-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сообщество_Асатру

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

асатру северная традиция http://vk.com/id108758#/club240

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Северные_Земли

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 625




«Наша вера не вопрос чисто исторического увлечения: это - живая и развивающаяся религия» («Наш Трот», Глава 13. Фригг и другие богини.)

Руническое искусство в Санкт-Петербурге

Вторник, 17 Февраля 2015 г. 19:19 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

 

Данный курс одного из ведущих российских специалистов по эзотерической рунологии — Антона Платова — направлен на серьезное ознакомление слушателей с руническим Искусством и рассчитан на людей, имеющих хотя бы минимальное представление о рунах.

Курс затрагивает все основные аспекты рунического Искусства — от семантики рунических символов до практик навыков мастера рун.
Читать далее...
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Языческий храм будет в исландии к 2016 году

Суббота, 14 Февраля 2015 г. 21:18 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Новость от К.Я.Т. (Круга Языческой Традиции)

 

В Исландии собрали деньги на языческий храм. Впервые за 1000 лет на острове появится святилище древним богам. Коррективы в планы верующих внёс финансовый кризис
Осенью 2016 года в Рейкьявике появится языческое святилище, посвящённое древним скандинавским богам, которым в стране поклонялись в раннем Средневековье (так называемая эпоха викингов). Об этом Metro рассказал Хилмар Ёрн Хилмарсон, композитор, музыкант и один из руководителей асатру, или неоязычества, в Исландии. Он же является главным священником в Ásatrúarfélagið – островной ассоциации, объединяющей последователей дохристианских верований. Сегодня в ней состоит примерно 1,3% жителей страны (всего около 2,5 тыс. человек). 

– Строительство храма мы финансируем из собственных сбережений, – рассказал Хилмарсон. – Финансовый кризис, который потряс Исландию в 2008 году, внёс серьёзные коррективы в наши планы. Тогда мы потеряли много денег и решили изменить график, реализовав проект в два этапа. Первый из них предполагает возведение святилища и офиса организации. 

Эта работа, по словам исландца, займёт примерно 18 месяцев и закончится ранней осенью 2016 года. Второй этап, согласно планам, растянется на 10 лет. Он включает в себя появление всей сопутствующей инфраструктуры.

– Это здание нашей коммуны, залы для проведения лекций и так далее, – объясняет Хилмарсон. 
Языческое капище в форме круга появится на холме над исландской столицей. Оно уйдёт на четыре метра вглубь, а над поверхностью будет виден купол, ориентированный по солнцу. 

Лидер ассоциации уточняет, что последователи неоязычества возносят хвалу не Одину, Тору и Фрейе в их традиционном персонализированном изображении, а силам природы, которые они олицетворяют. В шутку последователей традиционной дохристианской религии называют в стране «первой экологической партией в истории». Хилмарсон говорит, что в последние годы число сторонников таких религиозных взглядов увеличилось в Исландии в три раза. 

Йормундур Инги, возглавляющий другую организацию языческого толка – Reykjavikur Goðar, связывает такую тенденцию с тем, что позиции христианской церкви на острове уже не так сильны, как раньше. В определённой степени люди начинают в ней разочаровываться и возвращаются к природе.
Превью 82546357 (639x318, 171Kb)Превью 82546367 (620x372, 242Kb)
Источник: www.metronews.ru/novosti/ 6 февраля 2015 года

Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Журнал Сага №9

Среда, 11 Февраля 2015 г. 23:23 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Предлагаем вашему вниманию девятый номер журнала Сага. К сожалению, по техническим причинам журнал вышел немного не вовремя. Планировали выпустить в январе. Но зима в самом разгаре, и мы хотим помочь нашим читателям скоротать это холодное время за чтением нового номера нашего журнала, которому уже исполнилось три года. В этом номере мы хотим вас занять как серьёзными статьями по материальной истории и мифологии, так и порадовать сказками и комиксами, а также предложить дело для не ленивых рук и начинаем публиковать серию мастер-классов по народной кукле. 
С наилучшими пожеланиями, редакция журнала «Сага».

3945726_ (493x700, 299Kb)

скачать можно здесь
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Мельникова Е. А. Скандинавы на Балтийско-Волжском пути в IX-X веках

Вторник, 10 Февраля 2015 г. 22:02 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора C94W-85lpPI (604x402, 86Kb)

Источник: Е. А. Мельникова. Древняя Русь и Скандинавия. Избранные труды. – М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2011 (стр. 433-440)

В отечественной и зарубежной историографии давно признана важная роль, которую играл Волжский путь в истории Европы после того, как арабские завоевания прервали существовавшие еще с античности маршруты из Средиземного моря на Восток. Особенно велико его значение было, как считается, в экономическом развитии Древней Руси и скандинавских стран, поскольку с Востока сюда поступало в больших количествах арабское серебро, широко использовавшееся и в зарождавшемся денежном обращении, и в ювелирном производстве. Эти, по преимуществу экономические, аспекты функционирования Балтийско-Волжского пути обстоятельно исследованы1. Однако, как представляется, есть и другие, не менее значительные результаты его существования, в первую очередь, в социально-политическом развитии Восточной Европы, которые еще не получили достаточного освещения.

Балтийско-Волжский путь возник не как самостоятельная магистраль, но как продолжение на восток сложившейся к середине I тысячелетия н. э. системы торговых коммуникаций, которая связывала центральноевропейский, североморский и балтийский регионы. Пути из Центральной Европы и с побережья Северного моря сходились в Южной Ютландии и на датских островах, откуда начинался балтийский участок пути, достигший к IV-V вв. юго-восточного побережья Ёталанда (Экеторп на о. Эланд), а к VI-VII вв. – Свеаланда (Хельгё на оз. Меларен). Он проходил вдоль земель, населенных скандинавскими народами, племенная знать которых контролировала торговлю. Купцы, они же воины, осуществлявшие торговые поездки, были также в подавляющем большинстве скандинавами, хотя в торговую деятельность могли вовлекаться и вовлекались представители иных этнических групп, обитавших на южном и восточном берегах Балтийского моря.

Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  

«Чародейская книжица Гальдраквер» Леонида Кораблёва

Воскресенье, 08 Февраля 2015 г. 20:49 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

mp1Q2M_Id4U (516x700, 56Kb)


Леонид Кораблёв:
Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается новое издание Леонида Кораблева – миниатюрная книга с ручным переплетом «Чародейская книжица Гальдраквер». Размер книги 60 мм х 85 мм, корешок толщиной - 18 мм, количество страниц 288. Книга красиво исполнена: отпечатана на белой плотной бумаге, обложка сделана из эко-кожи с золотым тиснением, с крашеным обрезом под мрамор. Тираж 100 экзепляров. Издательство «ЯникО».

Это сборник самых известных исландских гальдра-ставов из разных магических рукописей, манускриптов и коллекций. Магические знаки, представленные в этом издании рассчитаны на применение для разных случаев. В книге легко ориентироваться, т.к. магические ставы размешены по тематическим разделам в зависимости от назначения. Большинство рецептов легко исполнимо в настоящее время (в современном мире), не загружены комментариями, есть краткая характеристика и рекомендации к использованию исландских гальдра-ставов вообще.

Книга будет опубликована в течение февраля-марта 2015. Ориентировочная стоимость книги 2500 руб., при оплате книги заранее в период с 8.02.2015 по 22.02.2015 цена 2000 руб.. Заявки на книгу принимаются по адресу albrunster@gmail.com

Эта замечательная книга может использоваться не только для практики, это сувенир, талисман и произведение искусства.

История миниатюрной книги уходит корнями в древность. В Средние века подобные книги считались большой ценностью, были очень высокой стоимости (труд был очень тяжёлый и кропотливый), приобрести их могли только состоятельные люди, они были во владении церковников, знати, королевских семей. Эти книги были в основном религиозного содержания, а также различные календари и советы путешествующим в дороге, то есть книги практического содержания. В Исландии была другая традиция: подобные мини-книги находились во владении исландских ведунов, содержали магические рецепты и гальдра-ставы, считались по праву редкостью. Ведуны носили их с собой как талисман. До наших дней сохранились две такие книжицы: одна имеет размер чуть больше спичечного коробка (80 мм х 55 мм), рукопись AM 434d 12 mo, другая – с четвертую часть листа, рукопись Lbs. 143 8 vo., получившая название «Гальдраквер» (Магическая книжечка в размере кварта).

Прелесть миниатюрной книги в том, что она хоть и маленькая, но сохраняет в себе все качества книги — величайшего сокровища человеческой мудрости, вместилища человеческого гения.

Создание миниатюрных книг требует высокого уровня мастерства, граничащего с настоящим искусством, что особенно ценится собирателями этих изданий и библиофилами. Миниатюрные книги зачастую издаются энтузиастами из любви к искусству и оценены значительно ниже фактической ценности рабочей силы, времени и материалов, потраченных на их создание. Эта книжица - не только сувенир, это серьёзный образец искусства книгоиздания, в создании которого использовались как старинные технологии, так и последние технологические достижения, а также труд нескольких человек. И то, что книга маленькая, не уменьшает её достоинств, а, наоборот, делает её максимально сконцентрированным приложением мастерства и души людей, её сделавших.
Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 1 раз

Статья Т.Н.Дмитриевой: О неоднозначности понятия «жертвоприношение»

Суббота, 07 Февраля 2015 г. 23:13 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Статья не относится непосредственно ни к Северной (скандинавской), ни к континентально-германской традициям. По сути, наиболее интересные моменты её посвящены тому периоду развития общества, о котором у индо-европейских племён мы можем только догадываться — по аналогиям, в том числе и с рассматриваемым материалом. 
Однако тем интереснее сравнить подход к цели и роли ритуалистики в древности — и в наши дни. Что ушло, что стало лишь подразумеваемым фоном, что проявилось со всей резкостью.

Т.Н.Дмитриева
О неоднозначности понятия «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ»

Источник: Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель: Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики» / Под ред. М.Ф. Альбедиль, Д.Г. Савинова. СПб.: МАЭ РАН, 2012. Вып. V.

Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  

Исторический опус о шведская бранной речи

Воскресенье, 01 Февраля 2015 г. 23:07 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора


12116

Принято считать, что русский мат - лучший в мире мат, это самые крепкие и самые выразительные ругательства, а потому грузчики в любом порту пользуются именно этими, русскими словами, которые лежат далеко за пределами словарей нормативной лексики.
В шведском языке, однако, тоже есть свои бранные слова, мало того, есть и словари ненормативной лексики. Так, например, словарь "неприличных" слов, составленный Bengt Dagrin, содержит более 7-ми тысяч словарных единиц. Ещё есть шведский словарь XVII века, написанный одним епископом, и там все эти слова уже были. Словарь никогда не был напечатан, он существует только в рукописи.
Так что и шведский язык, оказывается, вовсе не так уж беден на слова, которые пишут на заборах и в общественных туалетах.

Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  

С Торраблотом!

Суббота, 24 Января 2015 г. 18:51 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Торри (исл. Þorri), четвертый зимний месяц в старом исландском календаре, начинается в пятницу между 19 и 25 числами января (9–15 января до 1700 года). Начало Торри знаменует середину зимы. Как название месяца Торри известен с XII века. Его происхождение остаётся неясным. Высказывались мнения, что он может быть вариантом имени языческого божества Тора (исл. Þór), или же что он мог быть произведён из þurr (сухой) или из þverra (убывать).

60232677 (491x700, 87Kb)
Рубрики:  Мифология

Метки:  

Боги викингов. Книга

Четверг, 22 Января 2015 г. 21:27 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Боги викингов (2003)

Хлебнова Т.И., Подвигина Е.Ф.

В данной книге вы найдете полное введение в мифологию викингов, образцы уникального искусства викингов, подробную информацию о богах викингов.
Рубрики:  Мифология
Разное

Метки:  

Якуб А.В. Образ норманна в западноевропейском обществе IX - XII вв.

Среда, 21 Января 2015 г. 19:54 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора
Якуб А.В. Образ норманна в западноевропейском обществе IX - XII вв. Становление и развитие историографической традиции. Омск, 2008.

Аннотация. Рассматривается проблема формирования образа «норманна» в западноевропейском обществе IX—XII вв. Характеризуется процесс становления и развития историографической традиции от первых упоминаний о «норманнах» в западноевропейских источниках до складывания официальной версии ранней истории Нормандского княжества. Дается анализ исторических сочинений каролингских и нормандских авторов, а также различных анналов, на основании которых реконструируется новый взгляд на природу взаимоотношений между франкским миром и «норманнами».
/vk.com/images/icons/mono_iconset.png?1" target="_blank">https://vk.com/images/icons/mono_iconset.png?1) 0% 1px no-repeat;">Историк Беляев
Рубрики:  Разное

Метки:  

Видео-рассказ Л.Кораблёва про избранные места Исландии.

Вторник, 20 Января 2015 г. 02:08 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Пишет Леонид Кораблёв:
Приглашаю всех посмотреть небольшой документальный фильм, созданный по материалам, отснятым в Исландии в сентябре 2013 года. Это фильм-лекция, в котором я рассказываю о некоторых магических местах Исландии и фольклорных историях об эльфах, троллях, немертвых-драугах, связанных с ними: 
yadi.sk/i/b4BP8Je-dzriv
Список мест, о которых идет речь:


Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Гвоздецкая Н. Ю. Валькирическая тема в "Саге о Вёльсунгах"

Воскресенье, 18 Января 2015 г. 02:07 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора PsvH01zsuf (615x420, 49Kb)

 

Источник: Самые забавные лживые саги. Сборник статей в честь Г. В. Глазыриной. – М.: РФСОиН, 2012

 

Саги, получившие в научной литературе условное название "саги о древних временах"1, представляют весьма неоднородную группу. За последнее время проблема классификации и формирования этого вида текстов получила глубокую и обстоятельную трактовку в отечественной науке благодаря работам Г. В. Глазыриной2. В частности, ею детально проанализированы преобразования, происходившие с историческими фактами на разных стадиях бытования сюжета (в том числе, в связи с политическими и конфессиональными интересами3). В данной статье хотелось бы обратить внимание на возможность иных переработок, которым могла подвергаться сюжетика саг о древних временах в процессе устного и письменного бытования, – переработок той части сюжетов, которая имеет своим источником не исторические факты, а миф. Интересный материал к тому дает трансформация валькирического мифа в "Саге о Вёльсунгах".

Читать далее...
Рубрики:  Мифология

Метки:  

Книга Мельниковой ЕА "Славяне и скандинавы"

Воскресенье, 18 Января 2015 г. 02:01 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора
Мельникова Е.А. - Славяне и скандинавы

Авторы книги — известные ученые СССР, ГДР, Польши, Швеции, Дании и Финляндии на основе обширного круга письменных, материальных и археологических источников VI — XII веков прослеживают историю возникновения и становления первых государств у славянских и скандинавских народов.
В книге дана подробная характеристика экономики, культуры, искусства, нравов и обычаев славян и скандинавов, исследуются их взаимосвязи по материалам торговли и ремесел, транспорта и военного дела, архитектуры и градостроительства.
Доступно для скачивания здесь на стене https://vk.com/gardarica_org
Рубрики:  Разное

Метки:  

Ставкирка

Воскресенье, 11 Января 2015 г. 01:13 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

XII ВЕК

5. Ставкирка в Урнесе
Урнес, Лустер, Норвегия

Ставкирка - наиболее распространенный в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов. С XI по XVI вв. в Норвегии было построено около 1700 ставкирок. Большинство зданий было снесено еще в XVII веке. В 1800 году таких храмов насчитывалось 95, а до наших дней сохранилось всего 28 зданий. В Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию,большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур, язычники и сатанисты методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения.


Автор - Jetske. Источник - Flickr


Ставкирка в Урнесе - самая старая из сохранившихся ставкирок Норвегии, построена приблизительно в 1130 году, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.


Автор - David Wilmot. Источник - Flickr


Орнамент на одной из стен Урнесской ставкирки:


Автор - Francis Bijl. Источник - Flickr


6. Ставкирка Хопперстад
Vikøyri, Норвегия

Ставкирка построена в 1140 году.


Автор - Nicolas Grevet. Источник - Flickr


Интерьер:


Автор - Bosc d'Anjou. Источник - Flickr



XIII ВЕК

7. Ставкирка в Хеддале
Хеддал, Нотодден, Телемарк, Норвегия

Ставкирка в Хеддале является самой большой из сохранившихся каркасных церквей. Точный год постройки неизвестен, здание датируется началом XIII века. Церковь многократно перестраивалась и реконструировалась.


Источник - Wikipedia


Последняя крупная реконструкция, проведенная в 1950-е годы, вернула ставкирке облик, максимально приближенный к первоначальному. Здание церкви до сих пор содержит около трети древесины, использованной при строительстве в XIII веке.


Автор - Roy Terretta. Источник - Flickr

http://matveychev-oleg.livejournal.com/1837268.html#comments


Метки:  

Шведский Зимний Дед

Суббота, 03 Января 2015 г. 01:08 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Оригинал взят у sweden_info 
в Как звать-величать шведского Деда Мороза? Какой он?



640px-Del_av_hjälm_vendel_vendeltid_möjligen_oden   Ardre_Odin_Sleipnir   Odin_hrafnar

В те далекие, дохристианские времена, когда шведы праздновали самую длинную ночь в году и восхваляли своих богов асов, был Один/Odеn верховным и самым могущественным богом. Представляли его странствующим, длиннобородым стариком, который бродил по свету и приглядывал за людьми.
В ту языческую ночь  Йюль/Jul, которая в наши дни зовется Рождеством, мчался он по небосводу со своей свитой, заглядывал в жилища людей, решая кого наказать, а кого наградить.

odin_by_gamebro-d4nl38m   Odin_disguised_as_a_Traveller   Odin2   odin2-1
Этот образ странствующего старика с длинной белой бородой, сохранился в народных поверьях и принял образ старичка зовущегося Йюльтомте/Jultomte или Tomtegubben/Томтегюббен. Старичек он добрый, разносит подарки и уже никого не убивает.
«Tomte/томте» можно перевести как Хозяин (другое имя домового в русском фольклоре). В шведских народных верованиях, каких то «Tomte/томте» нет. Обычно первым словом добавляется пояснение, чего он хозяин. Hustomte — Хозяин дома (домовой), skogstomte — Хозяин леса (леший), а вот Йюльтомте/Jultomte ­ — Хозяин Йюля/Jul (Рождества), то естьОдин/Odеn.

God_Jul_svelan   f8334200fd4a215ec03176f4361b4a95   hustomte   Skärmavbild 2014-12-28 kl. 12.50.05   Tomtegubbe
Развозит подарки шведский Дед Мороз не на оленях, как все уважающие себя Деды Морозы, а на … козле, который в древнескандинавских сказаниях был священным животным Тура/Tor, старшего сына Одина/Odеn.

Julbock_Anders_Olsson   Skärmavbild 2014-12-28 kl. 12.58.13   url   Skärmavbild 2014-12-28 kl. 12.57.07
А это рождественская сказка про  Йюльтомте/Jultomte у которого был насморк в канун Рождества и как он лечился:
 


Рубрики:  Разное

Метки:  

Йоль грядёт! Приближается Ночь Матери! С праздником!

Суббота, 20 Декабря 2014 г. 21:54 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Близится Йоль, праздник середины зимы. Пора начинать приготовления к нему и, конечно же, лучше знать, каковы особенности этого праздника.

3945726_mOWJ7dE8bUU (530x353, 33Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Дела Асатру

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

МЫ РОЖДАЕМСЯ ЯЗЫЧНИКАМИ

Суббота, 20 Декабря 2014 г. 21:46 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

С самого раннего детства для нас нет никаких проблем "уверовать" в Деда Мороза и Снегурочку, Змея Горыныча, в подкроватных монстров, в домовых и русалок, в бабайку; читая древнегреческие или любые другие мифы, мы также спокойно принимали в свою вселенную любого бога или сказочного персонажа - им всем находилось место, наша вера не знала пределов. Малышней мы любили жечь костры и завороженно, не отрываясь, глядеть на пламя, как и наши пращуры. Впервые услышав гром и увидев молнию, мы предсказуемо пугались и прятались под стол ("давай бояться вместе!" - помните такой мультик?). Мы разговариваем с животными - кошками, собаками, лошадями - не воспринимая их как "бессловесных тварей", но заглядывая им в глаза, понимали их ответы. Да что с животными - с деревьями тоже находим общий язык (помните героя Шукшина в "Калине красной", беседующего с березами?) Окружающий мир ничем не ограничивал нас, не запрещал вкушать "запрещенную пищу", не обязывал совершать молитвы строго определенное количество раз в день, не принуждал к обетам и славословию. Все это делали другие, взрослые люди, _если_ делали, конечно - кому как повезло.

Но мы родились язычниками, поэтому язычество - естественно.

3945726_af7ca2cbb3 (640x422, 105Kb)

https://vk.com/runes14

Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 1 раз

Историки пояснили успехи викингов потреблением пива

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 21:29 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора
Реконструированный
Фото: Тарас Молотилин via ВКонтакте

Реконструированный "длинный дом" викингов

Археологи Бэйлорского университета, Техас, США, рассказали об итогах изучения раскопок и анализа ранних скандинавских текстов, которое длилось около 10 лет. Работа проследила развитие и упадок сельского хозяйства в селениях викингов в Исландии в период с девятого по одиннадцатый век.

Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 1 раз

О страсти, любви, разуме и Духе

Воскресенье, 23 Ноября 2014 г. 00:26 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора

Антон Платов:

Среди многих и многих сотен раннесредневековых рунических надписей на деревянных палочках – амулетов, знаков собственности, деловых записок и т.д. – можно выделить отдельную категорию – любовные послания и «сочинения на тему». Эти тексты довольно многочисленны и весьма разнообразны: от тривиального, дожившего до наших дней «Люби меня, как я тебя», - до скальдических строф, занимающих целый жезл.

Вот пример, радующий нас образностью, но в целом исключением не являющийся:

Сторона A: + an ek : sua : kono : manc : (k)(i)þa : taka : fioll + uiþ : lægiumk :
sua : hugi a + ringæiþr : at : iorþ : spri(g)r +

Сторона B: rasm en skal aþr en ek hoskge hamna huit er su miol er liggr

Перевод:
Я люблю жену другого мужчины; широкое поле начинает качаться, [когда] мы любим друг друга так, что земля [готова] лопнуть.
[… ? …] прежде, чем я оставлю мудрую, [став] белым [как] снег, который лежит.


Такого рода памятники ценны уже тем, что позволяют нам увидеть в наших далеких предках не набор абстрактных представлений о культуре и быте, а живых людей – таких же, как мы сами. Однако, это не всё, конечно.

…Подобно тому, как в магии часть обладает сущностью целого, эти «осколки» прошлого могут рассказать очень многое и об «организации мышления» человека языческой/пост-языческой эпохи, и даже о магической культуре, носителем которой он являлся (даже в случае, когда сам он не являлся магом). Надо лишь дать себе труд посмотреть ЗА текст…

Вот, например, еще одно любовное послание того же типа. Рассмотрим его поосновательней.


Итак.
Надпись N B493
Берген, Норвегия, первая половина XIII века




Рунический текст:
bylli min un mer an ek þer af astom auk af …

Далее на жерди вырезаны девять кодированных рун; использована простейшая система кодировки: число ветвей справа от ствола означает номер атта, к которому принадлежит руна, число ветвей слева – номер руны в атте. Таким образом, вторая часть надписи:

2/4 1/3 1/3 3/2 1/4 2/1 3/2 2/1 2/4, или:
a l l u m h u h a

Нормализованный текст надписи целиком:
Byrli minn, unn mér! Ann ek þér af ástum ok af ǫllum huga.

В целом, все совсем несложно.

(А, черт! сам заговорил аллитерационным стихом :)))

Современные каталоги дают, как правило, следующий перевод:
«Сокровище мое, люби меня! Я люблю тебя всем сердцем и всей душой».

Все, собственно говоря, верно. Верно «вообще», в целом: кто-то кого-то любит, просит, чтобы его любили тоже.
Но – попробуем почитать внимательнее.

Byrli minn, unn mér!
«Сокровище мое, люби меня!» Именно так; формальный перевод дословен.

Ann ek þér…
«Люблю я тебя…» Тоже точно.

…af ástum…
«…любовью…» (дат. падеж. др.-сев. ást, «любовь»; в русском это получается тв. падеж).
Отнюдь не «всем сердцем», а именно – «люблю любовью».
Откуда взялось «всем сердцем» понятно: в современных германских языках (на которых работают переводчики) это такой же устойчивый поэтический оборот, как и в русском. Но в тексте – не так! Почему?

Обратите внимание, что тавтология «любить любовью» получается только в русском переводе. В оригинале ее нет: аnn af ástum – использованный здесь др.-сев. глагол unna, «любить», не однокоренной существительному ást. Другое дело, что он - не совсем «любить»: для обозначения Любви в древнесеверном есть другая основа - liub, гораздо более древняя (общая для всех североевропейских язычков, включая славянские) и отчасти сакрализованная, принадлежащая магической лексике (см. у меня чуть ранее: http://anton-platov.livejournal.com/84204.html).
Др.-сев. ást, хотя и может переводиться на русский как «любовь», но означает совсем другое, а именно – непреодолимую страстную привязанность, которая может сопутствовать реальной Любви, а может и просто быть вызванной, например, магическим приворотом, и в таком случае ничего общего с любовью здесь нет.

Итак, человек, вырезавший руны, пока всего лишь сообщил нам, что он любит свою женщину… ну, скажем так «страстью». Пойдем далее.

Ann ek þér af ástum ok af…
«Люблю я тебя страстью и…»
Далее по тексту предполагается еще одно существительное в дательном падеже: «…и чем-то еще». Однако, «прямая» надпись на этом обрывается, и далее следует рунический код.
Это «что-то еще», которым автор послания тоже любит свою женщину, настолько значимо, что не может (не должно!) быть записано «общими» рунами? Очевидно, так. И уже понятно, что за руническим кодом мы увидим отнюдь не «всей душой», как это стоит в формальных переводах.

Маленькое отступление: очень важный момент, связанный с использованием кодированных рун.
Казалось бы – какая тут может быть тайна, если этот рунический код мы с вами даже сегодня читаем без особых проблем? Он же ничего не скрывает?
Не совсем так.
Вспомните общеизвестное правило «техники магической безопасности», предписывающее не объявлять, не делать явным благо, которое еще не случилось, или которое имеет сущностно непростой характер. Вот в «Речах Высокого», например, помните: «День хвали к вечеру, жён – на костре...» В самом утилитарном приложении: «Не болтай, а то сглазишь!»
Так вот рунический код – это не шифр разведчика; его предназначение, во многих случаях, - отнюдь не сделать текст нечитаемым, но – скрыть, сакрализовать его…

Вернемся к тексту. Так что же стоит за кодированными рунами?

…ok af ǫllum huga.
Понятно, почему современные переводчики ставят здесь то «и всей душой», то «и всеми мыслями»… Др.-сев. существительное hugrвообще не имеет прямого перевода на современные европейские языки; крайне грубо его смысл можно передать такими словами, как англ. mind, рус. разум и т.д. (вспомните Хугина, одного из воронов Одина, чье имя – Huginn – трактуют как «мыслящий» или «мысль»).
Конечно, перевести последнюю часть надписи как «люблю тебя… всем разумом» было бы, как минимум, глупо: кто же любит разумом? Но я ведь и оговорился, что «разум» – крайне примитивный перевод для термина hugr.

А это – именно термин, причем сакральный. Hugr – это часть человеческого существа, которая осуществляет мышление, трансформирует его результаты в волевое усилие и обеспечивает приложение воли к реальности. Поэтому, хотя «разум» и остается здесь ключевым значением, но древнескандинавские эпитеты, обозначающие человека, обладающего «благим», «сильным» hugr – huggóðrhugprúðr и др. – дают такое разнообразие смыслов: полный сил, одухотворенный, благородный, неудержимый, бесстрашный…

Вот «чем» любит автор рунической надписи свою женщину, помимо страсти (ást) – всем Духом (af ǫllum huga).
И это действительно стоило «убирать под» рунический код.

Рубрики:  Сейд и гальдар

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Рунические граффити на монетах:

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 22:31 + в цитатник
Рогнеда_Варгамор (Сообщество_Асатру) все записи автора
  • 18 ноя, 2014 в 21:05
магический ракурс



M24

(Наброски очерка на несколько неожиданную, возможно, тему.)


Граффити на монетах – от мимоходом вырезанных «закорючек» до полноценных надписей – давно уже вошли в научный оборот, став надежным подспорьем как для археолога и историка, изучающих обстоятельства жизни и судьбы народов или областей, так и для историка культуры, стремящегося разобраться, чем жили и как думали наши предки. Найдя в раскопе где-нибудь под Ярославлем арабскую монету с одной-единственной процарапанной руной, первые смогут судить о торговых путях и скандинавских наемниках, а последний – задумается о том, кем был хозяин монеты, начертавший на ней руну, и, главное, зачем он это сделал.
Читать далее...
Рубрики:  Разное

Метки:  


Процитировано 1 раз

Поиск сообщений в Сообщество_Асатру
Страницы: 22 ... 18 17 [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь