Рахманинов играет Рахманинова. Концерты для фортепиано с оркестром |
Он абсолютно узнаваем - и как композитор, и как пианист...
Как пианист он феноменален и ни с кем не сравним.
В начале 1930-х в Москву приехал с концертами Артур Рубинштейн.
До фултонской речи было еще далеко, но железный занавес, отделяющий нас от мира, был уже вполне осязаем — и здешние музыканты, обступив гостя, искренне любопытствовали: кто на Западе лучший пианист?
Рубинштейн подумал и ответил: «Наверное, Горовиц. Да, Горовиц сильнее всех». Кто-то спросил: «А Рахманинов?» - «Вы же спрашиваете о людях, а Рахманинов…» - и гость воздел руки к небу."
В каждом из четырех концертов - овеянном юношеской романтикой Первом (1891), самом пышном, сверкающем и задушевном Втором (1901), чарующем изысканной поэтичностью Третьем (1909) и более суровом Четвертом (1926), а особенно Втором и Третьем - раскрываются наиболее полно лучшие черты рахманиновского таланта; этим концертом он в большей мepe обязан мировой славе. Обращает на себя внимание то, что в финалах концертов звучит музыка ярко оптимистическая, по-особенному контрастирующая со многими рахманиновскими произведениями драматического и трагедийного характера.
В музыке Рахманинова звучало только то, что вырывалось из глубины души и достигало клавиатуры, нотных страниц, а затем - концертных зал, рождая мгновенный отклик людей, способных непосредственно отзываться на музыку. Таких людей - большинство. Именно отсюда популярность Рахманинова.
К своим концертам Рахманинов относился как к празднествам.
В этом была не только понятная в жизни каждого артиста потребность успеха, а нечто большее и более глубокое:
«Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец» ,- говорил он своим близким друзьям.
Гениальный пианист, наследник традиций Листа, Рубинштейна Рахманинов захватывал аудиторию страстностью исповеди и проповеди, вытекающих из свойств и особенностей его личности. Его фортепианные концерты - «музыкальные романы», глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминающие страницы Толстого, Чехова, полотна Левитана, стихи Надсона, Бунина, Тютчева…
…Есть композиторы, мысль о которых рождает ощущение вины, неоплаченного долга; это те, чья музыка высоко ценится, но мало исполняется. При мысли о Сергее Васильевиче Рахманинове совесть чиста. Он любим. Его музыка звучит постоянно. В концертах ли или в домашнем быту, она радует своей поразительной красотой, волнует нескончаемым потоком образов, понятных всем, по особенно близких каждому, кто приник устами и сердцем к роднику русской культуры.
источник
Рубрики: | Музыканты/Пианисты Музыка/Симфоническая Музыкальные жанры и формы/Концерт Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |