во всем остальном мире, отсутствует самое необходимое для нормального функционирования государственного механизма – система ответственности власти перед народом. Не формально зафиксированная в различных законодательных актах ответственность, а именно система с присущими ей механизмами реализации. В наши дни власть не несет никакой ответственности перед гражданами. Хотя, казалось бы, демократия именно это и предполагает. Когда-то Авраам Линкольн изрек: “Я не хотел бы быть рабом, и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое понимание демократии”. Отсутствие рабов и рабовладельцев в т.ч. подразумевает, что для демократии неприемлемо любое манипулирование общественным сознанием. Но в итоге все получилось как в метком замечании Оскара Уайлда: “Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа”. Только благом народа, необходимо добавить, чаще всего прикрываются для достижения собственных целей, подчас весьма корыстных.
 
Обратимся немного к истории. Не все потомки Рюрика, Пяста и Гедеминаса Великого являлись князьями крови. Многие из них лишились власти и шапки достоинства. В те далекие времена ты являлся князем до тех пор, пока соблюдаешь закон, в противном случае тебя могли изгнать. Как и всякая эпоха, и те века не были идеальны. Но фактом остается то, что тогда была реализована определенная система ответственности власти перед людьми. Можно ли сейчас обустроить такую систему, соответствующую современным политическим и правовым реалиям? Да, можно, если захотеть. Главное, что для этого необходимо, как фундамент для здания, наши сограждане должны стать осознанными, думать за кого голосуют. И не только, необходимо стремиться к широкому участию в общественной жизни. Пора перестать быть бездумным и бессловесным стадом, ведомым по прихоти корыстных повадырей. Пора отказаться от позиции “моя хата с краю”. Когда общество состоит из мыслящих и ответственных индивидуумов, это лучшая гарантия от злоупотреблений властителей. Пока же, к сожалению, приходится согласиться со словами Уинстона Черчилля: “Лучший аргумент против демократии – пятиминутная беседа со средним избирателем”.
 
P.S.
 
 
 

Метки:  

Uralo-Indogermanica

Среда, 31 Августа 2011 г. 18:35 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

Uralo-Indogermanica. Балто-славянские языки и проблема урало-индоевропейских связей. Материалы 3-й балто-славянской конференции, 18-22 июня 1990 года.
 
 
 
 
Рубрики:  Языкознание

Метки:  

Культурное наследие переработали в песок

Среда, 31 Августа 2011 г. 15:08 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

Археологический памятник времен заселения Ижорского плато перестал существовать. Курганная группа 11-12 веков возле деревни Яскелево в Гатчинском районе, исследование которой начали еще два столетия назад, уничтожена ради строительства карьера для добычи строительного песка. И, как подчеркивают потрясенные масштабами разрушения археологи, самое страшное то, что произошло это с ведома государства и силами государственной компании.
 
 
 
Рубрики:  Охрана объектов культурно-исторического наследия
Археология

Метки:  

Requiescat in pace!

Вторник, 05 Июля 2011 г. 11:49 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

Вчера умер кронпринц Отто фон Габсбург.

2612397_Otto_von_Habsburg (200x267, 18Kb)

Как политик он всегда поражал меня способностью говорить правду в лицо, не опасаясь последствий для себя. Среди людей мало тех, кто умеет и не боится говорить правду.

 


Метки:  

Выбор историка

Пятница, 24 Июня 2011 г. 10:32 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Журнал раскопок Н. Е. Бранденбурга 1888-1902

Пятница, 24 Июня 2011 г. 04:07 + в цитатник
Рубрики:  Археология

Метки:  

"ВЕРА" или "ВЕРЕВКА"?

Среда, 15 Июня 2011 г. 23:20 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание

Метки:  

...Смоляны...

Вторник, 07 Июня 2011 г. 23:27 + в цитатник
Irena_Dominique13 (intellettuale) все записи автора http://zamki.fatal.ru/catalog/smolyany_castle.html
... построен до 1626 года... располагался на северо-западной окраине Смолян, на левом берегу реки Дерновки... назывался раньше Белый Ковель, и первоначально прямоугольная площадка размером около 100x200 м, на которой разместился замок, согласно данным Инвентарей за 1739 и 1742 гг., была полностью окружена водоемами... князь Семён Сангушка-Ковельский строил его как дворцовую резиденцию... корпуса и башни были трехэтажными и лишь главная башня, расположенная близ въездных ворот, имела пять этажей-ярусов... именно её руины и сохранились, с оконными проемами, следами внутренней винтовой лестницы, арочным переходом, скульптурным панно на стене...
... замок сильно пострадал во время русско-польской войны середины XVII в. и в Северную войну в начале XVIII в... значение его как военной цитадели упало, но сохранность была еще удовлетворительной... разрушение покинутого владельцем замка началось в конце XVIII в. и завершилось в середине XIX в., когда остатки его были проданы на кирпич его последним хозяином, сенатором Семёновым...
castle16_a52 (466x350, 38Kb)

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

...Островецкая кругосветка...

Понедельник, 06 Июня 2011 г. 22:59 + в цитатник

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Документальные фильмы о Беларуси

Четверг, 02 Июня 2011 г. 19:42 + в цитатник
Рубрики:  История культуры и искусства

Метки:  


Процитировано 1 раз

Прилагательное: потерянное и возвращенное имя

Суббота, 16 Апреля 2011 г. 22:50 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

 

В данной заметке я публикую ссылку на прекрасную книгу российского исследователя А. И. Юрченко, посвященную семантике имени прилагательного, а также отзывы ряда российских лингвистов на эту работу.
 
Книга в интернете размещена с разрешения автора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОТЗЫВЫ:
 
 
Степанов Ю. С., действительный член (академик) Российской Академии Наук, доктор филологических наук, профессор, председатель Научного совета РАН "Теоретические проблемы языкознания"
 
 
Камчатнов А. М., доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького
 
 
Демьянков В. З., доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН
 
 
 
Рубрики:  Интересные авторы
Языкознание

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Турнірныя традыцыі ў Вялікім княстве Літоўскім у XIV-XVIстагоддзях

Пятница, 08 Апреля 2011 г. 16:43 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Славянский бестиарий

Пятница, 08 Апреля 2011 г. 16:10 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

История и историки. 2008.

Пятница, 08 Апреля 2011 г. 15:34 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Вопросы эпиграфики. Выпуск 1

Пятница, 08 Апреля 2011 г. 15:20 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

 

 
 
Рубрики:  Забытая история предков
Языкознание
Археология

Метки:  

Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze

Пятница, 01 Апреля 2011 г. 07:14 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы

Метки:  

Путешествуя по лабиринтам глупости...

Пятница, 11 Марта 2011 г. 03:21 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


Мое внимание не так давно привлекла публикация в одном из дневников, о которой я узнал по цитатам моих друзей. Вот ссылка на оригинал публикации:

http://www.liveinternet.ru/users/vika_lisovskaya/post153931397/

Сколь я могу судить, часть текста данной публикации, например, составляют заимствования из одной статьи известного любителя-дешифровщика древних письменностей, позиционирующего себя в качестве специалиста по древнеславянским рунам, но не являющегося притом лингвистом, кандидата физико-математических наук Платова Антона Валерьевича. Автор публикации, замечу, самого Платова в списке использованной литературы не называет, хотя цитирует его текст целыми абзацами без указания авторства. Судя же по всей публикации целиком, и сам автор-компилятор тоже к историческому языкознанию является человеком непричастным. Поелику же сей компилятор, не указывая истинных авторов, приписывает авторство себе, то и я не буду разбирать каждый абзац по отдельности на предмет авторского права, и всю ответственность за написанное в оной публикации возложу на голову сего не во благо мыслящего компилятора, адресуя все претензии ему и только ему. Ибо, как гласит пословица: “назвался груздем – полезай в кузов”. В ниже изложенной возмущенной критике я буду именовать нашего неудачного компилятора словом “автор”. И пусть весь позор, заслуженный другими, достается ему.

Что же, начну, сколь дано мне в силу скромных познаний, излагать свои критические замечания.

Как ни плачевно, автор сего опуса или никогда не читал хронику епископа Титмара Мерзебургского (975-1018), или заведомо предлагает читателю преднамеренную фальсификацию исторических данных. Помянутый у Титмара город стали называть именем “Ретра” (лат. Rethra) много позднее. Сам же Титмар именует его в своей хронике как “Ридегост” (видимо производное от славянского *Радогошть). Равно и само языческое божество Титмар называет именем “Сварожич”. У позднейших хронистов, основывавших свои сообщения на показаниях Титмара, выпало “Сварожич”, а в качестве имени божества стало использоваться название города. Титмар в Книге VI, главах 23-24 (по другой нумерации это глава 17), говорит о племени редарей, святилище которых занимает среди племенного союза лютичей особое господствующее положение, см. Кн. VI, гл. 25 (18). Теперь давайте разберемся, какие надписи на идолах упоминает епископ Титмар. Для наглядности процитирую текст из Книги VI, главы 23-24 (17):

23. Хоть я с большим содроганием могу говорить о них, всё же, чтобы ты, любимый читатель, узнал про лживое их суеверие и ещё более бесполезный культ этого народа, я коротко расскажу, кто они и откуда сюда пришли.

(17.) Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич (в оригинале Zuarasici); все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.

24. Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешептываясь друг с другом, они с трепетом копают землю, и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим”.

Что же пишет автор статьи: “Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негеpманскими pyнами”.

Действительно мы видим, что Титмар говорит о неких надписях на идолах: “каждый с вырезанным именем”. Но он ни разу не упоминает о том, что это некая “негерманская” руническая письменность. К слову сказать, в Книге VI своей хроники епископ Титмар вообще никакие руны не упоминает. По краткому свидетельству Титмара нельзя составить и малейшего представления о характере и графике надписей на идолах из святилища редарей. Делать же вывод, что речь идет именно о некоей разновидности славянской рунической письменности, тут нет никаких оснований. Тем более, Титмар писал свою хронику, когда глаголица и кириллица уже существовали и есть основания полагать, что, во всяком случае, кириллица употреблялась не только христианами.

Далее автор сего несуразного опуса упоминает целый список археологических артефактов, некоторые из которых подлинные, а некоторые представляют собой, увы, подделку. Процитирую его словеса: “Еще одним – поистине yникальным – памятником “балтийской” славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе”.

Здесь идет речь о т.н. прильвицких идолах, которые якобы были обнаружены дедом ювелира Якоба Шпонхольца из селения Прильвиц во время работ в саду. Эти предметы были выкуплены у семьи Шпонхольц доктором медицины Хемпелем, после чего в газете “Hamburger Correspondent” 7 февраля 1768 года появилось сообщение о сенсационной археологической находке, благодаря которой якобы установили местоположение города Ретра. И тогда же некие руноведы-любители смогли прочитать на обнаруженных статуэтках “руническую” надпись с названием города “Ретра”.

На прильвицких идолах действительно находятся некие знаки, напоминающие руны. Часть этих знаков являют собой заимствование из германо-скандинавских рун, а некоторые символы явно заимствованы из латинского и греческого алфавитов. Начну с самого главного. Прильвицкие идолы представляют собой бронзовые статуэтки. В исторической науке существуют вспомогательные дисциплины, например, история металлургии. Представители последней о прильвицких идолах могут сказать вполне определенно – подделка, авторы которой не имели даже малейшего представления о развитии металлургии у древних славян. В этой связи повествование о прильвицких “находках” можно было бы не продолжать. Но я все же позволю себе несколько задержать внимание читателей.

Пойдем далее, выше я упоминал, что в хронике епископа Титмара сохранилось древнее название священного города племенного союза лютичей, Ридегост/*Радогошть, и о путанице с этим названием у позднейших хронистов. Название “Ретра”, видимо, производное от “Ридегост”, появляется, например, в конце XII столетия у немецкого миссионера Гельмольда фон Бозау в “Chronica Slavorum”, где рассказ о языческом племени “ратарей” и их священном городе представляет собой вольный пересказ свидетельства Титмара с добавлением ряда новых подробностей. Т.е., если бы прильвицкие идолы являлись подлинником, то на них мы маловероятно смогли бы найти топоним “Ретра”.

Отдельно надо сказать несколько слов о внешнем облике прильвицких подделок. В наши дни археология открыла уже немало образцов древнеславянских языческих культовых предметов, например, збручский идол (обнаруженный в 1848 году на дне реки Збруч около поселка Гусятин в Тернопольской области Украины). Т.е. у нас есть возможность составить некое представление о древнеславянской языческой иконографии, прильвицкие идолы к ней никакого отношения не имеют. Хотя, откуда черпали вдохновение авторы этих подделок известно. В 1492 году в типографии Петера Шёффера (ученик Гуттенберга) было осуществлено первое печатное издание “Саксонской хроники” Конрада Бото. Там впервые появляется гравюра изображающая божество “Радигост”, под гравюрой подпись с описанием. Изображения славянских языческих божеств из этого издания, как можно судить в наши дни, не являются достоверными. Именно эти гравюры и сопровождающие их подписи с описаниями неизвестного происхождения, совершенно очевидно, явились отправной точкой для фантазии авторов прильвицких подделок.

Вопросу подлинного названия главного святилища-города племенного союза лютичей, его этимологии, а также взаимосвязи сообщения епископа Титмара об этом городе с повествованиями позднейших хронистов посвящено достаточно много исследований. Имя божества “Сварожич”, производное от “Сварог”, имеется ввиду сын Сварога – Даждьбог, и тут мы видим немалые усилия ученых: историки выясняли функции этих богов в древнеславянском языческом пантеоне, специалисты по историческому языкознанию посвятили себя выяснению этимологии данных теонимов. Был изучен огромный объем материалов, выдвинуты гипотезы. Но как же получилось, что автор критикуемого опуса не заметил все это? Видимо он был занят чем-то более важным…

Основной аргумент любителей-дешифровщиков, критикующих представителей академической науки, состоит в том, что историческое языкознание не уделяет должного внимания проблеме докириллической славянской письменности. Это не правда. Постараюсь кратко изложить суть вопроса. Действительно, есть письменные упоминания, например, черноризца Храбра: “прежде убо словене не имеху писмен (другой вариант: книг), нъ чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще”. Археология также предоставила лингвистам уже не один предмет с различными неизвестными надписями. Первое, не всегда получается точно определить этническую принадлежность того или иного артефакта. Хотя бы вспомним надпись, обнаруженную около села Ситово в Пловдивской области Болгарии; она плохо сохранилась, ученые долго пытались установить ее принадлежность, сейчас большая часть специалистов склонны считать, что ситовская надпись относится к памятникам древнефригийского языка.

Позволю себе еще раз процитировать автора сего многострадального опуса, ссылаясь на находки, обнаруженные в ареале расселения черняховской археологической культуры, он пишет: “Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков”.

Гипотеза о готском происхождении черняховской культуры уже давно большей частью специалистов признана несостоятельной, но до конца этническая принадлежность этой культуры не установлена. Скорее всего, она являлась полиэтничной, т.е. представляла собой некое объединение проживавших по соседству друг с другом этносов различного происхождения, видимо, в т.ч. славян. Какому из этносов этой общности принадлежат те или иные находки, в т.ч. содержащие определенные надписи, вопрос весьма непростой.

У археологов также нет единого мнения, какие древние археологические культуры с определенной долей уверенности можно назвать предками современных славян. Отсюда сложность: точно ли можно атрибутировать ту или иную археологическую находку с неизвестными символами именно как славянскую. И это относится не только к славянам.

Если мы суммируем находки с неизвестными знаками, возможно – образцами не дешифрованной письменности, о которых есть основания предполагать, что они принадлежали древним славянам, то получим следующую картину. Сразу отметим, таких находок не столь уж много, соответственно – нет должного количества материала, дабы заняться расшифровкой, по-сути пока нечего расшифровывать. А по имеющимся материалам мы даже не можем судить, идет ли речь о письменности, т.е. о способе передачи информации непосредственно связанном с передачей человеческой речи, или идет речь об идеографике. Поясню подробнее, под письменностью подразумевается такой способ передачи информации, который связан с определенным словом, слогом или фонемой, т.е. с живой человеческой речью, задачей письменности является передача речи. Существуют также т.н. системы протописьменности напрямую с передачей речи не связанные. Из них идеографика, где идеограмма отображает определенную идею или понятие. А также пиктографика, где пиктограмма указывает на объект (субъект) посредством его узнаваемых черт. На примере истории образования китайской иероглифики хорошо видно, как системы протописьменности трансформировались в систему письменности. Возвращаясь к нашему географическому пространству, если мы вновь помянем глиняный сосуд, обнаруженный подле с. Войсковое Днепропетровской области Украины, атрибутируемый как артефакт черняховской археологической культуры, то обнаруженные на нем символы, скорее всего, надо относить к идеографике. С другой стороны – древнеславянские пряслица, найдено не одно такое пряслице с кириллическими надписями, например, в Болгарии с надписью “лолин прясленъ” (здесь первое слово, очевидно, указывает на имя владельца или изготовителя). Чаще всего в таких надписях фигурирует слово “прясленъ” (“пряслень”, “прясльнь”). Есть такие находки и древнерусского происхождения. Притом, имеются древнеславянские пряслица с надписями неизвестного происхождения, к примеру, обнаруженные при раскопках в Белозерском районе Вологодской области (см.: Голубева Л.А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. // Культура средневековой Руси. Л., 1974 г.), или при раскопках в Волковыске (см.: Зверуго Я.Г. Древний Волковыск X-XIV вв.. Минск, 1975 г.). Если в случае с кириллическими надписями на пряслицах мы чаще всего видим указание на предмет и его хозяина или изготовителя, то логично предполагать, что в случае с некириллическими (и неглаголическими) не дешифрованными надписями на аналогичных славянских пряслицах тоже может идти речь о записи текста, а не о наборе идеограмм. Хотя, опять же, надписи с древних пряслиц – слишком незначительный по объему материал, дабы можно было спешить с дешифровкой. В этой ситуации нам остается надеяться, что археологи предоставят в руки лингвистов более значительный по объему материал. Но для этого необходимо, чтобы наша государственная власть выделяла на развитие археологической науки несколько больше средств, нежели сейчас. Пока же на охранную археологию деньги еще хоть как-то выделяют, а добиться от властей нормального финансирования на полевые исследования археологам труднее с каждым днем.

Надеюсь, я не утомил своих читателей столь длинным повествованием.

 

Рубрики:  Забытая история предков
Языкознание

Метки:  

Историзм былин и специфика фольклора

Четверг, 24 Февраля 2011 г. 11:54 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
История культуры и искусства

Метки:  

Поиск сообщений в intellettuale
Страницы: [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь