-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 6

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:10 + в цитатник
Denis-K все записи автора
                      Мне кажется, что именно этот «фронтовой» вариант был предтечей «лагерного», а не наоборот. Но может быть и так, что «другие заключенные», пришедшие на передовую из-за колючей проволоки архипелага ГУЛАГ, принесли ее с собой, потом вернулись обратно, а песня прижилась на воле. Фрагменты этой песни, если не ошибаюсь, прозвучали в фильме «Председатель», одной из первых картин хрущевской «оттепели». Для своего времени этот был, наверное, тем же, чем для многих из нас, тридцать лет спустя, лента Т.Абуладзе «Покаяние».
                      Не мной одним, а и другими исследователями отмечено, что военные песни Владимира Высоцкого вышли из его раннего, «блатного» цикла. В качестве примера обычно приводятся «Я рос, как вся дворовая шпана…», «Все срока уже закончены…», «Штрафные батальоны». Для меня же решающим обстоятельством послужила фонограмма, где ВВ впервые исполнял «Братские могилы». В отличие от дальнейшего четкого маршевого ритма и подчеркнутой гражданственности, в тот раз он пел ее на мотив, близкий к «Батальонному разведчику» и собственной песне «Я женщин не бил до 17 лет…» То есть на манер настоящей «вагонной» песни. В этой же манере он позже исполнил и песню «Письмо» («Полчаса до атаки…»), но там такая подчеркнутая стилизация была вызвана сюжетом фильма «Иван Макарович, где Высоцкий так и не снялся.
                      Что же касается «Штрафных батальонов», то траиционно считается, что Высоцкий был первооткрывателем этой «запретной» темы в советской литературе. Отнюдь нет. Он был одним из тех, кто п у б л и ч н о говорил об этом. Потому что, скажем, песни Михаила Анчарова («Цыган Маша») и Александра Галича («Левый марш», «Песня о синей птице») остались лишь в памяти узкого круга почитателей, а проза, известная сегодня, тогда вообще не могла быть опубликована.
                      Но вот что интересно. Потрясающие стихи о войне Ольги Берггольц я обнаружил в поэтическом сборнике «Зона», где предтавлено творчество репрессированных литераторов. Они во многом перекликаются с песнями Высоцкого. К сожалению, под этим стихотворением нет даты. Не знаю, был ли знаком с этими стихами Высоцкий и слышала ли его песни Ольга Берггольц, но перекличка временами не только тематическая, но и лбразно-вербальная:
                                           На собраньи целый день сидела,
                                           То голосовала, то лгала –
                                           Как я от тоски не поседела?
                                           Как я от стыда не померла?
                                           Долго с улицы не уходила,
                                           Только там сама собой была.
 
                                           В подворотне – с дворником курила,
                                           Водку в забегаловке пила…
                                           В той шарашке двое инвалидов
                                           В 43-м брали Красный Бор.
                                           Рассказали о своих обидах –
                                           Вот был интересный разговор!
 
                                           Мы припомнили между собою,
                                           Старый пепел в сердце шевеля…
                                           Штрафники идут в разведку боем
                                           Прямо через минные поля.
                                           Кто-нибудь вернется награжденный,
                                           Остальные лягут здесь – тихи,
                                           Искупая кровью забубенной
                                           Все свои небывшие грехи!
 
                                           И, соображая еле-еле,
                                           Я сказала в гневе, во хмелю:
                                           - Как мне наши праведники надоели,
                                           Как я наших грешников люблю!
                      И вот еще о чем. Одной из лучших песен Высоцкого последних лет была, конечно, «Побег на рывок», посвященная Вадиму Туманову (тоже узнику ГУЛАГа), и навеянная его рассказами. Более того, Владимир Высоцкий хотел завершить этой песней серию «Поколение», идея которой, похоже, не была реализована. После публикации этих стихов в годы перестройки и гласности, критики часто находили параллели со стихами прекрасного поэта Анатолия Жигулина:
                                           Семь лет назад я вышел из тюрьмы,
                                           А мне побеги,
                                           Все побеги снятся…
                      Имя А.Жигулина тогда было у всех на слуху, вышла его повесть «Черные камни», появились многие ранее не печатавшиес стихи из «колымского» цикла (напомню, что Жигулин был арестован в конце 40-х по 58-й статье, и несколько лет провел в лагерях на самых тяжелых работах). Добавьте в этот ряд имя Варлама Шаламова с его «Колымскими рассказами» и станет понятно, что такие вольные или невольные параллели были неизбежны.
                      Анатолий Жигулин хорошо относился к творчеству Высоцкого и, судя по всему, неоднократно слушал «Побег на рывок», потому что в 1987 году написал стихотворение «Памяти друзей», где вспоминает свой личный лагерный опыт. То, что Высоцкий прочувствовал с чужих слов и выразил, как поэт, Жигулин подтвердил как очевидец. Достаточно просто сравнить эти два произведения.
                      У Высоцкого:
                                           Как за грудки, держался я за камни,
                                           Когда собаки близко – не беги!
                                           Псы покропили землю языками –
                                           И разбрелсь, слизав его мозги.
 
                                                                 Приподнялся и я,
                                                                 Белый свет стрвеня, -
                                                                 И гляжу – к у м о в ь я
                                                                 Поджидают меня.
 
                                                                 Пнули труп: «Сдох, скотина!
                                                                 Нету проку с него:
                                                                 За поимку полтина,
                                                                 А за смерть – ничего».
 
                                           И мы прошли гуськом перед бригадой,
                                           Потом – за вахту, отряхнувши снег:
                                           Они обратно в зону – за наградой,
                                           А я – за новым сроком за побег.
 
                                                                 Я сначала грубил,
                                                                 А потом перестал.
                                                                 Целый взвод меня бил –
                                                                 Аж два раза устал.
 
                                                                 Зря пугают тем светом,-
                                                                 Тут – с дубьем, там – с кнутом:
                                                                 Врежут там – я на этом,
                                                                 Врежут здесь – я на том.
                      А вот как та же ситуация побега рассмотрена у А.Жигулина:
                                           Я полностью реабилитирован.
                                           Имею раны и справки.
                                           Две пули в меня попали
                                           На дальней, глухой Колыме.
                                           Одна размозжила локоть,
                                           Другая попала в голову
                                           И прочертила по черепу
                                           Огненную черту.
 
                                           Та пуля была спасительной –
                                           Я потерял сознание.
                                           Солдаты решили: мертвый,
                                           И за ноги поволокли.
                                           Три друга мои погибли.
                                           Их положили у вахты,
                                           Чтобы зеки шли и смотрели –
                                           Нельзя бежать с Колымы.
 
                                           А я, я очнулся в зоне,
                                           А в зоне добить невозможно.
                                           Меня всего лишь избили
                                           Носками кирзовых сапог.
                                           Сломали ребра и зубы.
                                           Били и в пах, и в печень.
                                           Но я все равно был счастлив –
                                           Я остался живым.
                      Кстати, неожиданную двойную реминесценцию я не так давно нашел и в стихах Варлама Шаламова, но поскольку она не имеет прямого отношения к рассматриваемой нами теме, оставим ее пока в стороне, сделав, что называется, «зарубку» на память. Вернемся к раннему периоду творчества Высоцкого.
                      Начав выступать с публичными концертами (примерно с 1965-го года), он иногда исполнял в них свои первые песни, но позже новый репертуар вытеснил их. В этом ряду особняком стоит выступление молодого актера Театра на Таганке в Институте русского языка в январе 1966 года. Там он исполнил большинство песен «блатного» цикла, а его внимательно слушали профессиональные лингвисты и иногда просили прокомментировать то или иное выражение из воровского арго, вроде неоднократно упомянутого «делать варшаву». То есть уже тогда были ученые, видевшие во всем этом гораздо больший смысл и значение, чем просто «блатные» стилизации под гитару.
                      Совсем другая история произошла год спустя в Ленинграде. Клуб песни «Восток», чрезвычайно популярный тогда, устраивал не только концерты авторов-исполнителей, но и дискуссии о проблемах жанра, где каждый мог высказать свое мнение. Вели эти дискуссии, как правило, Юрий Андреев и Владимир Фрумкин. Несколько раз выступал в этом клубе и Владимир Высоцкий. Одна такая встреча в «Востоке» состоялась в январе 1967 года.
                      За спиной Высоцкого уже были театральные роли и фильмы, должна была вот-вот появиться картина «Вертикаль», принесшая ему всесоюзную известность, значительно изменился репертуар. Но тем не менее из зала пришла ехидная записка: «Я не буду касаться остальных песен, которые здесь не исполнялись, но мне кажется, что песня «Скалолазка» с ритмом и мелодией чисто блатного, я не боюсь этого слова, уклона. Вот интересно, что думают остальные о песнях Высоцкого?»
                      Высоцкий ответил определенно и по делу, правда, не удержался, чтобы не съехидничать в отместку: «Там много пришло записок в ответ на то, что это блатное или не блатное. Вы понимаете, в чем дело. Ведь я, в общем, не имел отношения к лагерям, и срока у меня не было. Но почему-то пишется вот так. Если вы считаете, что «Скалолазка» - блатная, ну, бог с ней, пускай она будет блатная. Я ее пою в картине. А дело в том, что я играю парня простого очень – там, в этой картине. Это простая мелодия, обычная специальная мелодия, специально нарочито примитивная. А в слове «блатной» - здесь ничего блатного нет. Значит, вы просто не знаете блатных песен, вот и все».
                      Кстати, уже относительно недавно, лет пять назад, злополучная «Скалолазка» в эфире популярной молодежной радиостанции была названа «одной из немногих «эротических» песен советского периода». Меняется время, меняются и критерии оценки…
                      А свое «знание» блатного фольклора Владимир Высоцкий продемонстрировал в том же концерте, когда представлял песню, посвященную другу молодости Игорю Кохановскому: «Теперь посвященная песня «Мой друг уехал в Магадан». Она специально сделана стилизованно под, так называемый, «блатной» фольклор», потому что Магадан все-таки, - столица Колымского края».
                      Высоцкий имеет здесь в виду знаменитый «Ванинский порт»:
                                           Я помню тот Ванинский порт
                                           И вид парохода угрюмый,
                                           Как шли мы по трапу на борт
                                           В холодные мрачные трюмы.
 
                                           На море спускался туман,
                                           Ревела пучина морская.
                                           Лежал впереди Магадан,
                                           Столица Колымского края.
                      Песня эта разлетелась по стране во множестве вариантов и авторство ее точно не установлено. По одной из версий она была написана в 30-е годы вольнонаемным шофером-колымчанином Николаем Серебровским, который часто печатал свои стихи в магаданской газете «Верный путь». По другой, более поздней, версии автором «Ванинского порта» следует считать Григория Матвеевича Александрова, многолетнего узника ГУЛАГа, который прошел войну, фашистский плен, а потом сталинские ланеря, неоднократно бежал.
                      Высоцкий знал и другие подобные песни. В частности, магнитофонные ленты донесли до нас запись фрагмента еще одной известной песни «Это было весною…»
                                           Это было весною, зеленеющим маем,
                                           Когда тундра надела свой весенний наряд.
                                           Мы бежали с тобою, замочив вертухая,
                                           Нас уже не догонит пистолетный заряд.
                                                                 По тундре, по железной дороге,
                                                                 Где мчится скорый курьерский «Воркута-Ленинград».
                      Жаль, что эта запись сохранилась не полностью. Интересно было бы посмотреть, какой из многочисленных вариантов предпочел Высоцкий. Автором ее является другой сталинский сиделец – Григорий Шурмак. Некоторые его стихи публиковались в журнале «Юность», писал он и прозу.
                      Довольно часто Владимир Высоцкий шел на творческие эксперименты, органично соединяя фрагменты одной песни с фрагментами другой, и получая в результате свой неожиданный исполнительский вариант. Так, например, песню «Таганка» Высоцкий обычно исполнял в манере «жестокого» романса, что позже подхватили Михаил Шуфутинский, Михаил Гулько и другие представители «русского шансона». А однажды он еще более усилил, обозначил этот эффект, введя в традиционный текст куплет из близкой, но все-таки немножко другой «оперы»:
                      Кстати, существует и более мягкий «лирический» вариант песни «Таганка». В одном из исполнений этот мотив нежности и разлуки слышится наиболее отчетливо:
                                           Иди, любимая, иди, хорошая,             
                                           Ступай же, деточка, своей тропой.
                                           Пускай останется глубокой тайною,
                                           Что и весна была для нас с тобой.
                      Не знаю, слышал ли Владимир Высоцкий конкретно этот вариант, но совершенно очевидно, что образ Весны в песне «Весна еще в начале, еще не загуляли…», как не просто календарного времени года, а символа свободы, появился у него именно под впечатлением «блатного» фольклора, где он тоже является одним из главных.
                      А эту песню я разыскивал очень долго и упорно, чуть ли не с 1982 года, когда услышал запись дружеского вечера Высоцкого и братьев Вайнеров. Как-то не попадалась она мне. Там один из присутствующих говорит: «Володя, а помнишь песню пели, «Мне мама гитару подарила»?» И Высоцкий отвечает: «Да, помню».
                      И вот недавно мои поиски увенчались успехом. Ничего «блатного» или криминального в ней нет, разве что слово «гитара» употреблено здесь в значении чисто жаргонном:
                                            Мне мама гитару подарила, подарила,
                                           Как только на свет родилась я,
                                           И часто, часто говорила, говорила:
                                           Смотри, смотри, о дочь моя!
 
                                           Ты береги свою гитару, гитару
                                           И не давай на ней играть.
                                           Мужчин ты в жизни опасайся, опасайся,
                                           Гитару могут поломать.
 
                                           В семнадцать лет я полюбила, полюбила
                                           Устройство музыки моей.
                                           Моя гитара так звенела, так звенела,
                                           Хоть струн и не было на ней.
 
                                           Вот как-то раз на вечеринке, вечеринке
                                           Ко мне пристал парнишка молодой.
                                           Он стал смеяться, обниматься, целоваться,
                                           А сам веселый, веселый был такой.
 
                                           Он попросил мою гитару, гитару,
                                           А я ему не смела отказать.
                                           Он взял аккордов только пару, только пару,
                                           А гитара стала дребезжать.
 
                                           Потом на ней играли все ребята, все ребята,
                                           И я могу теперь заверить вас,
                                           Что вместо маленькой гитары, ой гитары,
                                           Мне возвратили контрабас.
                      Остается сожалеть, что не все записи молодого Высоцкого сохранились и дошли до современных исследователей. А таких, очень ценных фонограмм, могло быть и больше. Тот же Г.С.Внуков вспоминает, что однажды, в 1968 году, предложил Высоцкому напеть пленку из собранных им песен. Внуков называл их «песни второго фронта», преимущественно романтического содержания. Высоцкий согласился, но потом эта идея осталась неосуществленной. В этом же разговоре Внуков назвал имя Аркадия Северного, который тогда был известен как «одессит». Высоцкий отреагировал отрицательно, возможно, потому, что как раз в этот период его песни подвергались критике в официальной печати, вместе с песнями других авторов.
                      Аркадий Дмитриевич Звездин-Северный (1939-1980), конечно, не был никаким одесситом. Родился в Иванове, закончил лесотехническую академию в Ленинграде, служил в армии. В начале 60-х начал исполнять песни, которые не звучали ни по радио, ни по телевидению. Причем не только «блатной» фольклор, но и романсы, песни из репертуара П.Лещенко, А.Вертинского, Л.Утесова. В отличие от Высоцкого и других бардов, Аркадий Северный никогда не выступал на сцене и записывался исключительно в домашней обстановке, обычно в сопровождении различных ресторанных оркестров. Сегодня его записи наиболее известны с ансамблем «Братья Жемчужные», которым и сейчас руководит Н.Резанов.
                      Благодаря Аркадию Северному были сохранены многие редкие песни. Иногда он исполнял и кое-что из Высоцкого: «Песню про Сережку Фомина», «Бодайбо», «Красное-зеленое» и т.д. Существует фонограмма, сделанная в честь 85-летия А.Вертинского, где он, в ряду других имен, уважительно отзывается и о Владимире Высоцком.
                      Ну и чтобы завершить этот, во многом предварительный, разговор о раннем периоде творчества Высоцкого, предоставим опять слово Владимиру Семеновичу, где он сам говорит о своем отношении к этому этапу своей жизни.
                      «…Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, их еще почему-то называли блатными. Это такая дань городскому романсу, который к тому времени был забыт. Эти песни были бесхитростные, была, вероятно, в то время потребность в простом общении с людьми, в нормальном, не упрощенном разговоре со слушателями. В каждой из первых песен была одна, как говорится, но пламенная страсть: в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, была надежда на то, что его будут ждать.
                      Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя я там много писал о тюрьмах и заключенных. Мы, дети военных лет, выросли все во дворах в основном. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла: просто для меня в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания – человек, лишенный свободы, своих близких и друзей. Возможно, из-за этого я так много об этом писал, а вовсе не только о тюрьмах.
                      Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, в поисках удачного слова, строчки. Я от них никогда не отмежевывался – это ведь я писал, а не кто-нибудь другой! И простоту этих песен я постарался протащить через все времена и оставить ее в песнях, на которых лежит более сильная, серьезная нагрузка».

                 И, пожалуй, самая важная фраза из монологов Высоцкого о своем творчестве: «…Я не делаю разграничения, для меня не существует моей официальной и неофициальной песни. Я считаю, что все, что я написал, имеет право и может быть исполнено со сцены. Я никогда не стесняюсь ни в каких аудиториях, независимо от того, где бы я ни пел, для какой среды и в каком месте. Я пою репертуар, который я выбираю, который я считаю возможным петь со сцены…»

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку