-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinagit

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вяжу шью учу английский знаю немецкий

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 51) Старое_фото Неизвестная_Планета Ходячий_Замок Тоска_по_Интеллекту Дизайн_для_ваших_дневов Вязаный_вальс про_искусство Кошки_разных_народов ДНЕВНИК_ХУДЕЮЩИХ Live_Memory Читальный_зал Дом_Кукол Расскажи_о_ЛИРУ Аудиокниги вязалочки Страны_народы_история _В_И_Н_Т_А_Ж_ Царство_Кулинарии Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком Секреты_здоровья Диета_доктора_Дюкана РЫЖИЙ_КОНЬ ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интересно_об_АВТО Размышления_Сфинкса Аватары_для_всех СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК Бисероплет ПИАР_дневников Книжный_БУМ Художники_ЛиРу культ_кино НЕ_ЖРАТЬ Books Camelot_Club Picnic_Time Geo_club Learn_English Найди_ПЧ УпрЯЯЯмые_ПОХУДЕЙКИ -HochuVseZnat- Арт_Калейдоскоп Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Школа_славянской_магии Библиофил Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин JAM_Music_Journal
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) Наши_схемы АРТ_АРТель ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ притчи_мифы_сказки Томас_Кромвель Как_похудеть_лентяйке Умелые_ручки Учим_итальянский АртБазар Live__ART Триплет_Душ This_is_Erotic О_Самом_Интересном Чортова_Дюжина Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.07.2010
Записей: 9794
Комментариев: 2501
Написано: 17465


Как и почему танцевали в средневековой Европе

Пятница, 14 Сентября 2018 г. 14:44 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова nf

 

Рубенс. Танец итальянских крестьян

 

Рубенс. Танец итальянских крестьян

Человек танцевал всегда – даже когда был первобытным и ходил в набедренной повязке. Только если в древние времена танцы были частью первобытного ритуала, то к средним векам они стали играть совсем иную роль. Поначалу то, что исполняли предки современных европейцев, было вовсе не результатом творческого порыва, а своего рода психологической разрядкой и попыткой побороть ужас и депрессию. Но постепенно танец стал популярнейшим видом развлечения и высокого искусства.

Танцоры морриса в Ричмонде, 1620 год.

 

Танцоры морриса в Ричмонде, 1620 год.

Танец как психотерапия

В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.

Например, во времена чумы у европейских жителей был популярным «Танец смерти», в котором с удовольствием принимали участие как представители высших сословий, так и бедняки. Этот танец был своеобразным ритуалом, со стороны напоминавшим массовую истерику. Хаотичные движения участников действа сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все оканчивалось общим веселым хороводом. Наиболее характерный пример таких танцев – пляска св. Витта – массовая истерия, охватившая Италию и Германию во время чумы. Это явление впоследствии дало название известному заболеванию нервной системы.

 

Пляска смерти. Популярный аллегорический сюжет в живописи средних веков. Худ. Михаэль Вольгемут, 1493

 

Пляска смерти. Популярный аллегорический сюжет в живописи средних веков. Худ. Михаэль Вольгемут, 1493

Соперничество под контролем церкви

В какой-то момент одержимость танцами стала перерастать в Европе в массовое помешательство. Пляски, происходившие возле храмов, часто мешали церковным службам. И если поначалу церковь положительно относилась к танцам (например, в храмах Испании практиковались и священные пляски, и «фарсы» – рассказы на религиозные темы с танцевальным сопровождением), то в дальнейшем отношение резко поменялось на негативное. Танец стали считать делом греховным. 

Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.

 

От импровизации к определенным правилам. /Фото:lanatigrana.ru

 

От импровизации к определенным правилам. /Фото:lanatigrana.ru


Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.

Как танцевали в средние века

Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.

Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.

 

Придворный танец – грациозные, скользящие движения. /Фото:wikimedia.org

 

Придворный танец – грациозные, скользящие движения. /Фото:wikimedia.org


Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.

 

Эдвин Аустен Аббвей. Павана

 

Эдвин Аустен Аббвей. Павана

Наиболее модные танцы тех лет

Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!

На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.

Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.

Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву. 

 

Праздник танца моррис в наши дни. /Фото:agape2.livejournal.com

 

Праздник танца моррис в наши дни. /Фото:agape2.livejournal.com


Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.

Как одевались танцоры

Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.

 

Мартин Пепейн. Придворный бал 1604 г.

 

Мартин Пепейн. Придворный бал 1604 г.


Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.

 

Питер Брейгель Старший. Свадебный танец на свежем воздухе 1566 г.

 

Питер Брейгель Старший. Свадебный танец на свежем воздухе 1566 г.


Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.

Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей. 

 

Абрахам Боссе. Бал. 1635 г.

 

Абрахам Боссе. Бал. 1635 г.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100918/40432/

Серия сообщений "барокко":
Часть 1 - Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом»
Часть 2 - Тициан. "Виоланта". Иконография одного портрета.
...
Часть 32 - Старинный город Сант-Агата-де-Готи(Sant’Agata de' Goti)
Часть 33 - Художники Возрождения:Лавиния Фонтана
Часть 34 - Как и почему танцевали в средневековой Европе
Часть 35 - Замки Франции:Куш(Сhâteau de Couches)
Часть 36 - "Маленькая галисийка".Рассказ
Часть 37 - «Ловля душ»: Загадка грандиозного полотна Адриана ван де Венне

Серия сообщений "готика":
Часть 1 - ПОДАРОК ЛЮБИМОЙ ० ОСОБНЯК ЗИНАИДЫ МОРОЗОВОЙ
Часть 2 - Манускрипт "Кодекс Братьев Лимбург"
...
Часть 22 - Всемирное наследие ЮНЕСКО в Германии:Кельнский собор.Интерьеры
Часть 23 - Замки Франции:Монтрезор(Château de Montrésor)
Часть 24 - Как и почему танцевали в средневековой Европе
Часть 25 - Замки Франции:Куш(Сhâteau de Couches)
Часть 26 - Замки Германии: ДРАХЕНБУРГ( Schloss Drachenburg)

Рубрики:  искусство/История искусства,
живопись/возрождение
история
история из доступных источников
история вещей
Танец
Воскресный кинозал
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку