Мачанка одно из самых известных белорусских блюд. Готовили ее в нашем местечке все и белорусы, и евреи, и русские, и даже цыгане, останавливаясь табором около местечка, разбредались по знакомым домам, чтобы отведать мачанку. Во всех это было одно и то же блюдо, но с маленькими нюансами в каждом доме.
Начинала готовить мачанку бабушка с приготовления блинов. Так как мачанка - это мясное блюдо, то бабушка пекла блины на воде. Пекла блинов гору, ибо с мачанкой они уходили мгновенно.
Для приготовления блинов бабушка брала самую большую миску. Разбивала в нее четыре яйца. Добавляла к ним половину столовой ложки сахара и щепотку соли. И взбивала эту смесь взбивалкой до получения пены. Потом наливала в миску стакан воды. После этого гасила уксусом одну чайную ложку соды и выливала ее в миску к яйцам с водой. Добавляла туда три столовых ложки подсолнечного масла. Затем сквозь сито высыпала в миску один стакан муки и деревянной ложкой вымешивала тесто, потихоньку доливая в миску еще один стакан воды. Мешала тесто до растворения всех комочков. Тесто получалось жидкое. Прежде, чем жарить блины, она оставляла его на полчаса отдохнуть, как она говорила. И после этого жарила блины на сковороде без жира, только вначале смазывала ее бумажкой, смоченной в жире. Получались блины тонкими, мягкими, поджаристыми.
Приготовив блины и оставив их на краю печки греться, бабушка приступала к готовке самой мачанки. Для мачанки она брала телячьи ребрышки и куриные домашние колбаски-пиханки, Бабушка их сама делала: мелко рубила курятину, посыпала ее приправами, и запихивала их пальцем в кишки.
Прежде чем жарить мясо, бабушка ребрышки и колбасу отваривала в кипятке. И только потом обжаривала их на подсолнечном масле на сковородке. Вначале жарила ребрышки, потом добавляла к ним нарезанную на кружочки колбаску, далее нашинкованные две луковицы, и жарила все до обретения луком желтого цвета. Потом присыпала в сковороду две столовые ложки муки, быстро мешая все, чтобы мука равномерно распределилась по всему мясу и после этого наливала в сковородку теплую воду в количестве, нужном для соуса.
Густоту соуса бабушка регулировала добавлением воды и муки. Большая чугунная сковорода наполнялась соусом до верха. После этого бабушка все со сковородки перекладывала в глиняный горшок и отправляла горшок в печку доходить до цымеса, как она говорила.
Вечером, когда все приходили с работы, бабушка ставила посреди стола горшок с мачанкой и тарелку, доверху наполненную блинами. И начинался пир горой, как в сказке! Я, маленький, почему - то всегда, когда в сказке читал про пир горой, представляю, что все они кушают мачанку. И понятно мне было, что гора - это гора блинов.
Бабушка сама мачанку не ела. Как-то так получалось, что когда она делала что-то вкусное, она всегда в это день не ела, постилась. Еврейский пост - это ничего ни есть и даже не пить. Она очень часто постилась. По всем случаям жизни. По нескольку раз в месяц. Постилась при любых больших и малых проблемах. Постилась за всех и никогда за себя. Когда я уже учился в институте, в день моего экзамена, бабушка обязательно постилась, что бы я сдал хорошо. Конечно, она знала, что у Бога много проблем, и ее мелкие проблемы, теряются среди больших проблем, и даже считала, что это правильно, но верила, что ее маленький пост все же чем-то нам помогает. Папа уговаривал ее покушать, уверяя ее, что это еда кошерная.
Бабушка с ним соглашалась, что сделала мачанку кошерной, но добавляла, что она сегодня поститься. И поэтому кушать не будет. И добавляла:
- Их фэст, ю эст! Эст аф гэзунд! (Я пощусь, вы кушайте на здоровье! - идиш)