Мозаика, византийский период, 6-7 вв. н. э.,
Сохранилась рукописная Тора Рамхаля написанная гранатовыми чернилами.
Почему же именно гранат выбрали украшать свиток Торы?
Рассказывают следующее.
На эту завидную должность претендовали все 7 растений, которыми благословлена Земля Израиля. И каждое пыталось доказать, что оно самое выдающееся! И все спорили между собой. Ну точно, как мы:) Каждое громко кричало: "Выбери меня!!! Выбери меня!!!"
Ячмень заявил, что его зерном кормят скот, а без мясо разве можно прожить? У нас еще не все вегетарианцы!
Пшеница говорила, что из нее пекут хлеб. А ведь без хлеба - никуда. Хлеб - всему голова. Просто не о чем даже думать, кто должен получить столь почетную должность.
Инжир был уверен, что таких вкусных и сочных плодов нет ни у кого, и ничьи плоды не хранятся так долго. Да и знаменитый фиговый лист, он чей, в конце-концов?
Виноград, вообще, никого не слушал, а только размахивал рюмкой с вином и предлагал попробовать, чтобы тут же начать веселится.
Олива предлагала всем попробовать ее масло, которое не только украшает еду, но и освещает жизнь.
Финиковая пальма гордо расправив ветки демонстрировала, что она - настоящая королева пустыни. Что может быть вкуснее и слаще финика? А на Суккот ее вообще полностью разбирают на ветки для шалашей. Только пальма имеет право украсить собой Тору.
Шум и гам стоял ужасный.
Только скромный гранат молчал и все больше и больше краснел, стыдясь своих товарищей.
И тут Создатель сказал: "Тихо
евреи плоды! в сказках, в отличии от жизни, скромность милее шума и бравады. Я выбираю гранат! Пусть он украсит нашу Книгу".

Свиток с довольно скромными гранатами.

Тут понятно, что на одном свитке гранаты есть, а на остальных - нет.
Позднее словом гранат стали называть металлические украшения стержней Торы. Хотя эти украшения изготовлялись не только в виде граната, но и в виде других фруктов, но их во всех случаях называли гранат.

Гранаты из музея
Четыре сефардские синагоги
Известны серебряные гранаты в виде
чего угодно яблок, мавританских арок, трёхъярусных колоколен или букетов цветов, трёхэтажных башен, башен в барочном стиле, в виде шаров, увенчанных короной. В 15-м веке вошло в обычай прикреплять колокольчики к квадратным башням, в виде которых изготовлялись гранаты. Этот обычай распространился в Европе и до сих пор пользуется популярностью. Мелодичный звон колокольчиков символизирует радость изучения Торы и напоминает о Первосвященниках Храма.

Гранаты из старейшей французской
синагоги в Карпентра

Гранаты из
Музея Эрец-Исраэль

Гранаты из
Музея Эрец-Исраэль

Совсем современные гранаты, но чтобы никто не сомневался, что это они, сверху прикреплены изображения соответствующих фруктов:)
Гранаты из
Музея Эрец-Исраэль
Начало 20 века было очень богато гранатами...

Это обложка журнала на идише "Гранат", 1922г. Экспонировалась на выставке
"Святыня. Искусство. Эстетика"
С 1921 до 1923г. в Германии было больше 30 типографий, печатавших разнообразную печатную продукцию на иврите. Качество было великолепное. Ярким примером этой продукции был цветной журнал на иврите и идише "Гранат (רימון-מילגרוים)", посвященный вопросам еврейского искусства. Великолепным было не только содержание, но и качество печати, к которому не привыкли читатели книг и журналов на иврите того времени. Есть те, кто считает этот журнал вершиной еврейского журнального печатного искусства благодаря команде авторов журнала. В выпуске журнала участвовали Герман Штрук, Эл Лисицкий, Авигдор Амеири, Шауль Черняховский, Ури Цви Гринберг, Шай Агнон, Хаим-Нахман Бялик и др.. Все они были жителями Берлина того времени.
Это было удивительно удачное время для еврейских интеллектуалов, живших в Берлине. В неустойчивой политически и экономически Веймарской республике небольшие деньги в иностранной валюте могли позволить им выпускать журнал великолепного полиграфического качества с текстом на разных языках.
В языковом плане ситуация была нестандартная: жили они в немецкоговорящем Берлине, между собой говорили по-русски и спорили на идиш, а книги и журналы хотели выпускать на иврите. Таким образом родился журнал на иврите "רימון" (гранат на иврите) и параллельно "מילגרוים" (гранат на идиш). Изобразительный материал обоих журналов был одинаковый, часть статей об искусстве в обоих журналах, была одинаковой, а часть - разной.
Но не только в Берлине, но и в Эрец-Исраэль в эти годы любили изображать гранаты.

В
доме Х. Н. Бялика в Тель-Авиве колонны украшены плитками, специально сделанными в академии Бецалель. В данном случае в центре плитка изображающая "Свободную Иудею", вокруг нее традиционные растительные мотивы - гранаты, инжир.
Зеэв Рабан, который считается одним из создателей "стиля Бецалель" не обошел гранат в своем творчестве.

Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, начало 20 века.
В качестве образов использованы герои Танаха и еврейская символика, в частности менора, маген-давид, листья инжира и гранат
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", сейчас экспонирующаяся в Музей Мане-Кац, Хайфа.
Еще одна работа Зеэва Рабана с той же выставки.

Иллюстрации к "Песнь песней", начало 20 века.:
7:13 Рано утром пойдем мы в виноградники, посмотрим, расцвела ли лоза виноградная, развилась ли завязь, распустились ли гранаты? Там отдам я тебе ласки мои.
21 век не отстает по любви к гранату от двадцатого.
Год от года растет народная любовь к покупке граната как подарка на Рош Ашана. Да и кто в состоянии устоять перед красотой этой грандиозной ягоды? И цвет и форма, и корона, в форме которой сделал себе корону царь Соломон, и я уж не говорю о гранатовых зернышках, похожих на капельки крови.

Гранаты из керамической мастерской в
кибуце Калия

Работа с
выставки стекла

Работа из разных пород дерева
Кети Кернер. Здесь гранат изображен как один из 7 плодов, которыми благословлена Земля Израиля.

Мастера армянской керамики в Иерусалиме тоже любят гранат.

Мой друг
paintervic ака художник Виктор Кинус написал замечательный
"Гранатовый натюрморт", холст, акрилл.

В Цфате можно купить стеклянные гранаты.

Не только изображение гранатов, но и хамсы с изображениями гранатов. Счастье будет вдвойне:) Тоже продаются в Цфате.

Коробочка для авдалы, современной работы. Продается в магазинах Бейт-Хабад.

Так еврей должен радоваться хорошему урожаю, по мнению неизвестного мне художника RN, работы которого продаются на
главной торговой улице Цфата. Если кто знает имя автора - пишите, непременно укажу:)

Фасад цфатской
синагоги Абуав, изображением плода граната и гранатовых деревьев.
И в заключение...

На фотографии одни ягоды. Каждый раз как вижу, так думаю, это у нас гранаты такие крупные или наши мини-арбузы такие мелкие?
Кстати, для израильтян. В продаже мы видим, чаще всего, гранаты двух сортов известных с давних времен. Гранаты первого имеют ярко-красную кожуру и кисловатый вкус, а гранаты второго имеют светлую кожуру и сладкий вкус.

И что самое важное в гранатах к празднику? Чтобы их было много!
Так что хорошего года и много-много этих замечательных фруктов!
!שנה טובה ומתוקה
Инфа:
http://www.tiuli.com/flower_info.asp?flower_id=235
http://www.oranim.ac.il/Site/ru/General.aspx?l=5&id=1653
http://www.magazin.org.il/inner.asp?page=230899
http://www.zolo.co.il/hagim/rosh_hashana/pomegranate.asp
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=3283
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%99%D7%9E%D7%95%D7%9F_%D7%9E%D7%A6%D7%9
5%D7%99
http://haikarim.co.il/the-pomegranate.html
http://idive.co.il/?CategoryID=80&ArticleID=311
http://www.ayaskitchen.com/Article/AyasKitchen-Article_27.html
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/