Нередко попадаются, среди в т.ч. антикварных, откровенно неудачные или бракованные бритвы. Мне не раз попадались чрезмерно мягкие, в т.ч. , такое ощущение, что просто незакалённые. Или наоборот, избыточно жёсткие и твёрдые, не обладающие достаточной вязкостью. Не говоря уже о случаях, когда бритва, просто лежащая в ящике, в какой-то момент лишается фрагмента кромки - обнаруживаешь что с таковой откололся фрагмент. По мере заточки кучи старых бритв, неприятная статистика растёт.
Последней, из таких подопытных бритв мне попалась старая шеффилдовская "Томас Тёрнер". На чём только я её не пробовал, у неё есть определённый порог, тоньше которого, кромка просто не получается ни на чём - начинает выкрашиваться. При том, что назвать бритву слишком твёрдой я не могу - наоборот, с вязкостью и пластичностью у неё всё в порядке. Однако, лишь раз удалось её нормально довести, и ни до ни после этого, больше не получалось. Каким чудом вышло и в тот единственный раз - тоже непонятно.
Единственной пользой от такой бритвы оказалось то, что можно было на ней пробовать кучу заточных абразивов, так как до определённого уровня остроты, она вела себя нормально.
Но приближаясь к префинишному и финишному этапу, вся её странность снова вылезала.
Предполагать можно многое, и ошибки в ТО, и примеси в стали и недостаточно тщательную мою работу, однако результат таков, какой есть.
Однако, именно на ней мне удалось получить более тонкий чем обычно, результат, например, на левантийском камне:
Для заточного этапа недурно, при том, что ранее, суспензия левантийца драла кромку куда сильнее. тут вышло получше.
Ещё я пробовал на ней идахоновскую керамику,в притирке до 10\7мкм (!) - удивительное соотношение агрессивной работы, грубой кромки и местами как следует размазанной поверхности на фасках:
Пробовал транслюцент арканзас:
Чёрные точечки на фаске, которые обычно бывают при работе с водными суспензиями от внедрившегося, а потом разрушившегося зерна, в данном случае - следы выпавших карбидов, вероятно - больше объяснить их нечем. От этого же, при работе казалось, что на поверхности арканзаса появляется какая-то "пыль", хрустящая под кромкой. Хотя я удалял масло и чистил камень - ситуация не менялась, какую бы СОЖ я не использовал - масло, эфирное масло, олеинку. Полученную тонкость, кромка не держит вовсе - с неё выкрашиваются фрагменты. Ранее, на сланцах, была та же ситуация, а что творилось на синтетических водниках - вообще катастрофа.
Пробовал чуть более грубый, но тактильно менее стекловидный и более мягкий "восковой" арканзас, чтобы снести эту гадость. Снёс, и получил всё по-новой - единственно, что поскольку кромка уже не такая тонкая, выкрашивание её изменилось - вырывы менее глубокие, но "зато" более частые:
Проявилась в бОльшей степени, структура стали, хотя риска от него и на порядок грубее, чем от предыдущего - фактически, он работал заточным камнем.
Пробовал и пригладить этот результат на пробирном блэк-арканзасе, (к слову, именно на нем, мне ранее удалось удовлетворительно довести эту бритву) и пойти на паллиативный способ финиша, сделав направку на коже с оксидом железа, наклеенной на бланк, перед окончательной направкой на чистой коже.
Вышло недурно, но вылезла другая проблема, отчасти ожидаемая - кромка смахивает неровности кожи и при бритье моментально получает, теперь уже не скольчики и щербатинки, а замины. Они, конечно, микроскопические, благо я направку делал на чистом пигменте оксида железа, а не на какой-нибудь гадской многосоставной пасте с неизвестным составом и разбросом абразивных частиц, но тенденции такой направки, всё же вылезли:
В общем, пока бритву не удалось заточить и довести "без оговорок" ни вышеперечисленными в этом мини-обзоре абразивами, ни испробованными ранее, другими. Есть пара задумок чем и как ещё попробовать, но уже маловероятно, что с этой бритвой, удастся компенсировать её недостатки подбором абразивов...