-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в intellettuale

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 811





Святитель Никола Чудотворец

Воскресенье, 19 Декабря 2010 г. 13:53 + в цитатник
Рубрики:  История культуры и искусства

Метки:  

Антропология древних и современных балтов

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 07:13 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков

Метки:  

Из истории иконографии Господа нашего Исуса Христа

Пятница, 10 Декабря 2010 г. 10:11 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


До VI столетия древняя церковная иконописная традиция знала два типа изображения Христа - 1) с бородой и длинными волосами, 2) с короткими волосами, иногда без бороды. Например, икона "Христос Пантократор" VI века из монастыря святой Екатерины (Синай):





Аналогичную иконографию мы можем увидеть на монете эпохи второго царствования императора Юстиниана II (705-711):





В период конца VI и начала VIII веков в изображениях Христа начинает преобладать первый тип, с бородой и длинными волосами. К этому времени относится распространение в грекоязычной среде сирийского предания о обретении плата с изображением лика Христова. По первой версии Эдесский царь Авгарь V (Абгар V) послал художника нарисовать изображение Господа Исуса. По второй версии посланный Авгарем V художник не смог запечатлеть лик Христа, тогда Исус отер Свое лицо о полотенце, на котором Его лик чудесным образом отобразился. Это нерукотворное изображение и было привезено царю Авгарю.

Ниже - царь Авгарь получает убрус с ликом Господа Исуса Христа, фрагмент византийской иконы Х века из монастыря святой Екатерины (Синай):





Евсевий Кесарийский (IV в.) в своей "Церковной истории", повествуя о переписке Господа Исуса с Авгарем, ничего не упоминает о убрусе с изображением лика Христова. Паломница Этерия (возможно из Галлии или Испании), в 80-е годы IV в. посетившая Эдессу, подробно описывая местные святыни, упомянув виденное ей ответное письмо Христа царю Авгарю, также ни словом не обмолвилась о каком-либо плате с изображением лика Господня. Но тут следует отметить, Евсевий Кесарийский был известен своей принадлежностью к сторонникам арианской ереси, в связи с этим было бы достаточно странно найти у него такое упоминание. А записи Этерии явно неоднократно редактировались, в каком виде они вышли из-под ее пера мы уже, видимо, никогда не узнаем.

Далее предание повествует, что царь Авгарь не принял окончательно христианство. По этой причине местный епископ замуровал плат в стене ради его сохранности, также епископ сделал копию изображения и закрепил ее на плите. Возможно образ, который позднее выкупил византийский император, является тем изображением, которое предание отождествляло, как первоначальную копию на плите. Оригинал убруса, по преданию, был вновь обнаружен в стене во время восстановительных работ после наводнения 525 года.

По древнему сказанию эдесских христиан, во время штурма Эдессы войсками шахиншаха Хосрова I Ануширвана убрус был спрятан в колодце, после чего не был уже найден. Этому противоречит рассказ византийского историка Георгия Кедрина, согласно которому во время правления василевса Константина VII Багрянородного, в 944 году Эдесса, тогда уже находившаяся в руках мусульман, была осаждена армией под командованием Иоанна Куркуаса, во время осады эдесскую реликвию обменяли на группу пленных мусульман. Кедрин не работал непосредственно с документами, его "Обозрение Истории" - компиляция более ранних хроник. Критический разбор разных источников приводит к выводу, что у мусульман было выменяно изображение, которое считалось первоначальной копией с убруса. После взятия Константинополя крестоносцами этот образ исчезает, есть легенда, что он затонул вместе с кораблем, который вез его из Царьграда. Видимо эта легенда связана с историей реликвий, проданных в 1241 году латинским императором Константинополя Балдуином II королю Франции Людовику IX. Но бесследно константинопольский образ не исчез. По мнению специалистов, занимающихся историей иконографии "Спас нерукотворный", самыми близкими к византийскому оригиналу копиями являются Мандилион из римской Basilica di San Silvestro in Capite (в наши дни хранится в Capella di Santa Matilda в Ватикане) и Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni, что в квартале Castelletto в Генуе. Оба Мандилиона написаны на ткани закрепленной поверх доски.


Мандилион из Basilica di San Silvestro in Capite:





Мандилион из Chiesa di San Bartolomeo degli Armeni:





Сравните с русской иконой "Спас мокрая борода" XV века:





Преобладанию в средневековой иконописи иконографии Спасителя первого типа, т.е. с бородой и длинными волосами, также способствовало изображение с Туринской плащаницы.


Лик Христа на Туринской плащанице:





На следующей картинке изображение переведено из негатива в позитив:





А вот византийская икона (энкаустика) конца VI века из монастыря святой Екатерины (Синай), линии бровей и другие черты совпадают с ликом плащаницы:





Фрагмент той же иконы:






 

Рубрики:  История культуры и искусства

Метки:  

Славянское и балканское языкознание 1975–2003

Среда, 17 Ноября 2010 г. 09:11 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание

Метки:  

Псалтырь 1577 г.

Понедельник, 15 Ноября 2010 г. 06:23 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание

Метки:  


Процитировано 1 раз

Палеографическое значение бумажных водяных знаков

Понедельник, 15 Ноября 2010 г. 03:16 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание/Палеография и сфрагистика

Метки:  

Русская сфрагистика

Понедельник, 15 Ноября 2010 г. 03:09 + в цитатник
Рубрики:  Языкознание/Палеография и сфрагистика
Забытая история предков

Метки:  


Процитировано 1 раз

Модные аксессуары древних новгородцев

Среда, 10 Ноября 2010 г. 00:22 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


Кошелек, Новгород, XIII век


 

Кошелек, Новгород, XIV век


 

 

Рубрики:  Забытая история предков
Забытые традиции
История культуры и искусства
Археология

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Отгадайте, какой это век?

Вторник, 09 Ноября 2010 г. 23:30 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


Ни за что не отгадаете )))




Подскажу. Эта шляпа изготовлена в XIV столетии, в Господине Великом Новгороде, сплетена из сосновых корней!

Такие вот были древние новгородцы, не хуже молодого Джолли Форсайта из Саги Джона Голсуорси.


 

Рубрики:  Забытая история предков
Забытые традиции
История культуры и искусства
Археология

Метки:  

Что носили в древности новгородские модницы

Вторник, 09 Ноября 2010 г. 23:03 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора

 

Ажурная туфля, Новгород, середина XIII века


 

Туфля с прорезным ажурным орнаментом, Новгород, XIV век


 

Еще одна не менее изящная туфелька с прорезями, Новгород, XIV век


 

 

Рубрики:  Забытая история предков
История культуры и искусства
Археология

Метки:  

Франсуа Вийон

Понедельник, 08 Ноября 2010 г. 03:17 + в цитатник
Рубрики:  Интересные авторы
История культуры и искусства

Метки:  

Демографическая история Европы

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 12:38 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы

Метки:  

Аланская средневековая посуда Крыма

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 12:28 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы
Археология

Метки:  

Народные представления славян

Среда, 03 Ноября 2010 г. 19:02 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы

Метки:  

Древо-земляные укрепления Южной Руси X-XIII веков

Среда, 03 Ноября 2010 г. 01:38 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы
Археология

Метки:  

Предварительные результаты охранных археологических раскопок в устье реки Охта

Среда, 03 Ноября 2010 г. 01:11 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


В 2006–2009 гг. Санкт-Петербургской археологической экспедицией Северо-Западного института Культурного и природного наследия (СЗИ Наследия), ИИМК РАН проводятся охранные археологические исследования в зоне предполагаемого строительства ОДЦ «Охта» по адресу Красногвардейская пл. 2. на территории объекта культурного наследия крепость Ниеншанц «Охта–1».

В работах в качестве руководителей раскопок (начальников участков и раскопов) принимают участие специалисты-археологи из ИИМК РАН, СЗИ Наследия, Гос. Эрмитажа, Гос. Музея Кунсткамера, Санкт-Петербургского Гос. Университета, Института «Геореконструкция»: Сорокин П.Е., Гусенцова Т.М., Попов С.Г., Семенов С.А., Михайлов К.А, Поляков А.В., Лазаретов И.П., Васильев С.А., Андреева О.В., Иванова А.В., Гукин В.Д., Ахмадеева М.М., Короткевич Б.С., Стоянов Р.В., Кутимов Ю.Г., Чистов Д.Е, Шаровская Т.А. Базарова В.И., Праслова М.Н., Екимова А.А., Гарбуз И. А., Селезнева С.Ю., Козлова М.М, Борзов В.И., Новоселов Н.В., Новоселова Н., Кузнецов А.В., Пищулин С.А., Воротинская Л.С., Воротинский А.В., Глухов В.О., Громов М.А., Мокрушин В.П., Сиротова Л.В., Соколов А.В., Фииппенко Р.В., Палагута И.В., Суслов П.Н., Петров А.П., Глыбин В.В., Савинова Ю.В., Карамышев А.В., Кошельков А.П., Травкин С.Н.

В работах принимают участие специалисты-археологи из других регионов России и ближнего зарубежья. Современный состав экспедиции составляет около 200 человек...

 

Рубрики:  Забытая история предков
Охрана объектов культурно-исторического наследия
Археология

Метки:  

Зачем РПЦ музей Донелайтиса?

Понедельник, 01 Ноября 2010 г. 21:33 + в цитатник
Arcivescovo_Ambrosio (intellettuale) все записи автора


С тех пор, как РПЦ МП в 2009 году создала самостоятельную Калининградскую епархию, миновало не так много времени. Но результаты деятельности поименованного церковного учреждения весьма впечатляют. Мотивируя свои намерения геополитическими интересами России Калининградская епархия РПЦ вознамерилась истребовать от государства передать ей в собственность или, хотя бы, в пользование все костелы и кирхи на территории Калининградской области, начиная с кафедрального собора на острове Канта. Последний они восхотели получить с одним исключением - без могилы Канта, им она не нужна. Кроме прочего Калининградская епархия востребовала себе в собственность тевтонские замки, объявив их объектами религиозного назначения на том основании, что в них имелись домовые капеллы. В феврале 2010 года замок Георгенбург был передан в оперативное управление местному приходу Архангела Михаила Калининградской епархии. Спрашивается, а зачем им эти замки? Видимо собрались от шведов обороняться. По мысли представителей Калининградской епархии, если все эти объекты попадут в руки лютеран и католиков, то представители поименованных конфессий будут представлять "чужие интересы". Лютеран и католиков на территории Калиниградской области осталось очень мало, настолько, что они маловероятно смогут играть хоть какую-то роль в общественной и политической жизни региона. Т.е. опасаться, что они смогут добиться отделения Калининградской области от России, суть угроза мнимая. С другой же стороны проживающие на территории региона лютеране и католики являются гражданами Российской федерации, соответственно, ставить их под подозрение в антироссийской деятельности, основываясь на их религиозной принадлежности, как минимум выходит за рамки закона. 28 октября сего года Калининградская областная дума рассмотрела законопроект о передаче в собственность Калининградской епархии РПЦ ряда зданий религиозного назначения, бывших лютеранских и католических храмов, в т.ч. кирхи Арнау и кирхи в местечке Толькминкен (ныне Чистые Пруды), в последней располагается мемориальный музей Донелайтиса. Кирха Арнау - заложена в 1364 году, одно из старейших храмовых сооружений Восточной Пруссии, в храме сохранился фресковый ансамбль XIV века. Уникальный памятник архитектуры и настенной живописи, в 90-е на его реставрацию не нашлось денег. Реставрационные работы начались только в 2006 году, частично из федерального и регионального бюджетов, частично за счет средств собранных немецким культурным обществом "Арнау". С 2008 года храм стал филиалом Калининградского историко-художественного музея, что, памятуя о его архитектуре и фресковом ансамбле, вполне логично. Совершать в этом храме богослужения, соответственно - воскурять ладан и жечь свечи, будет означать постепенную гибель для фрескового ансамбля. В Западной Европе, например, в Италии, в таких храмах или не проводят богослужения вовсе, или, в зависимости от состояния сохранности, снимают старинные фрески со стен и создают для них специальные музейные экспозиции. В России же древние фресковые ансамбли цены не имеют, но не в том смысле, что они бесценны, а в том, что они нашему государству даром не нужны. 11 мая 2010 года кирха Арнау, не взирая на многочисленные протесты общественности, была передана в безвозмездное пользование Калиниградской епархии РПЦ. А 28 октября 2010 года Калиниградская областная дума передала храм в собственность РПЦ. Бывший католический, а позднее лютеранский храм имеет присущий ему интерьер, который также является предметом охраны данного памятника культурно-исторического наследия. При использовании храма представителями иной конфессии этот интерьер неминуемо будет изменен. А учитывая факт, что еще не было ни одного случая, когда бы древние фресковые ансамбли в храмах, переданных РПЦ, постепенно не разрушались, то фрескам из кирхи Арнау, видимо, тоже уготована плачевная участь. Ко всему замечу, что с передачей кирхи Арнау в собственность РПЦ в храме были прекращены все реставрационные работы. На помянутом заседании от 28 октября был отложено на короткое время решение вопроса о передачи в собственность РПЦ других бывших католических и лютеранских храмов, в т.ч. мемориального музея Донелайтиса. Кристионас Донелайтис - лютеранский пастор, служил во второй половине XVIII столетия в кирхе местечка Толькминкен (ныне Чистые Пруды), более он известен, как один из основоположников литовской художественной литературы нового времени, по праву считается одним из классиков мировой литературы. Гёте ставил поэму Донелайтиса "Времена года" в один ряд с поэзией античности. В 1979 году в кирхе Толькминкен был открыт мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса. Не сложно понять, какое значение этот музей имеет для литовцев. Напомню, литовцы входят в число коренного населения Калининградской области. Не взирая на это РПЦ захотела получить кирху Толькминкен себе в собственность с целью сформировать в ней церковную общину. Когда стало известно о возможной передаче этого храма в собственность РПЦ, Комитет по иностранным делам Сейма Литовской республики обратился к руководству Калининградской области с просьбой не передавать РПЦ музей Донелайтиса. 28 октября, в день чтения в Калининградской областной думе законопроекта о передачи 15 культовых сооружений в собственность РПЦ, губернатор Цуканов поспешил вывести кирху Толькминкен из списка объектов, передаваемых в собственность РПЦ, но временно. По предложению Цуканова Калининградская областная дума должна будет вернуться к рассмотрению этого вопроса во время ноябрьской сессии. Надеюсь, депутатам Калининградской областной думы хватит ума не наделать глупостей, и кирха Толькминкен как прежде останется музеем Донелайтиса. РПЦ оправдывает свои действия в т.ч. нехваткой храмовых сооружений у Калининградской епархии. В действительности верующих РПЦ в Калининградской области значительно меньше, нежели пытается представить Калининградская епархия РПЦ, без бывшего лютеранского кафедрального собора на острове Канта, кирхи Арнау и мемориального музея Донелайтиса эти верующие вполне могут обойтись. Тем паче обойдутся они и без тевтонских замков, поелику нападения потомков смелых викингов никто в ближайшее время не ожидает. Интересен подход самой Калининградской епархии РПЦ к передаваемым ей объектам, который дает исчерпывающие ответы на возникающие вопросы. В одной из бывших кирх Калининграда располагался ночной клуб "Вагонка". Весной этого года кирху передали в безвозмездное пользование РПЦ. Как вы думаете, что сделала Калининградская епархия РПЦ, получив в пользование этот храм? А Калиниградская епархия не долго думая сдала его в аренду все тому же ночному клубу "Вагонка". Как кирха была клубом, так она клубом и осталась, только раньше аренду платили городу, а теперь РПЦ. Как видим, деятельность РПЦ по присвоению себе культурного наследия народов России, в т.ч. и иных конфессий, приводит уже к международным скандалам. А что будет дальше?
 

Рубрики:  Новости
Охрана объектов культурно-исторического наследия

Метки:  

Археологические памятники Охты под угрозой. Прошу перепостить!

Понедельник, 25 Октября 2010 г. 04:28 + в цитатник
Рубрики:  Новости
Охрана объектов культурно-исторического наследия
Археология

Метки:  

Славяне в исламском мире в раннее средневековье

Понедельник, 25 Октября 2010 г. 03:58 + в цитатник
Рубрики:  Забытая история предков
Интересные авторы

Метки:  

Славянские древности

Понедельник, 25 Октября 2010 г. 03:49 + в цитатник
Рубрики:  Археология

Метки:  

Поиск сообщений в intellettuale
Страницы: 16 15 [14] 13 12 ..
.. 1 Календарь