-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в daizyLeningrad

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2012
Записей: 1398
Комментариев: 506
Написано: 10570


Замок Монсоро.Истории реальные и вымышленные

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 23:25 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Замок Монсоро.Истории реальные и вымышленные


                                  

"Графиня де Монсаро"...

Вероятно трудно найти человека моего поколения,который не знал бы сюжет этой романтической истории по одноименному роману А.Дюма или по экранизации этого романа на телевидении или большом экране....Красивая.романтическая история любви,красивые герои,героические поступки,коварство,интриги...ну,в общем все то,что вызывает слезы умиления у барышень юного возраста и неподдельный интерес у любого читателя...Наш Великий Дюма,как всегда,пофантазировал,приукрасил историю жизни неких людей,которые реально существовали  и поступки их  невозможно было  бы назвать благовидными и порядочными...  

                            

Одной из самых удачных романтических серий, написанных Александром Дюма-отцом, по праву считается серия, посвященная периоду гугенотских войн, закату династии Валуа и возвышению Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV). Она состоит из трех романов: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять».

Всем известна история любви, рассказанная в романе «Графиня де Монсоро». Прекрасная Диана де Меридор стала объектом развратных преследований герцога Анжуйского, брата французского короля Генриха III. Он приказал похитить красавицу, чтобы сделать ее своей любовницей. Приближенный герцога Анжуйского граф де Монсоро, тоже влюбленный в Диану, решает изобразить из себя благородного спасителя, помогает девушке бежать, прячет ее в укромном месте и начинает убеждать в том, что брак с ним – это единственная возможность в будущем избежать притязаний герцога.

                         

Испуганная и обманутая Диана соглашается выйти замуж за немолодого и непривлекательного графа. В это время судьба сводит ее с прекрасным и благородным дворянином де Бюсси. Де Бюсси – тоже приближенный герцога Анжуйского, но не из преданности и уважения к последнему, а скорее из духа противоречия – потому что презирает короля-гомосексуалиста Генриха III и его развратных фаворитов, а герцог Анжуйский активно враждует и с королем и с его любимцами. Молодых людей тянет друг к другу, но замужество Дианы становится между ними непреодолимой стеной.

Однако вскоре Диана убеждается в том, что ее супруг вел двойную игру и практически заманил ее в ловушку ненавистного ей брака. Она отказывается подтвердить супружество на брачном ложе и вместо этого становится возлюбленной де Бюсси. Об их связи узнает герцог Анжуйский и доводит пикантную новость до ушей графа де Монсоро.

Разгневанный граф набирает наемных убийц и нападает на де Бюсси и Диану во время их любовного свидания. Защищая себя и любимую женщину, де Бюсси убивает графа и многих его наемников, но и сам получает столько ранений, что погибает. Вне себя от горя, Диана удаляется от мира и лишь одна мысль поддерживает в ней желание жить дальше – стремление отомстить герцогу Анжуйскому. Этот замысел она осуществляет уже в последнем романе трилогии «Сорок пять», когда сумеет приблизиться к герцогу и отравить его. После чего она навсегда уходит в монастырь – оплакивать погибшего возлюбленного и молиться за него.

                         
Прекрасная и грустная история – романтика борьбы добра со злом, неумирающей любви, благородства и верности! Ах! tender

История, рассказанная Александром Дюма похожа на реальную – и не похожа!


Это случилось в 1579 году. Франция находилась в периоде расцвета Ренессансной культуры и по праву считалась одним из культурных центров Европы. Но в то же время она была буквально раздираема на части гражданской войной, в которой сошлись сторонники католической веры (их лидером считался герцог Генрих де Гиз) и кальвинисткой разновидности Реформации – гугенотами (лидером гугенотов был Генрих Наваррский). Кульминацией этой борьбы была знаменитая Варфоломеевская ночь, но несмотря на страшный удар, который был нанесен гугенотам в это время, они по-прежнему составляли мощную политическую силу и исход борьбы между ними и католиками во Франции был еще совершенно неясен.

  Генрих III Валуа— четвёртый сын Генриха II, короля Франции и Екатерины Медичи, герцог Ангулемский (1551—1574), герцог Орлеанский (1560—1574), герцог Анжуйский (1566—1574), герцог Бурбонский (1566—1574), герцог Овернский (1569—1574), король польский и великий князь литовский с 21 февраля 1573 года по 18 июня 1574 года, с 30 мая 1574 год последний король Франции из династии Валуа.

На престоле Франции находился последний король из династии Валуа – Генрих III. Оказавшись на вершинах власти, он посчитал уже излишним скрывать свои гомосексуальные наклонности, и открыто приблизил к себе нескольких молодых смазливых фаворитов (миньонов, как их называли во Франции – от французского mignon - милашка), в характере отношений которых с королем никто не сомневался.

                               

Луиза Лотарингская-Водемон  — представительница Лотарингского дома, супруга Генриха III Валуа и французская королева с 1575 по 1589 годы.

Его жена Луиза де Водемон играла роль ширмы, и надежд на появление потомства у царственной пары не было никаких. Кроме того, король не отличался крепким здоровьем, поэтому многие придворные считали нелишним обеспечить себе заранее тепленькое местечко при будущем короле – а им считался младший брат Генриха III, Франсуа, герцог Анжуйский. В результате придворное общество того времени раскололось на две части: была так называемая партия короля и партия герцога Анжуйского.

                               

Франциск II Французский

Отношения между братьями были достаточно напряженными и эта вражда распространялась и на их приближенных. Герой нашей истории, де Бюсси, как раз принадлежал к партии герцога (будущее показало, что он поставил не на ту лошадку: герцог скончался от чахотки в 1584 году, не дожив до гибели своего брата-короля от рук католического фанатика всего четыре года – но об этом де Бюсси никогда не узнает).

   
Реальный герцог Анжуйский (Франсуа), к примеру, никогда не преследовал графиню де Монсоро. Хотя, в основном, Дюма описывает его довольно верно. Жизнь герцога была наполнена сильнейшей завистью к старшему брату Генриху III. Как мы и узнаём из романа, его интриги в надежде заполучить французский трон окончились неудачно - Генрих практически посадил его под домашний арест, а миньоны здорово потешались над ним. Франсуа бежит из Лувра и в этом ему, между прочим, помогает именно Бюсси, а вовсе не Генрих Наваррский, как это представлено в романе. Чтобы избежать войны, Генриху III приходится купить брата. Именно в этот момент Франсуа был пожалован и титул "Монсеньор", и провинция Анжу. А до этого события герцогом Анжуйским был сам король, а Франсуа звался герцогом Алансонским. С этого момента Франсуа принял сторону брата и даже участвовал в военных походах вместе с братом-королем. Он умер молодым в 29 лет от туберкулёза и не оставил наследников.
В подлинной истории никто из героев не был таким, каким он предстал в бессмертном творении Дюма. 

                                  

Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз граф де Бюсси

Итак, первым героем нашей истории был Луи де Клермон, сеньор д'Амбуаз граф де Бюсси (1549—19 августа 1579) — один из блестящих представителей французской знати второй половины 16 века. К нему в полной мере применима характеристика, данная писателем Стефаном Цвейгом французским дворянам эпохи Ренессанса: «в это историческое мгновение здесь возникает новый идеал, единственное в своем роде сочетание силы и красоты, беспечности и отваги - высокое искусство презирать смерть и в то же время страстно любить жизнь.

                                          

Граф де Бюсси в исполнении А.Домагарова в телесериале "Графиня де Монсаро"

Естественнее и свободнее чем где бы то ни было объединяются во французском характере горячий темперамент с беззаботной легкостью, галльская chevalerie [рыцарственность (фр.)] чудесным образом гармонирует с классической культурой Ренессанса. От дворянина наравне с умением, облачившись в тяжелые доспехи, стремительно атаковать противника на турнире, требуется и безукоризненное выполнение замысловатых танцевальных фигур, он должен постичь как суровую науку войны, так и галантные законы придворной куртуазии; одна и та же рука должна разить тяжелым двуручным мечом, чувствительно играть на лютне и писать сонеты даме сердца. Сочетать в себе полярные противоположности - силу и нежность, суровость и изысканность, быть равно оснащенным для боя и для духовного поединка - вот идеал того времени».

                             

Де Бюсси вполне отвечал этому идеалу и прославился своей красотой, образованностью, сочинением стихов, многочисленными любовными похождениями, и не менее многочисленными дуэлями.

     

Граф де Бюсси


Что касается дуэлей, то все современники отмечали, что Бюсси, пожалуй, излишне ими увлекался и имел неприятное свойство доводить их до смерти соперника. Ему недостаточно было пролить «первую кровь», т.е. нанести небольшую рану, после которой противники, как правило, могли примириться. Бюсси, несомненно, принадлежал к породе так называемых бретеров, т.е. заядлых дуэлянтов, которые постоянно искали повода для вызова на дуэль и находили их даже в мелочах. Храбрости ему было не занимать, а шпагой он владел виртуозно – потому и не боялся сам вызывать или быть вызванным на поединок. Благодаря этим свойствам, его обращение с окружающими, мягко говоря, было не слишком уважительным.

                            

А.Домагаров в роли де Бюсси

Он постоянно рассыпал вокруг себя язвительные замечания и оскорбления, с той же легкостью, с которой другие рассыпают комплименты, и благодаря этому нажил себе немало врагов. Среди врагов числился и король Генрих III, который ненавидел де Бюсси за дерзкие отзывы о своих миньонах-фаворитах. Да и самому королю доставалось в частных беседах от злого языка де Бюсси – а собеседники часто доводили известия об очередных выпадах до ушей короля.

                                 

Николя Сильбер в роли де Бюсси во французском сериале Графиня де Монсоро"


Сохранился рассказ о том, что однажды король Генрих III попросил де Бюсси не доводить до смертельного исхода в дуэли с неким Сен-Фалем. Ответ был таков: «Его величество хочет, чтобы я помирился с Сен-Фалем? – спросил короля Бюсси. – И я тоже! Только пусть сначала Сен-Фаль умрет – мириться по-иному не умею».


Запятнало «благородный» облик подлинного де Бюсси и участие в знаменитой Варфоломеевской ночи – он был одним из наиболее активных ее головорезов, да еще и воспользовался этой резней, чтобы поправить свои имущественные делишки. В этот трагический для Франции день он убил семерых своих родственников, в том числе и кузена Антуана де Клермона, маркиза де Ренеля, с которым вёл тяжбу. После этого убийства он унаследовал и звание, и титул кузена, а также земли и замки других убитых. Надо сказать, что хотя де Бюсси и утверждал, что все убитые им были гугенотами – современники очень и очень сомневались в этом.


Другой известной чертой образа жизни Бюсси была вереница любовных похождений, чему очень способствовала его красота. Женщины не могли перед ним устоять, а самой знаменитой его любовницей была Маргарита Наваррская, знаменитая «королева Марго». Но если в дуэлях и любовных похождениях де Бюсси не было равных, и на этих поприщах он всегда был победителем, то в другой области своей жизни – политических и придворных интригах – он был совсем не так успешен. В 1576 году он был назначен наместником в провинции Анжу – и оставил о себе недобрую память, так как разорял местное население несправедливыми поборами. А когда в 1578 году сопровождал герцога Анжуйского в его походе на Нидерланды, то проявил себя никудышным полководцем: во французском военном лагере при нем царил полный беспорядок.

                             
Портрет де Бюсси в молодости...Красавчик,однако....


Как уже говорилось выше, в столкновении двух братьев – короля Генриха III и герцога Франсуа Анжуйского, де Бюсси принял сторону последнего. Он принимал участие во всех интригах своего патрона. Одна из них заключалась в том, чтобы под власть герцога перешла Фландрия (она в это время восстала против господства испанцев и искала себе союзников в этой борьбе – если бы брат французского короля возглавил мятежную провинцию, это бы помогло делу освобождения). В 1578 году Бюсси пытался склонить голландцев на передачу власти герцогу Анжуйскому.

Трудно было представить человека, менее пригодного для подобной миссии. Способностями дипломата, умением уговаривать и улещивать Бюсси не обладал ни в малейшей мере. Он по-прежнему вел себя дерзко и надменно, не боялся пускать в ход свой злой язык и нажил во Фландрии не меньше врагов, чем в Париже. В результате переговоры сложились столь неудачно, что голландские Генеральные штаты согласились лишь на военную помощь и полностью отвергли планы герцога Анжуйского на верховное правление во Фландрии. Из-за провала этой миссии де Бюсси впал в немилость у своего покровителя и был отправлен им наместником в Анжер – своего рода почетная ссылка. Там, в провинциальной глуши и скуки, и застала Бюсси его судьба.

                          

                          

Живые портреты в замке Монсаро(Де бюсси,Диана,Монсоро)


Другой герой нашей истории – обманутый муж. И он не был таким, каким описало его перо писателя Дюма.
Шарль де Шамб, граф де Монсоро, барон де Поншато (28 ноября 1549 — 16 июня 1621) — французский дворянин, главный ловчий и камергер герцога Анжуйского. Как видно из дат жизни, он был ровесником де Бюсси. И звали его не Бриан, а Шарль. Дюма описывает его как непрезентабельного мужчину лет 35, но вряд ли он был таким, хотя красотой и не мог сравниться со своим противником. И хотя в начале своей карьеры он считал своим сюзереном герцога Анжуйского, но ко времени развернувшейся драмы он уже скорее считался приверженцем короля, а не герцога.

                           


Шарль де Шамб был братом губернатора Сомюра Жана, барона де Монсоро. За невероятную жестокость в отношении сомюрских гугенотов, проявленную в Варфоломеевскую ночь, Карл IX пожаловал Жану графский титул, но ненадолго. Гугеноты отомстили за сомюрскую резню и убили Жана несколько месяцев спустя. Титул и земли перешли нашему герою.

                            
Шарль также принял участие в религиозных войнах и в 1573 году отличился при осаде Ла-Рошели. Вскоре он наследовал владения умершего брата и вслед за своим сюзереном герцогом Франсуа Алансонским (тогда он еще был герцогом Алансонским, а не Анжуйским) переехал в Париж. 10 января 1576 года он женился на молодой вдове Франсуазе де Маридор, перекрещеной гугенотке.
Она и была последней стороной образовавшегося «любовного треугольника». И звали ее не Диана, как в романе Дюма, а Франсуаза. Почему Диана?                             

Как мне объяснила одна знакомая, имя Франсуаза звучит для французского уха несколько простовато. Это имя очень распространено и Франсуазой могли назвать как отпрыска аристократии, так и крестьянскую дочь. Другое дело – Диана. Этим именем простолюдинок не баловали. Скорее всего, из этих соображений Дюма-отец переделал простонародно-немудреное имя Франсуаза на изысканно-аристократичное Диана (здесь он был не одинок – за тридцать лет до этого Пушкин поступил так же с одной из своих героинь и реальная Матрена Кочубей получила более возвышенное и романтичное имя Мария).
                            

Франсуаза де Маридор

                          


Итак, Франсуаза де Маридор была дочерью Оливье де Маридор, приближенного королевы Наваррской Жанны д’Альбре (матери Генриха Наваррского). Ее матерью была фрейлина королевы Жанны Анна де Матиньон. Франсуаза родилась в 1555 году в протестантской семье, которая незадолго до первого замужества Франсуазы перешла в католическую веру. Говорили, что на хорошенькую девицу обратила свое пристальное внимание сама королева Екатерина Медичи, которая посчитала, что Франсуаза будет хорошим приобретением для ее знаменитого «летучего отряда фрейлин» (этот отряд состоял из девушек и женщин нестрогого образа жизни, чьей обязанностью было спать с придворными кавалерами и дипломатами по указанию Екатерины Медичи и с помощью своих прелестей выведывать у них государственные и дипломатические тайны, а также привлекать их на сторону короля).

Так это было или не так – точно не известно, но даже если Франсуаза и оказалась в этом «боевом отряде» сексуально раскрепощенных особ, то там она не преуспела и была вскоре выгнана за полную и абсолютную «профнепригодность». Вместо того, чтобы шпионить и выведывать, она влюбилась в «объект» своего шпионажа Жана Косме, барона Люси и в 1573 году вышла за него замуж. Счастье ее было недолгим, так как год спустя муж был убит в стычке с гугенотами. В 1575 году за ней начал ухаживать граф Жан де Монсоро. Дело шло к свадьбе, но жениха снова убили все те же противные гугеноты. И тут эстафету ухаживания перехватил его младший брат Шарль де Монсоро, который также сделал ей предложение и женился на ней в январе 1576 года. Таким образом, брак графа и Франсуазы был вовсе не вынужденным, а заключенным по взаимной любви.


Граф де Монсоро имел важное придворное звание главного ловчего. Он был ответственным за организацию королевских охот, которыми двор очень и очень увлекался, и поэтому был вынужден много времени проводить в Париже или в других замках, где находился двор короля и герцога Анжуйского. Но жену он с собой не брал – видимо, боялся придворных ловеласов, которые могли совратить любую, даже самую верную супругу.

И никак не ожидал, что один из самых опасных ловеласов объявится в провинции, где скучала его молодая жена.
Франсуаза и де Бюсси (который тогда был анжуйским губернатором) познакомились в 1576 году на одном из приемов в Анжере. При первой встрече они не произвели друг на друга никакого впечатления. Через два года граф де Монсоро привез жену в свой родовой замок Кутансьер на Луаре. Именно там (а не в замке Монсоро) произошло знаменитое убийство де Бюсси, наделавшее шуму на всю Францию. Де Бюсси, блистательно проваливший фландрскую миссию своего покровителя герцога Анжуйского, и скучающий в своем провинциальном изгнании, стал часто навещать так же скучающую графиню.


Что произошло между ними – доподлинно неизвестно. Де Бюсси утверждал, что Франсуаза стала его любовницей, а сама Франсуаза в разговоре с супругом незадолго до убийства клялась, что де Бюсси оклеветал ее. Она утверждала, что принимала де Бюсси лишь от скуки, но прогнала его, как только его ухаживания стали навязчивыми, и за это де Бюсси разозлился на нее и отомстил клеветой.
Так это было или не так – никто уже не узнает. Тайну своих отношений де Бюсси и Франсуаза унесли в могилу. Но одно несомненно - де Бюсси погубил болтливый язык.

 



Он либо действительно оклеветал молодую графиню, либо, добившись от нее благосклонности, не стал следовать джентльменскому правилу – не распространяться слишком о своих любовных успехах с замужней женщиной и беречь честь дамы. В одном из писем к своему приятелю, придворному короля, он бросил фразу: я подстрелил лань главного ловчего. Письмо попало сначала к герцогу Анжуйскому, который продолжал гневаться на де Бюсси, а потом – к самому королю Генриху III, который его открыто ненавидел. Король передал письмо главному ловчему и сопроводил его вполне двусмысленными словами: мол, вы должны поехать и на месте разобраться. Всякому непредвзятому свидетелю было ясно: граф де Монсоро получил лицензию на безнаказанное убийство несносного де Бюсси.

                          
На Бюсси и раньше неоднократно устраивали покушения, в основном действуя по принципу "вшестером сзади на одного", но судьба и блистательное владение шпагой спасали его вплоть до роковой среды 19 августа 1579 года.

 


Взбешенный граф прискакал в замок Кутансьер и учинил допрос Франсуазе. Она клялась, что слова де Бюсси – это клевета. Поверил или не поверил ей граф – неизвестно. Скорее всего – не поверил, потому что приставил к ее голове пистолет и заставил написать под свою диктовку письмо де Бюсси, которое призывало его на свидание этой ночью.


Смертельная ловушка была расставлена прочно. Граф де Монсоро не собирался разбираться с соблазнителем жены на дуэли, он с самого начала замыслил убийство и подобрал себе помощников из своих людей числом около 15 человек. Бюсси прибыл на свидание в сопровождении одного лишь оруженосца. Едва он переступил порог замка Кутансьер, все двери были заперты, чтобы помешать его бегству. Он дрался отчаянно и сумел убить четверых, а ранить еще троих, прежде чем получить смертельный удар в голову именно в тот момент, когда, казалось, ему удалось увернуться от убийц и выскочить в окно. По некоторым свидетельствам, смертельный удар ему нанес кинжал графа де Монсоро, который ждал, пока его помощники окончательно измотают де Бюсси и он станет легкой добычей.


Вот свидетельство Пьера де л'Этуаля: "поняв, что он предан и помощи ждать неоткуда, этот дворянин сражался до конца, доказав, что сердце его никогда не знало страха. Вскоре в руке у него остался только осколок шпаги, но он продолжал сражаться и этим обломком, пока не осталась уже одна рукоятка, и тогда он обрушил на нападавших стол, стулья, скамьи, которыми ранил или заставил обороняться еще трех или четырех противников, но, в конце концов оставшись без какого бы ни было оружия, был побежден превосходящим числом врагов и нашел свою смерть... Таков был конец Бюсси, человека бесстрашного, но чересчур строптивого, что и принесло ему несчастье".


Объяснением (не оправданием, а объяснением) поступка графа де Монсоро служит тот факт, что по понятиям того времени он был вправе наказать человека, который покусился на его жену, считавшуюся собственностью своего мужа, как простого вора и грабителя. Когда герцог Анжуйский, выполняя долг сюзерена, обратился к королю с просьбой наказать убийцу-графа, то король ответил в таких выражениях: каждый может защищать свое имущество от воров любыми способами. В таких делах считалось неуместным строго следовать «правилам чести». Например, за год до убийства де Бюсси такая же расправа ожидала другого дворянина, который пытался совратить жену другого знаменитого героя тех времен – герцога де Гиза.

Два миньона короля Генриха Третьего, погибших в знаменитую дуэль роялистов и гизаров. Король воздвиг им памятник, который был разрушен лигистами в 1588 г. Тут все понятно. Проблема в портретах. Книжки и сеть утверждают, что слева Келюс, а справа Можирон. Вот только когда я стала читать, как Можирону выбили глаз, я вспомнила, что точно такую же историю читала о Келюсе и даже портрет Можирона мне кого-то напоминает. Тогда я решила провести эксперимент, наложил портреты друг на друга, и они практически совпали. Остается предположить, что слева Келюс до того, как ему выбили глаз, а справа - после. А вот портрета Можирона нет

Дворянин из Бордо Поль Стюарт де Кос-сад граф де Сен-Мегрен, большой любитель женского пола и «миньон короля», дерзнул приударить за герцогиней де Гиз. Герцог Майенн, шурин герцогини и брат герцога де Гиза, давно ненавидевший Сен-Мегрена, убеждал своего брата отомстить за оскорбление. Но герцог, презиравший любые провокации, исходившие от «миньонов», отказался поддержать игру, считая ее глупой и бессмысленной. Убедившись в нежелании старшего брата предпринимать какие-либо шаги, Майенн решил сам уладить дело: он нанял надежных людей, и те с помощью двух десятков наемников 21 июля 1578 года напали на выходившего из Лувра Сен-Мегрена, закололи его и оставили труп валяться на мостовой. Добавлю, что ни граф де Монсоро, ни герцог де Гиз не подверглись ни малейшему осуждению тогдашнего общественного мнения – оно было на стороне обманутых мужей и прощало им любые меры по охране своей супружеской чести. Правда, король на недолгое время удалил графа де Монсоро от двора – но и только.

                                


О гибели де Бюсси мало кто сожалел. О смерти его горевала, вероятно, только одна дама – его сестра Рене де Клермон, жена Жана де Баланьи, маршала Франции. Даже его знаменитая любовница Маргарита Наваррская не нашла в те дни времени как следует оплакать его – ее увлекали новые любовники, новые интриги. Лишь на склоне лет, всеми брошенная и одинокая, грустно перебирающая воспоминания о своей блистательной молодости, она вспомнила о нем в своих записках в самых возвышенных выражениях.
А что же Франсуаза?

А ничего. Смерть незадачливого поклонника нисколько не опечалила графиню. Супруги де Монсоро примирились, жили вместе до глубокой старости, и ни о каких размолвках между ними больше речи не шло. Они занялись производством детей для поддержания и процветания славного рода графов де Монсоро. У Шарля и Франсуазы было шестеро детей (а другие источники утверждают, что детей было даже девять!): двое сыновей (старший — Рене, унаследовавший титул графа де Монсоро после смерти отца) и четыре дочери.
История с убийством де Бюсси никак не повлияла на дальнейшую очень удачную карьеру Шарля де Шамба, графа де Монсоро. В 1585 году он стал государственным советником и получил во владение аббатство Св. Георгия близ Анжера.

                                                          

В 1587 году, раненный в битве при Кутра, он попал в плен к Генриху Наваррскому, однако был выкуплен и назначен герцогом де Монпансье главнокомандующим Бретани. В войсках герцога де Меркера участвовал в битве при Краоне (23 мая 1592). В 1596 году осаждал Тине. В 1619 году, в возрасте 70 лет, принимал в Анжере королеву Марию Медичи, выступая во главе дворянской делегации. В 1620 году умирает Франсуаза, а граф пережил свою супругу на год, скончавшись в 1621 году в своем родовом замке Монсоро.

 

                                                                   Замок Монсоро

Замок расположен на слиянии двух рек: Луары и Вьенны, что определило его стратегическую ценность как крепости, позволяющей контролировать речное сообщение.

Замок возвышается сегодня на некотором отдалении от берега Луары. В XV веке, в момент постройки замка, один из его фасадов выходил прямо к реке, и только в 1820 году был обустроен берег. Строительством замка занимался Жан Сабо де Камбес - один из приближенных Карла VII, который хотел таким образом контролировать различные дороги, пересекающие местность, в том числе и путь, проделываемый паломниками, отправляющимися в аббатство Фонтевро.

                             

Его военное назначение можно определить по северному фасаду. В замке есть специальная восьмиугольная смотровая башня, которая была построена в итальянском стиле XV века. Строительный материал, из которого выполнен замок, является характерным для всей Долины Замков: как и многие другие крепости, и дворцы, замок Монсоро построен из белого песчаника.

                            

Впервые укрепления на этом месте упоминаются в 1089 году как Castrum Monte Sorello - «замок на горе Сорелло», но со временем это слов превратилось в «Монсоро». Тогда это место принадлежало Гийому Монсоро, вассалу графа Анжуйского. В 1152 году замок осаждал Генрих II. В 13 веке владение перешло в руки семьи Савари, а в 15 веке — Шамбе. Именно Жан II Шамбо, советник Карла VII Французского, возвел замок в нынешнем его виде. Известность этому месту принес Александр Дюма своим романом «Графиня де Монсоро», написанным с использованием реальных исторических персонажей. 

                          

Архитектура замка сочетает средневековое стремление к надежным укреплениям с ренессансным желанием комфортных жилищных условий и эстетичности. Замок состоит из прямоугольного главного здания с двумя башнями. Его фасад прорезан стройными окнами, увенчан зубцами парапетов и украшен традиционным декором того времени. При этом укрепления замка позволяли контролировать судоходство по реке. Ренессансная лестница во внутреннем дворе отличается изяществом и вероятно заменила более простую винтовую. В настоящее время здесь находится музей, посвященный истории судоходства по Луаре и ее значению во французской культур

Некогда прямоугольный в плане, замок в течение времени разрушался и постепенно потерял ряд корпусов. Сильно пострадал он во время Великой французской революции. "Готицизмы" в декорации двора ощутимы в использовании, довольно традиционном, пинаклей, водосборов. Машикули, обрамляющие стены по периметру, скорее декоративное украшение, чем детали фортификационного назначения. Лестница, спрятанная в шестигранный футляр башни, подчеркивает общий вертикализм членений стен. Так, переходность стиля от готики к Ренессансу, столь ощутимая во многих памятниках Луары, весьма очевидна и здесь. Окна лестничной башни обильно декорированы, так что представляют единое скульптурное панно. Проемы окон фланкрованы плоскими пилястрами, а между окон - рельефы. Здесь встречаются мотивы амуров, декоративных картушей, арабесков

Замок был перестроен в период эпохи Ренессанса с множеством каминов, с двумя винтовыми лестницами, просторными залами, а также настенными рисунками.

В середине XVII века, сеньор Рене де Шамб, объявленный мошенником и фальшивомонетчиком, скрылся в Англии. Далее на протяжении истории замок Монсоро был заброшен и использовался в качестве торгового склада. В 1862 году замок занесён в государственный перечень исторических памятников. В 1913 году замок попал в руки Генерального Совета Мэна и Луары, которые начали реставрационные работы. Реставрация длилась в с 1923 по 1932 годы.

Жители Монсоро должны, наверное, благодарить Дюма за то, что его роман бесперебойно поставляет в Монсоро туристов. По крайней мере, репутация героев романа используется здесь на полную катушку. В Монсоро вы найдёте и ресторан "Диана де Меридор" и гостиницу "Бюсси". Собственно, если бы не роман Дюма, то в Монсоро делать было бы нечего. Сам замок ничем особенно не привлекателен, один из великого множества замков на Луаре.

Для развлечения туристов, замок предлагает поиграть в игру: с помощью серии улик, расположенных в различных залах, предлагается найти спрятанное сокровище. Собирая улики и отвечая на вопросы посетители знакомятся с историей замка Монсоро и Луары. Главный ключ, отпирающий сундук с сокровищами, запрятан в кораблике перед замком. Довольно неплохой подход, чтобы пробудить интерес к осмотру замка. Особенно для детишек, которым быстро наскучивает рассматривать бесконечные стенды.

                    

                    

Один из залов замка посвящён роману "Графиня де Монсоро". Когда вы входите в зал, на стене оживают портреты Бюсси, Дианы-Франсуазы и графа де Монсоро. Говорящие портреты вступают в диалог с невидимым Александром Дюма, который расположился тут же за письменным столом. Герои романа сетуют писателю на то, что он превратно описал их в романе, и рассказывают свою настоящую историю.  Дюма перечить им не смеет (ещё бы!), мы слышим только звук его пишущего пера. 

Сейчас в 16-ти залах замка расположена постоянно действующая выставка «Образы Луары» которая в сопровождении аудиозаписей рассказывает о жизни на берегах Луары. Так, например, показывается традиционный маршрут по замкам Луары. С помощью великолепных изображений, игры света и музыки посетители могут познакомиться с пейзажами Луары, с историческим и экономически развитием поселений и замков, а также с легендами, связанными с рекой и замком Монсоро.

Также в замке размещен небольшой музей отряда марокканской конницы, где собраны оружейные принадлежности, военные атрибуты и регалии этой части кавалерии, основанной генералом Дамадом. Отряд использовали при завоевании Марокко, а также в итальянской кампании во время Второй мировой войны.

Территория замка Монсоро является центром регионального парка Луара — Анжу — Турень (Pare Naturel Regional de Loire — Anjou — Touraine).

http://lady.webnice.ru/,http://aurumcasa.diary.ru/,

Серия сообщений "Франция":
страна,история, политика,личности,династии,кино,артисты,культура,города,искусство,сады и парки,дворцы и замки,музеи,живопись,художники,музыка,
Часть 1 - Парк Багатель: розарий. Франция.
Часть 2 - Франция-многогранная.интригующая и неповторимая...
...
Часть 16 - Замок Шенонсо. Часть 1
Часть 17 - Замок Шенонсо. Часть 2.
Часть 18 - Замок Монсоро.Истории реальные и вымышленные
Часть 19 - Королевский замок Сен-Жермен-ан-Ле. Франция.
Часть 20 - Замок Шамбор.(1)Экстерьер
...
Часть 29 - Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа: Здесь похоронены сны и молитвы...
Часть 30 - Самые красивые русские православные церкви за пределами России.
Часть 31 - Скульптуры Этьена Мориса Фальконе.......

Рубрики:  Материки, страны, города/Памятники архитектуры, достопримечательности
архитекторы,памятники, достопримечательности,история создания,фотографии,
Мужчина и Женщина
Метки:  

Ольга_Бойко   обратиться по имени Среда, 19 Ноября 2014 г. 07:26 (ссылка)
Цитирую с благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
daizyLeningrad   обратиться по имени Среда, 19 Ноября 2014 г. 11:10 (ссылка)
Ольга_Бойко, рада, что Вы заинтересовались этим сообщением. Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку