-Цитатник

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский евгений евтушенко екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно ольга берггольц опера осень осип мандельштам пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12170
Комментариев: 34232
Написано: 59086


Высоцкий: Пятая четверть пути

Пятница, 25 Января 2013 г. 10:13 + в цитатник

171130

 

  Сегодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Он был безоговорочным кумиром нескольких поколений советских людей, а потом россиян, и сейчас его строчки вроде «лучше гор могут быть только горы» или «жираф большой — ему видней» знают даже те, кто их никогда не слышал. Что лишний раз доказывает: поэт в России — больше чем поэт. Особенно, если он при этом еще и певец…   

Для  нас  Высоцкий  был  неотъемлемой  частью  повседневной  жизни,  несмотря  на  то  что  осознание  его  значимости  пришло  уже  после  его  смерти.  Вписался   он  в  круг  наших  интересов  как-то  незаметно.  Мы  ещё  не  знали  имён  кинозвёзд  и  не  запоминали  слова  песен,  а  уже  смотрели  «Ну,  погоди!»,  где  в  первых  же  кадрах  волк  карабкается  по  верёвке  на  балкон  под  музыку  из  «Вертикали».  (Кстати,  озвучивать  этого  персонажа,  согласно  первоначальной  задумке  режиссера,  должен  был  Высоцкий,  а  не  Папанов,  образ  срисовывался  фактически  с  него!) 

 

Высоцкого  слушали  на   кассетниках  и  проигрывателях  герои  некоторых  фильмов  из  школьной  жизни.  Ну  а  когда  пришло  время  для  взрослого  кино,  трудно  было  не  попасть  под  обаяние  ершистого  сыщика  Глеба  Жеглова  из  сериала  «Место  встречи  изменить  нельзя»,  пусть  и  перемудрившего  в  истории  с  подброшенным  кошельком  и  склонного  подозревать  невиновных,  но  честного,  смелого  и  мужественного. 

В  девять  лет  фильмы  смотрят  не  ради  играющих  в  них  актёров,  а  ради  интересной  истории.  Поэтому,  не  зная  исполнителя  роли  нашего  любимого  героя,  мы  уже  жили  в  эпоху  Высоцкого.

Жил  в  эту  эпоху  и  взрослый  мир,  но  почему-то  делал  вид,  будто  этого  не  замечает.   Телевидение  регулярно  в  июле  и  в  январе  показывало  то  «Место  встречи»,  то  «Маленькие  трагедии»,  то  «Хозяина  тайги».  А  на  витринах  всех  пластиночных  магазинов,  на  самом  видном  месте  красовался  скромно  оформленный,  лишённый  всяких  предисловий  и  аннотаций  диск  «Владимир  Высоцкий.  Песни».

Пластинки  состояли  из  записанных  с  джазовым  ансамблем  «Мелодия»,  отчасти  тщательно  отцензурированных,  отчасти  позаимствованных  из  фильмов  песен.  Но  почему-то  даже  мне, тринадцатилетнему  школьнику,  ничего  не  смыслившему  в  поэзии,  сразу  бросилось  в  глаза,  насколько  всё  это  непохоже  на  слышанное  прежде.  Всё-таки  как  бы   комсомольская  пресса  не  стыдила  западный  шоу-бизнес  за  все  смертные  грехи,  массовая  советская  песня  вполне  соответствовала   распространенному  в  западной  поп-музыке понятию  «изи  лиснинг»  (от  англ. «easy  listening» –  «лёгкое  слушание,  ненавязчивое  восприятие»). 

89912040

Это  значит, что  эстрадный  хит  должен  создавать  приятный  фон  для  работы  и  отдыха,  но  ничем  не  отвлекать,  не  раздражать,  не  загружать  сложными  мыслями.  Никаких  неожиданных  сюжетных  поворотов   в  текстах,  никакого  намёка  на  психологию!  Абстрактный  Он – без  возраста,  профессии  и  почти  без  половых  признаков,  любит  такую  же  абстрактную  Её,  а  она  танцует  с  другим  –  вот  и  всё  содержание!

Высоцкий  же  предлагал  совсем  другую  лирику:  «Укр-р-раду,  если  кр-р-ража  тебе  по  душе!  Зря  ли  я  столько  дней  р-разбазарил?..» –  в  этой  рычащей  первобытной  страсти   присутствовало   куда  больше  правды,  личного  опыта  и  понимания,  что  для  настоящей  любви  не  должно  быть  ни  границ,  ни  предрассудков. 

Ещё  удивительнее  обстояло  дело  с  военными  песнями.  Вроде  бы  все  уже  привыкли  и  не  удивлялись,  что  в  большей  части  музыкальных  посвящений  героям  Великой  Отечественной  действовали  не  люди,  а  на  минуту  ожившие  памятники,  и  если  кто-то  из  поэтов-песенников  осмеливался  описывать «праздник  со  слезами  на  глазах»  или  как  «враги  сожгли  родную  хату»,   у  них  начинались  большие  проблемы.  А  тут  в  песне  «Он  не  вернулся  из  боя»  солдат  переживает  гибель  однополчанина,  которого при  жизни  недолюбливал,  не  понимал…  Негероический  сюжет  какой-то – а  почему-то  зацепил  крепко,  больно! 

Вообще,  все герои  Высоцкого  жили  в  мире,  где  не  было  однозначных  ответов  на  вопросы,  где  каждый  сам  выбирает,  лезть  ему  в  гору  или  умирать  дома  от  водки  и  от  простуд,  иметь  своё  мнение  или  полагаться  на  подсказки  тех,  «кому  видней»,  делать  добрые  дела  здесь  и  сейчас  или  дождаться  следующей  инкарнации…  В  этом  мире  живёт  каждый  подросток – и  потому  плёнки  Владимира  Семёновича  крутились  на  всех  магнитофонах  наряду  с  подпольными  советскими  и  модными  зарубежными  рок-группами.

Он  оказался  единственным  из  бардов,  которого  мои  ровесники  сразу  признали  своим  кумиром.  Наверное,  Галич,  благодаря  своей  вопиющей  немузыкальности,  был  куда  сложнее  и  ближе  к  большой  литературе,  но  его  реальность  для  начала  80-х  уже  казалась  уходящей  натурой.  Окуджава  с  его  призывами  говорить  комплименты  казался  слишком  благостным,  Ким – чересчур  наивным,  недаром  же  его  «Рыбу-кит»  так  часто  распевали  в  детских  телепрограммах, 

visockiy

Визбор,  Клячкин  и  Городницкий  вообще  не  вызывали  никаких  эмоций,  поскольку  для  их  понимания  нужен  был  какой-то  другой  жизненный  опыт.  А  песни  Высоцкого,  имевшие  хождение  исключительно  на  самиздатовских  кассетах,  помимо  всего  прочего  содержали  немало  информации,  которой не  найдёшь  ни  в  газетах,  ни  в  книгах. 

Скажем,  песня  «Все  срока  уже  окончены»  рассказывала  о  том,  как  в  начале  войны  на  фронт  прямо  из  лагерей  призывали  уголовников.  О  том,  какие  масштабы  имело  это  явление,  мы  прочтём  значительно  позже – в  «Сучьей  войне»  Варлама  Шаламова. А  тогда  потрясением  было  узнать  хотя  бы  об  одном  подобном  факте.   

Или  вот  ещё – эпизод  битвы  за  Кавказ,  когда  наш  боец  вдруг  вспоминает:  «А  до  войны  вот  этот  склон  немецкий  парень  брал  с  тобою.  Он  падал  вниз,  но  был  спасён,  а  вот  сейчас,  быть  может,  он  свой  автомат  готовит  к  бою…».  В  недолгий  период,  когда  дружба  Советского Союза  с  нацистской  Германией  переживала  расцвет, немецкие  альпинисты  действительно  совершали  восхождения  вместе  с  советскими,  благодаря  чему  многому  научились  и  неплохо  подготовились  к   походу  на  южном  направлении.  Но  где  ещё  можно  было  узнать  такие  подробности, если  сама  тема  пакта  Молотова-Риббентропа  не  подлежала  обсуждению? 

А  ещё  Высоцкий  поражал  воображение  своей  энциклопедической  универсальностью.  Не  было  эпохи,  в  которую  бы  он  не  переносился  мысленно – от  каменного  века  до  далёкого  будущего, когда  можно  будет  запросто  поболтать  с  представителями  внеземных  цивилизаций,  не  было  профессии,  о  которой  он  бы  не  спел – от  вора-карманника  до шофёра-дальнобойщика,  не  было  характера  и  настроения,  которых  бы  не  мог  передать  средствами  поэзии  и  музыки. 

69728606_VUYSOCKIY

Ну,  и,  конечно  же,  подача  песенного  материала.  Называйте  это  как  угодно – драйвом,  эмоциональным  взрывом,  привычкой  работать  на  износ,  но  такой  энергетики  у  других  бардов  почему-то  не  наблюдалось.  И весь  феномен  русского  рока,  выращенного  и  взлелеянного  моим  поколением,  имел  ярко  выраженные  «высоцкие»  корни.  Макаревич  и  Градский – особенно  в  саундтреке  к  фильму  «Узник  замка  Иф»,  Шевчук  и  Башлачёв,  Кинчев  и  Летов – каждый  почувствовал  и  пропустил  это  через  себя  как-то  по-своему,  каждый  взял  из  этой  сокровищницы  что-то  близкое  лишь  ему. 

Кому-то     ближе  эстетика  «обнажённого  нерва»,  кому-то – философский  взгляд  на  жизнь,  но  все  они – выпускники  одной  и  той  же  школы,  продолжатели  одного  общего  дела.  От  Высоцкого  произошла  и  значительная  часть  так  называемого  «русского  шансона»,  а  также  кое-кто  из  звёзд  «восьмидесятнической»  поп-эстрады – по  крайней мере  Олег  Газманов  точно  бы  не  написал  и  половины  своих  песен,  имея  других  предшественников.

Жаль  только,  что  оценить  творчество  барда  с  литературной  точки  зрения  у  нас  возможности  не  было.  Единственный – причём  изданный  уже  посмертно,  сборник  стихов  «Нерв» – карманного  формата,  в  красной  обложечке  и  с  предисловием  самого  Роберта  Рождественского,  поставить  у  себя  на  книжную  полку дома  могли только немногие избранные. Остальные,  если  посчастливится,  печатали  на  машинке или на ксероксе. 

Помню,  как  однажды  знакомый  приволок  мне  толстую  кипу  машинописных  листов – самиздатовскую  копию  «Нерва»,  и  оставил  на  пару  дней  почитать  и,  может  быть,  перепечатать.  Поскольку  машинка  у  меня  появилась  всего  каких-то  месяца  три  назад,  и  печатать  на  ней  я даже  одним  пальцем  ещё  не  умел,  было  очень  жаль,  что  с  подобной работой мне не справиться.

ффы

К  счастью,  в  начале  перестройки  в  свет  вышло  второе  издание,  ставшее  куда  более  доступным  широким  массам – в  том  числе  и  мне.  В  студенческие  годы,  с  какой  бы  иронией  я  ни  относился  к  разным  приметам  и  суевериям,  в  одну  примету  я  верил  твёрдо – на  экзамене  меня  ждёт  удача,  если  в  сумке между  учебниками  и  конспектами  будет  лежать  «Нерв». И пускай  голова  гудит  после  бессонной  ночи,  и  все  мысли  вразброд,  и  содержания  половины  билетов  ты  не  помнишь – перед  тем,  как  шагнуть  за  дверь  аудитории, пристройся  где-нибудь  в  коридоре  у  окна,  чтобы  пробежать  по  строчкам  открытой  наугад  страницы: 

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон – упадет, пропадет!

Чуть левее наклон – все равно не спасти!..

Но, должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути!

И  ты  моментально  становишься  спокойным,  сосредоточенным  и  готовым  к  любым испытаниям, что  иногда  даже  отражается  в  зачётке.  Кстати,  некоторым  нашим  университетским  преподавателям  из  числа  заядлых  театралов  посчастливилось  видеть  живого  Высоцкого  на  сцене  Театра  на  Таганке,  в  том  числе в  ролях,  которые  никто  не  догадался  зафиксировать  для истории на  видео.  Они  рассказывали,  как  хорош  был в  исполнении  актёра  Лопахин  из  «Вишнёвого  сада»,  а  мы  завидовали  тем,  кто  успел  родиться  на  двадцать  лет  раньше.

Но  время,  которое  выпало  нам,  предоставляло  совсем  другие  возможности,  о  которых раньше невозможно было и мечтать. С 1988  года  день  рождения  и  смерти  Высоцкого  стали  отмечать  открыто

0_3a415_84867ef4_XL

Телепремьера  документального  фильма  «Владимир  Высоцкий.  Монолог»  казалась  невероятной  сенсацией – ну  не  было  ещё  случая,  чтобы  на  главном  телеканале страны  в  течение  часа  пел  и  говорил  человек  с  репутацией  скандалиста  и  вольнодумца.  А  он  пел,  шутил,  иногда  забывал  слова  или  прерывал  выступление  для  того,  чтобы  перенастроить  гитару, но  технические  накладки  лишь  усилят  эффект  присутствия, впечатление,  будто  всё  происходит в  прямом  эфире. 

Затем  появится  ещё  несколько  десятков  фильмов  и  программ – плохих  и  хороших,  быстро  забытых  и  ставших  классикой  документалистики.  Последних,  к  счастью,   получилось  много – и  лучшими  из  них  мне  лично  кажутся  рязановские  «Четыре  встречи»  и  трилогия  Николая  Солдатенкова,  в  которых  даже  тема  личной  жизни  и  внутрисемейных   конфликтов  подавалась  корректно,  без  «желтушного»  налёта. 

В  то  же  самое  время  на  виниле  миллионными  тиражами  начнёт  издаваться  весь  хоть  сколько-то  поддающийся  реставрации  архивный  аудиоматериал – сборники  военных  песен,  несостоявшийся  совместный  альбом  с  Мариной   Влади, раритетные  концертники  и  квартирники  из  частных  коллекций… 

В течение  последующих  пяти  лет  я  буду  гоняться  за  каждым  новым  выпуском  серии  пластинок  «На  концертах  Владимира  Высоцкого»,  в  конечном  счёте  соберу-таки их полный комплект и пойму, что раньше ничего не знал об  этой  личности,  что  помимо  всенародно  любимых  и  постоянно  цитируемых  хитов  осталось очень много гениальных песен  и  стихов,  которые  просто  недооценили.  

Один  из таких забытых шедевров –  «Истома  ящерицей  ползает в костях…», вещь, прекрасно аранжированная и записанная для одного из  французских  дисков,  но  никогда  почему-то  не  звучавшая  на  концертах.  Это  одновременно и  пронзительная  история  человеческого  одиночества,  и  жёсткое,  беспощадное,  детально  точное  описание  состояния  депрессии,  возможно,  связанной  и  с  личным  наркотическим опытом автора: «Я на коне. Толкани – я  с  коня! Только «не», только «ни» у меня…»

file68gmx7moruu12ucahlc7

Таким же недопонятым, недослушанным  – то  ли  из-за  философской  сложности, то  ли  из-за  четко  выраженного  религиозного  подтекста,  следует  считать  и  весь  цикл  песен  для  фильма  «Бегство  мистера  Мак-Кинли».  А  сколько,  если  судить  по  начавшим  выходить  в  90-х  собраниям  сочинений,  неспетого,  недописанного  вышло  из–под  всё  того  же  пера!..  Читаешь,  слушаешь – и  чувствуешь  себя  археологом,  раскопавшим  неизвестную  древнюю  цивилизацию…

В новой, постсоветской  России  поначалу  даже  людям,  выросшим  на  классике  авторской песни, казалось, будто  сам  жанр  превращается  в  ретро.  То  и  дело  приходилось сталкиваться с мнениями, будто Высоцкий уже не актуален,  ибо  это ведь не о нас поётся: «Возле города Пекина ходят-бродят  хунвейбины…»  Однако  сама  действительность  доказывала  обратное.  Да,  если  воспринимать  сатиру  сорокалетней давности как зарисовку с натуры, как исторический  документ,  то  к  современному Китаю это не имеет никакого отношения.

А ещё я  вспоминаю  август  2000  года,  когда  вся  страна  в  течение  недели следила  за  безуспешными  попытками  спасти подлодку «Курск». Пока оставалась хоть капля надежды, что кто-нибудь из  большого  экипажа  выжил  и  снова  увидит  солнце,  в  голове  у  очень  многих – не  только  у  меня,  крутилось:  «Спасите  наши  души!  Спешите  к  нам!...»

artleo.com_1072

 

С  выходом  на  экраны  в  прошлом  году  фильма  «Высоцкий.  Спасибо,  что  живой!»  начался  какой-то  новый  этап  почитания  памяти  Владимира  Семёновича  в  нашей  стране,  возможно, этап  мифологизации.  Всё-таки  кино – это  фабрика  грёз,  а  не  учебник  истории,  и  даже  снять  такой  шедевр,  как  «Броненосец  «Потемкин»  можно  было  лишь  двадцать лет спустя  после  реальных  событий,  когда  одних  из  прототипов  уже  не  было  в  живых,  а  другие  не  имели  возможности возразить,  что  всё  было  совсем  не  так.

 

 

ed0db419cdcf4a3e852c42c874acd7e8_full

Дитя войны, пацифист, противник любого насилия, он продолжает защищать свою  родину. Забронзовевшие монументы так не умеют – в  отличие  от  живых  поэтов.  Спасибо,  что  живой!..

«И  погнал  я  коней  прочь  от  мест  этих  гиблых  и  зяблых.  Кони – головы  вверх,  но  и  я  закусил  удила.  Вдоль  обрыва  с  кнутом  по-над  пропастью  пазуху  яблок  я  тебе  привезу – ты  меня  и  из  рая  ждала!..» 



СOFTMIXER

Рубрики:  Песни и мелодии
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 25 Января 2013 г. 14:43 (ссылка)
Тамара! Замечательная какая статья. У меня внутри все всколыхнулось, вспомнились те старые (добрые, недобрые) времена, когда впервые появилиь записи магнитофонные с его песнями. Был такой всплеск эмоций, какой-то дух свободы что ли? Было здорово!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 25 Января 2013 г. 16:23 (ссылка)
Всякое было... Но помнится всё хорошее! Если бы мы были молодые, мы бы и сегодня в грязь не ударили!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку