Битва при Данноура (1185) между претендующими на власть в стране феодальными кланами Тайра и Минамото подвела черту под изнеженным веком столичного аристократизма Японии. На авансцену национальной истории стали выдвигаться самураи, воины воспитанные в аскетическом духе буддийской секты Дзен. Вместе с красотой и скромностью их быта в моду вошла новая бумага, столь же простая и функциональная по своему характеру. Вместо ажиотажного спроса на вычурную в своей изысканности бумагу пришла потребность в качественном, но без всяких выкрутасов дешевом писчем материале. Однако отказ от вычурности в угоду простоте не подорвал устоев бумагоделательного производства Японии. Воюющие между собой феодальные кланы соревновались между собой не только силой оружия, но и качеством продукции , поставляемой подчиненными им провинциями.
По всей стране возникали новые бумагоделательные центры. Жители деревушки Мино вблизи Киото стали производить высококачественную МИНО-ГАМИ , долго считавшуюся эталоном японской бумаги. Появилась бумага и с пестреньким рисунком, поставляемая из провинции Этидзен (на япономорском побережье страны). Вместо исчезающей шелковицы приходилось использовать новые растительные источники волокна. Так выяснилось, что отличное качество может дать сырье, получаемое из произрастающих в стране ГАМПИ (викстремия) и двух видов бумажного дерева – КОДЗО и МИЦУМАТА. Бумага оставалась еще очень дорогой и считалась очень приличным подарком. В конце 16 века японская бумага ВАСИ не только получила общенациональное распространение, но и отправлялась на экспорт - в Корею и Китай.
Васи или Ёси?
Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии бумагоделания, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.
В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.
Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной , что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла,, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага ( промасленная, лакированная, проклеенная ) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ ( дословно европейской бумагой ) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя , конечно же, «золотой век »японской бумаги уже восстановить не удастся.