-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Karl_M

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 4845


КАК НАЙТИ СВЕДЕНИЯ О ВЕТЕРАНЕ ВОВ

Понедельник, 09 Мая 2016 г. 20:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Смолька [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как найти сведения о ветеране ВОВ: Инструменты поиска в Сети

В настоящее время у любого человека появился доступ к документам с персональными данными воинов Великой Отечественной.

В интернете есть обширные базы данных, содержащие полную информацию о солдатах, погибших на полях сражений или пропавших без вести.

Следует отметить наиболее удобные базы данных. Это www.podvignaroda.ru, содержащая электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне с 1941 по 1945 годы.

Читать далее...

Есенин в Средней Азии через Арысь

Среда, 10 Февраля 2016 г. 20:28 + в цитатник
Есенин всегда «болел Востоком», он живо интересовался его классиками, Омаром Хайямом, Саади. Его мечтой было «объездить всю Азию и проехать дальше». В начале 20­х годов он задумал совершить поездку в Туркестан. В июле 1920 года в письме поэтическому другу А.В.Ширяевцу Есенин пишет: «В октябре я с Колобовым (советский работник) буду в Ташкенте». Эта поездка состоялась весной 1921 года.  С жадным любопытством впитывал он экзотику азиатского быта, вслушивался в гомон восточных базаров, любовался буйным цветением белых «урючин» и розовых «персин».  Безусловно С.Есенин 13 мая 1921 за 3 часа до прибытия в Ташкент проезжал и останавливался на станции Арысь. На станции Арысь нет проходящих поездов и пассажирские поезда стоят около 20 минут. Могу предположить, что С.Есенин не усидел в вагоне, вышел из вагона и гулял по перрону станции Арысь. Описаний таковых не осталось, но мимо станции Арысь он проехать никак не мог. В этом же году,  марте - августе 1921г  он написал поэму  "Пугачев", глава называется "Бегство калмыков", где он написал такие строки. 
                                                                                Послушайте, послушайте, послушайте,
        Вам не снился тележный свист?
        Нынче ночью на заре жидкой
        Тридцать тысяч калмыцких кибиток
        От Самары проползло на Иргис.
        От российской чиновничьей неволи,
        Оттого что, как куропаток, их щипали
        На наших лугах,
        Потянулись они в свою Монголию
        Стадом деревянных черепах.
 

бегство

Читать далее...
Рубрики:  История
Личности
Арысь

Метки:  

Арысь - станция III класса (часть 2)

Понедельник, 08 Февраля 2016 г. 21:08 + в цитатник


Какую определенную роль в развитии архитектуры Туркестана данного периода сыграли природно-климатические, социально-экономические, культурные факторы, определившие архитектурно-градостроительные, инженерно-технические особенности? 

Промышленный скачок, вызванный научно-техническим прогрессом, в том числе в производственно-строительной сфере, в конце XIX – начале XX века создает необходимые предпосылки для развертывания крупных строительных проектов. Век индустриализации был ознаменован развертыванием широкомасштабного железнодорожного строительства.
Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Арысь - станция III класса (часть 3)

Четверг, 21 Января 2016 г. 20:09 + в цитатник

Конечные станции Оренбург и Ташкент – станции I класса, являлись узловыми и были построены ранее – Ташкент (1897 г.) как конечный пункт Самарканд–Андижанской железной дороги; Оренбург (1875–1876 гг.) при строительстве Самаро-Златоусской железной дороги. К моменту строительства Оренбург-Ташкентской дороги эти станции уже имели определенную транспортную инфраструктуру, и при проектировании  приходилось руководствоваться особенностями существующих участков. На этих станциях были сосредоточены главные мастерские дороги. Это сборные паровозов и вагонов, литейные цеха, токарные и т.п. По существу они представляли собой целый завод с цехами в виде отдельно стоящих зданий, где можно было полностью укомплектовать весь подвижной состав. Территория, занятая мастерскими на ст. Оренбург, составляла 33 га, на ст. Ташкент – более 75 га. Цеха располагались таким образом, чтобы была возможность при необходимости увеличить площадь постройки, не нарушая оборудования существующего цеха. Все остальные станции дороги располагались на свободных территориях по касательной к основным населенным пунктам. 

Чертежи расположения путей и зданий на станциях II класса дают представление об общем принципе функциональных связей структурных частей застройки станций. Эти части образованы из пассажирской зоны (вокзал, привокзальная площадь); транспортной (разъездные пути, нефтехранилища, водоемные здания, пакгаузы); промышленной (депо, мастерские); социально-бытовой (жилые дома, церкви, школы, бани, больницы).Композиционным центром станций является здание вокзала с привокзальной площадью, кольцевая форма которой традиционно закрепилась со времен необходимости разворота конной упряжи.
Актюбинск фото оригинал 
Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Арысь - станция III класса (часть 1)

Вторник, 19 Января 2016 г. 21:08 + в цитатник

Размещал информацию о царских домах, которые были построены в период строительства железной дороги от Оренбурга до Ташкента в начале 20 века. Если посмотреть на стиль строительства и ознакомиться с результатами исследования архитектуры железнодорожных  станций  Оренбург-Ташкентской  дороги  конца XIX– начала XX века, то можно отметить единый стиль  архитектуры зданий и сооружений станций Оренбург-Ташкентской железной дороги.  Конечные станции Оренбург и Ташкент – станции I класса, являлись узловыми и были построены ранее – Ташкент (1897 г.) Они имеют архитектурное отличие от остальных станций. Характеристика типологических схем планировки железнодорожных станций сделана по чертежам «Проектов расположения путей и зданий» станций соответствующего класса, а также нормативов, регулирующих функциональное зонирование. Станции в зависимости от предстоящих на них работ, развития станционных путей, наличия паровозного депо подразделялись на четыре класса. На всем протяжении Оренбург-Ташкентской железной дороги было построено 78 станций, соответствующих этим четырем типам. Станции Оренбург, Ташкент – I класса; Актюбинск, Челкар, Казалинск – II, Илецк, Ак-Булак, Джурун, Эмба, Саксаульская, Бай-Ходжа, Джусалы, Перовск, Туркестан, Арысь – III, остальные 63 станции – IV класса.

Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Предсказание от 01.01.1912г...от станции Арысь к китайской Кульдже

Четверг, 31 Декабря 2015 г. 16:18 + в цитатник
Человеку свойствено желание фантазировать, создавать идеальные миры, стремясь выйти за рамки обыденного. Такая потребность стала основой творческого метода, присущего различным видам художественного творчества, в том числе литературе. Мы предлагаем вниманию читателей уникальный фантастический очерк «1 января 1932 года». Он напечатан в верненской газете «Семиреченские областные ведомости» в первом, новогоднем номере 1912 года. Автор очерка подписал своё сочинение монограммой К.Ж.Д. и пока остаётся неизвестным.
Вадим КРАВЦОВ
Необычность очерка «1 января 1932 года» состоит в смелой попытке автора заглянуть вперёд на два десятилетия, представив достаточно отдалённое будущее родного края. Герой фантастического путешествия совершает поездку в железнодорожном вагоне в первый день нового 1932 года. Поезд едет с запада на восток по южной части Казахстана от станции Арысь к китайской Кульдже. Любопытно, что никакой железной дороги через описываемые автором очерка города и селения в 1912 году не проходило. Единственной действующей железнодорожной станцией (из описанных в очерке) в то время была Арысь. Она находилась на построенной в 1906 году железнодорожной ветке Оренбург-Ташкент. А путешествует наш герой по еще не построенной Семиреченской железной дороге. Позже она получила наименование Туркестано-Сибирская магистраль, или Турксиб. Несомненно, автору «1 января 1932 года» была достаточно хорошо известна трасса будущей магистрали. На момент написания очерка были завершены все предварительные инженерные и организационные работы по предстоящему строительству Семиреченской железной дороги.
Читать далее...
Рубрики:  История
юмор
Разное
Арысь

Метки:  

В 1907 году в поселке Арысь было всего 87 дворов с населением около 400 человек

Вторник, 29 Декабря 2015 г. 19:30 + в цитатник

История человечества знает немало примеров массового переселения племен и народов. Установлены и две основные причины такого явления: это или глобальная катастрофа – мор, засуха, многолетние неурожаи, усыхание степи, лесов, гибель животных (то есть исчезновение основных источников жизни человека), или же общественно-политические коллизии, такие как вторжение на земли обитания завоевателей-чужеземцев, социальные потрясения, революции.
 
Русские переселенцы появились в Южном Казахстане после присоединения этой территории к России в 1864 году, поначалу оседая в опорных пунктах края: городах Ак-Мечеть, Туркестан, Шымкент. Так, в Туркестан в 1876 году приехали несколько семей уральских казаков – 20 человек. Большая их часть поселилась на берегах Сырдарьи и озера Балтакуль, где они стали заниматься охотой и рыболовством.
 
В Шымкент первые русские переселенцы появились в конце 60-х годов XIX века: три семьи из Казалинска основали рядом с крепостным гарнизоном, так называемую, Солдатскую слободку. К началу массового русского переселения в Южный Казахстан население Шымкента по переписи 1897 года составляло всего 11194 человек, в том числе 9477 узбека, 833 русских, 450 казахов, 120 татар; остальные 314 жителей были представителями других национальностей (иранцы, евреи, цыгане). К 1910 году число жителей ы Шымкенте выросло до 15940 человек. По той же переписи 1897 года в городе Туркестане проживали 11253 человека, а к 1910 году — уже 15236 человек.
Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Арысь, Ташкент, австро - венгры, Первая мировая война

Понедельник, 28 Декабря 2015 г. 20:00 + в цитатник

 

«Тогда поезд был сцеплен снова и проследовал прямо через Ташкент без остановки к станции Арысь, расположенной к северу от Ташкента. Здесь мужчины были высажены. Семьдесят из них было забрано в Ташкент; двадцать было расстреляно на месте».

Миссия в Ташкент
Альф Брюн
"Капитан А. Г. Брюн из королевской датской артиллерии, будучи в Ташкенте, делал все, что в его силах, чтобы облегчить страдания бедных австрийцев".
Фредерик Бейли - Миссия в Ташкент

"В Туркестане одновременно находилось сто девяносто тысяч военнопленных… Большую часть военнопленных фактически составляли австрийцы, которые были взяты в плен в Приземсле, и другая часть в Галиции в первый период войны; но также было много немцев".

Читать далее...
Рубрики:  История
Личности
Арысь

Метки:  

станция Арысь, поселок Арысь, г. Арысь на тракте Оренбуг - Ташкент

Четверг, 17 Декабря 2015 г. 20:53 + в цитатник
Характер формирования городских структур с появлением железнодорожных станций Оренбург-Ташкентской железной дороги конца XIX-начала XX века . Исторический анализ роста поселений и формирований городских структур позволяет на фактологическом материале составить характеристику условий, способствовавших их возникновению, и проследить динамику их развития на определенных исторических этапах. На Оренбург-Ташкентской железной дороге железнодорожные станции Арысь и Аральск стали основой для возникновения городов, сформированных из самопроизвольных поселков .
 
Возникновение поселка при станции Арысь Южного участка Оренбург-Ташкентской железной дороги относится к 1900 г., к началу строительства магистрали. Администрация по сооружению железной дороги отвела в полосе временного отчуждения близ станции Арысь небольшую площадь земли специально для постройки бараков и домов. Отведенное место разбили на 45 участков. К концу 1905 г. все участки раздали людям, имеющим отношение к строительству, - подрядчикам, лавочникам, старшим рабочим. При этом с них были взяты подписи, что с окончанием строительства дороги владельцы обязуются снести свои строения. К 1906 г. в поселке уже было 87 дворов. Ежедневно здесь проходил базар, дающий по 168 тыс. руб. годового оборота, в осенние ярмарки съезжалось до 10 000 человек. Благодаря выгодному расположению поселок становится торговым центром по обмену товаров между городом и степью. К 1907 г. торговый поселок уже располагал 4 лесными складами, 6 хлебными, 1 керосиновым, 70 торговыми лавками с различными товарами. Годовой оборот города в 1910 г. составлял 3,5 млн. руб.
Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Новый Шелковый путь, Арысь

Вторник, 15 Декабря 2015 г. 19:15 + в цитатник

Сегодня Китай поставляет на мировой рынок станки, оборудование, электротехническую и высокотехнологичную продукцию. По протяженности высокоскоростных магистралей (16 тысяч км) страна занимает первое место в мире. Древний Шелковый путь являлся исключительно китайским транспортным коридором. Сегодня КНР заявляет о создании международной экономической площадки. Являясь крупнейшим экспортером, Китай во многом влияет на мировую экономику. Согласно прогнозам, в рамках Шелкового пути ожидается 21 трлн долларов товарооборота в год, что может увеличить долю КНР в мировом ВВП до 50 %. 

новый шелковый путь маршрут

Читать далее...
Рубрики:  Новости
Арысь

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

...если Россия будет спасена, то только как евразийская держава

Воскресенье, 13 Декабря 2015 г. 19:49 + в цитатник
НАСЛЕДИЕ ЧИНГИСХАНА В ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.Н. ГУМИЛЕВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. ГУМИЛЕВА И 850-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
 
РОЖДЕНИЯ ЧИНГИСХАНА)
 
Палкин А.Г.
 
Лев Николаевич Гумилев (1(14).10.1912 — 16.06.1992) — доктор исторических и географических наук, профессор, действительный член Российской академии естествознания - прошел сложный жизненный и творческий путь: 4 ареста, приговор к расстрелу', 14 лет тюрем и лагерей, 14 лет запрета на публикацию. Про себя Гумилев сказах, что он прошел путь от «бесправного раба до ученого» (Дорошенко, 2007, с.5).
Читать далее...
Рубрики:  История

Метки:  

Арысь, Чимкент и поезд "Тальго". Штрихи к портрету КТЖ

Четверг, 12 Ноября 2015 г. 19:54 + в цитатник


В свой прошлый приезд в Казахстан я подробно показывал Ташкентскую магистраль с её красивейшими и прекрасно сохранившимися вокзалами начала ХХ века (Саксаульская - ПриаральеКазалинск - Кызылорда и Кызылорда - Туркестан), показывал кусочек Турксиба в Алматинской области, примечательного больше видами из окна, и наконец просто рассказывал о специфике Казахстана железнодорожного. Но тогда как-то не задалось посетить одно из ключевых мест здешних железных дорог - городок Арысь (40 тыс. жителей) в полусотне километров западнее Чимкента, первый на территории Казахстана железнодорожный узел, где Ташкентская магистраль соединяется с Турксибом на финишной прямой в Ташкент.
Читать далее...
Рубрики:  История
Арысь

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Российская империя 1907 года в картах и инфографике

Вторник, 20 Октября 2015 г. 17:56 + в цитатник

Широчайший статистический обзор Российской империи начала XX века. На что тратили деньги и за счёт чего формировалась государственная казна? Сколько было "выкурено спирта" и "выварено пива"? В каких городах было более миллиона жителей? Деньги, официальные символы, население, экономика, языки, пути сообщения и много другое.

Читать далее...
Рубрики:  История

Метки:  

Без заголовка

Четверг, 08 Октября 2015 г. 20:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Elena_laitdream [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Кто правил Россией от древности до наших дней - в схеме!
 

Нашла на  сайте Одноклассников - и не могла пройти мимо! Давно хотела такую схему иметь под руками. Зачем? - не знаю, но... надо!!!

1.
1 (568x700, 354Kb)

Читать далее...
Рубрики:  История

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Без заголовка

Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:18 + в цитатник
Это цитата сообщения Вит-лий [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Любимые напитки великих людей

Что и как пили великие люди? http://radiographia.ru:8080/sites/default/files/d-026(1).jpg

  Что пили великие люди?

Первым алкогольным напитком на Земле было вино. Недавно в Китае были найдены винные кувшины, возраст которых 9 тысяч лет!

Сведения о винах содержатся и в египетских папирусах, и в Ветхом Завете, и в античной литературе. Например, Софокл утверждал, что «вина дают нам здоровье и наслаждение, а это главные подарки, которые могут сделать нам боги». Со временем люди изобрели и другие пьянящие напитки: пиво, водку, ром, текилу, коньяк, джин, виски, ликер.

Читать далее

Рубрики:  История
Личности
Разное

Метки:  

Без заголовка

Четверг, 30 Июля 2015 г. 20:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Valentina_Kutzner [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Колония Гросслибенталь

ОСНОВАНИЕ КОЛОНИИ Колония Гросслибенталь (в переводе Большая Долиналюбви) была давнейшим немецким поселением в Одесской области. Она была заселена в 1804 году первыми поселенцами из Германии, которые уже в сентябре 1803 года прибыли первым транспортом из Ульма в Одессу. Община (посёлок) Гросслибенталь находилась в 18 км юго-восточнее от Одессы, лежала она на маленькой степной речушке “Большая Аккаржа”, что брала своё начало в 18-20 км северней на полях русских поселений (общин) Дальник и Татарка. Тремя километрами восточнее в красивой бухте Чёрного моря, которая называлась “Лиманом”, лежала немецкая колония Клейнлибенталь. Чёрное море было в 7 км южнее от Гросслибенталя, на этом же берегу в послевоенное время и будет построен город-порт Ильичёвск. Шестнадцатью километрами восточнее, у Днестровского лимана находиласьгреческо-русская база (возможно – военная) – Овидиополь. В 7 км на восток, за малым холмом находилось немецкое местечко Александерхальф на степной речушке Барабой. В долине Барабоя лежали 7 немецких колоний этого округа: 1. Александерхафт. 2. Нойбург. 3. Марьенталь. 4. Йозефсталь. 5. Петерсталь. 6. Фроиденталь. 7. Карлсталь Некоторые старые жители утверждают, что земля колоний принадлежала прежнему помещику Барабою. Но согласно большинству официальных источников эта земля и также другие немецкие соседские общины принадлежали графу Потоцкому. Эти земли были скуплены правительством, чтобы там поселить(обосновать) немецкое поселение. Согласно проекту поселения, община Гросслибенталь должна была быть основана как первая переселенческая колония, а в будущем – как окружной центр на берегу Днестра,где в 1805-1807 гг. была поселена община Францфельд. Александр І в 1803 г. назначил герцога Рихели губернатором Одессы. Он приказал Рихелю самостоятельно руководить поселением немецких иммигрантов. И решил основать Рихель первое немецкое поселение вблизи от совсем малонаселенного ещё и молодого портового города Одессы и дал ему (поселению)позже прекрасное название Гросслибенталь, т.к. ему очень нравилось месторасположение колонии. Здесь (вГросслибентале) должны были жить крестьяне и сельские хозяева (фермеры). Также сюда прибыли и многие промышленники, безработные крестьяне и наёмные работники, которые не всегда справлялись с трудностями только что созданного хозяйства. Гросслибентальские поселенцы были родом (выходцами) из различных областей Германии (большая часть была родом из Вюртемберга, Бадена и Эльзаса, меньшинство из прусской Польши, также из Саксонии и Фальца). ПЕРВЫЕ ДОМА В 1804 году солдаты и сами переселенцы строили небольшие дома. Стены домов были из переросшего какого-то растения, поэтому дома были тёплыми. Через несколько лет крестьяне стали строить дома побольше из глиняных или печных камней, которые изготавливали в домашних условиях из глины, смешанной с мелкой соломой, разливали в формы исушили на солнце. Чтобы глиняные камни не разрушались фундаменты вылаживали твёрдыми раздробленными камнями и лишь потом глиняными кирпичами. Потом оштукатуривали стены. Из внутри и снаружи мазали массой из глины с коровьим помётом с добавлением совсем мелкой соломы. Такие дома отличались от деревянных тем, что зимой были теплее, а летом прохладнее. В 1830-1840 гг. крестьяне строили уже каменные дома УСТРОЙСТВО И РАСПОЛОЖЕНИЕ СЕЛА Село Гросслибенталь лежало в красивой широкой долине, на западе и юге оно было окружено холмами. Оно состояло из многочисленных длинных улиц. Три улицы лежали почти параллельно: Штадтштрассе, Шпатценбукель и самaя длинная –центральная Кирхенштрассе. На ней находились важнейшие учреждения и здания общины: церковь, пасторат, школа, управление. Продление этой улицы называлось Шиндеррайе (живодёрный ряд) и простиралось в направлении Александровки. Восточнее речки Большая Аккаржа лежали так называемые “старые сёла”. Западнее от центральной улицы в направлении посёлка Александровка находились Каменный Горб, Консумштрассе, Цыганский ряд и кофейня. В общем было поселено в Гросслибентале более 270 семей. ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ НАСЕЛЕНИЯ Большая часть колонистов в Гросслибентале занималась сельским хозяйством. Во время раздела земель каждый хозяин (крестьянин) получал 50 десятин земли, чтобы завести хозяйство. Земля, которую занимал Гросслибенталь, напоминала четырёхугольник с шириной 7-10 км, длиной с севера на юг 18-20 км. ЦЕРКОВЬ Все жители Гросслибенталя были евангелистско-лютеранского вероисповедания. В 1807 году была открыта церковь. Пастор был единственное евангелическоелицо в Одесской области. Он обслуживал более 13 общин, которые часто находились на расстоянии более 100 км друг от друга. Пастор получал за свою трудную работу 400 рублей от правительства, 200 рублей от колонистов ежегодно и имел 125 га земли. В 1812 году в обслуживании у Гросслибентальского прихода было триколонии (Гросслибенталь, Александровка и Нойбург). С 1804 по 1819 гг. – служил в церкви первый пастор Йоган - Христиан - Хайнрих Пферсдорф. Он умер вследствии голодного истощения в возрасте 56 лет. Его прах покоится настаром кладбище на холме. С 1819 по 1843 гг. служили второй пастор Бётгер и третий пастор Фойгт. Они покинули свой приход из-за споров с органами власти. С 1843 по 1876 гг. – четвёртый пастор Вильедорф. При нём в 1846 году была построена большая красивая церковь за 30 тысяч рублей с органом и колокольней (сохранилась без органа и колокольни). С 1876 по 1918 гг. – пятый пастор Йоганес Альбер. Он много сделал для развития духовной и культурной жизни Гросслибенталя. С 1918 по 1929 гг. – шестой и последний пастор Альберт Кох. Он был арестован органами НКВД. В 1934 году по приказу сталинского правительства церковь была закрыта и разграблена. Сейчас церковь перестроена в ортодоксальную. Входная дверь,которая была установлена на восток, была закрыта. На этом месте установлен Алтарь. А с западной стороны открыта другая дверь. Согласно ортодоксальным убеждениям вход в церковь должен быть с запада, а Алтарь– с востока. ШКОЛА До 1860 года было начальное (трёхлетнее) образование. В 1869 году была построена центральная школа. Это было красивое двухэтажное здание с большим спортзалом, центральным паровым отоплением и двумя красивыми просторными квартирами для учителей. Преподавание велось на двух языках: русском и немецком. Учащиеся получали хорошие знания, большая их часть, после окончания школы, поступали в гимназию. Русский язык преподавали учителя из Одессы. Немецкий язык (с 1918 по 1938 гг.) преподавали выпускники этой же школы. С 1920 года по 1932 год было семиклассное образование. С 1932 года было десятиклассное образование. Это была уже средняя школа с выпускными экзаменами, которая просуществовала до разрушения во второй Мировой войне. В 1843 году иностранец Флонен, внизовье речушки Аккаржи, основал воднолечебное заведение на 85 мест. Эта лечебница была известна и популярна. Сюда приезжали курортники из разных мест России. После первой Мировой войны на месте лечебного заведения была построена баня. Из-за недостатка воды в других колониях бани не было. В 1880 году был построен “слабыйдом” (для детей-инвалидов). В 1890 году был построен сиротский дом. Это был подарок от соотечественника Конрада Фриша. Он был бездетным, поэтому передал всё своё имущество (6000 рублей наличными, весь свой земельный надел с хозяйством и красивое место для постройки с роскошным фруктовым садом,большими ореховыми деревьями. Это было очень благоприятное место в центре села на берегу реки. В 1901 году была открыта единственная в районе больница на 80 -90 коек. Когда больница, сиротский дом и дом для детей-инвалидов действовали в полной мере, стало не хватать обслуживающего персонала (медсестёр). С этой целью 22 августа 1905 года была открыта школа для девочек (выпускали медсестёр). Руководила ею Эмма Аккерман из Одессы. Об этой школе была статья в “Одесской газете” за 16 июля 1906 года. Она называлась “Наша школа для девочек”. Помимо этих школ была ещё агрошкола. В середине 1930 года её перенесли в Ландау, а на её месте открыли ветеринарское училище. Также в Гросслибентале были две паровые мельницы, которые принадлежали двум семьям Лауер и Эслингер.Эти мельницы обслуживали крестьян из Гросслибенталя и из соседних немецких и украинских сёл. В 1920-х годах в Гросслибентале были открыты роддом и аптека (единственные в районе). Гросслибенталь был переходным явлением между селом и городом. Это был культурный и административный центр, а также центр образования в районе. МЕСТНЫЙ ДИАЛЕКТ Гросслибентальский диалект сильно отличался от диалекта соседних колоний. Поселенцы Гросслибенталя говорили на швабском диалекте. Этот диалект берёт своё начало от вюртембургских поселенцев. Некоторые из них уехали на Кавказ, многие остались, наречие распространилось, пустило корни.Образовался швабский диалект, на котором и говорило население. Соседние сёла Александерхафт и Нойбург имели другой диалект, хотя их жители происходили из тех же государств, что и гросслибентальцы. ЛИКВИДАЦИЯ Гросслибенталя 01 января 1939 года был ликвидирован Гросслибентальский райони присоединён к Овидиопольскому району. С 25 марта 1944 года началосьпереселение из Гросслибенталя. В июне 1944 года окончательно прекратила существовать 140-летняя община Гросслибенталь
Рубрики:  История
Разное
Арысь

Метки:  

Поиск сообщений в Karl_M
Страницы: [97] 96 95 ..
.. 1 Календарь