Недельная глава Шлах (р.Левин+"Мидраш рассказывает") |
Глава ШЛАХ
1.Почему Б-г сказал Моше: "...пошли себе разведчиков"?
2.В чём вина Моше в истории с разведчиками?
3.Почему Моше меняет имя Йегошуа?
5.В чём главная проблема разведчиков?
и почему их грех страшнее греха с золотым тельцом?
Моше никогда не видел Земли Обетованной, но он безоговорочно верил в заверение Ашема о том, что она «текла молоком и медом». Поэтому он дал лазутчикам подробные наставления, которые, как он думал, обеспечат их возвращение с необычайно благоприятным отзывом о Земле. И тогда народ двинулся бы к Земле с радостью. Он дал лазутчикам два наставления:
1. Они должны были избрать путь, предназначенный показать им богатства Земли, ее плодородие и благостный климат.
Моше велел лазутчикам: «Войдите в Эрец Исраэль с юго-востока и пересеките Землю по направлению к морю, находящемуся на западе. Затем поверните на север и пройдите вдоль северной границы».
Юг Эрец Исраэль представляет собой наименее плодородную часть страны. (По этой причине округ Хеврона и был выбран в качестве усыпальницы.) Тем не менее даже эта область была в семь раз плодороднее самых лучших земель плодоносного Египта. Моше велел лазутчикам осмотреть сначала эту область и затем двигаться на север, ко все более плодородным местам, чтобы полностью оценить необычайное изобилие Земли.
Другой причиной, по которой он велел лазутчикам начинать свой путь с юга, была его надежда на то, что в честь Авраама, путь которого проходил по югу Эрец Исраэль, они будут ограждены от несчастий.
«Разузнайте обо всех достоинствах Эрец Исраэль, — сказал он им. — Посмотрите, сочны ли и тучны ее плоды или они иссушены и сморщены (и вы не сможете не заметить, как сладки и ароматны эти плоды). Срежьте несколько средних по величине плодов (и евреи воочию убедятся, что вы не преувеличиваете в своих восхвалениях).»
2. Моше дал лазутчикам наставления и по второму важному вопросу. Он знал, что евреи страшились войны с могущественными царями Ханаана. Поэтому он особо указал, что даже если хананеи мощны своей силой, Ашем все равно заставит их покориться, ибо они уступают сынам Израиля в духовном смысле.
«Разузнайте, — приказал Моше лазутчикам, — жив ли еще праведник Иов, обитавший там. Если он уже умер, то у жителей той Земли не осталось духовных заслуг и мы наверняка одолеем их. Пусть мы слабее, но нам поможет Ашем, ибо у хананеев нет заслуг, которые могли бы защитить их».
Для защиты от опасностей Моше поведал лазутчикам Двенадцатибуквенное Б-жественное Имя.
Двенадцать лазутчиков начали свой путь 29-го сивана 2449 года.
Хотя в то время, когда они были избраны для выполнения поручения, они и были праведниками, как только Моше отослал их, они сразу разложились и решили вернуться с уничижительным отзывом о Земле, чтобы задержать евреев.
Что же совратило их?
Они говорили друг другу: «Под главенством Моше мы — вожди народа. Как только мы войдем в Эрец Исраэль, водительствовать станет Иеошуа. И тогда он назначит себе других помощников. Поэтому задержим народ в пустыне, чтобы быть уверенными в том, что мы не лишимся своих высоких должностей».
Следующие сорок дней они провели в размышлениях о том, как правдоподобно объяснить, будто завоевать Эрец Исраэль невозможно.
Повествование о лазутчиках служит примером того, как стремление к почестям портит людей.
Так и Корах восстал лишь потому, что искал почестей. По той же причине царь Иеравам, владычествовавший над Десятью коленами, лишился своего удела в Грядущем Мире. Когда в праздники люди стекались в Храм, они замечали, что садился только Рехавам, соперник Иеравама, правивший коленом Иеуды. Иераваму не разрешалось садиться в азаре, ибо он не происходил из династии Давида. Видя, что он теряет приверженцев, Иеравам установил тельцов для поклонения и выдумал свои собственные праздники, чтобы помешать людям десяти колен приходить в Храм. В конце концов его убили, и он был осужден пребывать в Геиноме. Жажда высокого положения и почестей в лучшем случае служит помехой для служения Ашему, а может и совсем испортить человека.
Иеошуа и Калев не согласились с замыслами лазутчиков, но в то время как Иеошуа открыто высказывал возражения, Калев решил, что мудрее скрыть свои истинные мысли.
Лазутчики вошли в Эрец Исраэль с юга и двигались на север. Если бы не чудеса, которые творил Ашем для того, чтобы охранить их, хананеи заметили бы и, возможно, убили их. Правителя всякого города, через который они проходили, Ашем поражал язвой. Поэтому хананеи были слишком заняты оплакиванием и захоронением мертвецов, и чужеземцы прошли незамеченными.
Ашем сделал так, что в тот самый день, когда лазутчики вошли в Землю, Иов умер. Оплакивание Иова было всеобщим, что также отвлекло внимание жителей от чужеземцев. Но вместо того, чтобы признать Промысел Всемогущего, лазутчики ухватились за эти события с целью очернить Эрец Исраэль, сообщив впоследствии народу: «Это страна повальных болезней. Всюду, где бы мы ни проходили, мы видели, что люди массами умирают».
Чтобы спасти лазутчиков от смерти, Ашем совершил и еще одно чудо: если кто-нибудь собирался объявить: «Эти люди — еврейские лазутчики», из его уст не выходило ни слова: он делался нем, как камень.
Лазутчики пришли в окрестности Хеврона, где находится Пещера Махпела, но они побоялись отправиться туда для молитвы. Известно было, что в том месте обитают великаны.
Один лишь Калев пренебрег опасностью, он решился посетить святое место, где погребены наши праотцы, ибо рассудил так: «Как я могу избегнуть того, чтобы быть втянутым в заговор лазутчиков? Иеошуа защищен молитвой Моше, я же должен просить Ашема о помощи».
Поэтому он вошел в Пещеру, чтобы помолиться. Вместе с ним вошла и Шехина, чтобы сообщить праотцам о том, что пришло время их потомкам завоевать Землю. Калев пал наземь у могил праотцев и взмолился: «Отцы мира сего! Молю явить милость ко мне, дабы я был спасен от заговора лазутчиков!»
Затем лазутчики направились к Нахаль Эшколь. Тора называет эту долину Нахаль Эшколь (Винный ручей), ибо в тех краях сок ручьями струился по лозе вниз.
Когда они пришли туда, Калев напомнил им о наставлении Моше: принести сочные и сладкие плоды Эрец Исраэль. Лазутчики пренебрегли его словами, ибо показывать плодовитость Земли было им не на руку. Тогда Калев пригрозил: «Если вы не возьмете никаких плодов, то я обнажу меч и мы посмотрим, кто из нас останется жив!»
Зная храбрость Калева и его огромную силу, лазутчики подчинились.
Однако они выбрали чудовищные по своей величине плоды, чтобы сказать впоследствии народу, что страна, в которой родятся столь диковинные плоды, весьма подозрительна и необычна и обыкновенные люди в ней не выживут.
Лазутчики взяли виноградную ветку, на которой висела гроздь необычайного веса — 960 сеа. Нести ее можно было только восьмерым. Девятый лазутчик нес фиги, а десятый — гранатовый плод. Иеошуа и Калев, поняв, что лазутчики воспользуются этими плодами для клеветы на Землю, не несли ничего.
Когда лазутчики собирали плоды в Нахаль Эшколь, их заметили трое великанов, обитавших в окрестностях Хеврона.
То были Ахиман, Шешай и Талмай — три сына Арбы, самого высокого из всех великанов. Они являли собой все, что осталось от древних великанов, родившихся после Поколения Потопа.
Каково было значение их имен? Имя «Ахиман» подразумевало, что носитель его привык похваляться: «Братья мои (ахай), кто может одолеть меня?» (Ман по-арамейски «кто».) Мощью своей он превосходил всех остальных братьев. Шешай был крепок и силен, как мрамор (шаиш).
Следы от ступней Талмая похожи были на глубокие борозды (тэлем).
Ахиман, Шешай и Талмай приближались к лазутчикам гигантскими шагами, издавая оглушительные крики. Лазутчики произнесли Двенадцатибуквенное Имя, которому научил их Моше, но это не возымело действия. Когда великаны подошли совсем близко, все лазутчики лишились чувств, кроме Иеошуа и Калева, которым придавала силы вера в Ашема. Увидев, что лазутчики лежат на земле без чувств, хананеи оживили их.
«Мы видим, что вы явились сюда рубить деревья, которым мы поклоняемся, и разбивать наши изваяния!» — прорычали великаны.
«Нет, — еле слышно ответили лазутчики, — мы просто собрали немного плодов».
«Убирайтесь отсюда! — грозно приказали великаны. — Ваш Б-г скоро приведет вас в эту землю, и тогда у вас будет сколько угодно времени, чтобы рубить наши деревья».
В награду за то, что великаны отпустили еврейских лазутчиков, не причинив им никакого вреда, Ашем позволил некоторым хананеям жить в Земле Израиля до разрушения Второго Храма.
Все сорок дней своего странствия лазутчики готовили и заучивали речь, которая должна была повлиять на общину.
Путешествие по всей Эрец Исраэль должно было длиться много больше чем сорок дней. Но Ашем знал, что во искупление каждого дня, проведенного лазутчиками в Земле, евреям придется пребывать в пустыне целый год. Поэтому Он, из жалости к сынам Израиля, сократил время странствия лазутчиков и тем самым срок последующего наказания евреев.
Лазутчики вернулись на сороковой день, вечером девятого ава. Прежде чем войти в свои шатры, они подошли к дому учений. Они застали Моше, Аарона, Санхедрин и народ изучающими алахот. Законы отделения халы и законы орлы.
«Вам нет надобности учить законы, касающиеся Эрец Исраэль, глумливо обратились они к народу. — Вам никогда не доведется применять их».
Лазутчики произнесли свою тщательно подготовленную речь. Вначале они рассказали о достоинствах Эрец Исраэль. Они знали, что их хулительским измышлениям поверят лишь в том случае, если они предварят их словами правды.
Мы нашли, что Эрец Исраэль и в самом деле необычайно плодородная страна, — начали они. — Хвалебные слова о том, что она течет молоком и медом, доподлинно истинны. Деревья гнутся под тяжестью сладких и сочных фиников, истекающих медом. У коз так много молока, что избыток стекает на землю, и мы действительно видели ручьи из молока и финикового меда.
Взгляните на мясистые плоды, что мы принесли с собой!
А теперь посмотрите внимательно. Доводилось ли вам когда-нибудь видеть виноградины такого гигантского размера? Не кажутся ли они вам странными? Так вот, в этой стране, в которой растут такие огромные плоды, обитают и не менее огромные великаны.
Завоевать ее невозможно, ибо жители ее сильны и их города надежно укреплены.
Ни с какой стороны мы не можем войти в нее, не встретив на своем пути врагов, вселяющих ужас. На юге живет Амалек…
При одном лишь упоминании имени Амалека народ затрепетал.
Как пугают ребенка? Указывают на ремень, висящий на стене. Его вид напоминает ребенку о том, как его больно били этим ремнем.
Так и лазутчики упомянули Амалека первым (хотя хананеи и эморейцы были сильнее его), ибо они знали, какой ужас внушает это имя народу.
Лазутчики продолжали: «Хананеи обитают на востоке и на западе, а эморейцы и их родичи, тоже сильные в битве, — в горах севера. Так что все границы населены могущественными народами».
До сих пор лазутчики не сказали ничего такого, что было бы открытой ложью. Ханаанейские города действительно были очень хорошо укреплены, а их жители и в самом деле могущественны. Правда и то, что среди них были великаны. Однако утверждение лазутчиков о том, что страну невозможно завоевать, представляло собой не донесение о каком-то факте, а их личное мнение. (Никто не просил их высказываться о том, можно ли покорить страну. Если они хотели изложить свое мнение, то им следовало бы это сделать наедине с Моше.)
Услышав рассказ о непобедимых вражеских воинствах, люди начали терять мужество. И тогда поднялся Иеошуа, чтобы опровергнуть слова лазутчиков.
Но лазутчики не давали ему высказать свое мнение.
«Замолчи! — кричали они. — Ты не имеешь права говорить! У тебя есть только дочери и ни одного сына. Тебе не приходится бояться, что твои сыновья будут призваны в войско. А мы не хотим, чтобы наших сыновей убили!»
Калев понял, что он должен избрать другой метод. Он взобрался на скамью и воскликнул с вызовом: «Разве одно лишь это сотворил с нами Бен-Амрам?»
Ожидая, что Калев поддержит их, лазутчики утихомирили толпу. Взволнованные голоса умолкли. Все предвкушали очередную головокружительную новость.
Завладев всеобщим вниманием, Калев продолжил свою речь такими словами: Моше совершил гораздо больше! Не он ли разделил для нас Ям Суф! Не он ли дал нам л/ая?Не он ли устроил так, что стали падать перепела?
Почему же вы боитесь покорять Ханаан, раз Моше руководит нами? Моше всегда вел нас верным путем. Если он говорит, что мы можем одолеть наших врагов, то так оно и есть.
Даже если Земля Израиля находилась бы на самих небесах и Моше приказал нам: «Воздвигните лестницы и взберитесь туда, нам следовало бы послушаться его. Успех наш в том, чтобы подчиняться ему, ибо все, что говорит Моше, есть воля Ашема».
Услышав слова Калева, лазутчики поспешно возразили ему.
Дело обстоит не так, как ты говоришь, — заявили они. — Мы не можем одолеть этот народ, ибо он сильнее нас.
Когда великаны своими огромными шагами направились в нашу сторону, мы произнесли Двенадцатибуквенное Имя Ашема, но это не подействовало. Даже Сам Властелин Вселенной не может изгнать с Земли ее жителей.
Лазутчики утверждали, что мера грехов хананеев еще не преисполнилась, и поэтому Ашем не изгонит их из страны.
Случай с лазутчиками определял, совершена ли была тшува, сделанная сынами Израиля после прегрешения золотого тельца. Если бы они полностью очистились от этого греха, они признали бы теперь, что Б-г сам управляет вселенной. Они исполнены были бы веры в то, что Он покорит Ханаан с помощью явных чудес. Однако они все еще склонны были думать, как и раньше, что Б-г действует через посредников, и не могли поверить в то, что Он покорит Ханаан чудодейственным образом и им вообще не придется сражаться. (Когда происходило завоевание Земли под руководством Иеошуа, евреям пришлось сражаться, ибо Иеошуа не достиг той высоты духа, на которую поднялся Моше.)
Грех лазутчиков показал, что тшува евреев была небезупречна. Поэтому смертный приговор, произнесенный вначале после греха золотого тельца, был на этот раз приведен в исполнение.
Стремясь не дать народу дослушать Калева, лазутчики стали возводить хулу на Землю. Это Земля, которая пожирает своих жителей, — заявили они. — В ней полным-полно заразы. Где бы мы ни проходили, повсюду мы видели умирающих людей. Так как жители ее необычайно крепки, они умирали не от телесной немощи. Нет, это вредоносный климат Земли губит всякого, кто обитает на ней.
А знаете ли вы, что за великанов мы повстречали? Это остатки Поколения Эноша, и они так велики ростом, что кажется, будто головами достают до солнца. Всякого, кто их видит, охватывает такой ужас, что он от страха падает на землю!
Послушайте только, что случилось однажды, когда мы искали тенистое место, чтобы отдохнуть. Мы вошли, как нам показалось, в пещеру, но на самом деле это была шкурка гигантского граната. Там мы немного отдохнули. Потом проходившая мимо дочь великана подобрала эту шкурку вместе со всеми нами, двенадцатью мужчинами, сидящими внутри нее. Она даже не поняла, что мы были там! В своем саду она просто отбросила эту шкурку прочь. Мы ничтожные муравьи по сравнению с этими великанами. В самом деле, однажды мы услышали, как один великан говорил о нас другому: «Там, в винограднике, есть такие твари, крошечные, как кузнечики, которые похожи на людей».
Слова лазутчиков достигли своей цели: евреи поверили им и ужаснулись мыслям о вторжении в Землю.
В тот вечер евреи вернулись в свои шатры с горькими сетованиями. Отцы скорбно говорили детям: «Горе вам! Наши недруги, эморейцы, станут вскоре вашими господами!» Слезные жалобы, слышавшиеся из шатра одной семьи, вселяли скорбь в соседние семьи, и те тоже начинали сетовать. В конце концов, плакали уже все мужи общины. Женщины, однако, не присоединились к этим стенаниям.
Руководители Санхедрина пожаловались Моше: «Мы не подвергаем сомнению справедливость Ашема, — раз Он осудил нас на смерть, то мы примем Его приговор. Но зачем же посылать нам смерть от идолопоклонников Ханаана? Лучше бы нам умереть в Египте или здесь, в пустыне».
«Будет так, как вы хотите, — ответил Ашем. — Вы умрете в пустыне».
Этот вечер горестных жалоб пришелся на Девятое Ава. И изрек Всемогущий: «Вы плакали беспричинно; посему Я дам вам причину для ваших стенаний. Девятое Ава станет днем всенародной скорби. Именно в этот день разрушены будут и Первый, и Второй Храмы».
Девятого Ава предрешено было, что оба Храма будут превращены в руины, а евреи отправятся в изгнание, ибо сказано {Теплим 106:24—27): «И презрели они желанную Землю, и не верили Его слову. И роптали в своих шатрах, не слушались Гласа Ашема. И посему поклялся Он низложить их в пустыне, низложить их в народах и рассеять их по землям».
«Плакать и плакать будет он (народ еврейский) по ночам» (Эйха 1:2). К чему относится этот двойной плач?
<> Они будут оплакивать разрушение Первого и Второго Храмов.
<> Они будут оплакивать изгнание десяти колен и изгнание Иеуды и Биньямина.
Не прекратились сетования и следующим утром. В каком бы месте ни раздавались жалобы, там сразу же появлялись отступники, отчаянно вопившие: «Выберем новых вождей и вернемся в Египет!» Они предлагали: «Назначим же Датана вместо Моше и Авирама вместо Аарона и отправимся обратно в Египет. Лучше быть там рабами, нежели пасть от хананейских мечей!»
Датан и Авирам негодовали на то, что Моше и Аарон вывели народ из Египта. Они всегда были готовы подтолкнуть сынов Израиля к тому, чтобы вернуться туда.
Слова «вернемся в Египет» подразумевали также «к египетскому образу жизни», без Торы и мицвот. Таким образом, они являли собой бунт против Всемогущего.
Услышав такие речи, Моше, Аарон, Иеошуа и Калев испугались, что за это Ашем покарает сынов Израиля немедля, и стали умолять Его о милости. Охваченные горем Иеошуа и Калев разорвали свои одежды. Моше и Аарон пали лицом на землю, чтобы помолиться и упросить народ не восставать на Ашема. Моше и Аарон не находили слов, но Иеошуа и Калев решительно возразили лазутчикам. Они воскликнули: «Земля, которую мы разведывали, необыкновенно хороша!»
Называя Эрец Исраэль благодатной землей, они не преувеличивали.
Ассирийский царь Санхерив поручил своему военачальнику Равшакею уговорить евреев сдаться. Равшакей пытался убедить их, что им лучше переселиться в другую страну, чем жить в Эрец Исраэль в постоянной опасности и готовности к битвам. Он пообещал евреям: «Я возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных деревьев и меда, и будете жить и не умрете…» (II Мелахим 18:32). Равшакей имел в виду необычайно плодородные земли в Африке.
Не было ли глупостью обещать евреям «землю такую же, как и их земля?» Если мужчина убеждает женщину стать его женой, разве говорит он: «Я так же богат, как твой отец; я обещаю тебе, что у тебя будет столько же мяса и вина, сколько было прежде?» Разве не станет обещать ей жизнь, лучшую, чем та, к которой она привыкла? Почему же тогда Равшакей не пообещал привести евреев в страну, более благодатную, чем их родина?
Однако даже Равшакей не осмелился заявить, будто какая-то другая страна превосходит Эрец Исраэль. Над такими словами смеялись бы как над очевидным враньем. Из того, что даже Равшакей, недруг евреев, желавший очернить Эрец Исраэль, не осмелился принизить Землю, мы видим ее всеми признанное превосходство над другими странами.
Все земные народы желали овладеть Эрец Исраэль. В прежние времена тот царь, у которого не было там дворца, не считался могущественным.
Иеошуа и Калев заверили народ: Если вы будете бояться Ашема, Он поможет вам завоевать землю. Она в самом деле течет молоком и медом, ибо плоды ее жирны как молоко и сладки как мед.
Ваш страх перед силою хананеев — это восстание против Ашема. Всемогущий расправится с ними так же, как вывел Он вас из Египта. С верою в Него вы преуспеете.
Мы тоже видели великанов, но, в отличие от остальных лазутчиков, не испугались их. Мы увидели, что на их лицах начертан небесный смертный приговор.
Неужели вы не понимаете, что телесная сила хананеев не имеет никакого значения? Ашем ниспроверг их духовного посланца на Небесах и запечатал печатью их гибельный приговор. Мера хананейских грехов преисполнилась, и нет у них больше никаких заслуг, которые защитили бы их. Единственный великий праведник, живший меж них, Иов, чьи достоинства охраняли их, ныне умер.
И все же народ не внял Иеошуа и Калеву. Люди объявили: «Вы не заслуживаете доверия. (Ты, Иеошуа, потому жаждешь войти в Эрец Исраэль, что там ты станешь вождем; а ты, Калев, поддерживаешь его, будучи его близким другом.) Другие наши братья, лазутчики, блюдут наши интересы лучше, чем вы».
Евреи решили напугать Иеошуа и Калева и стали бросать в них камни. В тот же миг Облако Славы Ашема спустилось, чтобы защитить их. Евреи поняли, что поступили дурно, и оставили их в покое.
Ашем обратился к Моше в превеликом гневе. Доколе будет народ сей испытывать Мое терпение? — сказал Он. — Все, что бы Я ни замыслил, им во благо, но они все время сетуют.
<> Я вывел их из Египта, а они сетовали у Ям Суф.
<> На горе Синай Я даровал им Тору, и вскоре после этого они изготовили золотого тельца.
<> Я послал им небесную пищу, ман, а они воссетовали на него.
<> Я устроил так, что когда лазутчики проходили по землям Эрец Исраэль, знатные хананеи погибали, дабы не могли они досадить им. И вот они возвели на Землю хулу, сказав: «Эта Земля пожирает своих жителей».
Не осталось более надежды вселить в это поколение веру и страх перед Небом, потребные для того, чтобы жить в Эрец Исраэль. Так истреблю же Я их, наслав чумное поветрие!
Почему Ашем вознамерился уничтожить народ посредством чумы?
Гибель евреев от чумы привела бы к меньшему хилуль Ашем, нежели передача их в руки врагов. Кара посредством чумы была бы подходящим наказанием мида кенегед мида за их недозволенные речи.
Исполняя обещание, что дал Я твоим праотцам, Я умножу твоих потомков, Моше, и произведу от них великий народ!
Каждое слово благословения, слетающее с уст Ашема, сбывается (даже если оно связано с условием, которое не исполнилось). Так как Ашем пообещал произвести от Моше великий народ, его потомки размножились и стало их 600 000, ибо сказано: «Сыновья же Рехавьи (сына Элиэзера бен Моше) размножились чрезвычайно» (I Диврей Аямим 23:17).
http://toldot.ru/tora/articles/articles_1131.html
Рубрики: | ИУДАИЗМ/НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |