Этот текст, как и многое другое из моего репертуара, возник чрезвычайно стихийно. В начале 2005, если не стихийно, а хронологически, умер один очень близкий мне человек. Именно в такие моменты как - то задумываешься о жизни и о ее смысле. И текст этот именно жизненный. Хотя и доля пафоса в нем, безусловно, велика. Его актуальность сейчас почти сошла на нет, но, тем не менее, я по - прежнему считаю его лучшей своей работой о Формуле -1.
Пилот и машина. Их объединяет невидимая связь. Общеизвестно, что лишь сочетание всех факторов – гонщика, автомобиля, мотора, аэродинамики и шин может вылиться в грандиозный успех. Но бывают такие головоломные ситуации, в которых трудно усмотреть рациональное зерно, они по своей сути иррациональны.
1992 год – год начала трансляций Формулы – 1 на Россию - совпал с началом затяжного кризиса McLaren – бессменного чемпиона королевских автогонок на протяжении четырех лет. Преимущество Williams и его фантастического FW14B не оставило соперникам шансов в борьбе за чемпионский титул, сделав эту борьбу невозможной. Айртон Сенна – трехкратный чемпион мира, лучший гонщик пелетона – впервые с момента прихода в McLaren оказался в ситуации, когда машина не позволяет его таланту, его мастерству раскрыться в полной мере. McLaren отказывается ехать быстро, новая модификация не меняет положения вещей. И тогда на первый план вышел гений Сенны. Он силой своего характера, силой своей воли сплотил команду. Да, чемпионат проигран, проигран бесповоротно, но остаются гонки и чтобы в них побеждать, нужно быть терпеливым, не просто ждать своего шанса, но всеми силами пытаться склонить чашу весов в свою сторону. Монако 1992 года навеки веков войдет в то лучшее, что создал за десятилетие Мастер. Победа, в которой есть особая красота, чью притягательность не сможет оспорить ни один критик. Победа вопреки, а не благодаря. То, в чем всегда был фантастически силен Сенна. Это его победа, только его. Победа авторская. Ни один пилот мира не смог бы также виртуозно оборонять позицию в конце изнурительной, выматывающей всех и вся гонки. Против соперника, который в потенциале способен идти на четыре секунды быстрее. Невероятно, сверхъестественно. Человеку свойственно верить в сверъестественные силы, речь не о них. В пелетоне 1992 года было два человека, способных на чудо. Сенна и Шумахер. Но если подвиг Михаэля в Спа был разовым, то Айртон побеждал трижды. Венгрия и Италия были завоеваны человеком, лучше всех в мире умеющим создать из деталей единое целое. Первое впечатление всегда самое верное – я бы наверняка поспорил с этим утверждением, если бы не Сенна и 1992 год.
Когда Михаэль Шумахер переходил из Benetton в Ferrari в 1995, большинство специалистов сходились во мнении, что единственная причина, побудившая двукратного чемпиона мира сменить место работы, финансовая. Мне бы хотелось упомянуть мотив спортивный, даже настоять на нем. Ferrari – это легенда, неограниченные возможности, богатейшая история. Все так, все правильно. Но Ferrari – это также и вызов. Вызов таланту Шумахера как гонщика, организатора и лидера. Михаэль знал, что первенство в личном зачете вне досягаемости, но он обязан совершить что – то запоминающееся и в равной степени вдохновенное. Под дождем Барселоны, когда время, казалось, застыло, и гонка будет продолжаться вечность, а три четверти состава гонщиков смыло ливнем, Шумахер был бесподобен. Экстраординарность погодных условий только возвеличила роль гонщика, это пилотажная победа..
Когда в Гран – при побеждает лучшая, объективно сильнейшая, совершеннейшая машина, всегда велик риск недооценки возможностей гонщика, который ей управляет. Иногда несовершенство техники только добавляет значимости человеческому фактору. Я привел истории Айртона и Михаэля не потому, что хотел сравнить их. Каждый из них велик по – своему, но в одном они едины – у них душа чемпионов.
Самое время вернуться к главной теме данной статьи. Хочется задаться вопросом: каков истинный вклад Кими Райкконена в возрождение былой славы McLaren образца второй половины сезона 2004? Да, Райкконен не является олицетворением своей эпохи, в его послужном списке нет громких титулов, да и победы в отдельных гонках – редкие гостьи в биографии молодого финна. Это, если хотите, правда жизни. Но верно и другое – именно Райкконен, и только он, мог заставлять McLaren бороться за победы. Как самую знаковую и показательную гонку Кими в ушедшем сезоне я бы выбрал Хокенхайм. Почему не Спа? В Бельгии Райкконен провел грандиозный с точки зрения таланта и одухотворенности Гран - при, но нельзя не признать, что обстоятельства и очередной раунд шинной войны сыграли в его и McLaren пользу. Германская гонка – совсем иное дело. После не лучшей, будничной квалификации (3-е место – не в последнюю очередь благодаря дисквалификации Баттона) Райкконен доказал, да, что же он доказал? Для любого гонщика современности, если речь не идет о Михаэле Шумахере, извечной проблемой является умение (а вернее, его отсутствие) провести два Гран – при подряд на высоком, высочайшем уровне. Сильверстоун доказал силу как McLaren, так и Райкконена, но будет ли подтверждение две недели спустя? Вот в чем вопрос. Старт Райкконена был рядовым, а вот Алонсо превзошел сам себя, лишний раз подтвердив исключительные старты Renault. Учитывая лидерство Михаэля и тот факт, что Фернандо не мог одним лишь старанием компенсировать разницу в скорости, ситуация безнадежная, как для Кими, так и для его команды. Каждый лишний круг за Алонсо лишь повышал акции Ferrari и ее лидера. Поэтому Райкконен приступил к активным действиям и преуспел в этом. На втором круге McLaren финна ушел с траектории, и Renault откатилось на третью позицию. Как только Алонсо остался позади, началась погоня за Шумахером. Когда Михаэль лидирует, то своим классом и уверенностью оставляет соперникам мизерное количество шансов. Последним человеком, кто мог состязаться с немцем, не владея инициативой, был Мика Хаккинен. И то, как вел германскую баталию Райкконен, его манера, живо напомнили знаменитого земляка. За восемь кругов разрыв вырос лишь на одну секунду – каждый из лидирующего дуэта вел гонку на пределе, но не потому, что к этому обязывала ситуация, а потому, что это у них в крови. Впервые в сезоне McLaren был на уровне Ferrari в гонке, как в чистой скорости, так и в стабильности – и в этом немалая заслуга Кими-настройщика. Более поздний заезд на первый пит – стоп дал финну стратегическую инициативу, Хокенхайм не верил своим глазам – Райкконен легко удерживался в ритме Шумахера и готовился захватить лидерство. Бурною, ослепительною волною машины немца и финна вырываются на стартовую прямую, и в момент, когда нужно резко и жестко тормозить, у McLaren отрывается задний спойлер. Машина зарывается в гравии, а Райкконен в отчаянии швыряет руль в комиссаров. Символ отчаяния, но не сдачи. Есть сходы, украшающие гонки. Велик соблазн применить это выражение к данной ситуации, но не ждите от меня подобного. Я не сделаю этого по одной причине. Из уважения к Райкконену. Лично у меня вызывает досаду в этой истории лишь то, что мы не увидели продолжения. Великой борьбы двух великих гонщиков.
Не знаю, станет ли Кими чемпионом мира, или судьба распорядится иначе. Но одно – после Хокенхайма 2004 – я понял точно. У него тоже душа чемпиона.