О старости. |
Человек — противоречивое создание. Часто в его душе соседствуют: любовь и ненависть, страх и смелость, скорбь и радость, старость и молодость. Этакое единство и борьба противоположностей. ..
В детстве наивно полагаешь, что будешь жить вечно и старость не наступит никогда. В юности страстно жаждешь возмужания, ибо каждый, кто взрослее тебя, повторяет менторским тоном: «Ты еще слишком молод!». В зрелом возрасте начинаешь ценить часы и минуты, ибо понимаешь, что «время летит», приближается старость. Потом вдруг приходит старость, и ты буквально осознаешь слова из песни: «Если б мне года былые дано было возвратить...». Вот тогда бы я показал! Горы бы своротил! А сейчас... Где сил взять?.. Молодость не воротишь!
Противоречива натура человека! Сначала ты, как лучшего друга, ждешь своего взросления. А потом, когда это тебя постигнет, ты же сам называешь его словом «старость», «другом» больше не считаешь и желаешь выпроводить «за дверь» как незваного гостя. Теперь ты пытаешься замедлить время. Думаешь: «Куда я так тороплюсь?». Разглаживаешь морщины, красишь седые волосы, вставляешь зубы, не хочешь, чтобы внуки называли тебя дедушкой... Продлись, счастливое мгновенье... Молодость нон-стоп...
Для кого-то покажется странным, что сравнительно молодой человек пытается размышлять о старости. Попробую объясниться. У многих в семьях есть пожилые люди: бабушки, дедушки, престарелые родители. Моя семья — не исключение.
Если бы я сам находился в преклонном возрасте, то мне, наверное, было бы очень интересно услышать, что думают о старости молодые люди. Плюс мои воспоминания о детстве. Куда от них денешься? Они, наверное, совпадут с воспоминаниями моих сверстников: мама и отец постоянно на работе, приходят домой с серыми от усталости лицами. Я отдан на воспитание бабушке. Каждый день я общался с человеком намного старше меня. Она проверяла мои школьные домашние задания, лечила меня от болезней, от нее же я услышал первые слова о Боге. Низкий поклон таким старицам...
Так что же такое старость? Благословение от Бога или проклятие? В Библии много раз встречается сочетание: «в старости доброй». Что же делает старость по-настоящему доброй?
В первую очередь — личное отношение к Богу.
Старость — это сигнал: «Поторопись! Подготовься к вечности. Времени для святого и добродетельного остается очень мало! Примирись с Богом!». Старость сама по себе автоматически не приносит одну только мудрость. Поэтому и говорят: «не красна старость годами, а красна делами». Старость напоминает реку с медленным течением, по которой может нестись как хорошее, так и плохое, и нужное, и бесполезное. Что-то застревает у берегов, что-то несется дальше. Годы уплывают, как вешние воды, а то, что мы собрали в юности и зрелости, — остается с нами.
В Библии есть неканоническая книга премудростей Иисуса сына Сирахова. Там об этом говорится так: «Чего не собрал ты в юности, — как же можешь приобрести в старости твоей?». Другими словами: «Что ждать мудрости от старости, если в молодости ты не нашел смысла своей жизни? ». А может быть, ты его совсем не искал?
И вот, не здороваясь, приходит «осень жизни» и приносит с собой забытые грехи юности. Неожиданно открываешь в себе негативные, скрытые черты натуры. Духовные проблемы и болезни юности вылезают на поверхность. Кто-то погружается в накопительство, другой постоянно ропщет и завидует, иной озлобляется. Это состояние точно отражают народные пословицы: «В чем смолоду охота, в том под старость — неволя» или «Чем юность похваляется, тем старость кается».
А мы-то... ожидали от седины мудрости, степенности, рассудительности... Так что же делает старость мудрой и доброй?
Наше собственное отношение к ближним и их нуждам.
Как пастор церкви, я наблюдаю многих пожилых людей. Думаю, что они составляют значительную часть прихожан большинства христианских храмов. Пожилые обычно щедро жертвуют, они очень активны в делах милосердия. Я заметил, что если пожилой человек не находит себе утешение в добрых делах, в заботе о ком-то, то он невыносимо страдает от своей старости. Она становится для него жестокой пыткой.
Вспоминаю свои многочисленные посещения дома престарелых. Некоторые его обитатели целыми днями одиноко сидят и смотрят в окна. Они медленно умирают — у них похищена возможность о ком-то заботиться. Жизнь потеряла свой смысл. Старость стала наказанием.
Ведь наше бытие приобретает свой смысл только через явление любви.
Недавно в журнале я прочитал историю про фрейлину двора последнего российского императора.1 Она была христианкой и занималась милосердием. После революции она отказалась эмигрировать и до конца 30-х годов совершала труд среди беспризорников и обездоленных в нашем городе. В конце концов была репрессирована, попала в колымский лагерь. Прошла все круги земного ада. На закате жизни оказалась в Сибири, в доме престарелых. Там ее случайно встречают молодые верующие ребята из церкви. Бывшая прима царского двора теперь — оставленная всеми старая и больная женщина. Но, что удивительно, она не озлоблена, не потеряла веру, ее дух остался несокрушим. В доме престарелых она заботится о своих соседях по палате: кого-то кормит с ложечки, кого-то поднимает, за кем-то перестилает...
Жизнь, отданная Богу, не бывает прожитой напрасно. И никогда не приносит в конце горечь озлобления и разочарования. Человеку жизненно необходимо о ком-то заботиться. В свою очередь, он желает ответного проявления тепла и любви к своей личности. Наверное, поэтому некоторые одинокие пенсионеры часто заводят домашних животных. Им так не хватает любви...
Молодые нередко равнодушны к нуждам пожилых... Завидев старика, шипят: «Уходи с дороги! Да побыстрее!». В своем безразличии они напоминают ветхозаветного вавилонского царя Навуходоносора, который не знал пощады ни к слабым, ни к старым...
А между тем есть библейское предупреждение и для молодых: «Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем». Библия учит почтительному отношению к людям преклонных лет. Если старость не вызывает у нас никакого уважения, то постепенно мы теряем правильное понимание своего места в обществе. Мы не только вырываемся из связи поколений, но и перестаем правильно осознавать себя. Этим самым мы наносим себе непоправимый ущерб. Отношение пожилого к самому себе делает старость доброй.
В этом смысле я понимаю высказывание: «Нам столько лет, сколько мы сами себе даем». Воистину, душа не стареет. Чем можно измерить ее возраст? Это — тайна, которую невозможно понять нашим разумом.
Старость и молодость дает Бог. Поэтому не стоит проклинать собственную старость. Это не мудро! Через веру в Бога она может обретать новую силу, смысл и дыхание. Не случайно в одном из псалмов говорится: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем». Старость верующего человека здесь сравнивается с вечно зеленым, цветущим растением. Какой замечательный образ!
Если ты посвятил свою жизнь Богу, то она и в юности, и в старости становится проповедью о Его Величии. И уже нет смысла роптать на уходящие годы. Мудрая, добрая старость становится не наказанием, а благом.
Серия сообщений "Бог, религия":
Часть 1 - Храмы
Часть 2 - О жизни
...
Часть 23 - Ради любви.
Часть 24 - Грехи. Какие они?
Часть 25 - О старости.
Часть 26 - Зачем ходить в храм каждое воскресенье?
Часть 27 - КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ
...
Часть 35 - ЛОЖЬ О НАШЕМ НЕСОВЕРШЕНСТВЕ
Часть 36 - Молитвы о мире
Часть 37 - Основные психологические типы людей встречающихся на исповеди
Рубрики: | Психология, отношения, любовь, дружба, дети |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |