-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть первая. 2

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:28 + в цитатник
Denis-K все записи автора
                       Да и к тому же, если бы понадобилось стилизовать настоящую блатную песню (а не поздние подделки типа «Когда с тобой мы встретились…» или «одесских» песен), то пришлось бы исходить из норм жанра совершенно другого, предельно близкого к «жестокому романсу» и отличающегося от него только вступающей в повествование судьбой блатного, причем блатного приукрашенного, выглядевшего невинной жертвой обстоятельств.
                      Достаточно почитать, например, тексты блатных песен старого времени, опубликованные в книге В.Глубоковского «49» (Соловки, 1926 г.) или хранящиеся в архивах некоторых фольклористов (например, в фонде Ю.М. Соколова – ЦГАЛИ, ф.483), чтобы почувствовать несходство старой блатной песни и песен Высоцкого.
                      Мне представляется, что дело обстояло так. Как и почти все мальчики его поколения, Высоцкий нюхал отголоски блатного мира. Я младше его на 12 лет, и то отчетливо помню приблатненных парней, которые верховодили у нас в школе, да и по всему району. Это, правда, были уже жалкие остатки некогда могущественного мира, вплотную соприкасавшегося с миром старого московского двора, гораздо более могучего и жестокого
                      Высоцкому было 15 лет, когда в Москву хлынула толпа уголовников после амнистии (не случайны упоминания о ней в некоторых его песнях). Вспомните его «Песню о детстве» - с каким пониманием поется там о том, как «ушли романтики из подворотен ворами».
                      Трудно, да вряд ли нужно сейчас гадать, в каком соотношении находилась жизнь самого Высоцкого с этой подспудной жизнью двора, где главенствовали настоящие уголовники. Надо просто понять, что он чувствовал себя среди этих людей не чужим, не посторонним.
                      Он не занимался стилизацией – он воспроизводил этот блатной мир в своих песнях, воспользовавшись некоторыми интонационными приемами (как хорошо высказался один музыковед «исступленным обыгрыванием единственного интервала»), и некоторыми определенными приемами повествования (еще достаточно давно академик Д.С.Лихачев, близко знакомый со старым блатным миром, писал о том, что для всей блатной песни, как русской, так и иностранной, характерно повествование в первом лице, вспомним зачины почти всех блатных песен Высоцкого, начинающихся с «я»), но больше всего интересуясь законами жизни этого своеобразного общества.
                      Его песни не воспроизводят стиль настоящих блатных песен, они не воспроизводят стиль мышления блатного – они строят свой художественный мир по законам реального мира блатных. И здесь надо отметить чрезвычайно показательный факт: о герое почти каждой из своих песен Высоцкий пишет с симпатией, пусть иногда и ироничной, но симпатией. Для него этот человек слишком близок, чем-то близок, близки его приключения, мысли, переживания. Но когда берешь всю совокупность песен Высоцкого, то видишь, насколько жесток, беспощаден и в конечном итоге отвратителен автору мир, им воспроизведенный.
                      Отдельные песни в этом цикле могут быть лучше или хуже по своим внутренним качествам – от блестящих «Алехи», «Их было восемь», «Правда ведь, обидно, если завязал…» до серенького «Письма» («Мой первый срок я выдержать не смог…»). Некоторые из этих песен Высоцкого настолько соответствуют реальному бытию блатного мира, что уже лет 12 назад они прочно вошли в репертуар тех самых парней, о которых я говорил, причем вошли без имени автора, которого они знали совсем по другим песням. Даже если бы они слышали, как Высоцкий поет: «Я однажды гулял по столице» или «Их было восемь», они бы не поверили, что эти песни принадлежат ему самому, а последняя даже была сочинена для одного из спектаклей Таганки. Эти песни воспринимались ими воспринимались в одном ряду с известным блатным репертуаром. В результате к «Их было восемь» даже был присочинен конец о повторной встрече тех же самых людей, но заканчивающейся, естественно, победой ранее побежденного (к сожалению, я в то время этот конец не записал и даже не перенял устно). Сам факт такого бытования песни говорит за себя. И вот предельная достоверность отдельных песен делала тем сильнее заряд отрицания, вложенный Высоцким в общую картину блатного мира.
                      Все это – результат внимательного прислушивания к внутреннему миру другого, внеположного автору человека, человека, противоположного ему по строю мыслей, по идеалам, по оценкам действительности, по культуре, по традициям, да и по всему прочему, результат умения, слившись с образом, говорить внутри него и одновременно оценивать его со стороны».
                      Статья Н.Богомолова «Чужой мир и свое слово», написанная вскоре после смерти Высоцкого, когда еще не были известны ни многие стихи и песни, ни факты биографии, то есть при минимуме исследовательского материала, ставит несколько очень интересных вопросов. В частности, один такой вопрос Богомолов ставит как бы вскользь, походя. Я имею в виду его фразу о том, как соотносилась жизнь Высоцкого с жизнью двора и – шире – блатного мира. Попробую в дальнейшем, основываясь на воспоминаниях друзей и близких, осветить эту проблему. И вообще, если идти вслед за Богомоловым, можно вычленить из песни Высоцкого «Баллада о детстве» понятие «романтики подворотен», как один из очень важных элементов, несомненно оказавших влияние не только на его поэзию, но и на творчество многих его современников. Но это, как мне кажется, тема для будущих исследователей.
                      И еще мне показалась примечательной фраза Н.Богомолова о соответствии песен Высоцкого реальному бытию блатного мира. В этой связи мне хочется привести фрагмент из воспоминаний Б.Д.Четверикова. Борис Дмитриевич Четвериков – известный писатель 30-х годов, автор многих книг, в том числе романа «Котовский», после войны был арестован и 10 лет провел в сталинских лагерях по 58-й статье. В своей книге «Всего бывало на веку», изданной в 1991 году, он приводит эпизод, связанный с песней Высоцкого. Правда, здесь мы сталкиваемся с аберрацией человеческой памяти, но тем не менее факт примечательный. Вот что пишет Б.Д.Четвериков:
                      «…говорили они (блатные – А.К.) на каком-то диком языке, где я на первых порах не понимал половину слов, ими произносимых с каким-то вывертом, по-особенному. Кроме того, они к каждому слову прибавляли без всякой связи множество похабных слов и выражений, и тоже с каким-то особым вывертом, со словами, не договариваемыми до конца: «коне» (это же слово иногда: «конех») – значит, «конечно», «мойкой по шнифтам, «птюха», «дубака», «гнать железку», «кумар долбит»… А разговаривали на этом варварском языке какие-то особые существа, нет, не людоеды, это я, наверное, переборщил, но существа зловредные и опасные, кем-то отринутые, кем-то доведенные до скотского состояния.
                      «Я отчаянным родился, я отчаянным умру»! – право же, это не плохо, это вполне человеческие слова. А тут один в вагоне пел – это сортом ниже:
                                           Вот раньше – жизнь!
                                           То вверх, то вниз…
                                           Идешь без конвоира.
                                           Покуришь план,
                                           Идешь на бан
                                           И щиплешь пассажира.
                      Но песенка сомнительная в смысле авторства: ведь слова «пассажир» у блатных в обиходе нет, так что «щиплешь пассажира» может написать только не блатной. И хотя эту песню просто так, себе под нос напевал один из моих соседей по теплушке, но я подозреваю, что эти слова изготовил для блатных кто-то не из их круга. Позднее, находясь в лагере, я записал много блатных песен, некоторые занятные, но все это пропало».
                      Остается сожалеть, что Б.Четвериков ошибся здесь по всем статьям. В песне Высоцкого «Формулировка», которую он цитирует, слово «щиплешь» употреблено в его жаргонном значении. Согласно «Словарю тюремно-лагерно-блатного жаргона», «щипать, щипачить, щипатать» означает совершать карманные кражи. Точно так же и слово «пассажир» в языке блатных имеет несколько значений, одно из них объясняется как «жертва шулеров». Но здесь, кстати, Владимир Высоцкий употребляет его и в первоначальном смысле, за счет использования слова «бан», что означает «вокзал».
                      А о том, что поэт мастерски владел словом, в том числе и жаргонным, хорошо доказал еще В.Н.Тростников в одной из первых самиздатовских статей «А у нас был Высоцкий», написанной в августе 1980 года. Позже эта статья была напечатана в альманахе «Мир Высоцкого». Свои доказательства Тростников, в частности, построил на примере песни «Все срока уже закончены…», которая самим Высоцким вначале была отнесена к блатному циклу, что лишний раз подтверждает неразрывность всего его творчества и мысль многих исследователей, что военные песни тоже родом оттуда. Итак, вот что писал В.Тростников много лет назад:
                      «Обманчива и манера изложения Высоцкого, которая кажется очень простецкой. Вслушавшись в любую его песню, начинаешь поражаться тому, что с первого раза ускользает от внимания: техническому совершенству ее построения. Вот, к примеру, песня, которая вначале производит впечатление типично «блатной»:
                                           Нынче все срока закончены,
(заметьте, сказано не «сроки», а «срока» - точно так же, как говорят сами заключенные, и это сразу создает атмосферу подлинности)
                                           А у лагерных ворот,
                                           Что крест-накрест заколочены,
                                           Надпись: «Все ушли на фронт».
(Ворота крест-накрест – это уже образ, и это никакой урка не придумает, урка умеет петь только о конкретных вещах – скажем, о тоскующей матери или жене; однако слушатели не замечают здесь профессионализма и продолжают воспринимать песню, как фольклорную).
                                           За грехи за наши нас простят,
                                           Ведь у нас такой народ –
                                           Если Родина в опасности,
                                           Значит, всем идти на фронт.
 
                                           Там год за три, если Бог хранит,
                                           Как и в лагере зачет.
                                           Нынче мы на равных с ВОХРами,
                                           Нынче все ушли на фронт.
(Снова блистательный по техническому уровню текст с утонченной рифмой. «Бог хранит – вохрами» воспринимается как зековский, в чем немалую роль играет ловко вставленное словечко «зачет»).
                                           У начальника Березкина
                                           Ох и гонор, ох и понт,
                                           И душа крест-накрест досками,
                                           Но и он ушел на фронт.
(Ни в каком фольклоре не найдете вы такого умелого повторения образа креста: тюремные ворота крест-накрест, и душа начальника крест-накрест).
                                           Лучше было б сразу в тыл его,
                                           Только с нами был он смел.
                                           Высшей мерой наградил его
                                           Трибунал за самострел.
                      А теперь послушайте грустно-счастливый конец, где в третий раз появляется крест:
                                           Ну, а мы – всё оправдали мы,
                                           Наградили нас потом,
                                           Кто живые – тех медалями,
                                           А кто мертвые – крестом.
 
                                           И другие заключенные
                                           Прочитают у ворот
                                           Нашу память застекленную,
                                           Надпись: «Все ушли на фронт».
                      Резюмируя сущность поэтического метода Высоцкого, можно сказать, что внешняя простота и легкость текста, создающая иллюзию живой речи, сочетается у него с безукоризненной художественной отделкой на всех уровнях – от лексики до композиции».
                      К песне «Все срока уже закончены…» мне еще придется обратиться в дальнейшем, а пока вернемся на двадцать лет назад. Набирала разгон перестройка, запахло гласностью, ее аромат достиг кабинетов литературного начальства, и поэзия Высоцкого стала выходить на новый уровень осмысления. В апреле 1987 года академический журнал «Вопросы литературы» опубликовал материалы дискуссии о Высоцком, в которой приняли участие доктор филологических наук Ю.Андреев (большой знаток и любитель жанра авторской песни), критик Е.Сергеев и никому не известная студентка Т.Баранова. Я не знаю, как сложилась ее дальнейшая судьба, но ее тогдашняя статья «Я пою от имени всех…» (очень объемная и сумбурная) несомненно осталась в памяти высоцковедов. Остановимся на тех фрагментах, которые имеют непосредственное отношение к теме нашего исследования. Вот что пишет Т.Баранова:
                      «Впервые про него широко узнали и наслышались где-то к началу 60-х годов. Одновременно поэт-песенник, актер театра, вокруг которого тогда бушевал небывалый ажиотаж, ставший сниматься в кино артист, он за несколько лет добился поистине беспредельной популярности, известности, которой могли бы позавидовать самые яркие лидеры новой литературной волны – так называемой «эстрадной» поэзии. Машина была запущена, колеса кассет споро завертелись, предстояло выбирать себе сквозную роль, сценическую маску, своего лирического героя. Впрочем, он был уже найден еще в ранних, стилизованных под «блатные», песнях: эдакий закадычный, «нашенский» парень, который везде всюду ко двору со «своим больным, истрзанным нутром», но – крепкий, неунывающий, задиристый и «юморной»:
                                           Хоть пою я все песни о драмах
                                           и из жизни карманных воров,
                                           мое имя не встретишь в рекламах
                                           популярных эстрадных певцов.
                      Как видно, уже здесь прорывается нота некой ущемленности, переходящей в вызов. Правда, все это – пока лишь в тоне насмешливо-ироническом. Сокровенного и наболевшего надрыва поздних песен тут нету.
                      Чтобы «блатари» и «домушники» приняли за своего, надо было поставить себя на их место. И раз среди них не принято особенно изливать душу, ныть и плакаться, разговор покуда шел шутейный, без премудростей:
                                           Нам ни к чему сюжеты и интриги,
                                           про все мы знаем, что ты нам ни дашь.
                                           Я, например, на свете лучшей книгой
                                           считаю кодекс Уголовный наш.
                      Появляется робкая, едва уловимая попытка социальности, но таковы уж законы жанра – аудитория подобных песен не очень-то склонна к глубокомысленным раздумьям и приходится выдерживать стиль, ершиться и ерничать ей в тон, добавляя «для куражу» жаргонных словечек:
                                           Вот раньше жизнь: и вверх и вниз идешь без конвоиров,
                                           покуришь план, пойдешь на бан и щиплешь пассажиров,
                                           а на разбой берешь с собой надежную шалаву,
                                           потом за грудь кого-нибудь – и делаешь «варшаву».
                      Из песни в песню кочуют здесь шкодные персонажи, бедовые и циничные, невезучие и неприкаянные, привыкшие к бродячей жизни, отсидевшие или только готовые «на посадку».
                      Все эти «ЗК Васильев и Петров ЗК», «Сашок», «Бурка» и иже с ними легко признаются и принимаются поначалу не только в среде себе подобных, сколько покамест лишь в близкой к автору компании, в общем-то, вполне благополучных мальчиков из приличных семей – завсегдатаев неосвещенных подъездов, многочисленных «пятачков» вокруг скамеек на скверах, окрестных проходных дворов.
                      Сам Высоцкий ведь тоже из их числа, но что в той благообразной «приличной» жизни могло быть рискованным и захватывающим? Поэтому, чтобы самоутвердиться, казаться опытнее и старше, приходилось придумывать другую жизнь – побезоглядней, посуровее и поярче, наполненную опасностями, приключениями, дракой, вольнолюбивым бунтарством – словом, делом, за которое грозила расплата по-настоящему, иногда – жизнью, а не просто взбучка от учительши или подзатыльник от отца.
                      «Но было все обыденно, - напишет позже Высоцкий о том времени ранней взрослости и духовного становления послевоенных подростков в одной из лучших и характерных своих песен («Баллада о детстве»), а в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки. Не досталось им даже по пуле, в ремеслухе живи да тужи: ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули из напильников делать ножи…» Так что это тогда было – и у автора и у его сверстников: «Средь военных трофеев и мирных костров жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от детских своих катастроф». Своим соседям по поколению, «книжным детям», Высоцкий, в противовес набившим оскомину, бесконфликтным и «приглаженным», заполонившим эфир бодрым песням, предлагал своеобразные антисюжеты, где получили право голоса и невнятной, сбивчивой, но прямодушной исповеди его многочисленные антигерои.
                      Следы того, что эти сюжеты сочинялись именно в противовес, в пику господствовавшим газетно-музыкальным стандартам и штампам, можно отыскать в некоторых откровенно-пародийных, передразнивающих оригинал строчках:
                                           Сколько я ни старался,
                                           сколько я ни стремился,
                                           я всегда попадался
                                           и все время садился.
 
                                           И хоть путь мой и длинен и долог,
                                           и хоть я заслужил похвалу,
                                           обо мне не напишут некролог
                                           на последней странице в углу.»
                      Отвлечемся на время от статьи Т.Барановой и скажем следующее. У Высоцкого, как и у других больших поэтов, есть стихи, переоцененные критикой и, соответственно, недооцененные. Одной из таких переоцененных песен является как раз «Баллада о борьбе», написанной Высоцким для фильма «Стрелы Робин Гуда. Сам этот термин «книжные дети», путешествующий из статьи в статью, кажется мне литературным и затасканным.
                      О том, что «книжные дети» были совсем не книжными замечательно сказал драматург Михаил Рощин в своей статье, помещенной на конверте диска «Большой Каретный» из серии «На концертах Владимира Высоцкого». Эта статья, судя по всему, не попала в поле зрения высоцковедов именно потому, что была отнесена к скромному разряду аннотаций. Вот что пишет М.Рощин о поколении так называемых «книжных детей»:
                      «…Трагедия его смерти окрасила теперь все по-иному, личность переходит с годами в образ, легенда лепит этот образ не совсем таким, каким были личность, творчество художника, лирический его герой или тем более роли, сыгранные в кино и театре, соединяются, напластовываются – выходит новый, строгий, трагический «поздний» Высоцкий. А ведь был он – сама веселость и легкость. Высоцкий был весел и легок московской особой легкостью, повадкой, манерой, юмором, все умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать – хоть словом, хоть как. И все равно быть веселым, не злым, не подлым – и в драке, и в песне, и в подлестничной и в чердачной любви можно все равно быть благородным и сволочью, и всем это видно, и все это знают. А уж в своем-то дворе и подавно.
                      Наши же «старшие» учили нас «мужчинству»: не трусить, защищать слабого, платить первым, в крови стоять за друга, жалеть детишек и баб. Но пуще всего – беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего. Мы и сами были с усами, дети послевоенной Москвы, ее дворов, рынков, очередей, сугробов, двухсменных школ, бань, пивных, киношек, парков, набережных, коммуналок, метро, ночных трамваев, электричек и вокзалов – слепые нищие и мордастые инвалиды пели по вагонам уже не разрешенную «Прасковью» Исаковского: «А на груди его светилась медаль за город Будапешт». Ничто не возникает из ничего.
                      Была у нас школа, комсомол, неистовый патриотизм, - «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!», - радио и газеты, песни, военное дело, великие праздники, на которые выходила вся Москва – «Утро красит нежным светом…», и мы бежали, счастливые, в белых навыпуск воротничках. Но были двор и быт, безотцовщина, дрова в чулане и капуста в кадке, вечно мокрые ноги и коленки в заплатках. Мы кончали школу, а наши вчерашние однокашники, карманники, «щипачи» и «скосари», друзья дворовые, успевали вернуться с первой отсидки, цыкали по-блатному сквозь зубы, дарили «шалавам» чулки и пели лагерное, тоже балладное, тоже жалостливое: «Ты начальничек, ключик-чайничек, отпусти до дому…»
                      С этими словами М.Рощина как нельзя лучше перекликается песня Владимира Высоцкого «Из детства», являющаяся прямым продолжением «Баллады о детстве»:
                                           А помнишь вечериночки
                                           У Солиной Мариночки:
                                           Две бывших балериночки
                                           В гостях у пацанов.
                                           Сплошная безотцовщина,
                                           Война да и ежовщина,
                                           А значит – поножовщина
                                           И годы до обнов.
 
                                           На всех клифты казенные –
                                           И флотские, и зонные,
                                           И братья заблатненные
                                           Имеются у всех.
                                           Потом отцы появятся,
                                           Да очень не понравятся.
                                           Кой с кем, конечно, справятся,
                                           И то – от сих до сех.
 
                                           Дворы полны – ну, надо же!
                                           Танго хватает за души,
                                           Хоть этому – да рады же,
                                           Да вот еще нагул…
                                           С Малюшенки – богатые,
                                           Там шпанцири подснятые,
                                           Там и червонцы мятые,
                                           Там Клещ меня пырнул.
                      Местами эти поэтические строки даже текстуально совпадают с незаконченным «Романом о девочках» Высоцкого. Но попытку осмысления «холодного прошлого» (если вкладывать в это понятие более глубокий смысл) мы видим и в стихотворении, которое Высоцкий не положил на музыку:
                                           Давайте я спою вам в подражанье рок-н-роллу,
                                           Глухим и хриплым тембром из-за плохой иглы,
                                           Пластиночкой на ребрах, в оформленье невеселом,
                                           Какими торговали пацаны из-под полы.
                                          
                                           Ну, например, о лете – которого не будет,
                                           Ну, например, о доме, - что быстро догорел,
                                           Ну, например, о брате, - которого осудят,
                                           О мальчике, которому – расстрел.
 
                                           Сидят больные легкие в грудной и тесной клетке.
                                           Рентгеновские снимки – смерть на черно-белом фоне.
                                           Разбалтывают пленочки о трудной пятилетке
                                           И продлевают жизнь себе, вертясь на патефоне.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
                     
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку