-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lomovolga

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2012
Записей: 11032
Комментариев: 54174
Написано: 88981


Художник Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel The Elder, 1525-1569, Flemish) - родоначальник династии фламандских живописцев Brueghel \2\

Понедельник, 28 Июля 2025 г. 17:52 + в цитатник

lomovolga for oberon-00

 

 

 

Питер Брейгель Старший "Мужицкий" (около 1525/30–1569), нидерландский живописец и рисовальщик.

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения.

 

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня
(The Tower of Babel)
1563_114х155,
Музей истории искусств, Вена

Брейгель известен своими насыщенными композициями, в которых задействовано множество групп фигур, вовлечённых в небольшие взаимодействия. Эти отдельные композиции, в свою очередь, задают общую тему, часто сатирическую, — композиционный подход, оказавший глубокое влияние на историю искусства. Значение Брейгеля как предтечи современного искусства заключается не только в том, что он отказался от упорядоченных точек зрения и тщательно продуманных фигуративных композиций итальянского ренессанса, но и от идеализированного морального стиля и грандиозных сюжетов. Изображая слабости повседневной человеческой жизни, Брейгель с характерным для него непочтительным остроумием расширил круг сюжетов, доступных художнику эпохи Возрождения.

 

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel) 
1563, 114х155,
Музей истории искусств, Вена

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel) 
1563_114х155,
Музей истории искусств, Вена

Огромная, частично построенная башня возвышается в выдающейся работе Брейгеля "Вавилонская башня". Сооружение окружает пейзаж, наполненный крошечными фигурками, некоторые из которых шествуют по изогнутым этажам, в то время как другие трудятся на строительных лесах по бокам. Справа изображены корабли, разгружающие строительные материалы. Во всех деталях картина выполнена с мельчайшей, натуралистической точностью.

 

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel] 
1563_114х155,
Музей истории искусств, Вена

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel)
1563_114х155,
Музей истории искусств, Вена

Это одна из трёх картин, созданных Брейгелем по мотивам библейского рассказа о Вавилонской башне.  Он выбрал сюжет, призванный дать моральное наставление об опасностях чрезмерных амбиций. В оригинальном повествовании из Книги Бытия Бог не позволяет царю Нимроду построить башню, предназначенную для достижения небесных высот, проклиная строителей за то, что они не могут общаться на одном языке.

 

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel) 
1563, 114х155,
Музей истории искусств, Вена

Питер Старший Брейгель
Вавилонская башня (ФРАГМЕНТ)
(The Tower of Babel) 
1563, 114х155,
Музей истории искусств, Вена

На этой картине Нимрод изображён на переднем плане, обсуждающим свой проект со свитой льстивых придворных, в то время как обессиленные подданные ползают у его ног. Сооружение позади него отчасти задумано как напоминание о римском амфитеатре, а Римская империя во времена Брейгеля была символом высокомерия и честолюбия человека.

 

Питер Брейгель Старший 
Притча о сеятеле
1557. 73x103
Художественный музей, Сан-Диего

«Детские игры», или «Игры детей»  — картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, изображающая более 200 детей, играющих в разнообразные игры. Находится в венском Музее истории искусств.

На картине изображена городская площадь; справа от неё вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230», другие — что их «более 250»[7][8]. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек[9]. Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 83, 86, более 90.

 

Питер Старший Брейгель
Игры детей
(Childrens games)
1559-60, 118х161,
Музей истории искусств, Вена

Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы. Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми. Ни один ребёнок не улыбается, их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным.

Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых 

 

Питер Старший Брейгель
Игры детей (ФРАГМЕНТ)
(Childrens games)
1559-60, 118х161,
Музей истории искусств, Вена

Pieter Brueghel d.y.
The Peasant Wedding
Музей Hallwyl

На фоне заснеженного пейзажа трое охотников ведут своих собак через живописную, раскинувшуюся деревню. Яркие силуэты зимних деревьев доминируют в левой части композиции и, наряду с направлением движения охотников, привлекают внимание к оживлённой сцене в центре — весёлому сборищу людей на замёрзшей реке. На заднем плане здания и заснеженные горы уходят вдаль под серо-голубое зимнее небо.

 

Питер Брейгель Старший
Охотники на снегу - январь
1565, 117х162
Художественно-исторический музей, Вена

Эта работа, одна из серии картин, созданных Брейгелем для изображения разных времён года, демонстрирует его уникальную способность передавать дух мира природы. Уильям Делло Руссо описывает "Охотников на снегу" как "одну из самых любимых работ Брейгеля" и "несомненно, самый известный образ зимы в западном искусстве Никогда прежде художнику не удавалось так убедительно передать холод, тишину и оцепенение". 

Подход Брейгеля выходит далеко за рамки характерных для его эпохи техник пейзажной живописи, предлагая сложные композиции, основанные на цветовой гармонии, чтобы передать настроение места действия и времени года.

 

Питер Брейгель Старший
Охотники на снегу - январь (ФРАГМЕНТ)
1565, 117х162
Художественно-исторический музей, Вена

Роуз-Мари и Райнер Хаген предполагают, что "на картине преобладают два "холодных" цвета: белый - снег и бледно-зеленый — неба и льда. Всё живое тёмное. Это противоречит привычным цветовым ассоциациям, связанным с жизнью, и усиливает впечатление нищеты и лишений".

Однако количество людей на картине и их напряжённая деятельность наводят на мысль о живости и коллективности посреди застывшего пейзажа, указывая на сообщество, которое не подчиняется окружению, а живёт в нём.

 

Питер Брейгель Старший
Охотники на снегу - январь (ФРАГМЕНТ)
1565, 117х162
Художественно-исторический музей, Вена

На картине изображена сцена падения ангелов. Восставшие против Бога ангелы падают вниз, в ад. При этом небеса изображены в виде белого круга вверху посередине картины. Фигуры в нижней части картины обнажены, превращены в уродливых монстров с животными частями тел. Ад более плотен, хаотичен, тёмен, чем верхняя часть полотна.

Композиция с центральной фигурой, помещенной среди множества более мелких фигур, была любимой Брейгелем в это время. Центральная фигура — архангел Михаил, изображенный с мечом.

 

Питер Брейгель Старший
Падение мятежных ангелов
(The Fall of the Rebel Angels)
1562, 117х162
Королевский музей изящных искусств,

У Брейгеля было несколько источников вдохновения для создания «Падения мятежных ангелов», включая Альбрехта Дюрера, Франса Флориса I, Иеронима Босха. Серия гравюр на дереве Дюрера «Апокалипсис», в частности «Святой Михаил, сражающийся с драконом», дает представление о положении архангела Михаила как центральной фигуры, пронзающей копьем тело дракона

Не найдя подписи на картине, работники Королевского музея изящных искусств сначала предположили, что художником картины был Иероним Босх. Подпись была обнаружена под рамой в 1900 году вместе с именем Питера Брейгеля Младшего. Позже, после обнаружения даты на картине, выяснилось, что художником был Питер Брейгель Старший

 

Питер Брейгель Старший
Падение мятежных ангелов (ФРАГМЕНТ)
(The Fall of the Rebel Angels)
1562, 117х162
Королевский музей изящных искусств,

На картине Брейгеля "Обращение Савла" доминирует горный лесной пейзаж. Двигаясь по диагонали от центрального переднего плана к правому фону, толпа, в том числе несколько солдат в доспехах, врывается в расщелину в скале. На заднем плане слева, за гребнем горы, простирается спокойный водоём.

 

Питер Брейгель Старший
Обращение Cавла
1567_ 108х156
Художественно-исторический музей, Вена

Хотя эта работа посвящена библейской истории обращения святого Савла по дороге в Дамаск, Брейгель радикально отошёл от традиционных живописных подходов к религиозному повествованию, сделав пейзаж и людскую массу центральным сюжетом работы. Нужно внимательно присмотреться к фигурам, идущим по горной тропе, чтобы разглядеть новообращённого, сброшенного с лошади и лежащего на земле, когда Бог поражает его слепотой.

 

Питер Брейгель Старший
Обращение Cавла (ФРАГМЕНТ)
(The Conversion of Saul)
1567_ 108х156
Художественно-исторический музей, Вена

Действительно, без подсказки, содержащейся в названии, можно было бы не понять, что происходит в картине. Как и в случае с пейзажами "Икара", Брейгель ещё больше умаляет важность центрального повествования, помещая сцену в современный контекст, используя ландшафт своей родной страны в качестве фона, что свидетельствует о непочтительном отношении к исходному материалу.

 

Питер Брейгель Старший
Обращение Cавла (ФРАГМЕНТ)
(The Conversion of Saul)
1567_ 108х156
Художественно-исторический музей, Вена

Jan Brueghel the Elder (1568–1625) 
After Pieter Brueghel the Elder (1526/1530–1569)
Winterlandscape with bird trap
1650s
Sothebys

Картина входит в число шестнадцати полотен Брейгеля Старшего, включенных в инвентарный список богатого антверпенского коллекционера Никласа Йонгелинка, составленный в 1566 году. Йонгелинк, неоднократно обращавшийся к Брейгелю, возможно, выступил в роли заказчика и этой работы. Произведения Брейгеля из коллекции Йонгелинка перешли во владение городских властей Антверпена в год составления списка. В 1604 году работа упоминается в составе пражской коллекции императора Священной Римской империи Рудольфа II, откуда она была перевезена в Вену. С 1809 по 1815 год работа в составе других военных трофеев, реквизированных Наполеоном Бонапартом, находилась в Париже.

 

Питер Старший Брейгель
Несение креста 
(The Procession to Calvary)
1564, 124х170,
Музей истории искусств, Вена

Питер Старший Брейгель
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
[The Procession to Calvary]
1564, 124х170,

«Путь на Голгофу» («Несение креста»/ Композиция произведения достаточно традиционна, что в целом нетипично для художника: Брейгель воспроизводит хорошо известную композиционную схему художественного изображения пути Христа на Лобное место, уже использованную такими мастерами, как Брунсвик Монограммист и современник Брейгеля Питер Артсен. Фигура Христа словно теряется в огромном скоплении человеческих фигур: этот маньеристский прием воспроизводится и в «Обращении Савла», и в «Проповеди святого Иоанна Крестителя». 
 

Питер Старший Брейгель
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
[The Procession to Calvary]
1564, 124х170,

В картине есть отсылка к Евангелию от Луки: когда у Христа закончились силы нести крест, римские солдаты привлекли к этому другого человека — Симона Киринеянина (Лк 23:26-27). Сцена, в которой вооружённые пиками солдаты забирают упирающегося Симона у жены, изображена в левой части картины.

 

Питер Брейгель Старший
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
(The Procession to Calvary)
1564, 124х170
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
(The Procession to Calvary)
1564, 124х170
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
(The Procession to Calvary)
1564, 124х170
Художественно-исторический музей, Вена

Польский режиссёр Лех Маевски в 2011 году снял по искусствоведческой книге Майкла Гибсона «Мельница и крест» фильм с одноименным названием. В этом шведско-польском фильме воссоздается исторический контекст Фландрии времени Северного Возрождения, а персонажи картины оживают. Роль Питера Брейгеля играет Рутгер Хауэр, а в роли его патрона Никласа Йонгелинка выступает Майкл Йорк.

 

Питер Брейгель Старший
Несение креста (ФРАГМЕНТ)
(The Procession to Calvary)
1564, 124х170
Художественно-исторический музей, Вена

На одной из своих самых мрачных и хаотичных картин "Битва Масленицы и Поста", Брейгель предлагает нам насыщенное аллегорическое изображение конкурирующих побуждений, лежащих в основе человеческого характера, показывая обычаи, связанные с двумя праздниками, тесно связанными в календаре. Слева царит карнавальная фигура: толстяк верхом на пивной бочке с приколотой спереди свиной отбивной, поджаривающий на вертеле поросёнка и надевший вместо шлема мясной пирог. 

 

Питер Брейгель Старший
Битва карнавала и поста
(Битва Масленицы и Поста)
(The fight between carnival and lent)
1559, 118х165
Художественно-исторический музей, Вена

Он руководит шутами, гуляками, музыкантами, ворами и нищими. Справа - измождённая фигура Великого поста в монашеском одеянии, протягивающая блюдо с рыбой, несмотря на более богатые подношения. За спиной, из-под арки церкви появляются фигуры в капюшонах, в которых произведения искусства, по обычаю периода воздержания, скрыты. На другой стороне полотна таверна представляет собой аналогичный фон, символизирующий грехи и плотские утехи.

 

Питер Брейгель Старший
Битва карнавала и поста (ФРАГМЕНТ)
(The fight between carnival and lent)
1559, 118х165
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Битва карнавала и поста (ФРАГМЕНТ)
(The fight between carnival and lent)
1559, 118х165
Художественно-исторический музей, Вена

Что примечательно, так это отсутствие, казалось бы, какого-либо сверхъестественного подтекста в сцене, никакого положительного суждения ни в том, ни в другом случае.

 

Питер Брейгель Старший
Битва карнавала и поста (ФРАГМЕНТ)
(The fight between carnival and lent)
1559, 118х165
Художественно-исторический музей, Вена

Питер Брейгель Старший
Битва карнавала и поста (ФРАГМЕНТ)
(The fight between carnival and lent)
1559, 118х165
Художественно-исторический музей, Вена

Workshop of Питер Брейгель старший (1526/1530–1569)
«Поединок Масленицы и Поста» (ФРАГМЕНТ?)
Museum of Fine Arts Boston Бостон, Massachusetts

Главный герой искусства Брейгеля — народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Брейгель выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада.

 

Питер Брейгель Старший
Свадебный танец
ок1566_ 119х157
Институт искусств, Детройт
(повтор неслучаен-др. типография полотна - мое примеч.)

Питер Брейгель Старший
Морское сражение в Неаполитанском заливе
1560. 42x71
Галерея Дориа-Памфили, Рим
(повтор неслучаен - др. типография полотна-мое примеч.)

Питер Брейгель Старший
Разоритель гнёзд ПОДРОБНО ТУТ
1568,
59х68
Художественно-исторический музей, Вена (Kunsthistorisches Museum, Wien).

Питер Брейгель Старший 
Три солдата (Three soldiers)
1568, 20х18
Коллекция Фрик, Нью-Йорк 

 Питер Брейгель Старший
Поклонение волхвов ПОДРОБНО ТУТ
1564
Национальная галерея 

Питер Брейгель Старший
Мизантроп ПОДРОБНЕЕ О КАРТИНЕ ТУТ
1568, 86см
Музей Каподимонте, Неаполь

Питер Брейгель Старший часто критиковал общественные пороки через картины. Так, в 1562 году художник создал полотно «Две обезьяны», на котором животные олицетворяли грехопадение, людские пороки и низменность. В XVI веке люди считали, что обезьяны – это зеркало человеческих слабостей и недостатков, поэтому Брейгель Старший положил начало созданию комических сцен с обезьянами, которые стали популярными во фламандской живописи!

На картине Питера Брейгеля «Две обезьяны» изображены мартышки, сидящие перед окном, через которое открывается вид на Антверпен (город, в котором жил художник), они прикованы цепями к одному кольцу. Одна обезьянка напугано смотрит прямо на зрителя, вторая смотрит перед собой, ища что-то у своих лап.

 

Питер Брейгель Старший
«Две обезьяны»
(нид. Twee apen met in de achtergrond een gezicht op Antwerpen).
1562.
Холст, масло. 20 × 23 см.
Берлинская картинная галерея (Германия)

Картина хранит в себе множество аллегорий и символов, которые помогают прочесть картину и понять главный замысел живописца:

1. Обезьянки символизируют людей – пленников судьбы и безумцев, что сами себя сковывают в оковы!
2. Цепи – это аллегория на рабство, ограничение людской свободы или же на состояние, когда человек становится заложником собственных же страстей...
3. Вид из окна – это не просто пейзаж на торговый город Антверпен, но олицетворение свободного мира с вольными птицами и кораблями в море, к которому не могут прикоснуться прикованные существа.

 

Питер Брейгель Старший
«Портрет старой женщины»
(нид. Hoofd van een boerin).
1563.
Дерево, масло. 22 × 18 см.
Старая пинакотека, Мюнхен (Германия)

Питер Брейгель способствовал тому, что искусство эпохи Возрождения в Северной Европе развивалось в своём уникальном направлении, внося свой вклад в формирование стиля Северного Ренессанса, который вдохновлял последующих художников, таких как Питер Пауль Рубенс и Рембрандт.

Решение Брейгеля изобразить простых людей, занятых повседневными сценами домашней жизни, проложило путь голландским художникам Золотого века следующего столетия, а также предсказало социально ориентированный реализм и натурализм середины-конца девятнадцатого века, включая работы Гюстава Курбе, Жана-Франсуа Милле и русских художников-передвижников.

 

Эдигус Заделер
Портрет Питера Брейгеля Старшего,
1606

 

Брейгель был пионером того, что впоследствии стало известно как "жанровая живопись", - сцен повседневной трудовой жизни, запечатленных с честностью, сочувствием и иногда с ироничным юмором.

 

 

Список картин Питера Брейгеля Старшего

 

НАЧАЛО ЗДЕСЬ

 

Серия сообщений "ДИНАСТИЯ ХУДОЖНИКОВ БРЕЙГЕЛЬ":
Часть 1 - Ян Брейгель Старший "Бархатный" (Jan Brueghel The Elder, 1568-1625, Flemish) - Пейзажи и аллегории \1\
Часть 2 - Ян Брейгель Старший "Бархатный" (Jan Brueghel The Elder, 1568-1625, Flemish) - Пейзажи и аллегории \2\
...
Часть 20 - Художник Абрахам Брейгель (Abraham Brueghel, 1631–1690, Flanders-Italian), мастерская, круг и последователи - Натюрмортный вернисаж \2\
Часть 21 - Художник Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel The Elder, 1525-1569, Flemish) - родоначальник династии фламандских живописцев Brueghel \1\
Часть 22 - Художник Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel The Elder, 1525-1569, Flemish) - родоначальник династии фламандских живописцев Brueghel \2\

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 9 пользователям

Mona_Vinchi   обратиться по имени Понедельник, 28 Июля 2025 г. 20:37 (ссылка)
В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Июля 2025 г. 21:59ссылка