-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в murashov_m

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей: 3088
Комментариев: 11982
Написано: 20118

О фильме "The Godfather"

Понедельник, 28 Ноября 2016 г. 12:34 + в цитатник
В каком фильме речь идёт о разгуле бандитизма в 1946-м, послевоенном году и главный герой, ветеран только что вернувшийся с фронта, обречён пройти путь утраты иллюзий в столкновении с миром криминала? "Место встречи изменить нельзя"? Нет, хотя схожего между двумя картинами немало! Да и во времени разделяет их всего пятилетие. Даже по советским меркам говорухинский сериал очень натуралистичен — вспомните даже не деда-сторожа, зарубленного топором, а скорее эмоциональную суровость, убранные до минимума лирику и романтизм. Думаю, что, если бы не довлела над Говорухиным неминуемая необходимость продавливать картину через всякие худсоветы и цензуру, то "Место встречи" вышло бы ещё натуралистичнее — кто сомневается, просто посмотрите "Ворошиловского стрелка". Дезилюзионизм, развенчание интеллигентских гуманистических соплей, принятие правил игры tels quels — всё это объединяет фильмы копполовский и говорухинский. Даже нарративно можно увидеть отдалённое сходство, а именно включение в повествование мини-новелл, которые несут общую интригу, оставаясь при этом в большой степени автономными. Тут, как мне видится, лежат причины небывалой популярности и "Крёстного отца", и "Места встречи" (и не только в сильном литературном первоисточнике). Разница же в том, что Копполе необходимо было, прежде чем взяться за продолжения, впихнуть в трёхчасовую картину весь главный роман (ничего не поделаешь — закон рыночной экономики), а получившему средства на весь сериал Говорухину можно было не торопиться и снимать серию за серией. Посему "Крёстный отец" вышел всё-таки шедевром на все времена, а "Место встречи", потеряв в интенсивности (360 минут против 175 у Копполы), имеющим свои взлёты, но и падения, длинноты сериалом. Нельзя не отметить и удивительное сходство в мотивах в обеих картинах: мотив засланных казачков, удара ножа в бок предателю, блуждание главных героев — Майкла и Шарапова по ходу действия из мира власти (армия, милиция) в мир криминальный (семья, банда Горбатого), обращение к справедливости, как надюридическому абсолюту, неустроенная судьба бандитских жён, обречённых на лавирование между кухней и норовящими либо исчезнуть, либо быть изрешечёнными пулями мужьями, богато накрытые столы в воровской усадьбе, всё это показное благолепие и чинопочитание в воровской среде, сложная система взаимоотношений, напоминающая некие придворные интриги XVIII века, наконец, мотив появления новой жизни, вращение веретена жизни — в финалах обоих фильмов такого рода вступление в жизнь — крещение племянника Майкла и Варя с подкидышем.
Есть, разумеется, и существенные различия. Одно из них безусловно сильнейшая в сравнении с говорухинским сериалом, архаика в "Крёстном отце". Архаике, к которой ведут многие символические линии. Например, апельсины (сцена покушения на Вито Корлеоне, его смерть в саду играя с внуком — Сицилия). Вообще, это наверное главный столп, на котором зиждется картина — архаика, которая в конце концов пожирает Майкла, наделённого от природы всеми задатками, чтобы из неё вырваться. Да хотя бы через армию, из которой он только что вернулся, попав прямиком на свадьбу — один из основных архаичных ритуалов. Армия с собственной структурой субординации и системы стимулов и поощрений могла бы стать для него альтернативой карьере в "семье", однако происходящее в дальнейшем, по своему гениальнейшее в мировом искусстве, затягивание корабельными канатами Майкла обратно в болото этой архаики — через покушение на отца, через убийство жены, через убийство брата, через удар по зубам от продажного копа... Тут надо было быть Львом Николаевичем Мышкиным, чтобы выкрутиться из воронки судьбы... В тот момент, когда превращение Майкла становится необратимым отец, выступавший всегда за другую судьбу для младшего сына, бессилен его отвратить — мало того, именно он становится главным магнитом, привлекшим Майкла в больницу и заставившим принять вид охраны дабы отпугнуть наёмников, намеревавшихся прикончить его отца. Вот такая вот, кстати, тоже очень важная для мира архаики инициация. Силой затащили Майкла в чужую шкуру, а дальнейшее уже инерция. Коготок увяз — всей птичке пропасть. У Говорухина же архаика не столь эксплицитна. Да, Горбатого роковым утром крестит жена, разговоры в банде на глубоко архаичном (не в смысле старый, но связанный с народными корнями) языке, роль которого у Копполы играет итальянский. В конце концов, сам Жеглов с его архаичными представлениями о праве, вечный "ветхозаветный" кочевник, из того же символического мира, но, акценты всё же здесь расставлены иначе и архаика не является доминантой в той степени, как в "Крёстном отце".
Сильное в картине Копполы то, как зритель в войне бандитов начинает сопереживать семейству Корлеоне также, как в советском фильме занимать сторону Жеглова в споре с Шараповым о подброшенном Кирпичу кошельке. Власть зрительных образов способна влиять на наши моральные соображения и в этом огромная ответственность и угроза кинематографа. Это, наряду с его веризмом, и определяет секрет популярности "Крёстного отца", непременного лидера всех возможных рейтингов лучших фильмов минувшего столетия.
The Godfather (700x437, 298Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The big sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The birth of a nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)

(Продолжение следует...)
Рубрики:  Кино
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку