Зимний Таллинн |
Проживание: по возможности рядом с Тоомпеа (Вышгород), очень удобно, всё в шаговой доступности.
Достопримечательности из серии must see: все "именные" башни крепостной стены (Толстая Маргарита, Длинный Герман, «Загляни в кухню» и т.д.), собор Александра Невского, Домский собор (можно послушать органный концерт), церкви Нигулисте, Олевисте и Святого Духа, смотровые плошадки (потрясающие средневековые панорамы, не испорченные стеклянными высотками), улочки и домики из всех известных и любимых кинофильмов. Стоит заказать классическую экскурсию (Кадриорг, Певческое поле, Пирита, памятник броненосцу «Русалка», Тоомпеа, Старый город). Приятно бродить по улочкам без карты – практически все дороги ведут к Ратуше, заблудиться невозможно, но основные пути выхода к своему отелю надо знать – иначе придется сделать большой крюк, если выйдешь из города в «неправильном» месте :-).
Пропитание: множество кафешек и уютных ресторанчиков на любой вкус и кошелёк, традиционная эстонская и классическая европейская кухня.
Сувениры: качественный эстонский трикотаж. Абсолютный хит – вязаные шапки с длинными хвостами, которые завязываются, как шарф. Очень практичная, как оказалось, вещь. Есть концептуальные художественные лавочки с керамикой и гобеленами, но это – на любителя.
Погода: Прибалтика :-). Если температура +6 С, это не наши среднерусские +6, промозгло. Один день сухо и солнце, второй – штормовой ветер и проливной дождь, третий – дождь и солнце, четвертый - дождь моросящий, пятый – сильный снегопад :-). Очень разнообразно. Пуховик и уже упоминавшаяся вязаная шапка с хвостами – оптимальный выбор для зимы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Метки: Таллинн средневековье архитектура путешествия |
Великий Новгород: март 2012 |
В Великом Новгороде уже второй раз - первый приезд был в 2008 году в августе. Заснеженные пейзажи эффектны не менее, чем летние, а архитектура даже выигрывает - не закрывается зеленью деревьев.
Удивили:
- незамерзающая река Волхов;
- сплошной лед на тротуарах, не посыпанных песком;
- очередь из мужчин у цветочного киоска в 6-30 утра 8-го марта :-);
- быстрое поселение в гостинице "Волхов" (очень кстати после полубессонной ночи в плацкарте) и наличие очень приличного постного меню в ресторане отеля;
- открытая церковь Спаса Преображения на Ильине улице (не ожидала, что можно и в зимнее время посмотреть фрески Феофана Грека);
- Знаменский собор с прекрасно сохранившимся ансамблем фресок в охристых, красноватых, голубых и зеленоватых тонах, кружево из фигур покрывает алтарную часть, своды, стены. Расписан московскими и костромскими мастерами XVIII века, на фреске "Страшный Суд" - "человек, похожий на Петра I", в европейском костюме;
- сувенирные тарелки с видами Великого Новгорода китайского производства.
Как всегда, город тихий, приятный, древний, русский. Сюда можно возвращаться снова и снова и каждый раз открывать для себя что-то новое и интересное - и просто гулять по улицам и наслаждаться видами.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Метки: Великий Новгород Феофан Грек Знаменский собор путешествия по России |
Благовещение |
Благовещение Устюжское. Неизвестный иконописец , XII век. Изображение с сайта Третьяковской галереи.
Благовещение Устюжское (фрагмент).
Метки: Благовещение иконы русская икона Третьяковская галерея |
Джотто ди Бондоне в Третьяковской галерее |
Полиптих церкви Санта-Репарата.1305–1310. Изображение с сайта Третьяковской галереи.
Джотто ди Бондоне гостил в Третьяковской галерее до 18 марта - успела посетить и делюсь впечатлениями.
Италия далеко, а Москва - два часа на автобусе. И в выставочном зале с голубоватой подсветкой - Мадонна во славе и полиптих из церкви Санта-Репарата во Флоренции.
Джотто - на грани между плоскостью и объемом. Рельеф тонко выписанных фигур и ликов с миндалевидными печальными глазами уже явственно угадывается - вот, кажется, ещё немного, и отчётливо проступит объём на потускневшем от времени золотом фоне в мелких трещинках, и византийские каноны уступят место иллюзии трехмерности и перспективы, и всё станет, «как в жизни». И будет улыбаться юная Мадонна с цветком у Леонардо, и напряженно всматриваться в грядущее Мадонна Рафаэля, и застынут, выхваченные из мрака вспышкой света, святые и мученики на полотнах мятежного Караваджо.
Но пока они в одной золотой плоскости – и иконы Рублёва и Дионисия, и полиптихи Джотто. И глядя на них, веришь, что реальность мира горнего может передать только древний язык иконописных канонов. На мерцающем золоте - серебристый рельеф задумчивых ликов.
Метки: Джотто полиптих иконография итальянский Проторенессанс |
Пространственно-временная мозаика |
Пространство (50х70 см, 70 квадратиков со стороной 7 см) и время (6 часов чистого личного времени) - и коврик готов :-). При желании может стать подушкой. При увеличении числа квадратов - одеялом.
Метки: рукоделие лоскутное шитье мозаика пэчворк |
С наступающим Новым 2012 годом и Рождеством! |
Метки: Новый год Рождество Христово праздники открытки |
Уильям Блейк: художник-философ и гравер-поэт |
Декабрь богат на выставки художников-философов, начиная с Николая Ге и заканчивая Уильямом Блейком. В Пушкинском музее Караваджо и Блейк – выставки на контрасте, хотя в их основе – религиозная тема. До похода на выставку казалось, что объединять в едином выставочном пространстве таких разных по темпераменту, стилю и образу жизни художников, как Караваджо и Блейк – по меньшей мере странно. Но удивительное дело – они прекрасно дополнили друг друга. Может быть, секрет в том, что Блейк увлекался итальянским Возрождением, знал итальянский и читал Данте в оригинале?
Как бы то ни было, после драматичного Караваджо с его резкой светотенью и театральными постановками Блейк – как прохладный глоток чистой воды в жаркий день, его работы смотришь с каким-то светлым, радостным чувством. Искренность – пожалуй, главная черта поэта-гравера, перед которой как-то отходят на второй план неправильности рисунка, спокойно воспринимаются очевидные заимствования из фресок Микеланджело и творчески переработанные сюжеты художников Возрождения. Фантазия художника также впечатляет – будь то собственный эпос и мифы или иллюстрации к Библии, Данте, Шекспиру - Блейк во всем оригинален, искренен и талантлив.
Его почти монохромные акварели – воздушны и излучают свет, темперы – загадочно-многоцветны, как потемневшие от времени драгоценные мозаики, тонированные акварелью офорты, обрамленные строками стихотворений автора-гравера, как рамкой, – изящны и поэтичны. Кружева сплетающихся фигур в композициях на тему Страшного Суда, бесплотные феи, персонажи «Божественной комедии», иллюстрации к Ветхому Завету и Евангелию, фантастические существа – реальные и жутковатые, как кошмарный сон, символы и мистика, и щемящая «Жалость».
После Блейка его последователи кажутся гораздо менее оригинальными, сюжеты их картин – более рассудочными и искусственными. Выделяются, безусловно, Фюсли и Россетти, но по-своему интересны и остальные символисты, прерафаэлиты и неоромантики.
Метки: визионер прерафаэлиты Уильям Блейк ГМИИ |
Караваджо в Пушкинском |
Очередь, слегка запорошенная снежной крупой, - уже неотъемлемый атрибут Пушкинского музея. В одном из залов выставлены 11 полотен Микеланджело Меризи да Караваджо, что само по себе исключительное событие. Чтобы увидеть все эти картины в их родной Италии, придется только в Риме обойти несколько церквей и галерей, не говоря уже о других городах и странах, и везде одна-две картины, созданные в свое время на заказ для конкретной капеллы, церкви, ордена, мецената.
Идти в Пушкинский, выстаивать очередь и мужественно протискиваться к шедеврам сквозь плотную толпу таких же страждущих в полутемном зале необходимо еще вот почему: ни одна из репродукций не передает даже близко то волшебное ощущение света и цвета, которое есть в оригиналах. Темный фон вовсе не угольно черный - он теплый, темно-коричневый, скрывает массу деталей. Драматический поединок света с тенью сродни театру Шекспира - английский север и итальянский юг на рубеже веков удивительно единодушны и вторят друг другу, перекликаясь сюжетами и образами. Большой формат создает иллюзию вовлеченности, сопричастности действию, изображенному на картинах, – ещё немного, и шагнёшь в их изменчивое, как пламя свечи, пространство.
И вот уже сияет счастьем юность и погружаются в грустные размышления молодость и зрелость. Колеблется неуловимая и загадочная граница между мягким, чуть расплывчатым, - и четким, резким, – живым и неживым. Тихо совершается проникновенная встреча за скромной трапезой. Божественный свет врывается во тьму, выбивает человека из привычного седла и направляет к служению истине. Вздымается волна скорби и останавливается на краю каменной плиты. Кроткое смирение на миг замирает перед жестокостью, против которой единственное оружие - несломленный дух. Сон любви всё погружает во мрак. Но трепетное поклонение свету означает, что в мире живет надежда.
|
What is love? 'tis not hereafter |
Караваджо «Юноша с лютней», 1595. Изображение с сайта Государственного Эрмитажа
O mistress mine, where are you roaming?
O, stay and hear; your true love's coming,
That can sing both high and low:
Trip no further, pretty sweeting;
Journeys end in lovers meeting,
Every wise man's son doth know.
What is love? 'tis not hereafter;
Present mirth hath present laughter;
What's to come is still unsure:
In delay there lies no plenty;
Then come kiss me, sweet and twenty,
Youth's a stuff will not endure.
William Shakespeare. Twelfth Night
|
Не убегай, мой друг небесный,
Постой, внемли, как твой любезный
Поет на разные лады.
Чем далеко отлучаться,
Лучше с милым повстречаться.
Бегать - лишние труды.
Что любовь? Веселье ждущим,
Надо ль ждать его в грядущем?
Только нынче есть в нем толк.
Ожиданье - не находка,
Поцелуй меня, красотка.
Юность сносится, как шелк.
Уильям Шекспир. "Двенадцатая ночь"
(Перевод Д.Самойлова)
|
Эта песенка шута Фесте из «Двенадцатой ночи» - первое, с чем ассоциируются у меня все нежно-томные итальянские юноши Караваджо с фруктами, лютнями, гадалками. Чем не Ромео, Себастьян, Цезарио-Виола? Караваджо и Шекспир - современники, и остается только удивляться, почему двое молодых людей – северянин и южанин – вдруг так одинаково прониклись сознанием быстротечности красоты, молодости и любви.
По светотеневому драматизму сюжетов, накалу страстей и реалистичности исполнения Караваджо, безусловно, равен Шекспиру. И ещё – по вот этой легко узнаваемой и ниоткуда вроде бы взявшейся грусти в разгар веселья.
Метки: Караваджо Шекспир живопись драматургия |
Выставка Николая Ге |
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость». Эти слова Льва Толстого вспоминаются после просмотра выставки Николая Ге, и становится понятно, почему эти два человека стали единомышленниками.
По сути, творчество Николая Ге и есть наглядная иллюстрация к приведенным выше словам классика. На этапе «освоения» нового в работах художника можно всегда найти следы влияния: вот он очарован Брюлловым, вот - Ивановым, вот ряд итальянских пейзажей – приятных, но несколько безликих. И вдруг, как вспышка, как озарение – «Саул у Аэндорской волшебницы», «Вестники Воскресения», «Тайная вечеря», «Христос в Гефсиманском саду», тревожный «Закат в Ливорно». После серии «дагерротипных» портретов современников – светлый портрет Петрункевич, чем-то напоминающий «Девушку, освещенную солнцем» Серова, и светящийся на темном фоне автопортрет 1892 года – по силе и выразительности не уступающий работам старых мастеров, и прежде всего Рембрандта. После ноктюрнов в духе Куинджи и пасторальных пейзажей – графические серии к притчам Толстого, Страстной цикл – как обнаженный нерв, от полыхающих красок "Суда Синедриона" до леденящих ночных теней "Совести".
Движение вперед у Николая Ге всегда было сопряжено с контрастами и резкими поворотами – от физико-математического отделения университета к Академии художеств, от Италии и суетной столичной жизни к хутору Ивановскому. Отказ от уже проторенных троп в искусстве, от достигнутых успехов, от общепринятых канонов изображения Евангельских сюжетов, даже от уже написанных холстов – и поверх «Милосердия» пишется «Что есть истина?».
Метки: музеи выставка гмии им. пушкина Николай Ге |
Осенние букеты |
Бумага, акварель, пастель, 2011
Метки: акварель натюрморт букет цветы пастель |
Музей Пушкина (не путать с Пушкинским!) |
Всё-таки огромные очереди в Пушкинский в выходные – уникальная возможность посетить окрестные музеи, которые всё время «собираемся» посетить. Речь о музее Пушкина – что на Пречистенке. Но всё по порядку.
Собирались на Кандинского. Извивающаяся очередь в Музей личных коллекций несколько охладила наш пыл и, произнеся традиционную фразу «гордимся нашим народом – самым культурным в мире», пошли в музей Пушкина. Оказалось, что за нами пошли еще человек двадцать. У здания музея в ужасе застыли – у входа стояла толпа. Но – о счастье! – это была экскурсия по старой Москве. В музее нас вежливо спросили, уж не пришли ли мы на Дали (многие, оказывается, путают музеи), на что мы оскорбленно ответили, что пришли на выставку «Портреты неизвестных».
А выставка очень милая – тут вам и история идентификации уже известных портретов (к примеру, Пушкина-ребенка), и недавние открытия – портрет Марии Раевской или Натальи Гончаровой-Пушкиной-Ланской. И просто приятные лица на семейных портретах из дворянских усадеб. После революции судьба этих семейных собраний примерно одна и та же – портреты из разграбленных дворянских гнёзд растеклись по частным собраниям и, поскольку большинство из них не были подписаны, о том, кто изображен на портретах и кем, можно только гадать. Портреты выполняли роль семейных альбомов – и тем, собственно, интересны.
http://www.pushkinmuseum.ru/vs_portreti_neizvestnih.htm
Заодно посмотрели выставку "Тайны русской культуры", посвященную 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (параллельно пустились в воспоминания о пребывании в стенах alma mater), и экспозицию на тему "имя Александр в русской истории" - от Александра Невского (и даже Македонского!) до Александра II.
Метки: музей А.С.Пушкина на Пречистенке выставка портреты неизвестных история |
Выставка Бориса Григорьева в Третьяковке |
Несколько лет назад была на выставке «Парижские удовольствия Тулуз-Лотрека» - в том же самом Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так вот, впечатления от выставки Бориса Григорьева – гораздо более яркие, сильные, неожиданные. Потому ли, что до сих пор практически не была знакома с его творчеством, хотя, как выяснилось, знаю многие его портреты - Мейерхольда, Рахманинова, - к которым теперь прибавились новые открытия: Шаляпин, Горький, Клюев, Ремизов, Рерих. Или потому, что это наш, русский художник, и даже жутковато-театральная парижская «Интимность» - для него не просто игра с уродливой изломанной формой, а гораздо более серьезное путешествие на дно души человека. А может, все дело в цикле «Расея», где с картин на нас смотрят в упор недобрые селяне, сжимающие вилы: их глаза – то широко раскрытые, то злобно прищуренные, то небесно-голубые, то черные, то желтые с кошачьими зрачками – глаза Гражданской войны.
Его картины и рисунки – это и документы переломной эпохи, и элегантная игра с цветом и линиями, и психологизм, преимущественно мизантропический. Он так видел и имел мужество так писать – не щадил ни своих моделей, ни себя в автопортретах. Да, при желании можно проследить параллели с известными в то время стилями и направлениями в живописи и графике, но одно могу сказать точно: для меня эта выставка - одно из самых ярких и интересных открытий осени.
Метки: Борис Григорьев живопись Третьяковская галерея Расея |
Ecole de Paris |
«Парижская школа» в Пушкинском - много новых имён, стилей, сюжетов, виды Парижа, обитатели Монпарнаса… Собственно, самое интересное – наблюдать поиски своего уникального стиля у каждого из представленных на выставке художников. Однако после первой же картины Модильяни вижу только его певучие линии. И всех остальных не менее известных и талантливых воспринимаю уже через его призму: был знаком с Модильяни, на него явно повлиял Модильяни и т.д. Конечно, это мой субъективный взгляд – но ничего с собой поделать не могу. И «Молодая женщина в красном свитере» Кислинга кажется мне похожей на голубоглазую печальную Жанну Эбютерн с многочисленных портретов Модильяни. И серебристо-серый «декадентский» Фужита, и жемчужно-охристый Паскен – как будто вместе с итальянцем работали в одной мастерской.
В целом же – удивительно яркая, разнообразная выставка. Шагал, Гончарова, Ларионов, Елена Эттинген, Васильева... Открыла для себя Кислинга и Ван Донгена. Сутин, безусловно, интересный художник, но его "изломанность" (особенно заметная рядом с изысканными силуэтами Модильяни) вызывает почти болезненное, некомфортное ощущение. Почему-то очень напомнил мне Яковлева, выставку которого (Яковлев и Зверев) посетила весной в галерее Нащокина.
Недавний визит на выставку мэтра сюрреализма даёт о себе знать и вызывает порой довольно неожиданные ассоциации: параллель с «Портретом Гала» Дали – «Спящая муза» Бранкузи. Понравились и оригинальные скульптурные вариации Архипенко. А напоследок с удовольствием посетила основную экспозицию «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.» - и в очередной раз убедилась, что в России самое лучшее собрание импрессионистов: у коллекционеров-меценатов Щукина и Морозова был прекрасный художественный вкус и потрясающее чутьё на оригинальных, интересных художников.
Метки: ГМИИ музей выставка Парижская школа |
Реальная сюрреальность или «Кто последний на Дали?» |
Сначала, давным-давно, в детстве, были две открытки в альбоме – «Горящий жираф» и «Распятие». Рассматривать их было интересно и совсем не страшно – жираф горит далеко, стоит спокойно, наверное, ему не больно. Угловатая фигура в зеленом напоминает Кощея из сказок, а вторая – индейца. Их подпирают костыли – конечно, как же иначе им удержаться на ногах? Так изогнулись, что вот-вот упадут. И что там у них в ящичках, интересно? А распятие – почему оно парит в небе? И видят ли его рыбаки внизу? Вот бы узнать…
Потом был альбом на английском, который принесли посмотреть на один вечер, и там было «Постоянство памяти» и фраза из описания к репродукции: «это память о мире, который больше не существует», которая почему-то запомнилась и долго не отпускала.
Потом был первый изданный на русском языке альбом репродукций, книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Дневник одного гения», которые многое помогли понять в мироощущении короля мистификаций и эпатажа и научили не углубляться в его подсознательные дебри, а воспринимать его творчество, как рассказанный красками сон – который может нравиться, не нравиться, ужасать, раздражать, но никогда не оставит равнодушным.
И вот сюрреальность в реале, на Волхонке.
Очередь в Пушкинский производила сильное впечатление - по самым скромным прикидкам ожидание встречи с мэтром сюрреализма могло продлиться час, не меньше. Но я не стояла и 15 минут. К сожалению, не знаю имени добрейшей женщины, благодаря которой я почти сразу оказалась у самых ворот: поджидая подругу, она заняла очередь, отстояла ее и снова переместилась в хвост, а чтобы место не пропадало, провела вперед меня. Огромное ей спасибо!
Сей приятный сюрприз настроил меня на благодушный лад и, уже стоя в вестибюле музея в кассу, я мило пропустила вперед нескольких льготников, чем навлекла на себя справедливое возмущение стоявших сзади. Увы, на долгом пути к прекрасному сердца ожесточились, чему немало способствовал холодный ветер и моросящий дождь.
После выставки Диора оформление экспозиции Дали уже не так впечатлило – но, по правде сказать, и не расстроило. Вспомнила, как в конце 80-х, еще будучи студенткой, ходила на выставку Гогена – в то время дополнительное оформление выставок еще не вошло у нас в моду, и никакие спецэффекты не мешали восприятию картин. Впрочем, согласна, что грамотно подобранное медиа-сопровождение экспонатов способно повысить информативность и зрелищность выставки, помочь проникнуться атмосферой, в которой творил художник. По оформлению замечу только, что черный фон для картин – скорее находка: желтые пески, лазурное море и небо Кадакеса заиграли еще ярче.
Итого, суммарное ощущение: радость. Радость, что впервые вижу полотна Дали в оригинале в любимом Пушкинском музее. Радость от встречи с его графикой, которую до этого я мало знала и которая очень понравилась, особенно виртуозная и изобретательная штриховка в сериях иллюстраций к Дон Кихоту и Бенвенуто Челлини. Радость от разгадывания зашифрованных образов, порой ироничных, порой эпатажных, но всегда – наполненных игрой разума (отнюдь не безумия!), который рождает не жутковатых чудовищ, как у Босха или Гойи, а гротескных персонажей снов на фоне песка, неба и скал. При желании весь этот причудливый мир чужого воображения можно мысленно стереть, и останется чистая даль горизонта, желтое и голубое, жаркое небо Испании.
Отдельно – об иллюстрациях к «Дон Кихоту». Такое точное попадание в образ литературного персонажа можно найти, пожалуй, в Бердслеевских иллюстрациях к «Саломее» Уайльда – в обоих случаях историческая достоверность костюмов заменяется какой-то внутренней достоверностью, точным выражением духа произведения. Тут налицо полное взаимопонимание художника и героя – чего стоит только сцена битвы с ветряными мельницами, на которую мы смотрим одновременно глазами идальго и Санчо. А ведь есть ещё сражение с бурдюками вина, обезумевший от ужаса Росинант, несущийся на трех ногах, Санчо Панса, которого подкидывают на одеяле и прочие не менее интересные работы.
О живописи. Да, на выставке нет всемирно известных «Часов» или «Сна Колумба», но, тем не менее, все периоды творчества представлены, есть эскизы к знаменитым работам, Кадакес в юношеских этюдах, немного кубизма, «Нос Наполеона», миниатюра-портрет Гала и небольшая картина «Странности» - по моему ощущению, наиболее точно выражающая сюрреальную природу сновидений, чему способствует и ночной пейзаж неизменного Кадакеса.
Метки: Дали сюрреализм выставка Москва |
В Третьяковку по весне… |
Ну, вот и март, а с ним и грязное снеготаяние на улицах, от которого хочется отдохнуть глазом на прекрасном. С этой целью направилась в Лаврушинский, где снег уже исчез и лежит грудами только во дворах-колодцах.
Метки: иконы третьяковка лаврушинский андрей рублёв |
Золотое Левитановское |
И.Левитан. Золотая осень.
Изображение:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen.jpg
Русская Осень и Левитан – синонимы. И что первично – вопрос: то ли осенний пейзаж за окном, то ли хрестоматийные репродукции в учебнике «Родной речи». Иногда кажется, что мы видим нашу осень так, как нас научил художник – и замечаем в ней «грустинку» и роскошь последних мгновений золотого убранства, а затем – серое, притихшее ожидание зимы.
Метки: выставка пейзаж осень левитан |
На что способны арктические массы... |
Наш среднерусский климат, в общем-то, довольно мирный :-) – если бы не арктические массы, было бы всю зиму -5 С минимум и приятный снежок, а не пыль под ногами. А вот стоит побывать в августе на Соловках – и сразу станет понятно, на что эти арктические массы способны. Так что -15 С в конце ноября вполне сравнимо по силе воздействия с +6 С в августе в 160 км от Полярного круга :-).
Метки: погода мороз климат соловки |
Кошачьи |
Дарвиновский музей проводит конкурс на лучшую фотографию кошачьих . Все фотки - умопомрачительно хороши, любоваться можно до бесконечности. Решила и сама поучаствовать – потому что люблю я их и все тут! :-)
Метки: кошки фотография конкурс анималистика |
Титания и Основа |
Над моей привычкой подписывать свои творения многие иронизируют. Упорно продолжаю подписываться :-). И все же в данном случае немного смещаю подпись вправо - во избежание ненужных ассоциаций :-)))).
Титания и Основа, Шекспир, "Сон в летнюю ночь". Бумага, тушь.
Метки: графика иллюстрация Шекспир тушь |