Художница Maria Zeldis.Живая графика. - (2)
Йеллоустоун – точка невозврата пройдена. Учёные бегут из США - (0)
Девочку, 15 лет прикованную к коляске и попросившую тренажер у Путина, немцы научили ходить за три дня - (0)
Текст Пионтковского-читаем!!! - (0)
Разоблачаем ! Бывает ли жареный верблюд на бедуинской свадьбе ? | ИнфоГлаз - (0)
Как и почему танцевали в средневековой Европе |
Человек танцевал всегда – даже когда был первобытным и ходил в набедренной повязке. Только если в древние времена танцы были частью первобытного ритуала, то к средним векам они стали играть совсем иную роль. Поначалу то, что исполняли предки современных европейцев, было вовсе не результатом творческого порыва, а своего рода психологической разрядкой и попыткой побороть ужас и депрессию. Но постепенно танец стал популярнейшим видом развлечения и высокого искусства.
В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния.
Например, во времена чумы у европейских жителей был популярным «Танец смерти», в котором с удовольствием принимали участие как представители высших сословий, так и бедняки. Этот танец был своеобразным ритуалом, со стороны напоминавшим массовую истерику. Хаотичные движения участников действа сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все оканчивалось общим веселым хороводом. Наиболее характерный пример таких танцев – пляска св. Витта – массовая истерия, охватившая Италию и Германию во время чумы. Это явление впоследствии дало название известному заболеванию нервной системы.
В какой-то момент одержимость танцами стала перерастать в Европе в массовое помешательство. Пляски, происходившие возле храмов, часто мешали церковным службам. И если поначалу церковь положительно относилась к танцам (например, в храмах Испании практиковались и священные пляски, и «фарсы» – рассказы на религиозные темы с танцевальным сопровождением), то в дальнейшем отношение резко поменялось на негативное. Танец стали считать делом греховным.
Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам.
Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов.
Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания.
Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе.
Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль.
Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод!
На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов.
Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников.
Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву.
Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис.
Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч.
Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи.
Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок.
Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.
Серия сообщений "барокко":
Часть 1 - Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом»
Часть 2 - Тициан. "Виоланта". Иконография одного портрета.
...
Часть 32 - Старинный город Сант-Агата-де-Готи(Sant’Agata de' Goti)
Часть 33 - Художники Возрождения:Лавиния Фонтана
Часть 34 - Как и почему танцевали в средневековой Европе
Часть 35 - Замки Франции:Куш(Сhâteau de Couches)
Часть 36 - "Маленькая галисийка".Рассказ
Часть 37 - «Ловля душ»: Загадка грандиозного полотна Адриана ван де Венне
Серия сообщений "готика":
Часть 1 - ПОДАРОК ЛЮБИМОЙ ० ОСОБНЯК ЗИНАИДЫ МОРОЗОВОЙ
Часть 2 - Манускрипт "Кодекс Братьев Лимбург"
...
Часть 22 - Всемирное наследие ЮНЕСКО в Германии:Кельнский собор.Интерьеры
Часть 23 - Замки Франции:Монтрезор(Château de Montrésor)
Часть 24 - Как и почему танцевали в средневековой Европе
Часть 25 - Замки Франции:Куш(Сhâteau de Couches)
Часть 26 - Замки Германии: ДРАХЕНБУРГ( Schloss Drachenburg)
Рубрики: | искусство/История искусства, живопись/возрождение история история из доступных источниковистория вещей Танец Воскресный кинозал |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |