Жизнь и творческое наследие Льва Николаевича Гумилева
Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992) – выдающийся ученый современности, привнесший в мировую науку теорию пассионарности, объясняющую развитие народов-этносов через рассмотрение исторических процессов с естественнонаучной точки зрения.

"Не зная истории своего отечества, трудно быть патриотом." (Л.Н. Гумилев)
"Этнология – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем." (Л.Н. Гумилев)
"У большой разноязычной России свой путь, который она выбрала, отстояла и обязана отстаивать в трудной орьбе!" (Л. Н. Гумилев)
"Пассионарность как энергия – биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать
"Этническая история – наука об утратах, а история культуры – это кондификация предметов уцелевших и сохранившихся в музеях и частных коллекциях… Которые мы впредь смешивать не будем." (Л.Н. Гумилев)
"Именно в прошлом лежат корни наших сегодняшних национальных противоречий. Прослеживая их историческое развитие, можно отыскать безболезненно пути их решения." (Л.Н. Гумилев)
Системный подход Л. Берталанфи и учение о роли биохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского позволили установить наличие в исторической географии замкнутых систем, ограниченных в пространстве и во времени - этносов.
избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели, обратный инстинкту, определяющий способность к сверхнапряжению. Лев Николаевич не определял источник этой энергии, оставляя эти исследования для последующих поколений ученых.
Природная форма существования вида Homo sapiens – этнос. Различие этносов между собой определяется не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте – месте развития этноса, где этнос впервые сложился как система. Процесс рождения, развития и исчезновения этноса под воздействием получения пассионарной энергии и ее
утраты есть этногенез, рассматривается новой сложившейся наукой – этнологией.
Современное народоведение невозможно представить без элементов теории Л. Н. Гумилева. Этнос, суперэтнос, субэтнос, этнология, пассионарность, пассионарный толчок, аберрация близости/дальности, антисистема, химера, пассионарии, субпассионарии, гармоничная особь, фаза подъема, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, гомеостаз, диахрония, кривая этногенеза – это неоспоримое наследие Гумилева.
Творчество Гумилева проникнуто той мыслью, что в любом живом этносе сохраняется бережное отношение к окружающей природе, ландшафту. У каждого индивидуума есть свобода выбора, но за каждую ошибку индивид платит своей жизнью. Экологичность – вот, отличительная черта научных трудов Л. Н. Гумилева.
Льва Николаевича Гумилева совсем недавно стали причислять к религиозным философам. Сам он этого никогда не делал, хотя в его научном наследии философские и религиозно-философские вопросы в особом этнологическом аспекте составляют, чуть ли не половину его исследований.
Теория Л. Н. Гумилева о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами – роднит его с идеями евразийцев. В своих трудах, исследуя историю основных этносов Евразии – монголов, тюрок, гуннов Лев Гумилев является евразийцем по полному праву, перекликаясь с трудами П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого, показывая то огромное влияние, которое эти народы наравне с византийцами оказали на психологию и культуру русского и других славянских народов.
Лев Николаевич обладал даром точно, емко, поэтично выражать свои мысли. Его стихотворения не имеют никаких шероховатостей размера, рифмы, подбора слов. Поэтические переводы с восточных языков, сделанные Львом Николаевичем отмечаются носителями этих языков, как прекрасно передающие поэзию подлинников.
http://levgumilev.spbu.ru/