Марк Копшицер, "Поленов"
Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Издательство: Молодая гвардия, 2010 г.
Твердый переплет, 368 стр.
От издателя:
"Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Не только его искусство, но и сама личность художника были окружены самым настоящим поклонением художественной молодежи. Многогранность дарования художника поистине не знала границ: он живописец и театральный художник, архитектор, музыкант и композитор, театральный и общественный деятель, талантливый педагог - его учениками были И.И.Левитан, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, А.Е.Архипов, А.Я.Головин, Е.М.Татевосян. Он оформлял спектакли в Московской частной опере Мамонтова, занимался организацией самодеятельного театрального творчества, устраивая народные спектакли и концерты. Как доброволец участвовал в двух войнах; одним из первых получил звание народного художника РСФСР. Книга о Поленове - это глубокое, умное, чуткое исследование жизни не только выдающегося художника, но и замечательного человека, дружбой с которым дорожили многие представители творческой интеллигенции России."
В тот год, когда я поступила в институт, мы с родителями отдыхали на Оке. И ездили в Поленово, я рассказывала об этом в самом начале дневника, но не так давно ту запись удалила по личным причинам, так что позволю себе маленький повтор. Мы приехали в выходной день, Дом-музей художника был закрыт, я была со сломанной ногой, сильно хромала и это ли, другое ли - сам внук художника - Федор Дмитриевич Поленов, который тогда был хранителем Музея, вышел к нам и пригласил в дом. Лично провел экскурсию, а потом еще и чаем напоил - за разговорами мы не заметили, как пролетел день... Такое не забывается. Как и то, что картины Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" и "Бабушкин сад" очень любит моя мама: помню, как в моем детстве, когда мы приходили в Третьяковку, подолгу стояли перед этими работами и мама мне все подробно рассказывала
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post7145321/, хотя теперь, после того, как прочитала "Поленов", понимаю, что некоторых деталей не знала и, наверное, хорошо, что не знала - подробности все-таки влияют на восприятие картины и очень трудно абстрагироваться от этого "теперь знаю".
Что касается книги. Интересно, но читать непросто. Долго не могла сформулировать, почему осталось какое-то странное ощущение, а потом, после "Ренуара" П.Бонафу
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post162236818/ поняла: если "Ренуар" - праздник, то "Поленов" - работа, будни, труд. Поразительно, но факт: Ренуар, который многие годы боролся сначала с нищетой и непризнанием, а потом - с тяжелейшей болезнью, Ренуар, который в последние годы жил исключительно на силе воли при постоянных мучительных болях, любил и умел радоваться жизни так, что Паскаль Бонафу, почти столетие спустя, изучая его жизнь, почувствовал эту сумасшедшую ренуаровскую любовь к жизни и умение находить светлое и красивое даже в простых буднях, то "Поленов" М.Копшицера - это совсем иное. Работа, будни, труд, череда испытаний, трагическая первая любовь, общее смятение, разногласия с Академией, непростая жизнь сестер - это вот именно русское: даже при общем благополучии все равно копаться в себе, в своей душе, заниматься самоедством и там, где француз улыбнется новому дню, пусть и без гроша в кармане, и напишет солнечно-удивительный "Портрет актрисы Жанны Самари", там русский художник будет предаваться мучительным размышлениям о бренности существования, работая, к примеру, над картиной "Больная".
Марк Копшицер провел огромную работу, собрал уникальный материал и, поскольку еще не читала, то могу лишь догадываться, как должно быть, интересен его "Валентин Серов":
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2130241/, написанный первым. И "Мамонтов":
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3421544/, появившийся следом. "Поленов" в плане собрания и подачи материала замечателен - настоящий клад, от которого невозможно оторваться, но в конце очень чувствуется, что книга осталась незаконченой.
Предисловие к книге, написанное Леонидом Григорьяном, вызывало много вопросов, но все-таки я сначала взялась за книгу. А вот потом, дочитав, занялась поиском материалов о Копшицере и многое стало понятно. "Поленов" получился именно таким не просто так. Вот, если интересно:
- "Мне рекомендовали взять псевдоним" ((Марк Копшицер, 1923 -1982):
http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer9/Shalit1.htm
- "Писатель Марк Копшицер (1923 - 1982): жизнь, творчество, самоубийство" (Статья Леонида Григорьяна):
http://rostov-80-90.livejournal.com/244723.html
Кстати, о работе и ислледованиях Марка Копшицера с уважением отзывается Н.Семенова в своей книге, посвященной московским коллекционерам:
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post147123913/
"Поленов" можно и нужно читать всем, кто интересуется историей русской живописи. Немного старомодная, чем-то похожая на "Бабушкин сад", книга написана с безграничным уважением к жизни и творчеству Василия Дмитриевича Поленова и огромным желанием поделиться с читателями тем уникальным материалом, который просто так найти очень трудно. Теперь же, благодаря работе М. Копшицера, все стало гораздо ближе и понятнее. И, что важно, не менее интересно.