***
Храм внутри
Проход к

— это символическая улица града Небесного.
Поэтому пол в церквях выкладывают полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.
Сначала прихожане входят в

Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дали этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью.
Также эту часть называют трапезной, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивали обеды для нищих. По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило редко соблюдают.
Западный притвор Богородице-Рождественского собора
в Суздале Владимирской области
Церковь Ильи Пророка. Ярославль
Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик — прилавок для продажи свечей и заказа треб. Средняя часть храма, «корабль», символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря — возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.

символизирует и первый храм — Сионскую горницу.
Алтарь наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом.
Алтарь Казанского собора в Санкт-Петербурге
Престол в алтаре Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Сионская горница
Комната или помещение на верхнем этаже дома в Иерусалиме, где была совершена Тайная Вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками.
В христианской традиции, основанной на книге Деяний святых апостолов, Сионская горница была не только местом совершения Тайной Вечери, на которой Иисус Христос умыл ноги 12-ти апостолам и установил Таинство Евхаристии, но и обычным местом, где пребывали апостолы в Иерусалиме после Тайной Вечери, а также первой христианской церковью. Кроме того, согласно преданию, здесь произошли многие другие события, описанные в Новом Завете.
Сионская горница в Иерусалиме
Среднюю часть храма от алтаря отделяет

Храм преподобного Серафима Саровского. Хотьково Московская область
Вдоль него проходит

— небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части).
Небольшое протяженное возвышение вдоль иконостаса, со стороны основного пространства храма.
Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит к людям. Это символизирует, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что в алтаре. В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ.
Это

(от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь.
Выступ солеи перед средней частью иконостаса.
Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил жёнам о Воскресении Христа. На престоле внутри алтаря совершают таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне причащают верующих.

Спасо-Преображенский собор. Сергиев Посад
По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов —

(от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поют попеременно два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают
Клиросы в Сергиевской церкви Николо-Пешношского
монастыря Московской области

— балкон или лоджию.
Москва. Церковь Покрова в Филях.
Интерьер верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа.
Хоры - "Царская ложа"
Хоры церкви Михаила Архангела в Борисовке Белгородской области
Рядом с клиросами ставят

— иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.
В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон — возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображают пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
Казанский собор – кафедральный собор Читы
В центре храма постоянно стоит

Аналой перед иконостасом в Никольской церкви
в Восточном микрорайоне г. Тюмени
(или налой) — высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используют во время исповеди, венчания и других служб. Всё остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.
Нередко в храме можно увидеть образ

— большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставят образ Богоматери, по левую сторону — образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.
А у северной стены обычно ставят стол с

(каноном) — мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служат панихиды по усопшим.
В некоторых церквях можно увидеть

Троицкий Собор. Рака с мощами Серафима Саровского.
Дивеево
— архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвящённую какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.
Для освещения храма, помимо оконных проёмов, используют только


Паникадило церкви Шуйской Богоматери
(Дмитрия Солунского) в Ярославле
(большой светильник со множеством ламп) и

Поликандила в церкви Николы Великорецкого
Покровского собора что на Рву в Москве
Церковный светильник, объединяющий от 7 до 12 свечей.
(светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают

— наполненные маслом светильники. Первые лампады христиане использовали для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.
https://liveinmsk.ru/article/chto-est-chto-v-cerkvi-p10-c1
***