-Всегда под рукой

 -неизвестно

 -Стена

novaya_skazka novaya_skazka написал 15.09.2009 03:23:27:
Рада всех приветствовать в моей мини-гостевой)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в novaya_skazka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Pinacoteca solnechnolunnaya

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 28707


Лирическая поэзия средних веков

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 08:02 + в цитатник

 

 

Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны -
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.

        (с) Бернарт де Вентадорн 

  

В средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Время прозы еще не пришло. Даже летописи облекались в стихотворную форму. Священное писание обретало стихотворные ритмы. Звучные стихотворные формы придавали поэтичность даже самому сухому дидактическому тексту, как бы приобщая его к царству красоты. А люди, жившие в суровую и в чем-то даже мрачную эпоху, нуждались в красоте, как нуждались они в солнечном свете.

Но вот подошел XII век, и любовная лирика, правда не народная, а рыцарская, как-то сразу заняла одно из самых видных мест в литературе средних веков. Этот расцвет светской лирической поэзии, начавшийся на юге Франции, в Провансе, а затем охвативший ряд европейских стран, знаменовал наступление нового этапа в культурной истории средневековой Европы.


 В поэзии трубадуров прекрасная дама заняла примерно такое же место, какое в религиозной поэзии средних веков отводилось мадонне. Только мадонна царила на недосягаемых небесах, в то время как прекрасная дама являлась лучшим украшением земли и царила в сердце влюбленного поэта. Трубадуры дружно воспевали ее красоту и благородство. Как ювелир, любующийся редким собранием драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в стихотворении перебирает драгоценные черты своей повелительницы.


У ней сверкающие золотом волосы, лучистые глаза, лоб - "белизной превосходящий лилеи", румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпурные губы, руки с тонкими и длинными пальцами, изящные брови, "зубы жемчуга ясней" (Арнаут де Марейль и др.). Поэту, лицезреющему такое совершенство, даже кажется, что он пребывает в раю (Понс де Капдюэль).

 

 "Рыцарская любовь" средних веков отнюдь не была супружеской любовью. Наоборот. В своем классическом виде, у провансальцев, рыцарская любовь устремляется на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевают это. Ведь в средние века брак заключался по соображениям чисто деловым. Сословие поглощало человека. Голос чувства не мог звучать там, где звучал голос холодного расчета, основанного на кастовых прерогативах. В любовной лирике провансальцев человеческое чувство стремится обрести свои права. И в этом ее первостепенное историческое значение.


Любовь расшатывала сословные преграды. Ведь в царство куртуазной поэзии доступ открыт не только для знатных, но и для незнатных. Сыном замкового лекаря был Бернарт де Вентадорн, из семьи скорняка происходил Пейре Видаль, резчиком был Эльяс Кайрель, нотариусом - Арнаут де Марейль и т. д. В поэзии трубадуров любовь даже выступает в роли великой уравнительницы. Перед ней, как перед богом, теряют свое значение сословные преимущества. Совершенной любви достоин не тот, кто знатен и богат, а тот, у кого благородное сердце, будь он при этом беден и незнатен (Дальфин).   


 Но у куртуазной любви свои особенности. Прежде всего это "тайная" любовь. Поэт избегает называть свою даму по имени. Такая откровенность могла бы ей повредить. В произведениях трубадуров то и дело упоминаются злоязычные соглядатаи и ревнивые мужья, которые доходят до того, что бьют своих законных жен. Поэтому влюбленный поэт в стихах называет прекрасную даму условным прозвищем (так называемый сеньяль). Хранить тайну любви - его первейшая обязанность. "Я так преданно и верно люблю вас, что ни одному другу не доверю тайну моей любви к вам", - заявляет Пейре Видаль

Затем куртуазная любовь - это любовь "тонкая", изысканная, в отличие от грубо-чувственной, примитивной, "глупой" любви (fol amor), свойственной неотесанным вилланам. Это вовсе не означает, что куртуазная любовь несовместима с чувственным влечением. Нередко поэты прямо признаются в том, что охвачены неодолимым желанием, что умрут, если не удостоятся "высшей награды", что страстно желают "обладать" прекрасной (Пейре Раймон). Но при этом куртуазная любовь чуждается дерзости, шумного озорного напора. Она выступает преимущественно как трепетное обожание. Ей сопутствует робость, подчас лишающая поэта дара речи. Только вздохи намекают на чувства влюбленного.  

 

Но вот льется песня поэта, прославляющего прекрасную даму, достойную преклонения, преданности и высокой любви. Любовь эта не ходит быстрым, резвым шагом. Она движется медленно, почти торжественно. иногда она даже как будто становится совсем призрачной. Поэты заявляют, что, не ища взаимности, в самом обожании обретают они драгоценную награду, что страдания любви сладостны, а трубадур Арнаут де Марейль даже утверждал: "Я не думаю, что любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя".  

Конечно, куртуазная любовь не была лишена известной условности. Она не только подчинялась придворному этикету, но и подчас сливалась с великосветской модой. Прославляя красоту и добродетели жены своего сюзерена, рыцари-министериалы оставались почтительными царедворцами. Их звонкие песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием исключительности феодальный двор, среди которого она царила. Однако не следует думать, что куртуазная любовь - всего лишь изысканная великосветская игра. Ведь самый факт, что любовь могла стать модой и даже, пожалуй, наиболее ярким проявлением куртуазии, свидетельствует о том, что в сознании средневекового человека произошли глубокие сдвиги. Поэтому "высокий" тон провансальских любовных песен не может быть всецело сведен к придворному этикету.

 

Следует заметить, что мечты, грезы, сны, видения играют немалую роль в поэзии трубадуров. Они как бы образуют второй мир, существующий наряду с миром повседневным, наполненным жалобами влюбленных. В этом "поэтическом" мире умолкают жалобы и песни и осуществляются самые заветные чаяния.  В них "высокая" любовь обретала свои земные права.


Учениками трубадуров в той или иной мере были Данте, Петрарка и другие поэты эпохи Возрождения. Вместе с тем кругозор провансальских певцов любви весьма узок. Они видят только Любовь и слышат только ее голос. Сравнительно редко реальный, внешний мир проникает в эту зачарованную обитель, где воображение поэта способно творить чудеса, преображая снежную равнину в цветущий луг (Бернарт де Вентадорн). Такая поэзия, на протяжении многих десятилетий торжественно прославлявшая любовь, стала своего рода ритуалом, в котором личный элемент зачастую исчезал в устойчивых формулах и общих местах.



Трубадуры высоко ценили литературное мастерство. Они соревновались друг с другом в создании новых стихотворных форм. Они хотели быть виртуозами в поэзии. Само слово "трубадур" происходило от провансальского "trobar", что означает "сочинять, находить, изобретать". "Совершенная" любовь требовала совершенной формы, и поэты стремились к филигранной отделке поэтических произведений, они их тщательно шлифовали, заботились об их красоте и мелодичности.


Ведь творения трубадуров были предназначены для пения, и автор текста нередко являлся автором мелодии, а также исполнителем песни (впрочем, иногда в роли исполнителя выступал жонглер). Эта забота о звуковом строе поэзии проявилась отчасти в обращении к рифме. Именно трубадуры ввели ее в широкий литературный обиход

 

"Поэзия проснулась под небом полуденной Франции - рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значащее, имело важное влияние на словесность новейших народов. Ухо обрадовалось удвоенным ударениям звуков… Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы…" (с)А.С.Пушкин ("О поэзии классической и романтической", 1825).


Но каким образом сложилась поэзия трубадуров, сыгравшая такую выдающуюся роль в культурной жизни Европы?Она многим обязана поэзии народной. Ведь не раз к этому животворному источнику обращалась литература разных народов и разных эпох. К фольклорной традиции восходит, видимо, "весенний запев", встречающийся в провансальских кансонах.  К жанрам народного происхождения можно отнести пасторелу и балладу, в которой нередко встречается рефрен, распространенный в народной хоровой лирике. Только, конечно, в изысканных творениях трубадуров фольклорные элементы подчинялись требованиям куртуазной эстетики. Не могли пройти трубадуры мимо латинской средневековой поэзии, как светской, так и духовной

(с) Пуришев "Лирическая поэзия средних веков"

(с)художник Cesare-Auguste Detti

Рубрики:  волшебники
поэзия
интересности
Метки:  

Процитировано 36 раз
Понравилось: 1 пользователю

Matrioshka   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 08:39 (ссылка)
Спасибо,Оленька,прекрасный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 15:57ссылка
Matrioshka, очень рада,Оленька,что понравился пост)
Avangardi   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 09:28 (ссылка)
Спасибо!:give_hear
Ответить С цитатой В цитатник
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 10:14 (ссылка)
Оленька, добрый день !
Спасибо ! Узнала много нового )))

Только вздохи намекают на чувства влюбленного. ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 15:57ссылка
красавицу_видеть_хотите, на радость,Инночка)Доброго вечера)
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 16:23ссылка
Оленька, ты в каком полушарии живёшь ?!!!
у нас утро - у тебя вечер !
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 16:29ссылка
красавицу_видеть_хотите, В Сибири))У нас уже пол десятого вечера)))
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 16:32ссылка
Я родом с Иркутска )))
теперь я тебя понимаю и буду предлагать утренний кофе вовремя ...
Dirpit   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 11:49 (ссылка)
Великолепный пост, возьму себе!!!:good:
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 15:58ссылка
Dirpit, берите на радость)
Irena_69   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 11:49 (ссылка)
красиво.спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Галадриэль_Элен   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 14:09 (ссылка)
как интересно!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 15:58ссылка
Галадриэль_Элен, рада,что понрвился пост,Леночка)
igorinna   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 17:20 (ссылка)
Оленька великолепный пост)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 22:36ссылка
igorinna, рада,что понравился,Инночка)
PKFNF   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 17:23 (ссылка)
Оленька как всегда прекрасно и душевно:) Очень интересно а это главное!Спасибо моя дорогая
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 22:36ссылка
PKFNF, Спасибо,Ленусь))очень захотелось найти чего-то романтического ,красоту из другой эпохи и картинки,по-моему,очень соответствуют этой теме)
белка28   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 23:59 (ссылка)
Cпасибо,дорогая!Возьму себе!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 00:05ссылка
белка28, бери,солнышко,на радость)
Martina25   обратиться по имени Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 05:50 (ссылка)
прекрасно! понравился пост!
с10 (500x391, 81 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 06:00ссылка
Martina25, рада,что понравился пост)
IRIS   обратиться по имени Вторник, 13 Апреля 2010 г. 18:37 (ссылка)
Какая была жизнь с воздыханиями и куртуазной любовью! ))
Спасибо, Оленька, за интересную информацию и красоту.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 18:44ссылка
IRIS, очень рада,Ириш,что понравился пост)
Эльвин   обратиться по имени Среда, 14 Апреля 2010 г. 01:11 (ссылка)
Оленька, прекрасный материал и замечательное оформление. Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 14 Апреля 2010 г. 17:26ссылка
Эльвин, на радость,Оленька)
Логово_Белой_Волчицы   обратиться по имени Среда, 14 Апреля 2010 г. 12:57 (ссылка)
Очень понравился пост!!!

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 14 Апреля 2010 г. 17:26ссылка
Галина_пестова, очень рада,что понравился пост,Галочка)доброго дня)
Золотая_Ната   обратиться по имени Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 08:59 (ссылка)
Шикарный насыщенный материал...
Спасибо,Сказочка!
 (350x500, 89Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 15:18ссылка
Золотой_Ангел, на радость,Натуль)очень рада,что понравился пост)
Mischell   обратиться по имени Пятница, 23 Апреля 2010 г. 21:55 (ссылка)
, Прелестно! благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
novaya_skazka   обратиться по имени Пятница, 23 Апреля 2010 г. 22:01 (ссылка)
Mischell, рада,что понравился пост)
Ответить С цитатой В цитатник
knekler   обратиться по имени Суббота, 11 Сентября 2010 г. 16:45 (ссылка)
СУПЕР!!!
_-__1_~1 (346x73, 80 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку