подписывая любой деловой документ - дополняйте свою подпись “БЕЗ УЩЕРБА” (UCC 1-308, ...
Изменение реальности - (0)Изменение реальности Популярный пост 1. Вам нужно се...
Без заголовка - (0)Развитие Каждый ЧЕЛОВЕК проявляет СВОЮ Божественную реальность. Семинар В.Ю. Мироновой Фрагмент. ...
Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место - (0)Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место. Народные Средств...
alexandr44: Как погибала прошлая цивилизация. Как и когда погибнет наша. Ракурс первый - (0)alexandr44: Как погибала прошлая цивилизация. Как и когда погибнет наша. Ракурс первый. (Философия, ...
Еда в еврейской магии Восточной Европы или как выжить |
|
В ритуалах и обычаях всех народов встречаются магические практики, связанные с едой и трапезой. В еврейской традиционной культуре пищевой код также занимает важное место. В этой статье мы рассмотрим основные функции пищи в различных еврейских магических практиках Восточной Европы. В этом регионе сложилась цельная традиция, прослеживаемая как по письменным, так и по устным свидетельствам.
Основным источником для нас послужат сборники еврейских заговоров и народных средств XVIII-XX веков - "Сифрей сгулот". Они переписывались и неоднократно переиздавались на иврите и на идише, сначала в Германии, потом в Польше, Литве, Иерусалиме, что свидетельствует об их востребованности. Другие наши источники – это материалы этнографических экспедиций по Восточной Европе начала XX века, проведенных Семеном Ан-ским, и наших полевых исследований на Украине 2004-2005 годов.
Еда как оберег
Еда, обладающая специфическим вкусом и запахом, часто выполняет функцию оберега в традиционной культуре. В ашкеназской традиции это соль, лук и чеснок. Любопытно, что у евреев–выходцев из восточных общин в том же качестве фигурирует, наоборот, сладкая пища: мед, печенье и т.д. У сефардских евреев долгое время даже существовал магический обряд задабривания демонов – им оставляли на ночь в пустом доме тарелку сладкой еды и меда, чтобы они полакомились и навсегда покинули дом.
Еда как жертвоприношение
Е
Еда в народной медицине
Еврейское население Восточной Европы активно использовало различные виды еды и питья для лечения болезней и порчи. Связки чеснока и лука висели в доме у всех окон и дверей во время эпидемий. Помимо этого, лук и чеснок полагалось съедать после каждого приема пищи, чтобы защититься от чумы. Таким образом, мы видим, что защитные свойства чеснока и лука ярко проявляются и в лечебной магии.
Но использовались и другие продукты. Так, при лихорадке следовало взять яблоко, разрезать его на четыре части и написать на них названия четырех рек, вытекающих из райского сада: Гихон, Пишон, Хедкель, Прат. А затем давать больному по одной части яблока каждый день. Согласно другому обычаю, на яблоке пишут аббревиатуру из букв библейского стиха «Боже, исцели ее!» (Числа 12:13). Подобные библейские цитаты встречаются и на амулетах (металлических, серебряных, бумажных, пергаментных), и в медицинских рецептах в качестве надписей на различных видах еды, таких как хлеб, яйца или яблоки. Библейские имена, аббревиатуры библейских стихов придавали сакральный статус тем объектам, на которых они были написаны. Иногда присутствует обращение к библейским персонажам как к заступникам и покровителям в сложных жизненных ситуациях. Например: для пробуждения любви между мужчиной и женщиной надо дать им съесть яблоко, на котором будут написаны новой иголкой имена Адама и Евы, а под ними имена самих этих мужчины и женщины. Для еврейской культуры вообще характерно представление о поедании, поглощении текста или отдельных букв. Широко известен во многих еврейских общинах обряд, связанный с началом обучения ребенка чтению: ему дают слизать еврейские буквы, которые написаны медом на специальной дощечке. Вероятно, за этой традицией стоит идея приобщения человека к священному тексту, текст буквально проникает в человека и освящает его.
Большое количество еврейских народных рецептов связано с лечением бесплодия. Самым известным народным средством от этого, пожалуй, является поедание рыбы, в желудке которой находится другая рыба. В еврейской традиции рыба часто ассоциируется с плодородием и размножением, а здесь еще и подчеркивается ее псевдо-беременность: она несет в себе другое существо. В основе этого народного представления лежит магическое уподобление женщины и рыбы. Еще одним популярным средством от бесплодия является этрог. Женщина, которая откусит кончик этрога после праздника Суккот, родит мальчика. Также примечали, что если она откусит легко – роды будут легкими. И здесь опять же используется не любой фрукт, а этрог – элемент праздничного ритуала.
Иногда еда, особенно хлеб или яйцо, фигурирует в еврейских магических практиках как объект, на который должна перейти болезнь. Пища символически заменяет собой больного: на нее переходит все дурное, ее скармливают собаке, а человек выздоравливает. Известен следующий рецепт от сглаза: ножом отрезают кусок от непочатой ковриги хлеба, состригают у больного несколько ногтей с пальцев рук и ног, кладут в хлеб и дают съесть собаке (кобелю или суке в зависимости от пола больного). Часто встречается еще рецепт с яйцом: на голове сильно напуганного ребенка катают сырое яйцо, потом разбивают его в миску с водой. В этой миске должен показаться тот, кто ребенка напугал. После этого миску отдают собаке. И хлеб, и яйцо забирают на себя боль и вред, а потом передают их собаке - посреднику между миром людей и миром природы.
Мы видим, что еда выполняет в еврейских магических практиках Восточной Европы целый ряд функций: она может выступать в роли амулета, жертвенного подношения, носителя сакральной силы, обладающего целебными свойствами. Пища может также символически замещать человека в различных религиозных и магических действиях.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |