-Цитатник

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12165
Комментариев: 34232
Написано: 59081


Русские соборы Софии в честь премудрости Божией

Среда, 20 Февраля 2013 г. 13:55 + в цитатник

 

  София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – крупные каменные соборы выросли менее чем за тридцать лет (1037 - 1066) на землях во многом ещё языческой и в основном, одноэтажной деревянной Руси. В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не построили ни одного Софийского собора. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.

  Следовать мудрому слову Соломона и, подражая, желать превзойти его – подобного рода чувство одолевало византийских императоров, «заказывавших» храмы в честь Премудрости Божией. Подобные чувства владели и Ярославом Мудрым, ппожелавшим строить Софию в Киеве, а затем в Новгороде.

  «Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа», - говорится в «Книге Премудрости Соломона». Соломон называет Её «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». В контексте учения о Троице и библейских текстов, в которых упоминается София, Её существование кажется логически необоснованным, чрезмерным, излишним: в одних местах она сближается со Святым Духом и талмудическим Руах ха-Кодеш, в других – с Богом-Сыном и античным Логосом. Её значение неясно, равно как и причины Её существования, и отношение Её к Троице. Эта неясность привела к идеологическому противостоянию: приверженцы арианства сопоставляли Софию со Святым Духом, православные – с Иисусом Христом и Богоматерью.

Первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в правление которого произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а построивший современный величественный храм Юстиниан сочувствовал монофизитам. Ко времени принятия христианства на Руси Софию связывали с Христом и Девой Марией.



София Киевская

  Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери,  вторую, которая должна была стать главной государственной, должны были посвятить Христу.

Но на Руси премудрость понималась и как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры.

  Закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. И если Юстиниан, который потратил  три годовых бюджета Византии на строительство собора, воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!», то Ярослав, приглашая из Византии зодчих, стремился превзойти Юстиниана.

  За пять лет артелью мастеров был построен тринадцати-главый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55 метров, а высота до маковки главного купола почти 30 метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. С Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.

София Новгородская

   После был освящения Киевского собора, византийские мастера отправились в Великий Новгород - второй город страны, в котором согласно некоторым данным ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует мнение, что княгиня Ольга в Киеве основала деревянную Софийскую церковь в 960-м году). Она сгорела и вместо неё на территории Детинца заложили собор.

  14 сентября 1052 года Новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён в отстроенном храме.

 

Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов.

  В иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.

София Полоцкая

  Новгородский и киевский храмы за тысячу лет существенно изменились: один пострадал от бездарных реставраций 19-го века и артобстрелов в Отечественную войну, другой был «переодет» в зелёное грушевидное украинское барокко. Но в сравнении с Софией Полоцкой они - в хорошем состоянии. Древнейший на белорусской земле главный храм Полоцкого княжества пострадал в русско-шведской войне. Под ним взорвался пороховой склад, не оставив камня на камне. Собор был отстроили в стиле виленского барокко.

  

  Пока полоцкий князь Всеслав воевал  с Киевом и Новгородом, зодчие возводили третью Софию. Для Ярослава и сына его строительство много-купольного каменного собора было вопросом не только политики, но и религии, а Всеслав, известный как волхв и двоевер, руководствовался лишь политическими мотивами. Постройкой собора Премудрости Божией он демонстрировал равенство Полоцка с конкурентами: торговый - Новгород и административный - Киев.

  В 1066-м Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.

Киррилица

Рубрики:  Святые ...
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку