Мариинский дворец в Киеве
Текст поста:
Мариинский дворец в Киеве
В 1744 году
императрица Елизавета, дочь Петра І, во время посещения
Киева, сама выбрала место для сооружения дворца.
Мариинский дворец построен в 1750 — 1755 гг. по
проекту Б.Растрелли. Сооружением дворца руководил выдающийся
русский зодчий И.Мичурин.
Главный фасад
Мариинского дворца обращён к Мариинскому парку. Этот парк
заложен в 1874 году. Извилистые аллеи вписаны в ландшафт
парка.
С противоположной стороны дворца —
Городской (Царский) Сад, заложенный 1743 г. на основе
старинного Регулярного сада (основанного еще Петром І). Его
стиль — классический: сеть прямых аллей, которые
перекрещиваются под прямым углом.
Дворцовый
комплекс имеет строго симметричную композицию. Главный
двухэтажный корпус и одноэтажные боковые флигели
образовывают широкий двор.
Архитектура дворца
решена в стиле барокко: выразительные объемы, богатая
пластика фасадов.
На протяжении своей
многолетней истории Мариинский дворец неоднократно
реконструировался. Значительная реконструкция была
осуществлена в 1868-1870 годах после большого пожара,
который уничтожил деревянный второй этаж и все парадные
помещения.
При восстановлении дворца надстроили
каменный этаж, фасады насытили новыми деталями, а интерьеры
переработали в формах классицизма с элементами барокко и
ренессанса.
Работы проводились под
руководством академика архитектуры К. Маєвського. Год их
окончания — 1870-й — вычеканенный в картуше на
фасаде, обращенном в парк.
Мариинский дворец очень
пострадал в период Великой Отечественной войны: бомба,
которая попала в него, разрушила центральную часть здания.
В 1945 — 1949 годах дворец отстроили под руководством
украинского архитектора П.Алешина.
В 1979 — 1982
годах, после тщательных исследовательских работ, дворец
реставрирован. Упорядочение территории выполнен на основе
чертежей, одобренных в свое время Б.Растрелли.
Форма фонтанов, рисунок зеленых насаждений имеют
традиционный для XVІІІ столетия характер.
Фонтаны
украшены парными скульптурными композициями — копиями
скульптур середины XVІІІ столетия, которые хранятся в музеях
страны.
Важными элементами художественного
оформления Мариинского дворца являются предметы
декоративно-прикладного искусства, а также мебель и люстры
(старинные и выполненные современными мастерами в духе
XVІІІ-XІ столетий), картины известных мастеров живописи.
В
некоторых залах сохранились небольшие фрагменты настенной
живописи, выполненные художником К.Аллиауди.
Замечательный паркетный пол дворца воссоздан во время
последней реставрации. Составленный из ценных пород дерева,
он поражает красотой рисунка и совершенным мастерством
исполнения.
Сегодня это историческое
сооружение презентует нашу страну в мире как государственная
резиденция. Ее называют Президентским Дворцом.
В
нем проходят торжественные государственные события —
награждение, приемы, вручение верительных грамот послами
иностранных государств, саммиты и встречи официальных
делегаций на высочайшем уровне.
Тульчин. Дворец Потоцких
Здесь проходили
роскошные балы с участием Светлейшего князя Потёмкина и
польского Короля Станислава-Августа, гулял по парку Пушкин,
ну и проводили долгие зимние вечера Станислав Щенсны
Потоцкий с возлюбленной Софией... Помните его? По
Немирову...
Но давайте по порядку. Первый владелец
этого места был Войцех Станишевский, именно он упоминается в
том самом люблинском судебном акте 1607 года. Но уже в 1609
местечком владеет винницкий и брацлавский староста Валентин
Калиновский и при нем Нестервар уже называется Тульчином.
Калиновские строят крепость в своем новом владении на берегу
речки Сильница, она постепенно обрастает городком.
В это время Тульчин входил в Брацлавское воеводство
Польского Королевства.В 1620-м во время битвы с турками при
Цецере Валентин Калиновский и его сын Войцех погибли.
Оставшиеся сыновья, Адам, Ежи и Мартин разделили отцовские
земли между собой. Тульчин достался Адаму Калиновскому. Адам
Калиновский в 1630 году построил здесь замок, костел и
монастырь, а благодаря европейским купцам Тульчин стал
выдающимся торговым центром Подолья.
Станислав-Щенсны (Феликс) Потоцкий Но род Калиновских
постепенно терял свое влияние и их владения переходили в
собственность других фамилий. В 1729 году городок перешел к
могущественному роду Потоцких. Уже знакомомый нам (по
Немирову ) Станислав Щенсны (Феликс) Потоцкий владел
Тульчиным с 1772 (после смерти родителей) года. Он был женат
тогда на Йозефине Потоцкой-Мнишек (помните не удавшуюся
Царицу Русскую, жену Лжедмитрия? Дальняя родственница) . Это
был его второй брак. Его первая жена, Гертруда Комаровская
— бедная шляхетка, которую он полюбил
восемнадцатилетней и в тайне от родителей, противящихся их
браку, женился на ней. С этой женитьбой связана жуткая
история. Отец графа, Францишек Потоцкий, узнав об этой
свадьбе, пришел в ярость, приказал тайно выкрасть юную жену
сына и заключить ее в монастырь. Во время похищения девушка
нелепо погибла: повозка похитителей по дороге столкнулась с
обозом чумаков, и Гертруда, привлекая внимание, подняла
крик. Чтобы заглушить его, похитители забросали ее
подушками, невзначай задушив несчастную. Гертруда в это
время была беременна. Ее труп бросили в прорубь, и его
обнаружили только по весне. Родители девушки потребовали
суда, но всесильный Францишек "замял" дело.
Станислав, узнав о случившемся пытался покончить с собой.
Через три года родители подыскали подходящую невесту —
не настолько прелестную и утонченную, как была Гертруда, но
зато она была очень знатна и невероятно богата. Правда,
несчастную Гертруду граф вспоминал всю жизнь. Создавая
"Софиевку" (в честь своей уже третьей жены,
знаменитой Софьи де Витт), он приказал в память о ней
установить два символичных камня, один из которых похож на
мертвое тело, а второй — на другое тело, скорбно
распростертое над первым; композицию назвали "Могила
Гертруды".

События в Рейтане (раздел Польши)
На переднем плане — Станислав Щенсны Потоцкий (слева с
голубой лентой) и Ксаверий Браницкий (вытянул руку) Ксаверий
Браницкий, кстати, отец известной Елизаветы Ксаверьевны
княгини Воронцовой, супруги Светлейшего князя Воронцова,
губернатора Новороссии и одной из тайных муз Александра
Сергеевича...
В 1772 году Щенсны начал строить тут
свой грандиозный дворец, переведя столицу "Потоцкого
Королевства" из Кристинополя (Буковина) сюда. Дворец и
все владение должно было отражать все могущество и славу
рода Потоцких. Он был построен по проекту французского
архитектора Лакруа в стиле палладио – главное
двухэтажное здание дворца соединено с большими боковыми
флигелями полукруглыми галереями. Когда-то в них были
роскошные оранжереи.

Интерьеры оформлял модный
голландский дизайнер Меркс. Во дворце была библиотека в 17
тысяч томов, богатая картинная галерея — все богатства
были вывезены еще до революции потомками Потоцкого в Париж.
Над дворцовым парком (после революции вырубленным) работал
Пьер Лепро. Станислав назвал это чудо паркового искусства
русским словом "Хорошо" — парк
"Хорошо". Его гидротехнические сооружения
проектировал Метцель, создатель парка "Софиевка"
под Уманью. Здесь был чудесный фонтан и масса деревьев.
Потоцкий обожал пирамидальные тополя и приказал привезти из
Италии около миллиона их саженцев, которые рассадил по всем
своим имениям.

Поляки очень не любят
Станислава Щенсного (Щенсны по-польски — Счастливый)
— еще бы, ведь он был верным русской службе! Он
перешел на сторону России во всех вопросах. Поэтому в
большинстве источников вы найдете о нем отзывы, что он был
едва ли не умалишенным. Ну а как же поляк в твердом уме мог
стать русским верноподданым?). Потоцкий очень заботился о
крестьянах своих огромных имений, освободил их от
арендаторов, не требовал более одного дня барщины; знакомый
с садоводством, он берег леса, развел новые сорта хлеба,
фруктовые сады, улучшил породу скота. В то же время,
Потоцкий не стеснялся средствами увеличивать свое состояние:
соседние имения он отхватывал тяжбами, и судьи не смели
решить иначе, как в его пользу. Несметное богатство свое он
удвоил. Хищничество его кончилось с поступлением края под
русское владение.

В Тульчин к Потоцкому приезжал
польский король Станислав-Август Понятовский, в честь чего
были освобождены из-под "крепости" крестьяне в
радиусе 8 км от имения, а перед входом установили памятную
колонну. В скоре и Светлейший князь Потемкин навестил
воеводу (Король Польский Станислав-Август назначил Потоцкого
Воеводой Русским) в Тульчине и обворожил его своим
приветливым обхождением. В 1787 г. Императрица Екатерина
посетила Киев; туда поспешили польские магнаты, Щенсный
явился окруженный огромным двором и пышно жил здесь.
Императрица, по словам Костомарова, приняв Потоцкого, сразу
поняла, "что из этой личности, тщеславной и
высокомерной, но вместе с тем прямой и сердечной, бедной
рассудком и богатой имениями, можно все сделать, если
приласкать"; она ему сказала: "На Вас, не на кого
другого я полагаю упование спасения Польши".
Поэтическая и любящая душа Щенсного увлеклась величественным
образом Екатерины. Тогда же он окончательно примкнул к
русской партии. Богатого Станислава-Феликса обвиняли, быть
может несправедливо, в стремлении к короне. Без особенных
умственных дарований, телесно болезненный, гордый и
честолюбивый, но прямодушный — он мало годился в вожди
партии, презирая хитрость и пронырство.

Костел-мавзолей Потоцких-Свейковских (1904 год),
спроектированный выдающимся архитектором В. Городецким.