«Блатная» цензура Как известно, в уголовной, или «блатной», среде матерщина жестко табуирована. За неосторожно оброненное матерное выражение заключенного может ждать куда более серьезная ответственность, чем административный штраф за публичную нецензурную брань на воле. Почему же «уркаганы» так не любят русский мат?
Прежде всего, что матерщина может представлять угрозу для «фени» или «блатной музыки». Хранители воровских традиций хорошо понимают, что если мат вытеснит арго, то следом потеряют свой авторитет, свою «уникальность» и «исключительность», а главное власть в тюрьме, элита уголовного мира – иными словами начнется «беспредел». Любопытно, что уголовники (в отличие от государственных мужей) хорошо понимают, к чему могут привести любая языковая реформа и заимствование чужих слов.
а чем там ругаются? научными терминами?
Да извините, да пожалуйста мерси...
Мучают себя как при царском режиме...?
У каждого слова,своё значение и смысл есть.Урки тоже ругаются,просто с умом и в уместное время.
На фене много слов которые звучат безобидно, но несут оскорбление намного больше мата, ими и ругаются.
ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ ЕВРЕЙСКО-РУССКИЙ ЯЗЫК:
Ботать по фене
Воровской жаргон пришёл в русский язык из иврита и идиша после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской Империи сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группировки. Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреев служить в полицию не брали.
Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон. Вот некоторые из них:
Ботать — בטא (боте) выражаться. ביטוי (битуй) выражение.
Феня — אופן (офен) способ.
ביטאי באופן (Битуй беофен) — ботать по фене — выражаться особым способом, непонятным для окружающих.
Фраер — Frej — свобода (идиш) Фраер — не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта.
Блатной. Die Blatte (идиш) — лист, бумажка, записочка. Тот, кто
устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.
В воровском жаргоне блатной — свой, принадлежащий к уголовному миру.
Шахер–махер. סחר מחר иврит (сахер мехер). «Махер» — это значит продавать, а «шахер» — товар.
Хевра — криминальная общность, банда. Иврит חברה (хевра) – компания
Ксива — записка. Иврит כתיבה (ктива) — документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т)ת часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).
Клифт — пиджак. Ивр. חליפה (халифа) — костюм.
Малина (воровская) — квартира, помещение, где скрываются воры. От מלון (малон) — гостиница, приют, место ночлега.
Хана – конец. חנה – ивр. хана – делать остановку в пути, привал. Это корень очень широко распространен в иврите (ханая, - автостоянка, ханут – склад, магазин).
Отсюда же и слово «Таганка» произошедшее от слова תחנה (тахана) — станция, остановка, стоянка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась тюрьма, в которую привозили заключенных со всей страны (европейской части страны) перед отправкой в Сибирь.
Марвихер — вор высокой квалификации.
מרויחר марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. מרויח марвиах — зарабатывает.
Хипеш — обыск.
Хипесница — воровка. Ивр. חיפוש (хипус) – поиск, обыск.
Параша — слух. Ивритское слово פרשה (параша) означает комментарий (или дурнопахнущая история).
Бан — вокзал. На идише слово «бан», имеет то же значение.
Халява — даром, бесплатно. Ивр. חלב халав (молоко). В 19 веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый דמי חלב «дмей халав» — «деньги на молоко».
Шара, на шару — бесплатно. Ивр. ( שאר , שארים шеар, шеарим) — остатки.
То, что остается у продавца, непригодное для продажи, и он оставляет это на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции на поле необходимо оставлять несжатую полоску שאר - шеар - остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.
Мусор — милиционер. На иврите. מוסר (мосер) — тот, кто
передает информацию. Мусорами называли в Российской империи
полицейских задолго до появления милиции.
Шалава — потаскуха, проститутка. שילב, לשלב (шилев) сочетать (одновременно несколько мужчин).
Мастырка — фальшивая рана, замастырить — спрятать. На иврите מסתיר
(мастир) — прячу, скрываю.
Отсюда же стырить — украсть. И סתירה — (сатира) сокрытие. Отсюда же и
сатира (скрытая издевка). И мистерия. Древнегреческие сатиры тоже
отсюда, а не наоборот.
Шухер. Стоять на шухере. Это означает, что стоящий на шухере охраняет совершающих преступление (обычно кражу) и предупреждает о появлении работников правопорядка. Шухер происходит от ивритского слова шахор שחור , что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.
Шмонать — обыскивать, искать. В тюрьмах Российской империи было принять делать обыски в камерах в 8 часов вечера. Восемь на иврите шмоне שמונה отсюда «шмонать».
Сидор — мешок с личными вещами заключенного. В этом мешке должен быть строго определенный набор предметов. За их отсутствие или наличие посторонних предметов в этом мешке (сидоре) заключенный наказывался. Или не наказывался, если набор предметов в этом мешке был в порядке. Порядок
на иврите — седер סדר. Еврейское «седер» превратилось в привычное русскоязычному уху
На самом деле еврейских слов в русском языке значительно и значительно больше т.к. сыновья Израиля ( иврим ) появились на территории европейской части России задолго до греческих поселенцев, печенегов, половцев, германцев-готов, славян и хазар уже в 6 и даже в 8 веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ и затем в 9 веке нашей эры перешли в основном на древне-русский язык ( роусеск ) и частично на старо-моравский ( древне-чешский язык ).
אור לגויים свет народам
Аватара пользователя
Александр Волынский
Мусор - от МУС, Московский Уголовный Сыск, одно из первых названий , когда полицию Российской империи вообще стали разделять по направлению работы и т.д.
Maziy, это часть жизни, темные уголки так сказать. Мне кажется, можно иметь представление о них, ну конечно не всем, а тому, кто не закрывает глаза на то, что рядом.
Например слово Фраер известно - а смысл (что это не сидевший) только сейчас узнала, и т.д.
и особенно - Шара, на шару. даже притча об этом есть...корни то какие!
Анатолий_Луковкин_--, честно не слыхала, или при мне не ругались... но что они говорят - вообще невозможно разобрать. Абсолютно все слова не знакомы. Даже в фильмах сложно, а в жизни - только по интонации можно догадаться.
сыновья Израиля ( иврим ) появились на территории европейской части России задолго до греческих поселенцев, печенегов, половцев, германцев-готов, славян и хазар уже в 6 и даже в 8 веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Феерично.
Что же понесло евреев времен царя Соломона в русские снега? В те времена тут, между Днепром и Уралом, и людей-то не было, одни медведи и тайга...
Буквально сегодня прочла... пристрастие к сквернословию является признаком повышенной честности человека.. Но при этом если полностью разговаривать матом ( в данном случае - по фене ) это признак убогости мышления, неумение выражать свои мысли.
Один мой товарищ,по работе,на Колыме,постоянно ругался ,но так,без злобы,для связки слов!К примеру-"привет пидарасы",мог сказать в незнакомой компании и ему это сходило с рук,до поры-до времени,пока случайно не забрёл выпить в "коллектив" бывших ЗК, отмотавших длительные срока ,ещё привезённых на Колыму,по "сталинским путёвкам".Там такой лексикон ему с рук не сошёл-поколотили его,попугали ножичком,но вот с тех пор, другим человеком стал,понял,что не везде " свои права устанавливать можно!
Юрий_Дуданов, за такое позорное слово там действительно порезать могут, и не только. Ничего удивительного. И за меньшее бывает.
И у нас в сообществе тоже...
"Сядар - полотняный мешок, наволочка по-чувашски ."
Сие раз.
Термин "сидор" имеет место быть в россйской армии есче во времена Суворова или даже раньше.
по поводу наличия "носатеньких" в такие древности вопрос ну очень мутный...
хазары не зачот они не по крови, а по религии иудеи и не все.
и какой иврит если он в то время был фактически "мертвым языком", а идиш сие есть старо-немецкий...
Матчасть одно слово...
КЛИМ1, Вообще -то мы по фени ботали с детства. и дети зам. министров и дети работяг. Не знаю как у вас, у нас в Ашхабаде так было. И дрались не по признаку образования, а по месту проживания. И не важно, русский или туркмен, азер, армянин, еврей, немец... Наш район назывался стройгородок. Бараки у нас через забор были. кирпич 380 мм. И там семьи жили. Строители, русские. Ссыльные многие были, по уголовке. голубей держали. У нас с ними война была постоянная. Дрались в детстве мечами и саблями деревянными, я был зачинщик, на бассейке битва была. Не помню. кто победил, а, нет, мы победили, меч я свой сломал, но с победой домой вернулся и с фингалом)).
Какое отношение сие имеет к моему коменту...
Если мерятся причинными местами раион г. Куйбышва( Самара) с лирическим название Безымянка.
Образовался на месте Безымянлага с вытекаюсчими...
из всей нашей дворовой кодлы двор образовывами три дома 1 -ый (94) наш, 2-ой (14) напротив и 12-ый образовывали букву "П", погодков всего где-то человек 15-18 не село всего пятеро...
из старшаков примерно столько же сели все...
Ессно было куча " сидельцев" где-то от 22 до 25 лет и старше ну ети нам казались стариками ...
так что блатная музыка была в ходу только в путь...
я имел ввиду что не надо "феню" сводить только как производное идиша....
феня - воровской тайный язык сусчествовал веками ...
Благодарю. Меня смутило словосочетание моно-стырь ( см."Отсюда же стырить — украсть. И — (сатира) сокрытие. Отсюда же и сатира (скрытая издевка). И мистерия. Древнегреческие сатиры тоже отсюда, а не наоборот").
Так было раньше. Сейчас плюют на понятия, и мат процветает везде, даже в театре, в кино. А КЛИМУ 1- вернись в начальные классы школы. Или проверяй орфографию в интернете.
Вообще-то должен отметить,что КЛИМ1, вполне разумно внёс долю сомнения в этимологию отдельных слов.
Просто у нас тенденция есть -показать этим русским. что у них своево-то ничего нет. если не варяги , то монголы. принесли если не немцы то евреи.
Исходное сообщение Turtle_1
Буквально сегодня прочла... пристрастие к сквернословию является признаком повышенной честности человека.. Но при этом если полностью разговаривать матом ( в данном случае - по фене ) это признак убогости мышления, неумение выражать свои мысли.
Написал об этом наверное сквернослов, таким образом реабилитируя себя. Знаю честных людей не ругающихся матом, и наоборот - сквернословит да ещё и врёт. Так что пишут... на заборах тоже пишут...
Исходное сообщение Alisa-16
Исходное сообщение Turtle_1
Буквально сегодня прочла... пристрастие к сквернословию является признаком повышенной честности человека.. Но при этом если полностью разговаривать матом ( в данном случае - по фене ) это признак убогости мышления, неумение выражать свои мысли.
Написал об этом наверное сквернослов, таким образом реабилитируя себя. Знаю честных людей не ругающихся матом, и наоборот - сквернословит да ещё и врёт. Так что пишут... на заборах тоже пишут...
Да читала я всё это и другие источники есть с другими пяснениями и примерами. Психологи тоже имеют каждый своё мнение, свои доводы (если с ними ознакомиться, то можно считать вполне обоснованными). Интернет, как и бумага с забором, всё стерпят. Но всё-таки сквернословие способствует распутстсву, разврату. Моё субъективное мнение. Мне не нравится, когда ругаются матом, вообще грубые и хамовитые. Безусловно, наверное бывают ситуации, когда сорвётся мат, но если это вошло в привычку и произносится часто... Человек сам выбирает: или быть чистым и телом, и душой, и мыслями, и словами или пачкать себя и изливать потоки скернословия. Каждый сам себе решает. Но однозначно - сквернословие - это неуважение не только к окружающим, но в первую очередь к себе
Alisa-16, Turtle_1, девочки, заметьте, это пост не о мате, да он и направлен против сквернословия.
Да, это язык, грубо говоря "ботать по фене" - он совершенно из другой среды, слава богу, надеюсь, тут никого не касается, но всё же он существует и к мату не имеет отношения.