
Я нашла Пашин рисунок, это его проект "космического чайника", сделанный в восьмилетнем возрасте. Это было второе полугодие первого класса либо уже четвертый класс, куда он перешел сразу из первого в восемь лет.
Паша тогда уже не раз перечитал книжки писателя Перельмана о занимательной физике, занимательной математике и другие. Оттуда он узнал о невесомости в космосе и проникся сочувствием к нашим космонавтам, которые годами живут в невесомости и испытывают огромные житейские неудобства.
Ну как, например, им горячего чаю попить? Мы и не задумываемся, почему вода в чайнике закипает при нагревании снизу. Нижний слой воды нагревается от дна, становится легче и поднимается кверху, его замещает холодный слой, который тоже нагревается и всплывает, и так далее. В школьном учебнике для 3 класса объясняется, что это и есть конвекция.
Но там, где нет силы тяжести, там нет и конвекции! Вода, прилегающая к нагревательному элементу, будет перегреваться до опасного состояния, а остальная вода будет холодной, ведь теплопроводность у воды довольно низкая. А горячего чаю, как дома, космонавтам хочется. Вот Павлик и придумал для них конструкцию, где вода и в невесомости будет нагреваться до 100 градусов:

Хотя это чертила неловкая детская рука, здесь все правильно, не сомневайтесь! Хоть сейчас в производство запускай. Пояснения к чертежу, правда, пронумерованы в обратном порядке, как у японцев.
Идея проста и понятна каждому учившему в школе физику в начальных классах. Но до такой постановки задачи не каждый додумается. Я, например, была удивлена. Об этом проекте я ничего не знала, и никто ему такую задачу не ставил, это его желание помочь космонавтам. Паша мне тогда объяснил, что к чему в его проекте, и с точки зрения моего университетского курса физики все было безупречно. Сейчас я уже не помню, какую функцию несла позиция 13 - входная труба.
Суть идеи такая. Чтобы в отсутствие силы тяжести и конвекции вода в чайнике равномерно нагревалась во всем объеме, за конвекцию работают вращающиеся лопаточки, которые перемешивают воду. Предусмотрено и температурное реле, чтобы вода нагревалась до 100 градусов Цельсия. А компрессор создает необходимое для закипания давление. Все учел!
В проекте есть даже "малотеплопроводящие подставки" на ножках чайника и магниты, которыми чайник крепится к стенке кабины, чтобы он не летал в невесомости. Такому чайнику ведь все равно, в каком положении работать там, где нет понятий "верх" и "низ".
Автономный источник электричества тоже предусмотрен (наверное, аккумулятор), ведь в кабине космического корабля вряд ли есть электророзетки.
К замечательному празднику космонавтики - это подарок всем, кто работал на Космос, от мальчика Паши из 1979 года.
Еще надо поискать Пашин рисунок "Космический молоток". Ведь обычный молоток в условиях невесомости не может выполнять свою функцию. Кто помнит школьную физику - угадайте, как решается такая задача!