Мужской стыд или самое пронзительное стихотворение Евгения Евтушенко
У Евгения Евтушенко много стихотворений о любви. Но лишь одно из них - "Ты большая в любви" - словно обливает меня ушатом холодной воды. Сейчас модно составлять списки книг и фильмов "с неожиданной развязкой", и вот эта самая развязка - апогей стихотворения.
Поэт Евгений Евтушенко
Давайте же приступим к чтению стихотворения:
Ты большая в любви...
Ты большая в любви. Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется, будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я — что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю, что делать и как.
Ты устала. Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь, небо какое синее?
Слышишь, птицы какие в лесу?
Ну так что же ты? Ну? Неси меня!
А куда я тебя понесу?..
Стихотворение читает блогер Мария Матвейчук:
Евгений Евтушенко - Ты большая в любви...
Перед нами разворачивает трогательная сцена зарождающейся юношеской любви. Это неземное чувство эйфории - остаться рядом с любимым наедине, думать, что земля вертится, цветы цветут и птицы поют только для вас.
Мне вообще импонируют любые произведения искусства, где мужчина настолько влюблен, что земля уходит из-под ног, руки трясутся и голова кружится.
Девушка - а в данном случае - будущая супруга Евгения - Белла Ахмадуллина - летит в любовь, как в омут с головой.
И эти чистые души порывы натыкаются на серый советский быт - нехватка жилья в полуразрушенных послевоенных бараках...
Им негде уединиться, им негде вить свое гнездо.
И этот мужской стыд - невозможность дать женщине кров - жжет сердце. И что с того, что он известный поэт, чье имя гремит на весь Советский Союз, если им негде жить, разве что в съемных комнатах на Тверском переулке.
Любовная лодка разбивается о быт. Это еще Маяковский сказал. А судьба Ахмадуллиной и Евтушенко подтвердила этот факт на своем примере.
----------------------------------
Комментарии
марина попова
Какой-то странный анализ стихотворения... Ну, Вы имеете право так думать.
А на мой взгляд самое пронзительное и честное стихотворение Евтушенко об ЭТОМ -"Качался старый дом"...
Качался старый дом, в хорал слагая скрипы,
и нас, как отпевал, отскрипывал хорал.
Он чуял, дом-скрипун, что медленно и скрытно
в нем умирала ты, и я в нем умирал.
«Постойте умирать!»— звучало в ржанье с луга,
в протяжном вое псов и сосенной волшбе,
но умирали мы навеки друг для друга,
а это все равно что умирать вообще.
А как хотелось жить! По соснам дятел чокал,
и бегал еж ручной в усадебных грибах,
и ночь плыла, как пес, косматый, мокрый, черный,
кувшинкою речной держа звезду в зубах.
Дышала мгла в окно малиною сырою,
а за моей спиной — все видела спина!—
с платоновскою Фро, как с найденной сестрою,
измученная мной, любимая спала.
Я думал о тупом несовершенстве браков,
о подлости всех нас – предателей, врунов:
ведь я тебя любил, как сорок тысяч братьев,
и я тебя губил, как столько же врагов.
Да, стала ты другой. Твой злой прищур нещаден,
насмешки над людьми горьки и солоны.
Но кто же, как не мы, любимых превращает
в таких, каких любить уже не в силах мы?
Какая же цена ораторскому жару,
когда, расшвырян вдрызг по сценам и клише,
хотел я счастье дать всему земному шару,
а дать его не смог — одной живой душе?!
Да, умирали мы, но что-то мне мешало
уверовать в твое, в мое небытие.
Любовь еще была. Любовь еще дышала
на зеркальце в руках у слабых уст ее.
Качался старый дом, скрипел среди крапивы
и выдержку свою нам предлагал взаймы.
В нем умирали мы, но были еще живы.
Еще любили мы, и, значит, были мы.
Когда-нибудь потом (не дай мне бог, не дай мне!),
когда я разлюблю, когда и впрямь умру,
то будет плоть моя, ехидничая втайне,
«Ты жив!» мне по ночам нашептывать в жару.