-Цитатник

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12165
Комментариев: 34232
Написано: 59081


Магический бытовой реализм британского художника Стэнли Спенсера (1891–1959)

Пятница, 30 Июня 2017 г. 17:16 + в цитатник

Автопортрет

Автопортрет, 1913

   Стэнли Спенсер - один из самых противоречивых и ярко индивидуальных британских художников минувшего столетия родился 30 июня 1891 года, в Кукхэме-на-Темзе. Это небольшое село в Беркшире воплощало для Спенсера вселенную, «небесную деревню» и было местом действия большинства его работ. Даже эпохальные сцены Библии – «Воскресение», «Несение креста», «Тайная вечеря» – Спенсер разыгрывает в пространстве Кукхэма. Соединение реальных, часто биографических деталей с мистическими видениями и фантазиями пронизывает все его творчество. «Разделенное объединилось во мне», – писал художник, пытаясь сплавить в своих холстах предельно земное плотское и небесное, субъективное и общечеловеческое, религию и секс, реальное и воображаемое, сакральное и языческое.



  

О дне рождения Стэнли в возведенной им в миф деревушке рассказывают забавную историю. В тот день в большом доме Спенсеров, вдруг невесть откуда появилась ворона – вывалилась из дымохода, всполошенно маша крыльями, пронеслась через комнату и вылетела в окно. Наверное, о комичном эпизоде все тут же забыли бы, но как раз в эти минуты Энн Спенсер родила сына. В семье появление вороны сочли добрым знаком, а новорожденного – восьмого из выживших детей – назвали Стэнли.

Спенсеры были незаурядной семьей, давшей миру двух профессоров, сэра, солиста-скрипача, профессионального иллюзиониста, директора национального строительного института, выпускника Оксфордского университета (погиб во время Первой мировой войны) и двух художников.

Святой Франциск проповедует птицам

Святой Франциск проповедует птицам

Глава семейства – «Па» Уильям – был преподавателем музыки, органистом и хормейстером в местной церкви. Музыкальные науки постиг путем самообразования, развив по ходу дела незаурядный педагогический талант, который применял на практике в собственной семье. «Па» много читал детям вслух, за обедом устраивал оживленные дебаты, вовлекая в них детей; даже основал в саду у дома семейную школу под названием «Гнездо». Преподавали в ней старшие сестры Анна и Флоренс, в учебной программе преобладали литературные чтения, особенно – истории из Библии, музыка и длинные пешие прогулки по живописным окрестностям Кукхэма. В будущем, куда бы ни бросала Стэнли Спенсера судьба, он неизменно возращался в своем творчестве в спасительную триаду детства – Библия, природа и Кукхэм.

gmi_toro_640_large (700x497, 104Kb)

Луг Беллроп в Кукхэме

Привязанность к дому и родному селу была такой сильной, что, даже поступив в высшую художественную школу Слейда в Лондоне, Спенсер каждый день после занятий возвращался в Кукхэм, к семейному чаю – за что и получил от однокурсников ироничное прозвище –«Кукхэм».

Впрочем, Стэнли не возражал: уже тогда он начал писать картины на библейские сюжеты, вписывая их в привычный фон своей деревни, представляя евангельских героев в облике односельчан и друзей.

   В истории искусств подобных примеров не так уж мало – вспомните хотя бы Марка Шагала, который, живя в Париже, всю жизнь писал родной Витебск. В Слейде Спенсер учился под руководством Генри Тонкса, и довольно успешно: его картина «Рождество» (1912) была отмечена рядом премий. Художник также участвовал в этапной Второй выставке постимпрессионистов Роджера Фрая.

    Раннее творчество Спенсера показывает широкий диапазон влияний, от живописи эпохи Возрождения, до прерафаэлитов и постимпрессионизма. К этому времени Спенсер твердо установил место своего рождения центром духовной вселенной. Он писал: “Когда я оставил Слэйд и вернулся в Кукхем, я вошел в своего рода земной рай”. Его идеи разворачивались и воплощались в многочисленных заказах, но вмешалась Первая Мировая Война.

Cookham 1914 (700x568, 114Kb)
Кукхэм, 1914

   Во время войны Спенсер служил медицинским дежурным в пехоте. В 1918 он был назначен официальным военным художником. По возвращении с войны Стэнли понял, что не способен дописать незавершённые картины. Война изменила его, лишила чувства безопасности.

То, что Спенсер видел и пережил в годы Первой мировой войны, легло впоследствии в основу росписей Сандхемской мемориальной часовни. Этот частный заказ, щедро оплаченный, позволил художнику полностью погрузиться в творчество, не думая о ежедневном заработке. Черпая вдохновение во фресках Джотто (Капелла дель Арена в Падуе), Спенсер в течение семи лет (1927-1932) создавал для Сандхемской часовни 19 масштабных композиций – с кульминационной сценой «Воскресение солдат».

Воскресение солдат

«Воскресение солдат»

   Антивоенные картины художника напрочь лишены фальшивого ангажированного пафоса; в них нет героических свершений и подвигов, сцен битв, атак, взрывов и жестокостей войны. Свое осуждение-неприятие войны и насилия он выражает тем, что попросту исключает их из своих полотен. Подвиг этих солдат по Спенсеру состоит в том, что они остались живы и, вопреки бессмысленной бойне, бушующей где-то рядом, пьют чай, наслаждаются сэндвичами с джемом, моются, застилают чистое белье – простые житейские мелочи на выстрел от смерти возвышаются до небесных радостей. Художник называл сандхемские работы «симфонией в ломтике бекона», «облигато в заваривании чая», «раем в аду войны».

Солдаты умываются

"Солдаты умываются"

   Выдраивая полы, обмывая раненых, опорожняя ведра, Стэнли, «следуя откровению святого Августина», воспринимал свою работу санитара как служение Господу. И позднее, побывав на передовой, на себе ощутив всю античеловеческую суть войны, написал свое «Воскресение в Кукхеме». «Я похоронил слишком много людей и видел слишком много мертвых тел, чтобы понять, что смерть не может быть концом всего», – признавался художник.

Спенсер сознательно дистанцинировался от модернистских движений XX века – сумел соединить чисто реалистическое начало, полное точных деталей быта, с символически условным и неопримитивистским подходом в трактовке формы и цвета, используя опыт раннего Возрождения и прерафаэлитов.

Воскрешение в Кукхэме"Воскрешение в Кукхэме"

В 1927 критик писал о «Воскрешении в Кукхэме» в «Таймс»:

«Особенно поражает в этой работе комбинация тщательно выписанных деталей с модернистской свободой в трактовке форм. Это как если бы прерафаэлиты обменялись рукопожатием с кубистами».

   События личной жизни Спенсера, люди, с которыми он жил и встречался, места, где побывал, всегда оставались главным содержанием его искусства. Собственно, и к самому искусству он подходил как к инструменту для передачи чувств, мыслей и впечатлений от пережитого – окрашивая их своей неистощимой фантазией и окутывая мистическим ореолом. Женитьба на художнице Хильде, рождение дочерей Ширин и Юнити; охлаждение отношений с женой после встречи с Патрисией Прис, развод с Хильдой, спустя 4 дня – женитьба на Патрисии, оказавшейся лесбиянкой; новый разрыв, попытка восстановить отношения с первой женой, ее смерть; жизнь втроем с художниками Дафной и Джоржем Чарльтон – эти и многие другие события биографии Спенсера становятся темами мифологии его картин, размышлений о сексуальной свободе, любви, вере, времени, бытии, прощении и избавлении.

Глициния в Кукхэме

Глициния в Кукхэме   

Основная гуманистическая идея творчества Спенсера – идея объединяющей любви и всеобщего воскресения – уникальна в своей сущности и бытовании в английском искусстве XX века. Постижение Бога и божественной благодати через духовное и физическое освобождение человека составляет основу религиозно-философского восприятия художника; в его искусстве эти идеи часто предстают в гротескной, фантасмагорической форме.

Мир, окружавший Стэнли, был далек от совершенства – и он создавал на холстах свой, живущий по другим законам. В этом мире для каждого было искупление; женщины, которые отвергали художника, становились его возлюбленными, ординарные предметы превращались в небесные знамения. Искусство для Спенсера было волшебной ретортой – он помещал туда реальность, в которой существовал, и трансформировал ее в такую, в какой хотел бы жить.

Пейзаж с магнолией

Пейзаж с магнолией

 

  После смерти художника осталось несколько сундуков, доверху забитых записными книжками, дневниками и письмами, большая часть которых – послания его первой жене Хильде. Даже после кончины Хильды Стэнли продолжал адресовать ей письма, подробно рассказывая о своих работах. Спенсер всегда придавал огромное значение анализу и описанию своих картин, отдавая этому почти столько же времени и энергии, сколько и непосредственному воплощению на холсте. Даже продав очередную работу, он снова и снова возвращался к ее разбору, утверждая, что живопись, которую мы видим, – лишь верхушка айсберга потаенных смыслов, иносказаний, ассоциативных значений и аналогий, которые он вложил в полотно. Спенсер именовал себя «верховным жрецом» своего искусства, «первосвященником» созданных им эзотерических мистерий, единственным, кто до конца знает реальное значение, спрятанное в работах. Естественно, стоя на таких позициях, художник редко принимал во внимание мнение критиков.

Маки

"Маки"

Хотя работы Спенсера высоко ценились, денег часто не хватало, и дилер художника настаивал, чтобы тот создавал больше пейзажей и портретов, пользовавшихся у публики огромным спросом. Искусное владение академическим рисунком, живописное мастерство и почти иллюзионистская точность деталей в этих работах приводили заказчиков в восторг, но это мало радовало художника. Стэнли очень болезненно переживал, когда программные полотна, в которые он вкладывал столько душевных сил и энергии, не находили покупателей и спонсоров; а заказные портреты и пейзажи, сделанные ради заработка, называл «мертвыми, мертвыми».

С последней своей работы – «Автопортрет» 1959 года, написанной за несколько месяцев до смерти, Спенсер смотрит настороженно, скептически, почти вызывающе.

Еще одна попытка всмотреться в этот мир и в себя? Известный художник, награжденный в 1959 рыцарским званием, член Королевской академии художеств, почетный доктор Саутхэмптонского университета Спенсер в последние годы жил в Кукхэме, который обессмертил своими работами. В описаниях биографов перед нами предстает тщедушный старичок с мерцающими глазами, седыми космами волос; в выглядывающей из-под костюма пижаме бредет он улочками родного села со старой коляской, из которой торчат подрамник с холстом, краски и кисти. Эту побитую временем и непогодой коляску и сегодня можно увидеть в кукхэмской Галерее Стэнли Спенсера, посвященной жизни и творчеству одного из самых любимых британских художников минувшего столетия, автору странных интригующих картин, увидев которые однажды, помнишь всю жизнь.

Garden View. Cookham Dene 1938 (455x700, 121Kb)

Вид на сад в Кукхэме

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Откровения_Красоты   обратиться по имени Четверг, 06 Июля 2017 г. 22:05 (ссылка)
Интересный художник! Спасибо, Тамарочка!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку