"Человек один среди всех, созданный Богом тварей получил дар речи. Но, будучи высшим даром, речь в то же самое время..." (книги духовные) |
Великий пост
Пища без масла
Книги духовные
О празднословии
Человек один среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Но, будучи высшим даром, речь в то же самое время - суд человеку, ибо слово может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово может спасти и убить, вдохновить и отравить. Правда является в слове, но и ложь облекается в словесную форму. Когда слово отклоняется от своей Божественной природы и назначения, оно становится праздным, подкрепляет и выражает дух праздности, уныния и любоначалия. Слово наполняется властью греха.
Именно преодолев четыре недуга, - праздность, уныние, любоначалие и празднословие, - можно переходить к положительным целям покаяния, перечисленным в великопостной молитве Ефрема Сирина.
О целомудрии и смирении
Целомудрие - противоположность духу празднословия. Это внутреннее единство со всем миром, чувство истинных ценностей, духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Иисус Христос восстанавливает в нас целостность мироощущения. Наша задача - сохранить ее.
Смирение - первый чудесный плод целомудрия. Это нравственное качество в наши дни презираемо в современном обществе. Цивилизация возбуждает в нас противоположные чувства: гордость, самохвальство, самооправдание. Смирение - совершенство, принадлежность человека к высшему порядку вещей. Смирению учимся, созерцая Христа, соизмеряя и сравнивая каждое слово, каждый поступок, всю свою жизнь со Христом.
О терпении и любви
Терпение - это добродетель, понятие о которой еще не выветрилось из нашего нравственного сознания. Следует отметить, что нетерпеливость скора на суд и осуждение других, равнодушна ко всему, кроме себя и собственного мнения. Она требует, чтобы жизнь обернулась немедленной удачей. Терпение же снисходительно, оно бережно и уважительно к другим и потому видит самую глубину вещей. Терпению открываются Божественные тайны.
Любовь - плод всех добродетелей и подвигов. Она может быть дана одним Богом - это дар и цель всего духовного пути и опыта. Бог есть любовь, сказано в Новом Завете. Только через любовь к близким и незнакомым людям человек может уподобляться Богу (Н. Уварова "О плодах христианской любви").
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |