-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в murashov_m

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 22246


О фильме "The great dictator"

Пятница, 13 Января 2017 г. 12:33 + в цитатник
"Смех, собственно, и спас меня. Пройдя все ступени ненависти и отчаяния, я достиг той высоты, откуда видно как на ладони смешное. Расхохотавшись, я исцелился, как тот анекдотический мужчина, у которого "лопнул в горле нарыв при виде уморительных трюков пуделя". Перечитывая свои записи, я вижу, что, стараясь изобразить его страшным, я лишь сделал его смешным, — и казнил его именно этим — старым испытанным способом." — Вокобану, в отличие от Чаплина, имевшему сомнительное преимущество лицезреть восхождение к власти Гитлера что называется из первого ряда партера, живя с женой-еврейкой и малолетним сыном в Берлине, потребовалось для открытия приведённого выше универсального рецепта истребления тиранов на пару лет меньше, нежели Чаплину — тот твёрдо решил снимать "Диктатора" лишь после "Хрустальной ночи" 1938 года. Рассказ же Набокова написан в 1936-ом. И, разумеется, Чаплин знаком с ним не был. Однако, как это часто бывает, витающая в воздухе спелая эврика свалилась на двух киногениев. (Помимо участия ВВН в написании сценария для "Лолиты", вспоминаются и его подработки актёром в немых фильмах, которые до нас, к сожалению, не дошли.)
Смех как оружие против тирании. И тут современному зрителю сложно оценить первопроходство Чаплина. Сатира на Гитлера — такое lieu commun после сотни фильмов, после карикатур Кукрыниксов с носато-патлатой крысой Гитлером, что плыть дальше некуда. Стартовые позиции в этом плане сегодня у фильма так себе. И всё же несмотря на это чаплинские шуточки и штучки настолько самобытны, что выходят за пределы обычной карикатуры. Человека, укравшего и первертировавшего его усы Чаплин разбирает до последнего винтика. И делает он это тогда, когда Гитлер вовсе не был всемирным пугалом, средоточением зла, букой, которым пугают непослушных детишек, а, наоборот, казался многим явлением весьма прогрессивным, гарантом возрождающегося порядка в мире, который большевики, сиречь левые, довели до ручки. Сердце не ёкнуло? В 40-м году и со Сталиным у них пищеварительная система занята перевариванием кусочков Польши и вообще сплошные обнимашки и чмоки. Франция ещё не завоёвана, но страшный июнь 40 уже витает в воздухе. В Англии плетутся интриги по выводу Британии из войны, а местные фашисты ещё в фаворе. (До массированных бомбёжек острова, положивших конец присматриванию британцев к фашизму, остаются считанные месяцы). Осознание того факта, что фильм снят, когда ещё абсолютно ничего не ясно невероятно актуализирует его просмотр, хотя, конечно, "Великого диктатора" можно смотреть и просто как обычную сатиру. Сатиру подчас весьма горькую. В момент, когда евреев теснили примерно так, как сейчас добрая треть европейцев мечтала бы потеснить мусульман, Чаплина посещает в картине страшное озарение. Он делает из казавшейся тогда многим второстепенной еврейской темы опорный стержень всего фильма — нечто похожее то ли на нидерландское "de joden", то ли на немецкое "die juden" — одно из немногих членораздельных слов в словесном поносе Хинкеля. Именно преследования в фильме евреев, будто задувает ледяной ветер, нарушают гармонию развязного хохота над недотёпой-диктатором. Горе людей, по сути параллельный высмеивающей Гитлера линии фильма сюжет, не дозволяет нам упускать из виду главное во всей картине — опасность грядущей катастрофы столь имманентна, что просто недоумеваешь как мир мог её допустить, ознакомившись с предупреждением Чаплина.
Предупреждение, впрочем, столь же актуально и для нас — пожалуй, давно ничего меня так не потрясало как финальная речь Чаплина, в единый миг объединившего два сыгранных им образа еврея-парикмахера и безумного диктатора. (Какая метафора!) Не могу себе представить каково было слушать эту речь с экрана кинотеатра в 1940-м, но в 2017-м она кажется написанной на злобу дня. Чёрт, неужели человечество действительно ничему не научилось за 77 лет? За жизнь целого поколения? Может homo и впрямь тупиковая ветвь?
"The great dictator" и просто смешной фильм. Однако, символы в нём потрясают глубиной. Тут не только говорящие фамилии, имена и названия стран, но и, например, симфонические фрагменты из "Лоэнгрина", под которые Хинкель танцует с земным шаром в одной из самых знаменитых сцен в мировом кинематографе. Эти мотивы звучат и в лирических сценах с Ханной, символизирующей еврейский народ. Что тут делает Чаплин? Гитлер украл у него усы, а Чаплин крадёт у Гитлера Вагнера! Лоэнгрин — архетипический герой-спаситель, причём спаситель в последний момент! Такому чудесному спасению как на суде Эльзы не суждено было случиться, в отличие от мрачных озарений о скорых судьбах впавшего в безумие мира.
"Великий диктатор", несмотря на уйму подражаний (вспомним хотя бы "Аса из асов"), фильм будоражащий и молодой. Нам бы только научиться его смотреть.

Хорошая статья о фильме (Eng.)
great-dictator-4 (700x531, 100Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The big sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The birth of a nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США, 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США, 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США, 1940)
(Продолжение следует...)
Рубрики:  Кино
Метки:  

Лёгкость_бытия   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 15:09 (ссылка)
А вот не припомню с чем можно сравнить карикатуру Чаплина в формате 3Д, разве был еще кто-то в кино?
С Великим Диктатором знакома только по фото и эпизоду в глобусом, не знаю даже канвы сценария, но даже по этим крохам фильм всегда на меня производил завораживающее впечатление культурного оружия против зверя в человеке. Похожее настроение у меня было при просмотре фильма с Ильинским о бравом Швейке. И все таки Диктатор - это уже гламурный лоск, но при этом точная и острая игла в одно место, пусть это будет мозг:*), пародия на истинные размеры грандиозных фантазеров, мечтающих пинать Землю своим лощеным сапогом..
Посмотрю его в ближайшие дни с удовольствием, как раз то, что просит мое сердце. Спасибо за рецензию!:*)
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 17:34 (ссылка)
**Чёрт, неужели человечество действительно ничему не научилось за 77 лет? За жизнь целого поколения? Может homo и впрямь тупиковая ветвь?** -


на мой взгляд, не только за 77 лет,

но и за всю свою историю оно -

в абсолютной массе своей -

ничему не учится..

*история учит тому, что она никогда никого ничему не учит* (с)


насчёт тупиковой ветви -

неустанно повторяю это)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 17:35 (ссылка)
Лёгкость_бытия,

**игла в одно место, пусть это будет мозг**) -

!)))..


хорошего вечера-ночи тебе,

шери легкобытийная)..
Ответить С цитатой В цитатник
murashov_m   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 20:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Лёгкость_бытия

Исходное сообщение Лёгкость_бытия
А вот не припомню с чем можно сравнить карикатуру Чаплина в формате 3Д, разве был еще кто-то в кино?

Точно были военные пропагандистские фильмы с взъерошенным Гитлером получающим пинка, но конкретно сейчас названия не вспомню. А в послевоенное время как минимум вспоминается тот же "Ас из асов", "Бесславные ублюдки", "Он снова с нами". Думаю, что есть ещё подобные фильмы.

Исходное сообщение Лёгкость_бытия

С Великим Диктатором знакома только по фото и эпизоду в глобусом, не знаю даже канвы сценария, но даже по этим крохам фильм всегда на меня производил завораживающее впечатление культурного оружия против зверя в человеке. Похожее настроение у меня было при просмотре фильма с Ильинским о бравом Швейке. И все таки Диктатор - это уже гламурный лоск, но при этом точная и острая игла в одно место, пусть это будет мозг:*), пародия на истинные размеры грандиозных фантазеров, мечтающих пинать Землю своим лощеным сапогом..
Посмотрю его в ближайшие дни с удовольствием, как раз то, что просит мое сердце. Спасибо за рецензию!:*)


Посмотреть действительно очень стоит, хотя бы ради заключительной речи. Я "Диктатора" посмотрел впервые лет в 19 и тогда мне элементарно не хватило жизненной наблюдательности, чтобы оценить всю страшную глубину картины. Рад, что удалось вновь открыть для себя этот фильм.

Исходное сообщение Такахаши_Омояра
**Чёрт, неужели человечество действительно ничему не научилось за 77 лет? За жизнь целого поколения? Может homo и впрямь тупиковая ветвь?** -


на мой взгляд, не только за 77 лет,

но и за всю свою историю оно -

в абсолютной массе своей -

ничему не учится..

*история учит тому, что она никогда никого ничему не учит* (с)


насчёт тупиковой ветви -

неустанно повторяю это)..


Как-то мы уже обменивались мнениями на сей счёт. Вам не знаком спор между Сеттембрини и Нафтой в "Волшебной горе"? Тут я был бы наверное на стороне итальянца.) Грешу верой в человечество.))
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 20:54 (ссылка)
**Грешу верой в человечество** -

моя точка зрения такова:

верю только в в некий всеобщий инстинкт человечества -

позволяющий ему отползать от края пропасти,

когда ещё один шажок - и кранты..


но рано или поздно этот непоправимый шажок будет, таки, сделан..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 13 Января 2017 г. 20:57 (ссылка)
вот) -

презентик герру Михаэлю -

на Старый НГ) -
ЛЕМЕШЕВ (429x700, 62Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
murashov_m   обратиться по имени Суббота, 14 Января 2017 г. 02:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

О, спасибо! Красавчег просто-таки!
Ответить С цитатой В цитатник
murashov_m   обратиться по имени Суббота, 14 Января 2017 г. 02:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

И Вас с наступившим уже окончательно 2017-м!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку