-Я - фотограф

Математика для малышей. Часть 1. Страницы 1 - 17

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Детский_Психолог

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Интересные_Блоги Настоящая_женщина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 232


Психологическая подготовка к родам как профилактика постнатальной депрессии

Четверг, 29 Июля 2010 г. 03:09 + в цитатник
 (682x662, 41Kb)
В традициях разных народов существует специально отведенный пласт обычаев, обрядов, действ, связанных с зачатием, беременностью, родами, младенческим периодом. Круг таких традиций создавал особое поле вокруг беременной женщины, роженицы, молодой матери. Верования разных народов оберегали женщину от стрессов, переутомления, контактов с неприятностями.
Подготовка к родам состояла из целого ряда обрядов и магических действ, направленных на облегчение процесса. Среди запретов, которых следовало соблюдать беременной было довольно много рациональных. Например, в Словакии ей не позволялось делать резких движений, поднимать тяжести, мыть ноги в горячей воде, пить алкоголь и много жидкости. В Провансе, в домах, где была беременная избегали принимать людей в трауре, чтобы тень смерти не повлияла на мать и ребенка. Дети считались богатством семьи, божественной милостью. Так в Бретнани бытовало поверие, что беременной нельзя отказывать в том, его она страстно желала, поскольку это могло бы отразится на ребенке. Считалось, что неудовлетворенной желание беременной могло привести к болезни, а то и к смерти матери и ребенка. Беременную оберегали от испугов, дискомфортных ситуаций. Беременная женщина считалась благословенной ребенком, поэтому в ее присутствии всякие пререкания, ссоры, конфликты, драки были не просто невозможными, а считались греховными. Интересно, что в основном женщину берегли от эмоционального напряжения. Что касается физической работы, то часто женщина продолжала выполнять работы по дому, исключая поднятия тяжести.
В Польше, Сербии, Словакии, Германии, придерживались изоляции роженицы от посторонних. Родственники же активно помогали роженице и в первый месяц после рождения ребенка. Также первое время после родов молодой матери помогали повитухи. Традиции, связанные с беременностью и родами разнообразны, богаты и требуют отдельного изучения. Таким образом, в народных обычаях заложены действия, направленные на создание максимально комфортных условий для матери и ребенка. Зная традиции проведения беременности и родов, женщины постепенно включались в роль матери, которая была естественной и желанной для большинства. Обрядовые действия были своеобразными профилактическими мероприятиями как для физического состояния матери и ребенка, так и для эмоционального, и душевного здоровья.
Традиции, связанные с беременностью, родами, проведением ранних этапов жизни ребенка стали предпосылками для возникновения специальных школ родителей, курсов по подготовке к беременности и родам экспресс-семинаров для пар, ожидающих ребенка.
В зарубежной практике широко распространены школы и курсы подготовки к родам, которые функционируют на базе родильных домов или местных медицинских учреждений. В отечественной практике существуют авторские программы подготовки к родам, например, программа \"Глория\" в Санкт-Петербурге(Н.П. Коваленко), программа подготовки к материнству О.Л.Трояновой на базе Спасо-Петровского госпиталя, Центр \"Рождество\" в Москве, подготовка к родам в г.Иваново под руководством Г.И.Брехмана и др. Это направление получило название перинатальной психологии. Создана Ассоциация перинатальной психологии и медицины России, объединяющая специалистов из разных регионов России. Однако государственной программы и единой стратегии организации подготовки к родам еще нет.
Существуют различные виды психологической помощи для женщин по проблемам материнства. Г.Филиппова выделяет четыре направления психологической практики, где женщина может получить квалифицированную помощь по проблемам материнства. Среди них:
Подготовка к родам и материнству (курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам).
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Психологическая помощь матери и ребенку.
Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства.

Каждое из перечисленных направлений включает разнообразные психологические подходы и техники консультирования и терапии. Рассмотрим подробнее первое направление.
Психологическая подготовка к родам осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, а также неформальными объединениями родителей, практикующими специалистами. При этом в организациях работает команда специалистов, объединенных едиными ценностями и целями, что позволяет осуществлять междисциплинарный подход. Так, например, в Учебно-Консультативом Психологическом Центре МГУ, к психологической подготовке к родам привлечены психологи, акушеры, гомеопаты, музыканты, рефлексотерапевт.
В программу занятий обычно входит обучение техникам расслабления, дыхания, саморегуляции, освоение различных навыков облегчения родов. В каждом занятии уделяеьтся внимание вопросам родительства, формированию родительских навыков, рассмотрению различных родительских ролей и функций. Творческая деятельность, как правило, применяется в работе: живопись, пение, рукоделие.
Также следует сказать о формах групповой работы, поскольку занятия проходят в группах по 12-14 человек (семейные пары). Занятия в таких группах проводятся совместно для будущих матерей и отцов. В работе используются формы групповой работы, направленные на личностный рост, развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности. Например, используется метод гаптономии, который заключается в сочетании прикосновения к животу матери и голосовым воздействием. Гаптономия применяется обычно в одно и тоже время, руку прикладывают к месту, куда ребенок стучится чаще. Понятно, что данный метод начинают использовать в конце второго триместра беременности – начале третьего, после того как появились признаки первого шевеления ребенка.
Метод гаптономии предлагается тогда, когда необходимо налаживать взаимодействие между матерью и ребенком, отцом и ребенком. Особенно эффективен этот метод тогда, когда у матери или у отца наблюдаются сложности с принятием своей новой роли, принятием ребенка.
Применение данного метода позитивно сказывается на состоянии матери. Замечено, что пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины, использующие этот метод, более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем. Поскольку они учатся наблюдать за реакцией ребенка на звуки голоса, определенные фразы еще в период беременности, для них легче реагировать на состояние младенца, понимать его потребности. Применение данного метода Г.Филиппова называет способом профилактики депрессии.
Также в групповых занятиях используются методы арт-терапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотрениг, хоровое и индивидуальное пение. Специалистами, работающими в этой области, разработаны некоторые оригинальные методы. Например, проработка образа ребенка в своих ожиданиях от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Как правило, в занятие включен тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.
Важной составляющей занятий являются групповые дискуссии, посвященные теме родительства, которые позволяют расширить палитру представлений о родительских функциях, получить необходимые навыки.
Как уже было сказано ранее, депрессия возникает по различным причинам, среди которых упоминались приобретение новой роли, завышенные ожидания. Участвуя в занятиях по подготовке к родам, будущие матери и отцы готовятся не только к самим родам, но и к новой для себя социальной роли. Таким образом, прорабатывая возможные причины возникновения депрессии во время беременности, снижается вероятность возникновения депрессии после родов.
В отечественной практике только начинаются исследования в данной области. Существует только необобщенный опыт различных специалистов, который постепенно приобретает качественные формы.
Хотелось бы заметить, что в структуре организаций, осуществляющих психологическую подготовку к родам, пока не входят социальные работники. Как отмечалось выше, одна из причин постнатальной депрессии кроется в социальной незащищенности женщин. Поэтому на мой взгляд, в команду специалистов участвующих в подготовке к родам уместно включить и представителя этой профессии.
В заключении хотелось бы отметить, что данное направление пренатальной психологии только развивается в отечественной практике. Собственный опыт работы с беременными женщинами показывает, что психологическая подготовка к родам благоприятно влияет на состояние женщин.

Выводы

Постнатальная депрессия представляет собой трудно выявляемое заболевание, которое в условиях роддомах практически не диагностируется.
Толчком для возникновения постродовой депрессии могут быть следующие факторы о которых говорилось ранее: гормональные изменения, события предшествующие родам, окружение в родах, трудности с ребенком, история жизни матери, количество детей в семье, материнский стресс, кризис в карьере, особенности личности матери, взаимоотношения в семье, социо-культурные мифы и др. Как правило, предпосылкой для возникновения постродовой депрессии выступает совокупность факторов. Один изолированный фактор не может стать причиной депрессии.
Однако, некоторые из перечисленных возможных причин могут быть весомее, чем другие в возникновении постнатальной депрессии. С другой стороны, события, происходящие в родах, такие как, тип опыта в родах, или гормональные изменения, рассматриваются как содействующие депрессии.
Принятие социальной роли матери, осознание себя в новом качестве, принятие ответственности за жизнь ребенка требуют усилий со стороны матери, и может стать причиной материнской депрессии.
Нарушение эмоционального состояния матери в послеродовой период оказывает негативное влияние на развитие ребенка, влияет на физическое, личностное, когнитивное развитие младенца.
Психологическая подготовка к беременности и родам, по мнению автора, предупреждает возможность возникновения ПДС. Принимая участие в специальных курсах, семья постепенно знакомиться с физиологией и психологией беременности и родов, осознает потребности ребенка и принимает ответственность за выполнение новой социальной роли, знакомиться с возможными трудностями, приобретает практические навыки проведения родов.
Представленный материал не исчерпывает богатства тематики, является только попыткой исследовать особенности, этиологию ПДС, влияние на развитие ребенка и способы профилактики.

Братусь Иванна Владимировна

Благодарю, что читаете меня!) надеюсь, Вам интересно, пишите)

Приглашаю всех интересующихся на свой психологический портал - http://spbdobdom.ru/
Каждый день у нас новые статьи по психологии и постоянно растущая библиотека, буду рада видеть вас и побеседовать на психологические темы!
Рубрики:  О беременных
О новорожденных
О родителях
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку