Святитель Никола Чудотворец |
Метки: иконопись |
Антропология древних и современных балтов |
Антропология древних и современных балтов
Работа доступна для прочтения на сервере.
Чтобы скачать работу нужно зарегистрироваться.
Метки: балты |
Из истории иконографии Господа нашего Исуса Христа |
До VI столетия древняя церковная иконописная традиция знала два типа изображения Христа - 1) с бородой и длинными волосами, 2) с короткими волосами, иногда без бороды. Например, икона "Христос Пантократор" VI века из монастыря святой Екатерины (Синай):
Аналогичную иконографию мы можем увидеть на монете эпохи второго царствования императора Юстиниана II (705-711):
В период конца VI и начала VIII веков в изображениях Христа начинает преобладать первый тип, с бородой и длинными волосами. К этому времени относится распространение в грекоязычной среде сирийского предания о обретении плата с изображением лика Христова. По первой версии Эдесский царь Авгарь V (Абгар V) послал художника нарисовать изображение Господа Исуса. По второй версии посланный Авгарем V художник не смог запечатлеть лик Христа, тогда Исус отер Свое лицо о полотенце, на котором Его лик чудесным образом отобразился. Это нерукотворное изображение и было привезено царю Авгарю.
Ниже - царь Авгарь получает убрус с ликом Господа Исуса Христа, фрагмент византийской иконы Х века из монастыря святой Екатерины (Синай):
Евсевий Кесарийский (IV в.) в своей "Церковной истории", повествуя о переписке Господа Исуса с Авгарем, ничего не упоминает о убрусе с изображением лика Христова. Паломница Этерия (возможно из Галлии или Испании), в 80-е годы IV в. посетившая Эдессу, подробно описывая местные святыни, упомянув виденное ей ответное письмо Христа царю Авгарю, также ни словом не обмолвилась о каком-либо плате с изображением лика Господня. Но тут следует отметить, Евсевий Кесарийский был известен своей принадлежностью к сторонникам арианской ереси, в связи с этим было бы достаточно странно найти у него такое упоминание. А записи Этерии явно неоднократно редактировались, в каком виде они вышли из-под ее пера мы уже, видимо, никогда не узнаем.
Далее предание повествует, что царь Авгарь не принял окончательно христианство. По этой причине местный епископ замуровал плат в стене ради его сохранности, также епископ сделал копию изображения и закрепил ее на плите. Возможно образ, который позднее выкупил византийский император, является тем изображением, которое предание отождествляло, как первоначальную копию на плите. Оригинал убруса, по преданию, был вновь обнаружен в стене во время восстановительных работ после наводнения 525 года.
По древнему сказанию эдесских христиан, во время штурма Эдессы войсками шахиншаха Хосрова I Ануширвана убрус был спрятан в колодце, после чего не был уже найден. Этому противоречит рассказ византийского историка Георгия Кедрина, согласно которому во время правления василевса Константина VII Багрянородного, в 944 году Эдесса, тогда уже находившаяся в руках мусульман, была осаждена армией под командованием Иоанна Куркуаса, во время осады эдесскую реликвию обменяли на группу пленных мусульман. Кедрин не работал непосредственно с документами, его "Обозрение Истории" - компиляция более ранних хроник. Критический разбор разных источников приводит к выводу, что у мусульман было выменяно изображение, которое считалось первоначальной копией с убруса. После взятия Константинополя крестоносцами этот образ исчезает, есть легенда, что он затонул вместе с кораблем, который вез его из Царьграда. Видимо эта легенда связана с историей реликвий, проданных в 1241 году латинским императором Константинополя Балдуином II королю Франции Людовику IX. Но бесследно константинопольский образ не исчез. По мнению специалистов, занимающихся историей иконографии "Спас нерукотворный", самыми близкими к византийскому оригиналу копиями являются Мандилион из римской Basilica di San Silvestro in Capite (в наши дни хранится в Capella di Santa Matilda в Ватикане) и Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni, что в квартале Castelletto в Генуе. Оба Мандилиона написаны на ткани закрепленной поверх доски.
Мандилион из Basilica di San Silvestro in Capite:
Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni:
Сравните с русской иконой "Спас мокрая борода" XV века:
Преобладанию в средневековой иконописи иконографии Спасителя первого типа, т.е. с бородой и длинными волосами, также способствовало изображение с Туринской плащаницы.
Лик Христа на Туринской плащанице:
На следующей картинке изображение переведено из негатива в позитив:
А вот византийская икона (энкаустика) конца VI века из монастыря святой Екатерины (Синай), линии бровей и другие черты совпадают с ликом плащаницы:
Фрагмент той же иконы:
Метки: иконопись |
Славянское и балканское языкознание 1975–2003 |
Славянское и балканское языкознание
Большинство выпусков можно скачать в формате PDF
Метки: славистика балканистика |
Псалтырь 1577 г. |
Александровская слобода: Печ. Андроник Тимофеев Невежа, 20 июля 1577
Метки: псалтырь |
Палеографическое значение бумажных водяных знаков |
Палеографическое значение бумажных водяных знаков
Лекции, записанныя слушателями С.-Петербургскаго археологическаго института в 1899-1900 акад. году
Метки: сфрагистика |
Русская сфрагистика |
Лекции, записанные слушателями С.П.Б. археологического института в 1899-1900 акад. году
Метки: сфрагистика |
Модные аксессуары древних новгородцев |
Кошелек, Новгород, XIII век
Кошелек, Новгород, XIV век
Метки: история костюма |
Отгадайте, какой это век? |
Ни за что не отгадаете )))
Подскажу. Эта шляпа изготовлена в XIV столетии, в Господине Великом Новгороде, сплетена из сосновых корней!
Такие вот были древние новгородцы, не хуже молодого Джолли Форсайта из Саги Джона Голсуорси.
Метки: история костюма |
Что носили в древности новгородские модницы |
Ажурная туфля, Новгород, середина XIII века
Туфля с прорезным ажурным орнаментом, Новгород, XIV век
Еще одна не менее изящная туфелька с прорезями, Новгород, XIV век
Метки: история костюма |
Франсуа Вийон |
Книга известного французского историка и писателя Жана Фавье,
посвященная биографии французского поэта XV века Франсуа Вийона.
Метки: франсуа вийон |
Демографическая история Европы |
Метки: европа историческая демография демография баччи |
Аланская средневековая посуда Крыма |
Метки: аланы крым майков |
Народные представления славян |
Метки: славяне антропология |
Древо-земляные укрепления Южной Руси X-XIII веков |
Древо-земляные укрепления Южной Руси X-XIII веков
Метки: древняя русь русское средневековье |
Предварительные результаты охранных археологических раскопок в устье реки Охта |
В 2006–2009 гг. Санкт-Петербургской археологической экспедицией Северо-Западного института Культурного и природного наследия (СЗИ Наследия), ИИМК РАН проводятся охранные археологические исследования в зоне предполагаемого строительства ОДЦ «Охта» по адресу Красногвардейская пл. 2. на территории объекта культурного наследия крепость Ниеншанц «Охта–1».
В работах в качестве руководителей раскопок (начальников участков и раскопов) принимают участие специалисты-археологи из ИИМК РАН, СЗИ Наследия, Гос. Эрмитажа, Гос. Музея Кунсткамера, Санкт-Петербургского Гос. Университета, Института «Геореконструкция»: Сорокин П.Е., Гусенцова Т.М., Попов С.Г., Семенов С.А., Михайлов К.А, Поляков А.В., Лазаретов И.П., Васильев С.А., Андреева О.В., Иванова А.В., Гукин В.Д., Ахмадеева М.М., Короткевич Б.С., Стоянов Р.В., Кутимов Ю.Г., Чистов Д.Е, Шаровская Т.А. Базарова В.И., Праслова М.Н., Екимова А.А., Гарбуз И. А., Селезнева С.Ю., Козлова М.М, Борзов В.И., Новоселов Н.В., Новоселова Н., Кузнецов А.В., Пищулин С.А., Воротинская Л.С., Воротинский А.В., Глухов В.О., Громов М.А., Мокрушин В.П., Сиротова Л.В., Соколов А.В., Фииппенко Р.В., Палагута И.В., Суслов П.Н., Петров А.П., Глыбин В.В., Савинова Ю.В., Карамышев А.В., Кошельков А.П., Травкин С.Н.
Метки: раскопки в устье охты газоскреб охта-центр |
Зачем РПЦ музей Донелайтиса? |
Метки: донелайтис толькминкен охрана объектов культурно-исторического наследия |
Археологические памятники Охты под угрозой. Прошу перепостить! |
Метки: газоскреб охта-центр русская троя |
Славяне в исламском мире в раннее средневековье |
Метки: славяне |
Славянские древности |
Издательство Государственного Эрмитажа, 1962 г.
Метки: славянская археология |