СТЕФАН ЦВЕЙГ (часть 1)
«Двадцать четыре часа из жизни женщины», нужно напомнить о том, какой сложный жизненный и творческий путь прошел автор этого рассказа — известный австрийский писатель.
Стефан Цвейг родился в 1881 году в Вене. Он рано начал писать и печататься. Ему было девятнадцать лет, когда вышла первая книга его стихов «Серебряные струны». Впрочем, эта первая книга мало чем отличалась от многих поэтических сборников, появлявшихся на рубеже XIX и XX веков: это были стихи, блистательно отточенные по форме и бесконечно далекие от живой действительности.
Молодой Цвейг много переводит; в его переводческой деятельности проявляются черты, которые впоследствии будут отмечены всеми биографами писателя: живой интерес к культуре разных стран и народов и неутомимое трудолюбие. Событием в творческой биографии Цвейга становится дружба с великим французским писателем Роменом Ролланом и знакомство с поэзией выдающегося бельгийского поэта Эмиля Верхарна.
Сам очень далекий от понимания социальных противоречий предвоенной Европы, которыми был порожден протест, так сильно звучавший в творчестве Верхарна, Цвейг с огромным уважением говорит о поэте, который впервые предстал перед ним «не как проблема формы, а как проблема внутреннего выбора жизненного пути».
В годы, предшествующие первой мировой войне, Стефан Цвейг очень много путешествует. Он то в Италии, то во Франции, то в Испании, то в Америке, то в Индии... Бесконечная смена впечатлений— новые города, памятники истории, произведения искусства.
Обычаи, легенды разных народов надолго становятся не только фоном, но и лейтмотивом многих произведений Цвейга; автобиографический образ путешественника, который встречает незнакомых ему людей, вглядывается в их лица, старается разгадать их судьбы, выслушивает их исповеди, проходит через множество его книг.
В 1911 году Цвейг издает том новелл. С этого времени на долгие годы рассказы становятся его любимым жанром, в них наиболее полно раскрывается его художественное мастерство, они приносят ему всеевропейскую и мировую славу.
Вместе с тем Цвейг — и это всецело обусловлено характером его мировоззрения, которое складывалось под сильным влиянием различных идеалистических теорий,— все трагедии изображаемых им людей связывал лишь с внутренними процессами их духовной жизни, не умея, да и не стремясь показать их общественную обусловленность. И даже тогда, когда, как, например, в рассказе «Двадцать четыре часа из жизни женщины», он раскрывал обесчелове-чивающую силу страсти к наживе, влечение к золоту, убивающее в человеке все чистое и честное,— он не связывал этих черт героя с породившим его обществом, а объяснял их лишь его психологическим складом, часто подчеркивая при этом наследственное или роковое предопределение.
Но все же Цвейг во многих своих рассказах ярко и сильно показал лживость буржуазного брака, лицемерие и ханжество официальной морали, трагические судьбы душевно сложных, одаренных и тонко чувствующих людей в мире холодного эгоистического расчета.
Начало первой мировой войны потрясло Цвейга, связанного многолетними дружескими и творческими узами с деятелями культуры стран, оказавшихся во враждующих лагерях. Он занял антимилитаристическую позицию, но свой протест против войны, протест интеллигента-одиночки зашифровал в очень условную форму символической стихотворной драмы «Трагедия об Иеремии».
После первой мировой войны Стефан Цвейг, продолжая работать над рассказом и стихами, обращается к историко-биографиче-ской теме. Он пишет о Стендале и Бальзаке, о Толстом и Роллане, о Клейсте и о Диккенсе... Так возникают его полуповести-полуисследования, очень субъективные, построенные, так же как и его новеллы, на стремлении объяснить все особенности творчества больших художников их психологическим складом, но неизменно проникнутые горячей любовью к литературе и ее великим мастерам.
Цвейга привлекает также историческая тематика в широком смысле этого слова. Среди художественно-исторических произведений Стефана Цвейга одним из наиболее значительных является его книга «Подвиг Магеллана», проникнутая чувством преклонения перед пытливым человеческим разумом, верой в силы разума, науки и прогресса.
Особый интерес проявляет Стефан Цвейг к творчеству русских писателей. Он пишет о Толстом, находится в дружеских отношениях с Горьким, шлет исполненные глубокой симпатии письма Константину Федину.
В 1929 году Стефан Цвейг, вспоминая о своем пребывании в СССР, говорил, что «самым сильным впечатлением, которое останется для меня на всю жизнь, была поездка в Россию».
***
Если вам нужна быстрая
аренда недвижимости или продажа или вы ищите достойное предложение в Киеве? Доверьтесь агентству недвижимости "Благовест" и вам реально помогут.