-Метки

lhc В.Высоцкий а.агеев а.баженов а.бугорский а.булатов а.васильев а.васянин а.воробьёв а.голубев а.евсиков а.зайцев а.колотовкин а.лиходед а.логунов а.мысник а.рохман а.сахаров а.степанец а.хамаза б.арбузов б.громов б.ельцин б.серебряков без событий в.балакин в.борисов в.гааг в.дмитровский в.исаев в.каминский в.михайлов в.петров в.путин в.романенко в.рыбальченко в.татаринцев в.тепляков в.ярба вашингтон г.дерновой г.мущак г.рыбаков гнтс д.медведев день науки е.клименко е.куракина е.мочалова и.вишняков и.курчатов ифвэ клуб эридан коррупция л.ландсберг л.разумова л.рашевская л.севрюкова л.соловьёв л.фоменко л.ширшов м.космина м.никитушкин минатом н.поправко н.тюрин н.хитрова нтс ифвэ о.ломакин о.михайлов о.чепурная оияи опп п.головнёв протвино протонная терапия р.фурцев росатом ртг с.вольховский с.герштейн с.денисов с.иванов с.кириенко с.клименко с.токарев статус наукограда т.кулешова тоннель унк унк ускоритель ф.ёч церн ю.адо ю.ильин ю.подольский ю.прокошкин ю.романенко ю.рябов ядерная медицина

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rewiever

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) ПОЛИТИКА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1670


Прогулки по Вашингтону. Страна Смитсония

Четверг, 10 Мая 2007 г. 11:49 + в цитатник

 (287x215, 25Kb)

     По сравнению с первой  нашей  вылазкой на Национальный Молл Вашингтона и в соответствии с  вынесенной в повестку дня «музейной» темой этот наш маршрут был  спланирован несколько иначе. Накопленный опыт,  вкупе с  изучением карты города и схемы метрополитена,  привел к  нехитрому открытию:  путь к музейной эспланаде можно сделать  короче. Надо сделать пересадку на уже «освоенной» станции Metro  Central нашей «ветки», и проехать пару перегонов до станции  под интересным названием Smithsonian, что в вольном переводе  можно обозначить,  как «Страна Смитсона». А попутно обсудить  отличия здешней «подземки» от хорошо изученной московской.

 

     Здесь все другое. Нет привычного великолепия и разнообразия каждой (ну, почти каждой) из наших метростанций – все вашингтонские выглядят похожими друг на друга, поскольку внутренние своды, похоже, здесь никто и не собирался декорировать и инкрустировать. Впрочем, ячеистые блоки тюбингов интерьеров тоннеля и метростанций представляют собой геометрически правильный и ритмичный  рисунок, не лишенный некоторого художественного своеобразия. Диаметр тоннеля и размеры станций, на мой взгляд, больше московских, а вот электрическое освещение на перронах, прямо скажем, тускловатое. Но в вагонах светло, как днем, так что читающая публика в здесь столь же привычна, как и у нас. Вагоны удобные, поскольку сиденья расположены не вдоль оси, а поперек, так что никто в часы пик, кои случаются и в Америке,  не топчется по ногам, да и с поклажей привычнее. Как в автобусе. Надо бы также поделиться впечатлениями о пассажирах –  но не сейчас, поскольку есть задумка посвятить «человеческому фактору в Америке» отдельную главу. Видимо, в заключение. А теперь выходим из метро и попадаем, как было сказано выше, во «владения мистера Смитсона». 

 

     Как бы не казалось парадоксальным, но в некотором смысле это так. Именно этому  человеку нынешние посетители Молла обязаны тем,  что здесь  предоставляется уникальная возможность познакомиться с экспозициями крупнейшего сосредоточия музеев не только всеамериканского, но и всемирного значения.  А начиналось все с того, что  давным-давно, еще в 1829 году,  британский ученый Джеймс Смитсон, никогда не бывавший в Америке (!),  завещал свое нешуточное по тем временам состояние, оценивавшееся суммой более чем полмиллиона долларов, именно в США с формулировкой «на учреждение института, который бы занимался научной деятельностью и распространением знаний». После некоторой судебной тяжбы, связанной с коллизиями завещания, наследство в виде доброй сотни стандартных мешочков с золотыми монетами прибыло в  распоряжение Конгресса США, который еще несколько лет решал, в какой конкретной форме выполнить волю дарителя. В конечном счете в 1846 году был организован институт, так и названный в память об этом, как бы сейчас сказали, инвесторе – «Смитсоновский институт». Сегодня это крупнейший на планете комплекс научных учреждений и музеев, очень удобно обосновавшийся как раз на Молле. И если в каждый из них  можно войти теперь не только бесплатно (в отличие, скажеи, от Нью-Йорка), но и найти внутри бесчисленные экспозиции и все необходимые удобства как для «пробега», так и для научной работы – то это заслуга мистера Смитсона и всех тех, кто взялся за воплощение его пожеланий на пользу всех людей, которым нужны новые знания и впечатления.

   (326x292, 60Kb)

      И вот мы здесь, чуть ли не в центре Молла, где своим средневековым видом выделяется из общей «классической» его застройки здание  Smithsonian Institution – старейшего во всем  этом ведомстве памяти Смитсона . Оно сооружено в 1855 г. в виде  нормандского замка с башнями. Уже потом, в том числе благодаря новым американским и зарубежным меценатам, вслед за этим зданием выстроились в два ряда на обеих сторонах Молла здания других музеев, общим числом в полтора десятка, составляющих сегодня одно из главных национальных богатств Америки. Богатств – для общего пользования.

      Отсюда, от замка,  прекрасный вид на  грандиозное  даже с километрового расстояния здание Капитолия (см.), а расположение больших туристических автобусов вдоль окаймляющей Молл автодороги подсказывало, где именно расположен музей, пользующийся славой самого посещаемого в мире. А  именно -  Авиакосмическй музей Смитсоновского института (National Air and Space Museum). Согласно информационным буклетам (здесь их было более, чем где-либо),  число посетителей достигает в среднем 15 миллионов в год. Им есть что посмотреть – число экспонатов превышает 30 000, и постоянно пополняется как за счет новейших технических достижений, так и архивных поисков по делам минувших десятилетий. Музей работает с 1974 года, и даже процедура его открытия была уникальной, поскольку традиционная ленточка перерезалась не абы как, а точно по радиосигналу, пришедшему с борта летящей к Марсу автоматической космической станции. Многие сюда приезжают целенаправленно – с тем, чтобы увидеть своими глазами подлинные экспонаты начальных периодов как воздухоплавания, так и завоевания ближнего космоса. По версии старожилов, если коротко сказать таксисту, что надо ехать в Смитсоновский институт, вам остановят именно у этого музея.  Мы дошли своим ходом - и это был единственный для нас случай на Молле, когда пришлось несколько минут постоять в очереди, прежде чем попасть внутрь, а при входе еще и подвергнуться досмотру – впрочем, не самому дотошному (просвечивали только ручную кладь).

 

   (244x326, 42Kb)   И сразу оказались в огромном зале с крутым стеклянным потолком, внутри которого на умопомрачительных подставках и подвесках на разной высоте стояли, висели и чуть ли не летали большие и малые самолеты.  Сразу становилось понятно, почему зал назван «Вехи полетов». Вот не копия, а подлинник самолета братьев Райт, первыми в мире совершивших пусть короткий, но управляемый полет аппарата тяжелее воздуха с человеком на борту. Тут же этот человек, вернее – его восковая копия в узнаваемом ряде первых авиаторов.

А чуть поодаль, в нескольких метрах от первого самолета, высится заключенная в стеклянную призму посадочная капсула  космического корабля «Аполлон-11».  На нем летали по лунной орбите трое жителей Земли, двое из которых  спустились и на поверхность нашего извечного спутника. Все благополучно  вернулись на Землю именно в этом почерневшем от спуска в земную атмосферу  конусообразном аппарате (на фото слева - целая инсталляция лунной экспедиции) .

 Удивительное дело! – между крошечными взлетами  братьев Райт и  космической экспедицией «Аполлона» дистанция  всего 66 лет. С инженерной  точки зрения в этот срок, равный одной сознательной  человеческой жизни,  уместилась целая эпоха, а вот в музее эти два экспоната оказались рядом. Что-то будет еще через одну жизнь?

 

     Что еще впечатлило? Объективность экспозиций. Так, здесь с полным уважением отнеслись к первому в мире орбитальному спутнику, запущенному нашей страной в 1956 году. И стенд с литературой по полету, и почтовые марки о Спутнике-1, и «бибиканье» его радиосигнала, и, в конце концов полномасштабный макет, подаренный музею Академией наук СССР. То же можно сказать и о полете Юрия Гагарина. Кстати, здесь были выставлены костюм, в которым он летал, и некоторые документы, вплоть до партийного билета – все в оригиналах, а не копии!. Кто подарил, правда,  неясно. Ну, и знаменитая стыковка «Апполон - Союз» представлена в натуральном виде, тут же портреты и биографии наших космонавтов, Леонова и Кубасова, вместе с такой же информацией об американцах, с которыми они подружились на орбите.

      И, опять же об объективности, есть стенд с картами, картинками и кинохрониками, в  подробностях показывающий главные авиационный сражения прошедших войн. В их числе можно увидеть и беспримерную авиационную атаку японской летучей армады на базу американского флота в Пирл-Харборе на Гаваях. Казалось бы, страшное поражение – но ведь факт, что японцы сумели пролететь тысячи километров, сбросить свои бомбы, и многие – вернуться. И этот факт раскрыт детально, наглядно,  с документами далекого 1941-го года. 

 

 (208x264, 40Kb)

     После этого пиршества запредельной человеческой тяги  к полетам  и всякого рода  летающих и стреляющих железок остро хотелось передохнуть на чем-либо духовном,  возвышенном. А ближайший музей по ту сторону стороне Молла был не что иное,   как «Национальная художественная галлерея» (National Gallery of Art). Это  два  больших (стандартного размера для Молла)  здания, разделенные проездом, но  соединенные переходом. И в первое же из них, специализирующееся на современном  искусстве, настойчиво звала в гости большущая  афиша, извещавшая о том, что  «здесь до конца апреля выставлены работы художника Джаспера Джонса,  объединенные девизом «Аллегории». С него и начнем  - апрель быстротечен!

    Огромный светлый, с прозрачным куполом, зал, оно же фойе, оказался  заставленным  и завешанным именно «аллегориями» этого малоизвестного у нас  американского художника. Что-то на стыке абстракционизма  и поп-арта, и в  основном – из периода работы художника, охватывающего 50-60-годы прошлого  столетия, хотя автор работает и поныне. Практически все представленные здесь  работы, будь то плоские полотна или трехмерные композиции, в той или иной степени обыгрывали тему … мишеней (targets). Это были и банальные концентрические круги на холсте, и те же круги, угадывающиеся в хаосе беспорядочных мазков, и утяжеленные добавкой обобщенных человеческих  лиц, и что-то еще. Как можно было понять из выложенного проспекта, таким образом художник осуждал войну во всех её проявлениях, убийство человека человеком. Кто бы знал, что  днями спустя,  в этом же апреле вся Америка буквально содрогнется от безумной стрельбы в Технологическом университете  всего получасе езды от Вашингтона! Впрочем, этот трагический сюжет также заслуживает отдельного изложения, так что вернемся в музей.

 

 (326x313, 61Kb)

     Будучи утомленным и процессом акклиматизации вообще,  и Джонсом в частности, как не среагировать на такое «родное» имя, как Пикассо? Так мы оказались в зале работ великого испанца. Конечно, здесь тоже не без аллегорий, но все и узнаваемо, и пестрит разнообразием форм и стилей, и, как это бывает при соприкосновении с талантом, открывается заново. У некоторых картин хотелось постоять подольше, они как бы приглашали поразмышлять вместе с художником и его героями – артистами цирка, натурщицами, моряками на солнечном берегу. Но время уже поджимало, и вскоре мы  оказались (благодаря движущейся дорожке на уровне второго этажа)  в западном корпусе этого музея. Вот где было разгуляться любителям классики изобразительного искусства! Тут было что-то с античных времен, затем Эпоха возрождения, фламандская школа, импрессионизм в разных его ипостасях . А какие имена: Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс,  Моне, Дега, Ренуар,  и многие другие -  и у каждого  несколько выставленных работ в зале, а то и в двух (к знатокам живописи себя не отношу, так что прошу прощения за торопливую «пробежку» по наиболее звучным именам).  Что касается скульптуры, то нельзя было не задержаться там, где обильно были представлены работы Родена, включая авторскую бронзовую копию знаменитого «мыслителя», многими десятилетиями  подпирающего кулаком склоненную от нелегких, видимо, мыслей голову. 

 

      Такой «толкучки»,  как в залах и даже коридорах музея летательных машин, здесь не было, хотя у наиболее известных авторских работ порой возникала небольшая «очередь на фотосьемку». Вот так, короткими перебежками, мы прошли вспять едва ли не всю историю искусства, вплоть до  скульптуры пятого века до нашей эры, которая  (258x200, 37Kb) изображает волчицу, вскармливающая основателей Рима Ромула и Рема в  период их сиротского младенчества. Так что не только «гуси Рим спасли».  Уже на выходе из National Gallery Art стало понятно, что для ознакомления со  всеми Смитсоновскими сокровищницами нам никакого времени не хватит –  часы летели как-то быстрее обычного. Добро бы хотя бы три музея в один  световой день осмотреть….

 

       Кстати, о гусях. По возвращению в Роквилл мы, несмотря на накопленную  эмоциональную и физическую усталость, не могли не полюбоваться на пару  каких-то одичалых, но исполненных чувства собственного достоинства  гусей,  вполне комфортно себя чувствовавших на просторе одной из многочисленных здесь (а потому всегда есть место) автопарковок.  Этим аккордом из синтеза натуральной природы с современным городом и заканчивался еще один туристический наш день, и лишь одно было ясно – он оставил свои благодатные штрихи в картинах нашей памяти.

 

    А следующая «вылазка на Молл» состоялась  уже через неделю, по прилету из Лас-Вегаса. Тогда и встретимся...

 

 

 

 

Серия сообщений "Моё открытие Америки":
Часть 1 - Первые впечатления - глядя из "Боинга"
Часть 2 - Для начала - Люрэйское подземелье
Часть 3 - Прогулки по Вашингтону. Молл и ностальгия
Часть 4 - Прогулки по Вашингтону. Страна Смитсония
Часть 5 - Лас-Вегас - город для них, для нас, для вас
Часть 6 - Увидеть Большой Каньон. И не умереть
...
Часть 17 - Мои американские записки - в газете "Флоридец"
Часть 18 - Увидеть Америку. И помолодеть душой...
Часть 19 - Прогуляться по ноябрьскому зоопарку

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку