-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в murashov_m

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 17931

О фильме "The grapes of wrath"

Вторник, 22 Ноября 2016 г. 17:01 + в цитатник
Тяжёлые времена встряхивают художников — "Великая депрессия" была тяжёлым временем, но на своём излёте — к моменту выхода книги и фильма Америку уже несколько лет как ньюдилило — она породила американскую социальную драму тридцатых, во всяком случае в своём пафосе сравнимую с германской и советской. Появление такой книги и такой картины, конечно, весьма показательно — напиши нечто подобное Стейнбек в СССР, к примеру, про ужасы коллективизации, или Германии, и его бы ждала незавидная судьба тех художников, кто сгинул в лапах тоталитарного государства без следа или был стёрт в лагерную пыль. В США же, и фильм, и картина увидели свет, а премьера последней прошла, когда в Европе дивизии вермахта изготовились для броска на Францию и до вступления самой Америки в войну оставалось немногим менее двух лет. На чью мельницу лил воду Стейнбек? Думаю, что у многих звёздно-полосатых "патриотов" чесались руки расправиться над "Гроздьями гнева" и можно почитать за счастье, что этот документ эпохи дошёл до нас неискажённым, не растоптанным. Впрочем, сам автор, подаривший нам впоследствии такие сильные вещи как "Зима тревоги нашей", "Квартал Тортилья Флэт", "Благостный четверг", "К Востоку от Эдема", "О мышах и людях" сломлен государственной машиной не был.
Фильм "Гроздья гнева" своего рода роад-муви, скитание крестьянской семьи согнанной с насиженных мест бессердечными воротилами. Их мир — мир архаики. Мир видений, страшных предчувствий, наивной веры в простые решения сложных вопросов. Мотор архаики — семья. Старики умирают по дороге, неродившиеся младенцы вынашивают свой первородных грех в чреве матерей-скиталиц. Что до драмы, то по проблематике близкая картина ""On the Waterfront куда более компактная, оставляющая убеждённость в неминуемости конечного deus ex machina. "Гроздья гнева" сняты в более беспощадной манере. Единственное чудо — попадание в государственный лагерь для рабочих с душем и туалетом обставлено так, чтобы зритель не уверовал в расположение фортуны. Передышка — не более. Так при избиении иногда окатывают водой и дают утереть лицо. А потом по новой.
Путешествие по Америке из Оклахомы в Калифорнию весьма примечательная одиссея. Складывается впечатление, что Америка 30-х куда более разобщена, чем нынешняя Европа. Границы между штатами — настоящие пропускные пункты с досмотром и чуть ли не внутренней таможней. Поверить в это сейчас, когда из Франции в Германию въезжаешь по мосту через Рейн и единственное по чему можно распознать пересечение границы это дорожный знак, достаточно сложно. Отношение к оклахомцам в других штатах просто потрясло. У нас так даже гастарбайтерам из Средней Азии не относятся. При попытке прорваться на своём грузовичке в соседние калифорнийские города бродяг встречала вооружённая до зубов полиция с толпой разъярённой черни. Чужаки нам здесь не нужны! Ночёвка в городе? Можно забыть! А вот за городом есть бродяжничьи "джунгли". И даже этот совет получен от полицейского-земляка.
В самом лагере наверное самая страшная и балансирующая на грани безвкусицы сцена с детьми просящими поесть. Слишком в лоб, слишком давит на слезные железы, отсюда реакция от противного. Такой же эффект и от финального монолога матери семейства — вот уж действительно дивнейшая смесь революционно-разинского ужо тебе! и какой-то цереро-кибелской связи с матушкой-землицей, в которую уже был столь живописно отправлен дед. Земля, близость к земле вообще ключевой смысловой маркер картины. Наряду со свойственным кинематографу 30-50-ых в США библейскими аллюзиями. Интересен и типаж священников в двух схожих социальных драмах "В порту" и "Гроздья гнева" — этакая любопытнейшая веха, когда борьба за справедливость не обязательно означала принадлежность к левому политическому лагерю. Возможно сии капелланы рабочего класса в обеих картинах — антидот против большевизма, мыпойдёмдругимпутёма и классовой ненависти. Ньюдильная идиллия и рыщущий ночами в поисках правды поп-расстрига. Что-то дико-западное (и сгон с земли туда же, который потом подхватит Леоне в C'era una volta il West ) и дико западное в том, как легко руки тянутся к кобуре и бьются смертным боем шерифы. И финальный уход в ̶з̶а̶к̶а̶т̶ рассвет этого задумчивого ковбоя с длинными руками-плетьми, прозрачными очами и искажённым рефлексией ликом. Это начало борьбы или бегство затравленного? Отпустили-то из тюряги под честное слово... Мы не знаем. Ведь это пока только гроздья гнева. До чего конкретно дозрел Том нам неведомо. Контур борьбы выведен весьма условно — и к топору вроде бы оклахомского мужика никто не зовёт, но и другого рецепта нет. Ситуативное выживание, где наша не пропадала. Чёрной же краски набросано густо, порой через меру. Финальный монолог Мамы, чужие дети у котла с похлёбкой, свои в магазине на заправке с автоматом конфет. Все эти слабости пересоленного гражданского пафоса с лихвой компенсируются неубиваемой годами эстетикой (фильм смотрится как стилизованный под чёрно-белую эру) и крупными побегами сюжетного древа. Например, отношения Тома с матерью. Какая глубокая правда в этих сценах!
И всё же главное в этой картине в том, где было пересолено — и у благополучных них были свои чудовищные и беспощадные тридцатые.

grapesofwrathfilm_2877354a-large (700x437, 41Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The big sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The birth of a nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)

(Продолжение следует...)
Рубрики:  Кино
Метки:  

Такахаши_Омояра   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 21:35 (ссылка)
скажу так) -

добротнейшая рецензия,

но лично мне немножко не хватило двух,

привычных уже, вещей) -

мурашоффского блеска, и мурашоффских же изысков)..

впрочем, полагаю,

что у герра Мурашоффа были чуточку другие задачи -

при написании сего текста)..


и еще -

я тут пару дней отсутствовал в инете -

отдохнул от цивилизации, так сказать)

и сейчас, просматривая сообщения лирушной почты,

с приятным удивлением обнаружил вот такой текст - о Малере) -

[url]http://www.liveinternet.ru/users/5079736/post402913315/[/url]

думаю, Вам надо ознакомиться с сим тестом) -

в случае, если не сталкивались с ним ранее) -

а ежели еще и скажете пару слов -

здесь, в Вашем дневнике -

о прочитанном -

буду весьма признателен)..


засим - хорошего ноябрьского вечера Вам)..
Ответить С цитатой В цитатник
murashov_m   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 21:10 (ссылка)
Обязательно ознакомлюсь, хотя, при всём моём трепетном интересе к Малеру, он пока мне не по зубам.) Только благодаря разбору на семинаре его Auferstehungssinfonie я как-то сумел оценить его масштаб.
Ответить С цитатой В цитатник
murashov_m   обратиться по имени Среда, 30 Ноября 2016 г. 19:06 (ссылка)
Текст очень дельный. И видно, что написан он человеком что называется секущим. Для меня Малер прежде всего последний отблеск великой эпохи романтизма, последний всполох наряду с Пуччини, хотя они в разной степени эту эпоху олицетворяли.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку