17 музеев мира для виртуального посещения
|
|
Воскресенье, 15 Мая 2011 г. 01:21
+ в цитатник
17 музеев мира для виртуального посещения
Google открыл 17 музеев мира для виртуального посещения
Google Art Project - это семнадцать музеев из девяти стран, 385 выставочных
залов, 400 художников и 1060 картин в высоком разрешении. Любой человек, у
которого есть выход в интернет, теперь может посетить музей Метрополитен,
Третьяковскую галерею, Тейт и Эрмитаж и рассмотреть их экспонаты в таких
подробностях, которые не доступны даже в реальности. Google сделал бесценный
подарок всем любителям искусства.
До тех пор пока специалисты Google не сфотографировали в высоком разрешении
знаменитую картину "Жатва (Август)" Питера Брейгеля-старшего, директор
лондонской галереи Тейт не знал, что на ней изображена традиционная для
Жирного вторника игра, во время которой крестьяне швыряют палки в
привязанного к шесту гуся. Реальные размеры фигурок этих людей на заднем
плане не превышают нескольких миллиметров, поэтому рассмотреть их на
картине, хранящейся в музее Метрополитен, практически невозможно. Вернее,
было невозможно до недавнего времени.
Google Art Project стартовал полтора года назад в привычном для компании
формате: большую часть дня сотрудники выполняют свои обязанности, но пятую
часть рабочего времени им разрешается тратить на сторонние проекты, которые
их интересуют. Так в какой-то момент все любители живописи в Google
объединились и решили использовать имеющиеся в их распоряжении технологии
для того, чтобы сделать искусство доступнее.
Многие музеи и галереи и раньше выкладывали свои оцифрованные коллекции в
интернет, причем в гораздо большем объеме. (Наиболее показателен с этой
точки зрения Нью-Йоркский музей современного искусства, который опубликовал
на своем сайте абсолютно все, что у него есть - 34 тысячи работ, многие из
которых в самом музее увидеть невозможно.) Однако благодаря таким
технологиям, как Picasa, App Engine и Street View, энтузиастам из Google
удалось создать нечто новое.
Во-первых, еще никто не собирал в единую базу и не систематизировал работы
из разных музеев мира, создавая нечто большее, чем просто набор репродукций.
Во-вторых, проект Google интерактивен: можно составить свой список шедевров
и поделиться им с друзьями. В-третьих, Street View позволяет буквально
"пройтись" по залам знаменитых музеев. Рассмотреть картины в таком режиме не
получится, но зато никаких японских туристов и музейных смотрителей.
Отдельного упоминания достойны картины, сфотографированные в сверхвысоком
разрешении. Изображение каждой из них состоит из приблизительно семи
миллиардов пикселей, то есть их разрешение в тысячу раз выше, чем у простой
цифровой фотографии. Благодаря такому увеличению можно рассмотреть не только
крестьян Брейгеля, но и самые тонкие мазки, мельчайшие детали и трещины в
краске. Есть и другие особенности - к примеру, картину "Не надо, женщина, не
плачь" из галереи Тейт можно посмотреть в особом "ночном" режиме, чтобы
увидеть спрятанную ее автором Крисом Офили надпись, которая видна только в
полной темноте.
Картины Google Art Project, доступные в высоком разрешении
"Спальня художника в Арле"
<http://www.googleartproject.com/museums/vangogh/the-bedroom> Винсент Ван
Гог
"Звездная ночь"
<http://www.googleartproject.com/museums/moma/the-starry-night> Винсент Ван
Гог
"Мадам Мане в оранжерее"
<http://www.googleartproject.com/museums/altesnational/in-the-conservatory>
Эдуар Мане
"Принцесса фарфорового царства"
<http://www.googleartproject.com/museums/freer/the-princess-from-the-land-of
-porcelain> Джеймс Уистлер
"Франциск Ассизский в пустыне"
<http://www.googleartproject.com/museums/frick/st-francis-in-the-desert>
Джованни Беллини
"Портрет Георга Гитца"
<http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-merchant-georg-g
isze> Ганс Гольбейн-младший
"Собор" <http://www.googleartproject.com/museums/kampa/the-cathedral>
Франтишек Купка
"Жатва (август)"
<http://www.googleartproject.com/museums/met/the-harvesters> Питер
Брейгель-старший
"Бутылка 'Анис дель Моно'"
<http://www.googleartproject.com/museums/reinasofia/the-bottle-of-anis-del-m
ono> Хуан Грис
"Молодой рыцарь на фоне пейзажа"
<http://www.googleartproject.com/museums/thyssen/young-knight-in-a-landscape
> Витторе Карпаччо
"Послы"
<http://www.googleartproject.com/museums/nationalgallery/the-ambassadors>
Ганс Гольбейн-младший
"Мария-Антуанетта с детьми"
<http://www.googleartproject.com/museums/versailles/marie-antoinette-de-lorr
aine-habsbourg-queen-of-france-and-her-children> Элизабет Виже-Лебрен
"Ночной дозор" <http://www.googleartproject.com/museums/rijks/night-watch>
Рембрандт
""Возвращение блудного сына
<http://www.googleartproject.com/museums/hermitage/return-of-the-prodigal-so
n> Рембрандт
"Явление Христа народу"
<http://www.googleartproject.com/museums/tretyakov/the-apparition-of-christ-
to-the-people-the-apparition-of-the-messiah> Александр Иванов
"Не надо, женщина, не плачь"
<http://www.googleartproject.com/museums/tate/no-woman-no-cry> Крис Офили
"Рождение Венеры"
<http://www.googleartproject.com/museums/uffizi/the-birth-of-venus/> Сандро
Боттичелли
Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ Ирина
Лебедева <http://www.lenta.ru/lib/14198110/> рассказала, что их
"флагманскую" картину - "Явление Христа народу" Александра Иванова -
специалисты Google снимали целый день. "Для того чтобы самим так сделать, у
нас нет технологий, нет таких возможностей", - добавила она. "Уровень съемки
такой, что даже специалистам интересно, исследователям и реставраторам", -
присоединилась к ней представительница дирекции Эрмитажа.
Само собой, у нового проекта уже появились и критики. Так, журналист The
Daily Telegraph обвинил Google Art Project в отсутствии всеохватности. К
примеру, в проекте (пока) не участвуют такие крупные музеи, как Прадо и
Лувр, а коллекции представленных музеев отражены слишком избирательно. При
этом критика больше всего смущает, что кто-то решает за вас, какие картины
вам нужно увидеть, а какие нет.
Другая, более распространенная претензия состоит в том, что просмотр
шедевров живописи в интернете автоматически упрощает их, лишая контекста, и
существует опасность, что в будущем нужда посещать музеи вообще отпадет.
Кроме того, Google способен показать вам картину в таких подробностях, какие
невозможно различить, глядя на нее в музее. Если симулякр получается
настолько качественным, зачем вообще принимать реальность в расчет? И эта
проблема, будучи по сути своей философской, на самом деле довольно
интересна.
Недавно швейцарский интеллектуал и писатель Ален де Боттон, известный своим
стремлением нести в массы философию, искусство, литературу и вообще все
области, традиционно считающиеся уделом высоколобых знатоков, заявил, что
музеи вообще должны избегать своей "музейности". Де Боттон настаивает, что,
располагая большим количеством очень важного с духовной точки зрения
материала, музеи совершенно не пытаются донести до публики смысл тех или
иных произведений, в то время как делать это необходимо.
По мнению писателя, музеям нужно прилагать больше усилий к тому, чтобы их
посетители поняли, о чем, собственно, картина, соединять размытость
ценностей искусства с определенностью ценностей христианской культуры.
Писать, к примеру, вместо сухой исторической справки на информационной
табличке: "Посмотрите на это полотно и вспомните о том, как важно быть
терпеливым" или "Эта скульптура должна вдохновить вас на мысли о том, как
сделать мир справедливее".
При номинальном отсутствии связи между идеями де Боттона и Google Art
Project они на самом деле движутся примерно в одном направлении. Дело в том,
что, если музеи и вправду переместятся в интернет, исчезнет тот самый
контекст, который обычного человека все чаще только запутывает. Уйдет и
некое подразумеваемое по умолчанию обязательство понимать:когда картину
можно просто пролистать нажатием одной кнопки, ответственность испаряется
сама собой.
Дополнив эти онлайновые репродукции мотивационными подписями в духе де
Боттона, мы получим совершенно новый тип музеев. Их посетители перестанут
чувствовать неловкость и, обращаясь к пояснительным ремаркам, никогда не
будут сомневаться, что значит и к чему в их душе апеллирует "Рождение
Венеры" Боттичелли или "Спальня художника в Арле" Ван Гога. И не то чтобы
эту простоту нельзя было ввести в музеях в их нынешнем виде (хотя это
невероятная перспектива), просто виртуальным выставкам она соответствует
куда лучше.
Воздерживаясь от далеко идущих выводов, создатели Google Art Project просто
заявили, что очень рады реализации своего проекта и надеются в будущем
расширить его, сделав демократичным если не само искусство, то хотя бы
доступ к нему. Ничего не остается, как поблагодарить их за это. Как ни
крути, то, что они сделали, совершенно поразительно.
http://www.googleartproject.com/museums/altesnational
Метки:
исскуство
живопись
Процитировано 12 раз
Понравилось: 2 пользователям
-
2
Запись понравилась
-
12
Процитировали
-
0
Сохранили
-