-Метки

3д оригами pop_up амигуруми арт бабочки бисер будда буддизм бумага бумажное творчество варабэута видео владивосток вышивка вязание гороскоп дао декупаж дети диаграмма дневник еда живопись забавное здоровье идеи иллюстраторы интересное искусство квиллинг киригами кириэ китай китайская живопись китайская медицина китайский модуль книги книги по рукоделию коробочки котики кошки куклы кусудама личное любимое магия мастер-класс мацури медитация мистика мозг монкири мотивация мудрое новогоднее новогодние идеи объемная вышивка он и она оригами открытки отношения отрисовки ошо дзен таро ошо дзен таро пасха пергамано песни питание полезности притчи психология рецепты рукоделие руны символы сказки скрап соленое тесто сон ссылки стихи тесты трансерфинг упаковка философия фото фукусима фуросики хайку хаус холодный фарфор художники цветы цзяньчжи чай человек эзотерика япония японский язык японцы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Majomajo

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 17030


Цивилизация бумаги-2

Среда, 15 Июля 2009 г. 09:45 + в цитатник
Бумага для воинов.
 (700x525, 143Kb)

和紙




Битва при Данноура (1185) между претендующими на власть в стране феодальными кланами Тайра и Минамото подвела черту под изнеженным веком столичного аристократизма Японии. На авансцену национальной истории стали выдвигаться самураи, воины воспитанные в аскетическом духе буддийской секты Дзен. Вместе с красотой и скромностью их быта в моду вошла новая бумага, столь же простая и функциональная по своему характеру. Вместо ажиотажного спроса на вычурную в своей изысканности бумагу пришла потребность в качественном, но без всяких выкрутасов дешевом писчем материале. Однако отказ от вычурности в угоду простоте не подорвал устоев бумагоделательного производства Японии. Воюющие между собой феодальные кланы соревновались между собой не только силой оружия, но и качеством продукции , поставляемой подчиненными им провинциями.
По всей стране возникали новые бумагоделательные центры. Жители деревушки Мино вблизи Киото стали производить высококачественную МИНО-ГАМИ , долго считавшуюся эталоном японской бумаги. Появилась бумага и с пестреньким рисунком, поставляемая из провинции Этидзен (на япономорском побережье страны). Вместо исчезающей шелковицы приходилось использовать новые растительные источники волокна. Так выяснилось, что отличное качество может дать сырье, получаемое из произрастающих в стране ГАМПИ (викстремия) и двух видов бумажного дерева – КОДЗО и МИЦУМАТА. Бумага оставалась еще очень дорогой и считалась очень приличным подарком. В конце 16 века японская бумага ВАСИ не только получила общенациональное распространение, но и отправлялась на экспорт - в Корею и Китай.
 (700x525, 169Kb)




Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии бумагоделания, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной , что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла,, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага ( промасленная, лакированная, проклеенная ) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ ( дословно европейской бумагой ) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя , конечно же, «золотой век »японской бумаги уже восстановить не удастся.

Метки:  

Царевна_К   обратиться по имени Четверг, 16 Июля 2009 г. 18:18 (ссылка)
интересно :)
помню, я как-то недавно задумалась - когда в европе впервые появился картон - весь инет перерыла - а не нашла :( только примерно смогла узнать, что бумага около 10 века уже была, хоть и плохонькая
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку