Несмотря на то, что история блога уже вплотную подошла к месяцу и даже вместила в себя кое - что деликатесное, она еще недописана. У нас, друзья, еще не было Спа. Ни на блоге, ни, что, конечно же, магистральнее, в чемпионате. Жемчужина Формулы - 1 будет представлена в календаре очередного чемпионата мира всего лишь в третий раз за последние пять лет. И это событие. Проанонсировать которое я решил уже сейчас.
Дебют Кими Райкконена в Спа за 2001 год наверняка станет предметом спора между его биографами. Всегда хочется увидеть проявление таланта даже там, где его отыскать чрезвычайно трудно – это неотъемлемая часть биографического жанра. Райкконен действительно в той гонке не оставил впечатления феноменально одаренного гонщика, продержавшись в ее режиме считанные круги, пусть в Бельгии они и длиннее обычного. Было там на кого посмотреть и кроме него. Само же Гран – при вошло в историю благодаря своей стартовой драматургии.
В 2002, пилотируя уже McLaren, Кими вернулся в Бельгию, чтобы провести там один из самых захватывающих уик – эндов своей короткой карьеры. В квалификации он был единственным, кто пытался преградить путь на поул – позишн Михаэлю Шумахеру, до этого обновив рекорды трассы как в пятницу (1.47,196), так и утром в субботу (1.44,870). Впервые для себя водрузив McLaren на первый ряд, Райкконен в гонке стал жертвой нехватки опыта. Он просто терял позиции одну за другой, упустив на старте Баррикелло, затем поддавшись обаянию Монтойи и в конце концов сдавшись Култхарду после серии пит – стопов. Взрыв мотора застал его на пятом месте.
В 2003 Гран – при в Спа по известным причинам не проводилось, и у Райкконена было время подумать о реванше и о том, как именно его провести. Во второй половине следующего года самым принципиальным моментом уик – энда для McLaren была квалификация. С учетом проблем с моделированием сценария гонки команде приходилось рассчитывать только на скорость, и удачный исход квалификации должен был дать разреженное пространство и место для маневра. Сила Райкконена заключается в том, что он умеет быть выше конкретных обстоятельств. В своих лучших гонках он сам создает эти условия, и это заставляет задуматься о его исключительности.
Августовская, почти сентябрьская пелена дождя наполнила квалификацию особым смыслом. Круг Райкконена запомнится не секундами и позицией, а тем, что ему сопутствовало. Из – за отказа датчиков время финна по секторам осталось тайной, и лишь альтернативный хронометраж позволил Кими замкнуть первую десятку. Начиная гонку в середине пелетона, Райкконен всегда стремится отыграться за счет старта. Смелости ему не занимать. Он потрясающе чувствует пространство, и зачастую даже переоценивает возможности соперников. На старте Фелипе Масса мог доставить Райкконену массу неприятностей, ударив финна в хвост, но крепко скроенный McLaren последнего выдержал. Баррикелло на поврежденной Ferrari не успел забаррикадировать свое пятое место, и Кими стал пятым. Крейсерский ход гонки был нарушен выездом пейс – кара, и Райкконен взял паузу.
Вообще – то в использовании ухода машины безопасности есть своя специфика – и лучше всех ею пользуются Райкконен и Монтойя. Причем если колумбиец делает это в силу опыта и реакции, то финну это удается благодаря великолепному прогреву шин. После того, как пелетон вышел на свободу, Кими не дал Михаэлю Шумахеру долго упражняться в оборонительном искусстве. Первая атака финна на стартовой прямой не оказалась результативной, но уже к Красной воде чемпион мира остался позади. К тому моменту лидирующее трио из Трулли, который неплохо справлялся со своими обязанностями, Алонсо и Култхарда уже начало формировать отрыв. Помешать им мог один человек – Райкконен. Гигантским прыжком пятого круга Кими настиг Дэвида, а на шестом – после Eau Rouge ошеломил его изысканным обгоном. Култхард в этом эпизоде смотрелся ветераном. Шестой круг Кими был пройден на одном дыхании – и, просмотрев десятки гонок, я не вижу ему аналогов. 1.45,647 – рекорд Гран - при на тот момент – при том, что Райкконен играл траекториями при атаке на Култхарда. Вспоминается лишь Индианаполис образца 2001 и Хуан – Пабло Монтойя. В историческом аспекте этот круг может потягаться с шедевром Сенны в Донингтоне 93, но у той гонки свой шарм.
Трулли ретировался на пит – стоп после 10 – го, как иногда эстетствуют нынешние комментаторы, витка, оставив Алонсо и Райкконена наедине. Впервые в сезоне предметом их соперничества было лидерство. Флавио Бриаторе замер перед монитором, словно позируя для памятника самому себе, следя за гонкой своего фаворита. На 11 – м круге Фернандо был быстрее на одну десятую, но на 12 – м буйный итальянец умолк надолго. Перед Les Сombes Renault стало непилотируемой, и Алонсо покинул пределы трассы. Он нашел в себе силы вернуться, но возвращение было недолгим. Сход, поделивший первую тройку самых красивых моментов Фернандо за тот год, пальма первенства у Монако. После того как Бриаторе потерял интерес к гонке, Кими удачно и грамотно поддерживал просвет между собой и Михаэлем. Зоркие глаза финна не видели конкурента вплоть до второго появления автомобиля безопасности.
Третий пейс – кар случился под занавес Гран – при, и его уход открыл для Райкконена дорогу к победе. Присутствие Михаэля в зеркалах заднего вида не заставило финна чувствовать себя не в своей тарелке. Лучший круг на 42 –м (1.45,108) кажется неуместным риском, но именно он сломил остатки сопротивления гонщиков Ferrari. Конец 44 – го круга и появление в финишном створе Кими может означать только одно: победа! Ювелирное мастерство Райкконена разрушило те неприступные бастионы, что отделяли McLaren от успеха после квалификации. Для того, чтобы запомнить эту победу не обязательно обладать феноменальностью памяти и красноречием оратора. Спа – Франкоршам – легендарная трасса, которая делает великими своих победителей. Кими Райкконен из их числа.