-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в murashov_m

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 18222

О фильме "Frankenstein"

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 22:48 + в цитатник
Ещё не смотрев картины Уэйла, я видел мысленным взором именно увековеченный в нём образ "создания" — слушая радиоспектакли, знакомясь с аудиокнигой по роману Шелли. Уже само по себе достойно восхищения, что воплощённое на экране 85 лет назад самое романтическое из существ так укоренилось в сознании современников и потомков. Работа гримёра в Джека Пирса сродни произведению скульптора, а каждое движение Бориса Карлоффа приковывает взгляд, заставляя поверить в непредсказуемость и опасность этого свирепого, но во многом несчастного творения Просвещения.
Сначала немного поперемываем косточки этому неприкасаемому мастерпису.
В канве своей "Франкенштейн" очень близок"Кабинету доктора Калигари" Однако, надо сказать, что экспрессионистский шедевр Вине значительно ближе "чистому искусству", нежели рассчитанный на чисто поверхностное щекотание нервов и к тому же небезупречное драматургически действо "Франкенштейна". Ряд несуразностей, ставших в дальнейшем отличительной чертой всех голливудский фильмов ужасов, бросаются в глаза уже здесь, но тяжелее всего простить полностью редуцированные до идеи погони отношения творца и творения столь явственно и гениально выведенные в книге. Достойный Гайдая в его худшие годы ход с заменой мозга, которого не было у Шелли, но который зато невероятно сблизил фильм с опубликованной пятилетием ранее повестью Булгакова "Собачье сердце". В результате антипросвещенческий и мрачный пафос Шелли свёлся к какому-то чисто фабулообразующему qui pro quo. Впрочем, холодным летом 1816 смотреть пессимистичнее на науку было проще, чем к концу первой трети ознаменовавшегося бешеным техническим прогрессом двадцатого века. Отсюда, предполагаю, такой реверанс в сторону науки со стороны Уэйла и Булгакова выразившийся в снабжении обеих "говорящих собачек" таким вот "смягчающим обстоятельством" — ну, а что? Мозги-то взяли преступника! Вообще, тем, кто любит и знает книгу Шелли будет непросто обвыкнуться с визуальными и драматургическими решениями в фильме Уэйла. Перенос действия в условный fin de siиcle лишил легенду части своей магии. Какие "создания" могут ещё пугать, когда уже в небе в пору летать первым дирижабля, а по улицам — разъезжать первым машинам? Даром, что в немецком городке, в котором разворачивается действие жизнь будто бы застыла в неком условном средневековье. Возникающий контраст — кажется, режиссёрская дидаскалия имела целью впихнуть во внешний облик картины невпихаемое. Как результат — хронологическая рыхлость.
Теперь о сильных сторонах фильма, которые на мой взгляд-таки перевешивают слабости.
Динамично-готическое начало, оживление создания восхитительны. А вот вторая треть фильма теряет в динамике. Примерно с того момента, как операция по превращению монстра обратно в ведро потрохов заканчивается неудачей. Монстра ли? Бедолагу выводят жертвой среды. Вместо воспитания "новорождённого" подвергают всевозможным пыткам, сажают на цепь, обжигают огнём... Вообще, несмотря на всю свою внешнюю свирепость и несмотря на то, что лирическая линия отношений создания со слепым крестьянином из книги Шелли оказалась невостребованной авторами сценария картины, другими методами нежели в литературном первоисточнике, но монстр выведен существом достойным сострадания. Даже непредумышленное убийство маленькой девочки у пруда вызывает скорее ужас, чем гнев. Так гениально сконструирована эта сцена: сначала девочка бросает на воду цветки, а вслед за ней в игру включается и создание. Когда же цветков под рукой больше нет, то он швыряет в воду девочку. Ожидая, что и она останется на поверхности. Увидев, что она исчезла под водой, растяпа в ужасе убегает. Гневиться тут на него бессмысленно. Его физическая сила стоит в обратной пропорции с его умом. Сцена нападения на невесту Виктора полностью рубит образ. Без неё фильм бы выдался куда сильнее. Монстр в книге был одержим идеей найти и поквитаться с Виктором. А тут мы видим какого-то подопечного доктора Калигари. Сомнамбуличного душителя девушек. Финальная травля выводит фильм из этого пике. И мы снова вместе с монстром, загнанным, звериным, но в таком ужасе от окружающего его огня в подожженной мельнице, что хватаешься за сердце. Рождён не по своей воле, травим, растоптан. Побочный продукт чьего-то пари. Аутодафе в финале — гениальная метафора. Особенно огромный крест остановившихся лопастей ветряной мельницы. Чудовище в толпе разъярённой черни, охотящейся за Виктором. Это был бы наверное более сильный финал. Более булгаковский. Однако и в своей окончательной форме "Франкенштейн" — веское и глубокое высказывание, развитие топоса, прежде всего огромный вклад в его визуальные формы. Усталые, с поволокой глаза Бориса Карлоффа над искромсанным лбом будут жить до тех пор, пока жив миф о Викторе Франкенштейне и его несчастном творении. А пока существует наука, будет существовать и этот конгениальный ей антинаучный миф.


frankenstein1931_1-1600x900-c-default (700x393, 103Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The big sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The birth of a nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
(Продолжение следует...)

Рубрики:  Кино
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку