-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18682
Написано: 31775


Флагман шведской короны

Среда, 06 Июля 2011 г. 19:32 + в цитатник
vasa-11 (700x524, 371Kb)
© Онa утонулa: Этой крылатой фразой мог бы ответить король Густав II Адольф на вопрос журналистов, что же произошло с гордостью шведского королевского флота – тяжеловооруженным галеоном «Ваза» (Vasa), потерпевшим катастрофу в первом же своём плавании

В XVII веке Швеция из маленькой, бедной, расположенной на задворках Европы страны стала превращаться в одного из главных игроков большой политики. Немалую роль в этом сыграл король Густав II Адольф, взошедший на трон в возрасте 17 лет в 1611 году и получивший позднее благодаря своим успехам в битвах прозвище Лев Севера. После начала в 1618 году Тридцатилетней войны Швеция ввязалась в конфликт с Польшей, что требовало мощного военного флота на Балтике.


Мощь и величие

16 января 1625 года с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертсоном был заключен контракт на постройку нескольких кораблей, самый большой из которых должен был продемонстрировать миру мощь и величие шведского военного флота. Весной 1626 года, с некоторым запозданием, начались работы на военной верфи Блазиенхольмен. Будущий флагман назвали «Ваза» в честь деда короля – Густава I, основателя королевской династии Ваза. Король лично утвердил размеры, приказав сделать «Вазу» более узким для быстроходности и маневренности. Корабль должен был стать настоящей грозой морей – он нес 64 пушки (48 из них были 24-фунтовыми, то есть могли стрелять 24-фунтовыми ядрами) на двух пушечных палубах. Не забыли и о внешнем эффекте – для оформления корабля из Германии и Голландии были приглашены самые искусные резчики по дереву, которые украсили «Вазу» более чем семью сотнями деревянных фигур в стиле позднего Ренессанса и раннего барокко по мотивам римской и греческой мифологии, Библии, а также шведской истории.

Трагедия у острова Бекхольмен

В 1627 году корпус «Вазы» был построен. Хенрик Хюбертсон не дожил до этого момента - он умер весной 1627 года, и корабль достаивали под руководством его брата Арента де Грота и Хенрика Якобссона. К лету 1627 года судно спустили на воду и пришвартовали напротив королевского дворца.

10 августа он был готов отправиться в свое первое плавание. Густав II Адольф ждал корабль в Пруссии, и отплытие флагмана должно было стать и актом военной пропаганды. Множество людей вышли на берег поглазеть на «Вазу» - огромный галеон водоизмещением 1200 т, длиной 69, шириной 12 и высотой 52 м. Стояла ясная летняя погода, дул легкий порывистый ветер. На борту находилось более ста человек команды (некоторые - вместе с женами и детьми, которым было разрешено сопровождать близких до выхода в открытое море). Когда «Ваза» вышел на открытое пространство гавани Стокгольма, капитан Сёфринг Ханссон поднял четыре паруса (из десяти) и отсалютовал из пушек. Налетевший порыв ветра накренил корабль, но он выровнялся. Второй порыв ветра накренил корабль сильнее, а третий стал для «Вазы» гибельным - корабль накренился, зачерпнул воду открытыми пушечными портами и буквально за несколько минут затонул у острова Бекхольмен, пройдя меньше морской мили и унеся с собой в пучину от 30 до 50 человек.

Кто виноват?

Король узнал об этом только 27 августа и приказал самым тщательным образом расследовать причины этой трагедии и наказать виновных. Капитана Ханссона, который буквально чудом уцелел во время трагедии, арестовали и обвинили в том, что экипаж был пьян, а пушки не были закреплены должным образом. Всех уцелевших офицеров допросили перед специальной комиссией, однако они поклялись, что все было сделано по правилам. Весь балласт был загружен, пушки закреплены, экипаж трезв. Якобссон на допросе заявил, что следовал расчетам Хюбертсона, который к тому времени давно покоился в земле, а Арент де Гроот напомнил, что все размеры и количество пушек «Вазы» утвердил лично король, а взять больше балласта не представлялось возможным - не было места. На вопрос комиссии «Почему же корабль утонул?» он ответил: «Это знает только Бог». Обвинить короля не решился никто.

Катастрофа стала тяжелым ударом. Корабль дорого обошелся королевской казне, поэтому почти сразу же после катастрофы стали предприниматься безуспешные попытки поднять его со дна. Удалось спасти только 53 дорогие бронзовые пушки, и то лишь более чем через 30 лет - в 1664-1665 годах это сделали водолазы Альбрехт фон Трайлебен и Андреа Пекелл. Со временем данные о точном местоположении потерялись, и «Ваза» более 300 лет покоился в забвении, укрытый 32 м воды.

Освобождение из плена

Лишь в XX веке нашелся энтузиаст, которому оказалось по силам бросить вызов неумолимому ходу времени. Андерс Франзен, морской инженер и археолог-любитель, специалист по затонувшим кораблям, решил найти «Вазу». Он изучил все доступные исторические документы и три года «прощупывал» гавань с помощью своего лота. В августе 1956 года Франзен увидел в пробоотборнике кусок черного дуба. После первых спусков водолазы подтвердили - да, большой корабль с двумя пушечными палубами, вероятно, это и есть «Ваза». К находке проявила интерес вся Швеция, в том числе и король Густав VI Адольф. Поскольку корабль отлично сохранился (в слабосоленой воде Балтийского моря не живет червь-точильщик Teredo navalis), его было решено поднять.

Под корпусом корабля водолазы шведского военно-морского флота и компании «Нептун» промыли шесть тоннелей, каждый 20 м длиной. Через эти тоннели под «Вазу» завели стальные тросы, которые были закреплены на двух понтонах. В августе 1959 года из понтонов начали выкачивать воду, и донная глина отпустила корабль. С «Вазой» в подводном положении на глубине 16 м понтоны отбуксировали в более удобное место гавани и стали готовить к финальному подъему. И вот наконец, 24 апреля 1961 года «Ваза» после 333-летнего морского плена показался на поверхности.
а3 (700x515, 108Kb)
Первым человеком, увидевшим «Вазу» после более чем трех веков забвения, стал в 1956 году компаньон Андерса Франзена, водолаз Пер Эдвин Фелтинг. Спустившись на глубину 32 м, он подтвердил предположение Франзена. Однако для подъема парусного корабля потребовалось почти пять лет подготовки и тяжелой работы водолазов - в опасных условиях и почти при нулевой видимости было совершено более 1300 спусков

Исторический клад

На нижней палубе корабля лежал шлам метровой толщины, черная грязь, полная находок, и, вероятно, бактерий. С прививками от столбняка, тифа, желтухи и других заразных болезней археологи поднялись на борт. Первыми были Андерс Франсен и Пер Эдвин Фельтинг.

Главный археолог Пер Лундстрём и его одетые в резину сотрудники смогли войти, вползти, проскользнуть прямо в ранний 17-ый век. Все находки описывались с присвоением номера, место находки было не менее важным. То, что было найдено в корме корабля, вероятно, принадлежало офицерам. Находки на батарейных палубах были имуществом матросов.

Вместе с кораблем было поднято более 14 000 деталей и предметов. Хотя единственным золотым изделием среди них был маленький перстень. Сохранились грот-мачта и шпор (нижняя часть) фок-мачты, а вот шпор бизань-мачты пришлось изготавливать заново. Сохранились и были восстановлены шесть из десяти парусов и часть такелажа. «Ваза» оказался настоящим кладом для археологов и историков.
а2 (700x477, 185Kb)
а1 (700x479, 124Kb)
Почти сорок больших якорей разных столетий сидело в «Васе», когда корабль был поднят. Корпус уцелел, но большая часть кормы была разрушена, как и верхняя палуба. Собрать все развалившиеся детали – свыше 13 500 штук – стало задачей научных сотрудников музея и артели плотников под руководством Юхана Блуммана. Строительных чертежей «Васы» не имелось, поэтому важнейшим инструментом плотников была собственная фантазия и кусок стальной проволоки. Проволока пропускалась через старые отверстия из-под гвоздей на отвалившихся деталях. Если отверстия совпадали с метками и отверстиями на корабле, то, значит, был найден новый кусок «разрезной картинки».

001 (400x485, 66Kb)С 1961 года «Васа» медленно рос, получив вид полностью собранного корабля не так давно. «Васа» состоит из подлинных частей на 95%. Кроме того, ни у кого не возникает сомнений в том, что является подлинником. Новые детали отличаются от темного неровного дуба «Васы». Результатом реставрации явилось также то, что впервые в мире появились полные чертежи корабля 17-го века.

Пропитанное водой дерево начинает усыхать и растрескиваться уже через несколько дней, проведённых в теплом сухом воздухе. «Васа» рассыпался бы полностью, если бы дерево не было законсервировано. Но каким образом сохранить свыше 1 000 тонн пропитанного водой дуба объемом 900 кубометров? А кроме того, 13 500 больших и малых деревянных деталей, 500 целых скульптур и 200 фрагментов, 12 000 мелких предметов из дерева, ткани, кожи и металла.

Опыта консервации такого большого объема сырого дерева не существовало. Было решено орошать корабль смешанным с водой полиэтиленгликолем – веществом, которое среди прочего применяется, в косметике. Оно обладает способностью проникать в дерево и замещать воду в клетках. Таким образом, предотвращается усыхание и образование трещин. Когда «Васа» был поднят на поверхность, то каждый килограмм сухой древесины содержал 1,5 кг воды. 1,35 кг нужно было испарить, т.е. 580 тонн из всего корпуса. Скульптуры и небольшие деревянные куски обрабатывались в ванне, наполненной раствором полиэтиленгликоля. Этот метод по естественным причинам не мог использоваться для целого корпуса, поэтому корпус «Васы» орошался смесью полиэтиленгликоля и воды. 25 минут орошения из 500 мундштуков, 20 минут пауза, и так далее, это продолждалось 17 лет!, с 1962 по 1979-й.

Обеспечение сохранности «Васа» – это труд, который никогда не кончается. Постоянно возникают новые сложные задачи и проблемы. Например, в 2000 году было обнаружено, что из консервируемого дерева местами начала выделяться сера. Сера проникла туда во время трехсотлетнего пребывания судна под водой. К программе исследований, направленной на то, чтобы справиться с этой проблемой, привлекаются эксперты со всего мира.

Если смотреть из окна музея «Васа», то видно место, где судно было построено. От него лишь несколько сот метров до места, где оно затонуло. Тот факт, что музей находится на месте бывшей военно-морской верфи, также является частью долгой исторической традиции.

Когда перед строительством музея в Скандинавии был объявлен архитектурный конкурс, его результаты побили все рекорды: было представлено 384 предложения. Выиграла конкурс архитектурная фирма Hidemark & Mensson Arkitektkontor АВ (позже Mensson DаhlЬдсk Arkitektkontor АВ) -, предложившая проект создания «мягкого» медного полога – над старым доком верфи Gаlдгvаг-vеt (1879 г.) В 1988 году корабль был переведен в новое здание, а 15-го июня 1990 года, спустя 34 года после обнаружения судна, состоялось официальное открытие музея «Вазы», самого старого парусного корабля в мире. Здание-ангар, изнутри опоясанное ярусами галерей, стало вместилищем одной из лучших музейных экспозиций мира. Корабль решили продемонстрировать в зимней оснастке - со снятой верхней частью такелажа, поскольку именно так корабли ставили на зимнюю стоянку.

В центре полутёмного ангара возвышается огромный, почерневший от времени корабль. Без сомнения, этим зрелищем вдохновлялись создатели карибскоморской «Чёрной жемчужины». Поднимаясь с одного музейного уровня на другой, можно детально осмотреть снаружи корабль-призрак, вынырнувший из глубин времени, также, как «Жемчужина» вырывалась из недр моря. Время на «Васе» остановилось в пять часов пополудни 10 августа 1628 года. Всё, что находилось в этот момент на борту, сохранилось почти неприкосновенным: матросские сундучки с одеждой, бочки с провиантом, оружие, адмиральский стол и офицерский обеденный сервиз, снасти и паруса, останки погибших матросов, одетых, с медяками и трубками в карманах. Оловянная бутылка выдохшегося рома. Шкатулка с прядью женских волос. Корабельный кот… Подобные чудеса времени можно наблюдать только в Помпеях.

Один из уровней экспозиции посвящён погибшей команде. При входе в тёмный зал зрителей встречает небольшой экран, в который, словно в зеркало, заглядывают слабо освещённые люди в старинных костюмах. В стеклянных саркофагах лежат обнаруженные на борту скелеты, рядом невероятно реалистические реконструкции внешнего облика этих людей. Здесь же демонстрируется фильм, подтверждающий достоверность этих реконструкций – все этапы научного воссоздания по методу Герасимова, от голого черепа до причёски.

Однако гвоздь программы – богатейшая деревянная скульптура, которой украшен корабль. Львы, ангелы, морские черти и русалки, воины, музыканты, императоры – 500 скульптур и свыше 200 резных орнаментов. Изначально вся скульптура была ярко раскрашена. Поиском цвета занимались учёные, под микроскопом изучившие сотни проб. Рядом с кораблём находится его уменьшенная копия, дающая представление о первоначальной полихромии.

В настоящее время это один из самых посещаемых музеев Швеции.
а4 (700x525, 115Kb)

История рассудит

Подводя черту под историей «Вазы», выскажем современную точку зрения на причины его гибели. Как часто бывает, виноваты многие. Король Густав I Адольф приказал оснастить корабль слишком большим количеством пушек и уменьшить его ширину. Опытный корабел Хенрик Хюбертсон не решился возразить королю. Его ранняя смерть тоже внесла свою долю в трагический исход. Адмирал Клас Флеминг незадолго до выхода «Вазы» в плавание, как и полагалось, провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали с одного борта на другой, после третьей перебежки адмирал увидел, что корабль может перевернуться, и прекратил испытания. Но отменить приказ короля о выходе в море тоже не решился. Капитан Ханссон также несет свою долю вины - он не должен был выходить на новом корабле в море с открытыми пушечными портами.

В любом случае «Ваза» был одним из первых военных кораблей своего класса - фактически экспериментальным. После его гибели были сделаны выводы, и множество кораблей с двумя, тремя и даже четырьмя пушечными палубами успешно бороздили моря еще два столетия.
а5 (700x466, 149Kb)


tatasoz-
Рубрики:  КУЛЬТУРА/Архитектура. Памятники. Музеи.
Интересное. Непознанное./А За Рубежом - Заграница.
ПУТЕШЕСТВИЯ.
Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку