"Мы все учились, понемногу
                                                                                                     чему-нибудь и как-нибудь.
                                                                                                     Так воспитаньем, слава Богу,
                                                                                                      У нас немудрено блеснуть..." 
                                                                                                                                                  А.С.Пушкин.      
  Сей пассаж не состоялся-бы никогда, коли-б не пытливое естество моего друга по переписке и перезвонке...
  Скажем Серёже спасибо и продолжим...
  
   В общем и целом росс. наука педагогика не имеет ничего против метода обучения М.Монтессори. В общем и целом... Даже согласны внедрять, типа...
   
   Но, как только заходит речь об основных принципах обучения , а оне - вот такие, чтоб Вы знали - 
   "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ
Основные принципы Монтессори-системы 	 Как реализовать	Чего достигаем, 
соблюдая их 
   Педагогические принципы
 СВОБОДА ВЫБОРА	 Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.	
 В результате ситуации выбора
ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
 учится делать выбор;
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность. 
 
 НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ
    Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. 
    Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
 КОНТРОЛЬ ОШИБОК
 В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
формирование адекватной самооценки;
 развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
самоконтроль;
развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
 МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
 Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
максимально быстрое и эффективное усвоение задач  материала ребенком;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие точности восприятия;
развитие концентрации внимания;
развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
 Соблюдение правил: 
- Убери за собой; 
- Работа на ковриках; 
- По классу передвигаемся тихо; 
-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого        и др.
приучение к порядку;
умение организовать свое рабочее место;
умение рационально использовать пространство;
умение нести ответственность за собственный выбор;
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
 РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
 Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. 
Подключать детей друг к другу:  в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
формируется чувство взаимопомощи;
младшие имеют возможность учиться у старших;
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.
 ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
 Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
 Такой вид работы способствует:
 развитию уверенности в себе, самостоятельности;
удовлетворению  потребности в чувстве собственной значимости;
развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
умению задавать вопросы и отвечать на них;
профилактике страха публичных выступлений;
развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
   Психологические принципы
 НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ
 Помоги мне это сделать самому! 
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! 
Помощь взрослого должна быть минимальной.
уверенность в собственных силах;
самостоятельность,
решительность;
более интенсивное овладение   и усвоение различных навыков;
формирование адекватной самооценки;
удовлетворение потребности во взрослении.
 ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО
 Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. 
Проявлять свое отношение через собственные чувства. 
Научить ребенка самого адекватно  оценивать собственную деятельность.
 независимость от чьей-либо оценки;
формирование позитивного образа «Я»;
уверенность в себе;
умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
ребенок работает с материалами  только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
 ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
 Не сравнивать ребенка с другими. 
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
 формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
самодостаточность;
уверенность в себе.
         Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности,  мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори"
  Сразу понятно - такое ну никак не монтируется с наробразом, с его учебными планами (которые теперь пишутся раз в три (!!!!!) месяца, например), с его сан.нормами классных комнат, с количественным составом, с принципами "догоняй, я первый!", с утверждением в министерстве....
  
 Короче, если есть возможность договориться с наробразом и попасть под его "крышу" - надо просто открывать "частную школу", и, втихарая, продвигать Монтессори...  (если охота съэкономить денги)
 А иначе - ...
 Здесь, в Подмосковье, никто так и не развился, есть в Москве что-то, например  - 
http://www.montessori.ru/index.php   начальная школа, да больше и не надо, по сути... 
  
  Я-бы задумался - вложения, дидактический материал, классное оборудование, это всё - на плечи родителей...
 
  Серёга, пиши, задавай вопросы, буду стараться помочь...
	        
	        
Серия сообщений "здоровье":
Часть 1 - ЛЕЧИТЕСЬ, ВАМ ЭТО ИДЁТ!
Часть 2 - КЁРТЭ ПАЛИНКА или САМОГОН НА ГРУШАХ
Часть 3 - САНКЦИИ-ШМАНКЦИИ...
Часть 4 -  МИСТИКУМ АПОФЕОЗИ...
Часть 5 -  ИХ МОНТЕССОРИ И НАША ШКОЛА
Часть 6 - ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Часть 7 - А ПОГОВОРИТЬ?
Часть 8 - БЫЛИ ПЕДАГОГИ И ВСЕ ВЫШЛИ...
Часть 9 - ДЛЯ ИСТОРИИ СОБЫТИЕВ...