Тема, которую сегодня хочу поднять весьма неоднозначна, и отношение к ней у разных людей прямо полярное.
Формальным поводом к этому разговору послужили два события. Первое. На днях стала не-вольным слушателем разговора двух немолодых женщин. Одна ( видимо бывшая учительница) с негодованием рассказывала, как школьники дразнили и кидали палками в бомжа. Она подошла и попыталась им объяснить, что так нельзя, что это человек и достоин сострадания. Другая её перебила, сказав, что терпеть не может бомжей и сама бы их прогнала. На что первая возразила, люди не всегда виноваты в том, что у них именно так сложилась жизнь, что они оказались на улице, без средств к существованию. И даже если они сами виноваты, всё равно вправе рассчитывать на наше милосердие. Высказала ту простую мысль, которую наш народ давно упрочил в пословицах и поговорках ( От тюрьмы, да от сумы не зарекайся и т.д.) и которая очень хорошо показана в замечательном фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Есть и более жестокие примеры, нередко молодые люди вершат самосуд над бомжами. Что бы там не говорили, на мой взгляд это тоже разновидность фашизма.
Ну, а вчера в утренних новостях был небольшой сюжет о московских бездомных, кое-кому из которых мороз в эти дни стал фактически смертным приговором. В сюжете призывали проявить милосердие и помочь этим людям : теплой одеждой, вещами, едой, вызовом социальной службы ( только не деньгами!). У нас таких специальных служб нет, правда вещи можно приносить в склад соцзащиты и иногда сбором занимается местное отделение единоросов ( в основном для отправки пострадавшим от стихийных бедствий районам), обычно туда всё и относим. Вспомнилось, как пару-тройку лет назад ко мне в квартиру позвонили, на пороге стояла семья явно выходцев с южных республик. С ними была девочка лет 10, было уже холодно, поздняя осень, а она совсем без теплой одежды. Люди попросили что-нибудь из вещей. У меня сын, девчоночьих вещей нет, но мои вещи 44 размера вполне подошли, девчонку одела и обула. До сих пор помню её радостные глазёнки, после того, как она оделась во всё тёплое и получила вдобавок пакетик печенья ( или пряников, сейчас уже не помню точно).
Есть и третий повод, даже вернее причина. Это небольшая заметка в местной газете. Возвращаясь к вопросу о разном отношении. Начала пост с рассказа о подростках, ими и закончу. Но совсем другими. Молодые люди ( студенты, школьники) г. Сыктывкара, активисты местного отделения движения FNB ( Food Not Bombs – еда против бомб) оказывают помощь бездомным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Причем не разовую, а постоянную. Они организовали бесплатную столовую, сами готовят еду и раздают её нищим. Финансирования практически никакого, продукты покупают вскладчину, иногда излишками делятся магазины и кафе. Каждый день бедняки выстраиваются в очередь за кормёжкой. На вопрос корреспондента местной газеты: «Как преодолеваете отвращение к внешнему виду опекаемых?» Отвечают: « Такого не было изначально. Ведь они такие же люди, как и мы!»