-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camera_Work

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2132




Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека — всегда можно.
Иосиф Бродский

" Буржуазное наследство " Александра Гринберга...

Пятница, 15 Января 2010 г. 07:26 + в цитатник
15 января 1936 года
фотохудожник Александр Гринберг
был арестован по обвинению в распространении порнографии


Александр Данилович Гринберг (1885-1979) — талантливый фотохудожник и человек удивительной судьбы. Он родился в конце XIX века в Москве, закончил физико-математический факультет МГУ и Строгановское художественное училище. В начале XX века он увлекся фотографией, в 1907 году стал членом Русского фотографического общества.

Среди различных стилистических направлений, распространенных в мировом фотоискусстве в начале XX века, особой популярностью пользовался пикториализм. Этот стиль, удивительно созвучный мистической атмосфере «серебряного века», нашел для себя в России плодотворную почву. Александр Гринберг был одним из самых ярких и талантливых русских пикториалистов и его популярность была необычайно высокой. С 1910 по 1930 год его работы выставлялись почти на всех крупных фотосалонах и завоевали нескольких призов на международных выставках в Европе, Азии и Америке.

Александр Гринберг участвовал в Первой мировой войне, несколько лет провел в немецком плену, в Гражданскую войну воевал на стороне красных. В 1920-е годы и первую половину 1930-х он активно работал как фотограф и кинооператор. Гринберг в совершенстве овладел сложнейшей техникой благородной печати, поражающей современников и потомков виртуозностью исполнения. Он использовал методики масляной обработки отпечатков, постоянно экспериментировал. Интересно отметить, что к середине 1930-х годов эти эксперименты привели мастера к выводу, что сложная обработка снимка вовсе не обязательное условие фототворчества и он формулирует идею «чистой фотографии».

В конце 1920-х годов началась травля представителей старой фотографической школы. Досталось и Гринбергу — его фотографии получили ярлыки «упадочные» и «социально импотентные», его осуждали за работу с обнаженной натурой, с «красивыми, бесполезными самками». «Когда дешевую символику пытаются выдать за образ — ничего, кроме пошлости, не получается», — писала о работах мастера «Литературная газета» в мае 1935 года. «Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга — яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков», — писал в том же 1935 году ведущий фотокритик Межеричер (кстати сказать, в 1937 году репрессированный как «троцкистский вредитель»).

В 1935 году, несмотря на постоянные нападки, позиции Александра Гринберга были довольно сильны. В январе он был награжден Почетной грамотой ЦИК СССР, позднее его пригласили на работу по оформлению Музея Ленина — очень почетное и ответственное по тем временам задание. Но 15 января 1936 года, на следующий день после окончания работ в музее, он был арестован по сфабрикованному обвинению в распространении порнографии, а 28 марта того же года осужден Особым Совещанием НКВД на 5 лет лагерей.

Гринбергу повезло — в 1939 году за ударную работу он был освобожден и, хотя клеймо «бывшего заключенного» осталось за ним надолго, смог вернуться в Москву. Даже в военные годы он не покидал столицу, зарабатывая на жизнь съемкой портретов.

Александр Данилович умер в 1979 году в возрасте 94-х лет, пережив как своих поклонников, так и хулителей, как сторонников пикториализма, так и его яростных критиков. Он немного не дожил до возрождения интереса к художественной фотографии первой половины XX века, которая происходит в России и во всем мире. В наши дни интерес к творчеству талантливого фотомастера растет с каждым годом, его работы печатаются в книгах и журналах, участвуют в выставках, служат образцом для молодых (и не очень) фотохудожников.


http://www.photoisland.net

Метки:  

День рождения ПОЭТА...

Пятница, 15 Января 2010 г. 00:57 + в цитатник
МАНДЕЛЬШТАМ, ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ (1891–1938), русский советский поэт, прозаик.

Родился 3 (15) января 1891 в Варшаве в семье кожевенника и мастера перчаточного дела.

Вскоре после рождения сына семья переезжает в Петербург.
Здесь сознание будущего поэта постепенно пронизывается глубоким и творчески плодотворным культурным диссонансом. Патриархальный быт еврейского клана, впоследствии облекшийся в образ отвергаемого, заклинаемого, но и родного «хаоса иудейского», противостанет в творчестве поэта раз и навсегда ошеломившему, пленившему и отчужденно властному величию Петербурга с его имперской упорядоченностью и повелительной гармонией, которая не раз отзовется в мандельштамовской лирике темами вечного Рима и торжественности архитектурных шедевров.
Позднее в поэзии Мандельштама оба этих фона запечатлелись в сочетании глубоких контрастирующих красок – черной и желтой, красок талиса (иудейского молитвенного покрывала) и императорского штандарта: Словно в воздухе струится / Желчь двухглавого орла (Дворцовая площадь, 1915); Се черно-желтый свет, се радость Иудеи! (Среди священников левитом молодым.., 1917).

Лейтмотив мандельштамовских воспоминаний о детстве – «косноязычие», «безъязычие» семьи, «фантастический» язык отца, самоучкой освоившего русский и немецкий.
В наследие поэту достается не речь, а неутолимый порыв к речи, рвущийся через преграду безъязыковости. Путь Мандельштама к лаврам известного поэта 20 в. пройдет через мучительные попытки преодолеть это косноязычие, расширить границы выговариваемого, обуздать «невыразимое» врожденным ритмом, найти «потерянное слово».
Но наряду с косноязычием евреев, входящих в русскую речь извне, с усилием, Мандельштаму предстоит преодолеть и косноязычие надсоновской поры русской поэзии – 1880–1890, когда старые возможности языка исчерпаны, а новые лишь брезжат, и, наконец, безъязыковость будущего поэта, которому заказано благополучно пользоваться готовым языком и предстоит сквозь «высокое» косноязычие («косноязычием» именуется в Библии речевой дефект пророка Моисея) прорваться к своему уникальному слову.

С ранних юношеских лет сознание Мандельштама – это сознание разночинца, не укорененного в вековой почве национальной культуры и патриархального быта: «Никогда я не мог понять Толстых и Аксаковых, Багровых-внуков, влюбленных в семейственые архивы с эпическими домашними воспоминаньями... Разночинцу не нужна память, ему достаточно рассказать о книгах, которые он прочел, – и биография готова».
Но из этой неукорененности в национальном быте вырастет причастность всемирному бытию, акмеистическая «тоска по мировой культуре», способность воспринимать Гомера, Данте и Пушкина как современников и «сображников» на свободном «пиру» вселенского духа.

В 1900–1907 Мандельштам обучается в Тенишевском коммерческом училище. Здесь царила особая интеллигентско-аскетическая атмосфера, культивировались идеалы политической свободы и гражданского долга.
В годы первой русской революции 1905–1907 Мандельштам не мог не заразиться политическим радикализмом. Революционные события и катастрофа русско-японской войны вдохновили первые ученические стихотворные опыты поэта.
Происходящее воспринимается им как обновляющая стихия, бодрая вселенская метаморфоза: «Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары» – скажет он много позже, оглядываясь назад.

Получив 15 мая 1907 диплом Тенишевского училища, Мандельштам пытается вступить в Финляндии в боевую организацию эсеров, но не принимается туда по малолетству.
Обеспокоенные за будущность сына родители спешат отправить его учиться заграницу.
В 1907–1908 Мандельштам слушает лекции на словесном факультете Парижского университета, в 1909–1910 занимается романской филологией в Гейдельбергском университете (Германия), путешествует по Швейцарии и Италии. Эхо этих встреч с Западной Европой уже никогда не покинет поэзию Мандельштама. Именно тогда в сумму архитектурных впечатлений Мандельштама входит европейская готика – сквозной символ образной системы его будущей поэзии.

В Париже в эти годы происходит внутренний перелом: Мандельштам оставляет политику ради поэзии, обращается к интенсивному литературному труду.
Увлекается лирикой В.Брюсова, вождя русского символизма, и французских поэтов – за смелость «чистого отрицания», за «музыку жизни», вызванную отсутствием привязанностей к конкретному жизненному содержанию, как скажет Мандельштам в одном из писем своему бывшему учителю словесности и литературному наставнику Вл. Гиппиусу.
В Париже Мандельштам знакомится с Н.Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником. Именно Гумилев «посвятил» Мандельштама в «сан» поэта. Этому знакомству суждено было укорениться в 1911 уже в Петербурге, когда Мандельштам на вечере в «башне» Вяч. Иванова впервые встречает супругу Гумилева Анну Ахматову. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и сходство поэтических устремлений.

Около 1910 в наиболее чутких литературных кругах становится очевиден кризис символизма как литературного направления, претендующего на роль тотального языка нового искусства и новой культуры. Желанием художественного высвобождения из-под власти слишком навязчивого и дидактичного символизма было продиктовано намерение Гумилева, Ахматовой Мандельштама, а также С.Городецкого, В.Нарбута, М.Зенкевича и некоторых других авторов образовать новое поэтическое направление. Так в начале 1913 на авансцену литературной борьбы выступает акмеизм.

В 1910-е Мандельштам со всем жаром молодости разделил акмеистические чаяния противопоставить бесконечным символистским порывам «в небо», в неразборчивую мистику, золотое равновесие земного и небесного.
В его творчестве плод околоакмеистической журнальной полемики 1913 – статья Утро акмеизма, которая по неизвестным причинам была отвергнута в качестве акмеистического манифеста и опубликована лишь в 1919. Однако именно в этой статье сущность акмеистического взгляда на мир и искусство, принципы поэтики акмеизма сформулированы с предельной ясностью и глубиной.

Более чем какое-либо иное литературное направление 20 в., акмеизм сопротивлялся точному его определению. В его лоно вошли слишком разные художественные системы, привнесенные слишком разными поэтами, которых объединяли в первую очередь приятельские отношения и желание отстраниться от символизма.
Но в историю русской литературы 20 в. акмеизм вошел прежде всего как цельная поэтическая система, объединяющая трех стихотворцев – Мандельштама, Ахматову и Гумилева.

Высшее чудо акмеизм прозрел в слове, в самом поэтическом действе. И это чудо слова он противопоставил бесконечным символистским спекуляциям на темы «метафизических», запредельных чудес. Слово у Мандельштама-акмеиста не призывало к бегству из «голубой тюрьмы» реального мира в мир «еще более реальный», «высший», «небесный» (как у романтиков и их наследников – символистов). Мир был единым, Богом данным дворцом. Земное и небесное здесь не противостояли друг другу.
Они сливались воедино благодаря чуду слова – божественного дара именования простых земных вещей. И такое поэтическое слово – «слово, как таковое» (формула из Утра акмеизма, развитая в позднейших статьях Мандельштама Слово и культура (1922) и О природе слова (1922)) – претворялось в «чудовищно-уплотненную реальность явлений».
Объединив земное и небесное, поэтическое слово как бы обретало плоть и превращалось в такой же факт действительности, как и окружающие вещи – только более долговечный.

Исходной предпосылкой эстетики Мандельштама-акмеиста служила память о поэтических текстах прошедших эпох и их узнавание – или переосмысленное повторение – в цитатах, зачастую преображенных и зашифрованных. Многие критики считали акмеизм – в том числе и мандельштамовскую поэзию – консервативным неоклассическим (или «ложноклассическим») направлением.
Однако сами акмеисты возводили слово «классический» к латинскому «classicum», что означает «сигнал боевого горна». А Мандельштам, который определял в статье Слово и культура классику не как то, что уже было, а как то, что должно быть, противопоставлял неувядающую новизну «серебряной трубы Катулла» (древнеримского поэта) двухтысячелетней давности быстро устаревающим футуристическим загадкам: И не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет, / И снова скальд чужую песню сложит / И как свою ее произнесет (Я не слыхал рассказов Оссиана.., 1914).

Мандельштам стремился свое поэтическое существование сличить с неизгладимым следом, оставленным его великими предшественниками, и результат этого сличения предъявить далекому читателю уже в потомстве, «провиденциальному собеседнику». (статья Утро акмеизма)
Тем самым снималось противоречие между прошлым, настоящим и будущим.
Поэзия Мандельштама могла облекаться в ясные классические формы, отсылающей к искусству былых эпох. Но одновременно в ней всегда таилась взрывная сила сверхсовременных, авангардных художественных приемов, которые наделяли устойчивые традиционные образы новыми и неожиданными значениями. Угадать эти значения и предстояло «идеальному читателю» будущего.
При всей безупречной, классической логике своей «архитектуры», смысл мандельштамовского текста столь же непредсказуем, как и ключ загадки. В центре образного языка Мандельштама – спрятанные в подтекст сложные аналогии между порой далекими друг от друга явлениями. И разглядеть эти аналогии под силу только очень подготовленному читателю, который живет в том же культурном пространстве, что и сам Мандельштам.

Например, когда Мандельштам в Летних стансах (1913) назвал судьбу цыганкой, то объяснить этот образ можно двояко: судьба столь же непостоянна, как цыганка, и – цыганки предсказывают судьбу. Однако мандельштамовская поэтика требует еще и третьей мотивировки образа – за пределами стихотворения. И здесь следует обратиться к поэме Пушкина «Цыганы», завершающейся словами: И от судеб защиты нет. Подобный намек посредством скрытой цитаты и наложение разных мотивировок образа – характерный образец мандельштамовской поэтики, которую исследователи называют «семантической» (то есть разрабатываюшей смысловые нюансы, сдвиги значения, обусловленные контекстом и подтекстом). А потому, по словам С.С.Аверинцева, стихи Мандельштама «так заманчиво понимать – и так трудно толковать».

В поэзии Мандельштама смысловой потенциал, накопленный словом за всю историю его бытования в других поэтических контекстах, приобретает значение благодаря таким скрытым цитатам-загадкам. Они заставляют читателя обратиться к их источникам с тем, чтобы найти систему координат, подтекст, с помощью которого текст можно дешифровать.

Основные черты этого метода в полной мере проявились уже в первом опубликованном сборнике поэта – Камень (1913). Сюда вошли 23 стихотворения 1908–1913 (позднее сборник был дополнен текстами 1914–1915 и переиздан в конце 1915 (на титуле значится – 1916)).
Вошедшие в сборник ранние стихи 1908–1910 являют собой уникальное для всей мировой поэзии сочетание незрелой психологии юноши, чуть ли не подростка, с совершенной зрелостью интеллектуального наблюдения и поэтического описания именно этой психологии: Из омута злого и вязкого / Я вырос тростинкой шурша, – / И страстно, и томно, и ласково / Запретною жизнью дыша... Я счастлив жестокой обидою, / И в жизни, похожей на сон, Я каждому тайно завидую / И в каждого тайно влюблен.

В первой части Камня Мандельштам сочетает «суровость Тютчева» с «серой песенкой» Верлена, где «смутное с ясным слито».
В ранних стихах поэта критики чаще всего отмечали символистские влияния.
Здесь, действительно, как и у символистов, и у романтиков, присутствует некое «двоемирие», противостояние земной преходящей реальности высшему вечному миру.
Но Мандельштам это двоемирие ощущает по-особому, сугубо индивидуально.
Он драматически напряженно переживает уникальность своего хрупкого «я», своего слабого, но неповторимого «теплого дыхания» на фоне космически безучастной вечности. В итоге рождается удивление (едва ли не центральная эмоция всей лирики Мандельштама), психологически достоверное и лишенное всякой литературности, вторичности: Неужели я настоящий, / И, действительно, смерть придет?

Вскоре эту антиномию частного и космического Мандельштам решит на свой собственный лад – через «одомашнивание» и «согревание» материи. «Родное и теплое» начало в его творчестве осваивает «чуждые» и большие вечные объекты (природу, воздух, историю, искусство) чисто человеческими, «детскими» способами (путем вдыхания, съедания, выпивания).
Так, в стихотворении Мороженно! Солнце. Воздушный бисквит... (1914) вечный лед воспетых Тютчевым Альп преобразуется в «бродячий ледник» мороженщика: И в мир шоколада с румяной зарею, / В молочные Альпы мечтанье летит... И боги не ведают – что он возьмет: / Алмазные сливки иль вафли с начинкой... В поэзии Мандельштама Евхаристия, Таинство причащения Телу и Крови Христовым, «как вечный полдень длится», но «взбитых сливок вкус и запах апельсиновой корки» тоже вечны.

Вторая половина Камня, как заметил в рецензии на книгу Гумилев, образцово «акмеистическая». В противовес символистским «экстазам слога», нарочитой звукописи и декоративности здесь царствует «классическая» форма стиха, зачастую приподнятая интонация оды, равновесная экономия стиля и образа. При этом Мандельштам преображает мистические символы в сложные, но осязаемые аналогии, а тайны – в интеллектуальные проблемы, загадки.
Ключ к такому методу лежит уже в названии книги. Именование «камень» может быть воспринято как анаграмма (игра на созвучии через перестановку букв) слова АКМЭ, давшее название новому литературному движению (это греческое слово, обозначающее высшую точку развития, расцвет, но также и острие камня, по происхождению родственно индоевропейскому слово akmen – «камень»). Но название сборника отсылает и к знаменитому стихотворению Тютчева 1833 Probleme, повествующему о камне, который с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой или низвергнут мыслящей рукой.
В статье Утро акмеизма Мандельштам окончательно прояснит смысл этой ассоциации: «Но камень Тютчева... есть слово. Голос материи в этом неожиданном паденье звучит как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания».

В Камне Мандельштам символистскому культу музыки, «эфемернейшего из искусств», отвечал как раз монументальными образами архитектуры, свидетельствующими о победе организации над хаосом, пафоса утверждения меры и обуздания материи над безмерностью и порывом, а, как следствие – Логоса, разумного Слова, над мистической бессмыслицей (Айа-София (1912), Notre Dame (1912), Адмиралтейство (1913)): ...красота – не прихоть полубога, / А хищный глазомер простого столяра. / Нам четырех стихий приязненно господство, / Но создал пятую свободный человек: / Не отрицает ли пространства превосходство / Сей целомудренно построенный ковчег.

И все же здесь нет пресловутого культа вещей, какой критики нередко усматривали за акмеистическими манифестами, а чувственная пластичность и осязаемая конкретность образов – не главное. Когда поэт хочет передать вещь на ощупь, он достигает этого одной деталью.
Но таких вещей в лирике Мандельштама немного. На вещи своего века поэт смотрит с огромной дистанции. Сами по себе они его удивляют, но не очень интересуют. Взгляд Мандельштама проходит как бы сквозь вещи и стремится уловить то, что за ними скрыто.

Еще в 1911 Мандельштам совершил акт «перехода в европейскую культуру» – принял христианство.
И хотя крещен поэт был в методистской церкви (14 мая, в Выборге), стихи Камня запечатлели захваченность католической темой, образом вечного Рима апостола Петра.
В римо-католичестве Мандельштама пленил пафос единой всемирной организующей идеи. Она отразила в духовной сфере симфонию готической архитектуры.
Подобно тому, как «твердыня» собора созидается из «стихийного лабиринта», «непостижимой леса» и «недоброй тяжести» камней, из хора столь разных и несхожих народов рождается единство западного христианского мира под властью Рима. Веками это единство поддерживалось жестким уставом, железной организацией и дисциплиной.
Но для Мандельштама религиозный культ, именно в его строго регламентированном католическом уставе, – «ничего не требует» в награду за свой совет и в христианском произволении парадоксальным образом наделяет поэта наивысшей творческой свободой: Как жаворонок, Жамм (Франсис Жамм – французский католический поэт) поет, / Ведь католический священник / Ему советы подает. Иной пример связан с восприятием Мандельштамом образа «первого русского западника» – П.Чаадаева.
Ему посвящена статья 1915 Петр Чаадаев, его образом вдохновлено созданное тогда же стихотворение Посох. В католических симпатиях Чаадаева, в его преданности идее Рима как средоточия духовного единства христианской вселенной Мандельштам прозревает не измену, а глубинную верность русскому национальному пути: «Мысль Чаадаева, национальная в своих истоках, национальна и там, где вливается в Рим.
Только русский человек мог открыть этот Запад, который сгущеннее, конкретнее самого исторического Запада. Чаадаев именно по праву русского человека вступил на священную землю традиции, с которой он не был связан преемственностью…».
И лирический герой самого Мандельштама, очевидно, с «посохом» отправился в Европу – «страну святых чудес», – дабы по-настоящему «вырасти в русского».

Теперь «весна неумирающего Рима» перенимает у зрелого Мандельштама ту роль противовеса родимому хаосу, которую для юного поэта выполняла петербургская архитектура. А в понятии «родимого хаоса» ныне неразличимы два лика – «иудейский» и «российский».

С началом Первой мировой войны в поэзии Мандельштама все громче звучат эсхатологические ноты – ощущение неминуемости катастрофы, некоего временного конца.
Эти ноты сопряжены, прежде всего, с темой России и наделяют образ Родины, зажатой в тисках неумолимой истории, даром особой свободы, доступной лишь тем, кто вкусил Смерти и взвалил на себя жертвенный Крест: Нам ли, брошенным в пространство, / Обреченным умереть, / О прекрасном постоянстве / И о верности жалеть. (О свободе небывалой...(1915)).
Место «камня», строительного материала поэзии, ныне заменяет подвластное огню «дерево» – одновременно символ трагической судьбы, выражение русской идеи и напоминание о Крестном Древе Страстей Господних (Уничтожает пламень.., 1915).

Стремление приобщиться к такого рода трагическому национальному опыту в практической жизни заставляет Мандельштама в декабре 1914 отправится в прифронтовую Варшаву, где он хочет вступить в войска санитаром.
Из этого ничего не вышло. Поэт возвращается в столицу и создает целый ряд стихотворений, которые можно назвать реквиемом по обреченному имперскому Петербургу.
Именно в качестве имперской столицы Петербург подобен для Мандельштама святому, богоотступническому и гибнущему Иерусалиму. Российскую империю с «окаменевшей» Иудеей роднит «грех» национального мессианизма. Воздаяние за него – неизбежная катастрофа (тема позднейшей статьи Пшеница человеческая (1923)).
Государственность, слишком густо, безусловно и самодовольно осознающая свою святость, обречена погибнуть. Уходящий державный мир вызывает у поэта сложное переплетение чувств: это и почти физический ужас, и торжественность (Прославим власти сумеречное бремя, // Ее невыносимый гнет), и, наконец, даже жалость. Мандельштам, наверное, первым в мировой литературе заговорил о «сострадании» к государству, к его «голоду».
В одной из глав Шума времени – автобиографической прозы 1925 – возникает сюрреалистический образ «больного орла», жалкого, слепого, с перебитыми лапами, – двуглавой птицы, копошащейся в углу «под шипенье примуса».
Чернота этой геральдической птицы – герба Российской империи – была увидена как цвет конца еще в 1915.

Стихи поры войны и революции составляют у Мандельштама сборник Tristia («книгу скорбей», впервые изданную без участия автора в 1922 и переизданную под названием Вторая книга в 1923 в Москве). Цементирует книгу тема времени, грандиозного потока истории, устремленной к гибели.
Эта тема станет сквозной во всем творчестве поэта вплоть до последних дней. Внутреннее единство Tristia обеспечено новым качеством лирического героя, для которого уже не существует ничего личного, что не причастно общему временному потоку, чей голос может быть слышен лишь как отзвук гула эпохи. Совершающееся в большой истории осознается как крушение и созидание «храма» собственной личности: В ком сердце есть – тот должен слышать, время, / Как твой корабль ко дну идет. (Сумерки свободы (1918)). Мотив отчаяния здесь звучит очень отчетливо, однако на последней глубине он высветляется очищающим чувством собственной причастности происходящему.
Повествование зачастую ведется от первого лица множественного числа: Мы в легионы боевые / Связали ласточек – и вот / Не видно солнца; вся стихия / Щебечет, движется, живет;/ Сквозь сети – сумерки густые – / Не видно солнца и земля плывет.

По законам духовного парадокса, восходящим еще к апостолу Павлу («Где преумножается грех, там преизбытствует Благодать»), тяжкая, кровавая и голодная пора начала 1920-х не только ознаменуется подъемом поэтической активности Мандельштама, но и привнесет странное, вроде бы иррациональное ощущение просветления и очищения (В Петербурге мы сойдемся снова... (1920)).
Мандельштам говорит о хрупком веселье национальной культуры посреди гибельной стужи русской жизни и обращается к пронзительнейшему образу: И живая ласточка упала / На горячие снега. Ужас происходящего чреват последней степенью свободы. «Нет ничего невозможного. Как комната умирающего открыта для всех, так дверь старого мира настежь распахнута перед толпой. Внезапно все стало достоянием общим. Идите и берите. Все доступно: все лабиринты, все тайники, все заповедные ходы.
Слово стало не семиствольной, а тысячествольной цевницей, оживляемой сразу дыханием всех веков», – сказано в статье Слово и культура.

В поэзии и биографии Мандельштама 1920–1930-х отчаяние искупается мужественной готовностью к высокой жертве, причем в тонах отчетливо христианских.
Строки 1922 Снова в жертву, как ягненка / Темя жизни принесли откликнутся в словах, сказанных поэтом, уже написавшим стихи о Сталине, в феврале 1934 Ахматовой: «Я к смерти готов».
А в начале 1920-х Мандельштам пишет свое отречение от соблазна эмиграции и противопоставляет посулам политических свобод свободу иного –духовного порядка, свободу самопреодоления, которая может быть куплена лишь ценой верности русской Голгофе: Зане свободен раб, преодолевший страх, / И сохранилось свыше меры / В прохладных житницах в глубоких закромах / Зерно глубокой полной веры.

Книга Tristia запечатлела существенное изменение стиля поэта: фактура образа все больше движется в сторону смыслового сдвига, «темных», зашифрованных значений, иррациональных языковых ходов.
И все же здесь еще царит равновесие новых тенденций и былой «архитектурной» строгости. Впрочем, от прежней акмеистической ясности Мандельштам отходит и в теории. Он разрабатывает концепцию «блаженного бессмысленного слова», которое теряет свою предметную значимость, «вещность».
Но закон равновесия царит и в теории слова: слово обретает свободу от предметного смысла, однако не забывает о нем. «Бессмысленное блаженное слово» подходит к границе «зауми», с которой экспериментировали футуристы, но не переходит ее.
Такая техника постепенного отхода от опознаваемых деталей создает возможность для внезапного прорыва «узнавания» и удивления – как только читателю-собеседнику удастся пробраться сквозь поверхностные смысловые темноты. И тогда читатель одаряется ликованием «слепого», который узнает милое лицо, едва прикоснувшись к нему», и у которого «слезы... радости узнавания брызнут из глаз после долгой разлуки».

Так построены лучшие произведения поэта начала десятилетия (Сестры – тяжесть и нежность..., Ласточка, Чуть мерцает призрачная сцена..., Возьми на радость из моих ладоней..., За то, что я руки твои не сумел удержать... (все – 1920)).

В начале 1920-х Мандельштам скитается по южным областям России: посещает Киев, где встречает свою будущую супругу Н.Я.Хазину (автора двух мемуарных книг о Мандельштаме и первого комментатора поэта), короткое время живет в Коктебеле у М.Волошина, переезжает в Феодосию, где его арестовывает врангелевская контрразведка по подозрению в шпионаже, после освобождения оказывается в Батуми.
Здесь Мандельштама вновь арестовывают – на сей раз береговая охрана меньшевиков (из тюрьмы его вызволят грузинские поэты Н.Мицишвили и Т.Табидзе).
Наконец, изможденный до крайности Мандельштам возвращается в Петроград, какое-то время живет в знаменитом Доме искусств, где обрели приют едва ли не все оставшиеся в городе известные писатели, вновь едет на юг, затем обосновывается в Москве.

Но к середине 1920-х от былого равновесия тревог и надежд в осмыслении происходящего не остается и следа. Как следствие, меняется и поэтика Мандельштама: в ней теперь темноты все больше перевешивают ясность.
Очень лично переживается расстрел Гумилева в 1921.
Не оправдываются недавние упования на «отделение церкви-культуры от государства».
Мандельштам, как и Ахматова, оказался в двусмысленном положении.
Для советских властей он явно был чужим, реликтом буржуазного прошлого, но, в отличие от поколения символистов, лишенным даже снисхождения за «солидность» былых заслуг, а потому оказывался не у дел.

Мандельштам все больше страшится потерять чувство внутренней правоты.
Все чаще в поэзии Мандельштама возникает образ «человеческих губ, которым больше нечего сказать». Параллельно в тематику мандельштамовских стихов вползает зловещая тень безжалостного «века-Зверя».
За ним проглядывают зашифрованные черты гоголевского Вия с его смертоносным взглядом (через скрытый пароним, то есть созвучие слов «век» и «веко» – в обращении демона Вия к нечисти: «поднимите мне веки»).
Так переосмысляется язык библейского Апокалипсиса, который «зверем» именует грядущего антихриста. Судьба поэтического слова в поединке с самым кровожадным хищником, голодным временем, пожирающим все человеческие творения, отражается в Грифельной оде (1923, 1937). Здесь более чем примечательна густая темнота образов, лишенная малейшей прозрачности.

В 1925 происходит короткий творческий всплеск, связанный с увлечением Мандельштама Ольгой Ваксель. Затем поэт замолкает на пять лет.
Эти годы заняты переводами и работой над прозой – автобиографией Шум времени, повестью Египетская марка (1928), эссе Четвертая проза (1930).
Тон книгам задает трагическое напряжение между «большим», историческим, эпическим временем и временем личным, биографическим.
Автор боится застрять в своем прошлом, потерять абсолютную свободу неукорененности и беспочвенности. Он отрекается от себя, от своей биографии, пытается себя преодолеть, победить.
В Египетской марке эти мотивы доведены до надрыва. Главным героем Мандельштам выводит своего двойника, наделяет его сгущенными чертами «маленького человека» русской литературы в духе Гоголя и Достоевского и предает его подобию ритуального поругания.
Никогда не дававший волю «нервам» в своей поэзии, Мандельштам здесь, по словам литературоведа Н.Берковского, «борзых игрового стиля затравляет до последних сил».
Так автор расправляется с важнейшими для себя темами – страха, чести и бесчестия, дабы, подобно шуту или юродивому, обрести право без стыда выкрикивать последнюю правду.

На рубеже 1920–1930-х покровитель Мандельштама Н.Бухарин устраивает его корректором в газету «Московский комсомолец».
Однако нежелание Мандельштама принимать «правила игры» и крайняя эмоциональная порывистость резко осложняют отношения с «коллегами по цеху».
Поэт оказывается в центре публичного скандала, связанного с обвинениями в переводческом плагиате (свою отповедь литературным врагам он произнесет в Четвертой прозе, где отвергнет «писательство» как «проституцию» и недвусмысленно выскажется о «кровавой Советской земле» и ее «залапанном» социализме).

Дабы уберечь Мандельштама от последствий скандала, Н.Бухарин организует для него поездку в 1930 в Армению, оставившую глубокий след в том числе в художественном творчестве поэта: после долгого молчания в чаду «советской ночи» к нему вновь приходят стихи.
Они яснее и прозрачней Грифельной оды, но в них уже явственно звучит себя последнее мужественное отчаяние и безысходный страх.
Если в прозе Мандельштам судорожно пытался уйти от угрозы, то теперь он окончательно принимает судьбу, возобновляет внутреннее согласие на жертву: А мог бы жизнь просвистать скворцом, / Заесть ореховым пирогом, / Да, видно, нельзя никак.

С начала 1930-х поэзия Мандельштама накапливает энергию вызова и «высокого» гражданского негодования: Человеческий жалкий обугленный рот/ Негодует и «нет» говорит.Так рождается шедевр гражданской лирики – За гремучую доблесть грядущих веков.... (1931, 1935).

Между тем поэт все более ощущает себя затравленным зверем, а в ноябре 1933 пишет стихи против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны... (хотя у него было много хвалебных стихов, посвященных Сталину). Стихи быстро получили известность, разошлись в списках по рукам.
13 мая 1934 следует арест. Однако приговор оказался мягким – высылка в Чердынь и скорое разрешение переехать в Воронеж.

Здесь Мандельштам переживает последний, очень яркий расцвет поэтического гения (Три Воронежские тетради (1935–1937)).
Венец «воронежской лирики» – Стихи о неизвестном солдате (1937). Поэт проникает внутрь новой «яви» – безисторического и обездуховленного материка времени.
Здесь он исполняется глубокой волей «быть как все», «по выбору совести личной» жить и гибнуть с «гурьбой» и «гуртом» миллионов «убитых задешево», раствориться в бесконечном космическом пространстве вселенной и наполняющей его человеческой массе – и тем самым победить злое время. Поздняя мандельштамовская поэтика делается при этом еще более «закрытой», «темной», многослойной, усложненной различными подтекстными уровнями.
Это поэтика «опущенных звеньев», когда для восстановления сюжета стихотворения нужно восстановить образ-посредник.
Образ-посредник может таиться в скрытой и переработанной цитате, зашифрованном подтексте, который с большим трудом поддается восстановлению неподготовленным читателем.
Но он может скрываться и в сугубо индивидуальной иррациональной логике авторского мышления, взламывающего готовое слово и извлекающей его скрытые смысловые глубины, часто архаичные, восходящие к древним мифологическим моделям.

И все же темноты могут неожиданно высветляться: воронежская земля, земля изгнания, воспринята как целомудренное чудо русского ландшафта. Суровый и чистый пейзаж служит фоном для торжествующей темы человеческого достоинства, неподвластного ударам судьбы: Несчастлив тот, кого, как тень его, / Пугает лай и ветер косит, / И беден тот, кто сам полуживой, / У тени милостыни просит.

Отвергая участь «тени», но все же «тенью» ощущая и себя, поэт просит милостыню у вождя. Так в начале 1937 появляется Ода Сталину. Однако Ода Мандельштама не спасла. Ее герой – хитрый и мстительный – мог начать со своими обидчиками лукавую игру и, к примеру, подарить жизнь и даже надежду – как и произошло с Мандельштамом, который в мае 1937 отбыл назначенный срок воронежской ссылки и вернулся в Москву. Но в мае 1938 следует новый арест Мандельштама. Его отправляют на Дальний Восток.

27 декабря 1938 в пересылочном лагере «Вторая речка» под Владивостоком доведенный до грани безумия Мандельштам умирает.

Наследие О.Э.Мандельштама с начала 1960-х начинает активно входить в культурный обиход интеллигенции эпохи «оттепели».

Издания: Разговор о Данте. М., 1967; Сочинения: в 2 тт. М., 1990; Собрание сочинений: в 4 тт. Вашингтон-Нью-Йорк-Париж. 1991; Камень. Л., 1990 (серия «Литературные памятники»).

Вадим Полонский


http://www.krugosvet.ru

Метки:  

История фотографии - Тимоти О' Салливан

Четверг, 14 Января 2010 г. 13:05 + в цитатник
14 января 1882 года
умер знаменитый американский
фотограф Тимоти О’Салливан


В конце 1850-х годов Тимоти О’Салливан (Timothy O’Sullivan, 1840-1882), ирландец по происхождению, устроился подмастерьем в галерею знаменитого нью-йоркского фотографа Мэтью Брэди. В 1861 году с началом Гражданской Войны Брэди переносит свою студию на поле битвы. Он нанимает около двадцати фотографов с целью фиксировать основные военные события для истории. О’Салливан был самым молодым из всей команды — и, по всей видимости, самым талантливым.

Свою самую знаменитую фотографию «Жатва смерти» О’Салливан сделал 4 июля 1863 года после битвы при Геттисберге — самого кровопролитного сражения в ходе Гражданской Войны. Фотограф не захотел передавать негатив Брэди, кроме того, он хотел, чтобы фотография была напечатана под его именем. Это привело к обострению разногласий между двумя талантливыми фотографами; О’Салливан покидает студию Брэди и переходит работать к другому известному американскому фотографу Александру Гарднеру.

После войны Тимоти О’Салливан был уже достаточно опытным и известным специалистом. Он устроился фотографам в инженерные войска и принимал участие в нескольких географических экспедициях. Именно на его снимках мир впервые увидел многие достопримечательности американского дикого запада. Последние годы жизни О’Салливан провел в Вашингтоне, работая фотографом в Геологической Службе и в Министерстве финансов США.


http://www.photoisland.net

Метки:  

Марина Цветаева, 17 января 1917 г

Четверг, 14 Января 2010 г. 12:39 + в цитатник
* * *

Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле — деревья,
Это бродят золотым вином — гроздья,
Это странствуют из дома в дом — звезды,
Это реки начинают путь — вспять!
И мне хочется к тебе на грудь — спать.

Метки:  

14 января - ЛАОКООН

Четверг, 14 Января 2010 г. 10:53 + в цитатник
14 января 1506 года в Риме была найдена и перевезена в Ватиканский музей скульптура «Лаокоон и его сыновья».


Шедевр древней скульптуры по времени создания относится примерно к 1 веку до нашей эры. По свидетельству Плиния, Лаокоон находился в доме императора Тита. Это произведение трех родосских скульпторов — Агесандра, Полидора и Афинодора.

Сюжет Лаокоона почерпнут из сказаний о Троянской войне и
очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия. Первоначально существовало мнение, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, повидимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже.

«Бойтесь данайцев, дары приносящих!» Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого.
Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы и неотвратимость гибели очевидны.

Великий немецкий просветитель Лессинг в середине восемнадцатого столетия посвятил Лаокоону специальное исследование.
Он обратил внимание на то, что скульпторы, даже передавая сильнейшую боль, сумели подчинить статую требованиям красоты. Лаокоон изображен не кричащим, а лишь стонущим.
Сам выбор сюжета и трактовка его глубоко пессимистичны.
Греческое искусство и раньше изображало гибель героев, но то была гибель в борьбе. Здесь же перед нами жестокая казнь неповинных людей. Все преступление Лаокоона в том, что выполняя свой долг, он предостерегал троянцев.
Тем более ни в чем не виноваты его дети.

К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается и мысль о беспомощности человека. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека мало что остается — нет больше веры в разумность миропорядка.

http://www.calend.ru /



МаксимилианВолошин, " CORONA ASTRALIS ", часть 7

В нас тлеет боль внежизненных обид.
Томит печаль, и глухо точит пламя,
И всех скорбей развернутое знамя
В ветрах тоски уныло шелестит.

Но пусть огонь и жалит и язвит
Певучий дух, задушенный телами, -
Лаокоон, опутанный узлами
Горючих змей, напрягся... и молчит.

И никогда - ни счастье этой боли,
Ни гордость уз, ни радости неволи,
Ни наш экстаз безвыходной тюрьмы

Не отдадим за все забвенья Леты !
Грааль скорбей несем по миру мы, -
Изгнанники, скитальцы и поэты !

Метки:  

История фотографии -Франтишек Дртикол

Среда, 13 Января 2010 г. 10:58 + в цитатник
13 января 1961 года
умер выдающийся чешский
фотограф Франтишек Дртикол


Франтишек Дртикол (Frantisek Drtikol, 1883-1961), первый чешский фотограф, который приобрел действительно всемирную известность, стал фотографом почти вопреки своему желанию. С детства он мечтал заняться живописью, но его отец считал такую профессию недостаточно надежной, и отправил сына учиться в коммерческое фотоателье. Сначала Дртикол сильно страдал, но быстро осознал какие возможности открывает фотография перед человеком с художественным вкусом и, проработав в фотоателье около трех лет, поступил учиться в мюнхенскую фотошколу. После окончания школы он некоторое время работал в Швейцарии, затем вернулся на родину.

Настоящий расцвет творчества Дртикола наступает в 1920-х годах. Его фотоателье в Праге пользуется сумасшедшим успехом. Ему заказывают официальные портреты политические лидеры Чехословакии, пражская элита буквально толпится у его дверей. Не меньше внимания фотограф уделял простым заказчикам с улицы. Фотоателье начало приносить неплохой доход и Дртикол занялся свободным творчеством — экспериментами с обнаженной натурой. «В своем творчестве я исхожу из Книги Бытия: Бог создал человека по своему подобию», — писал он, — «Очевидно, что Бог не создал человека одетым, человек появился на свет обнаженным. Поэтому я рассматриваю наготу как творение собственно Бога, как саму красоту, как явление в высшей степени духовное». Работы Дртикола стали сенсацией в мире фотографии и демонстрировались не только в Европе, но и по всему миру.

В начале 1930-х годов Франтишек Дртикол прекратил использовать живых людей в качестве натуры. Он размещает перед объективом вырезанные по собственным рисункам картонные силуэты. Видимо, это связано с его увлечением мистикой и восточной философией. В 1932 году Дртикол закрыл свое ателье, а в 1935-м совсем прекратил фотографировать. Он вернулся к мечте своего детства — живописи. Бывший фотограф на собственном опыте убедился в правоте своего отца — живопись оказалась ненадежной профессией. «У меня была мировая известность, так называемая слава, но при этом я начал бедствовать», — вспоминал Дртикол — «Продать ничего не удавалось. И с 1930 по 1934 год я был рад, когда удавалось достать деньги на обед».

Чтобы как-то свести концы с концами, Дртикол начал преподавать на курсах фотографов любителей, писал учебные программы для фотошколы. В середине 1940-х годов он преподавал в пражском графическом училище, но его художественное мышление модерниста 1920-х годов не находило отклика у студентов конца 1940-х.

Франтишек Дртикол умер в 1961 году в полном забвении. Интерес к его творчеству вновь возник в конце 1970-х и продолжает расти до сих пор. Выставки фотографий Дртикола проходят по всему миру и вызывают огромный интерес у искусствоведов и широкой публики.


http://www.photoisland.net

Метки:  

Фотоистория с Х - лучами

Вторник, 12 Января 2010 г. 12:50 + в цитатник
12 января 1896 года
был сделан первый в Америке
(и один из первых в мире)
рентгеновский снимок


В американской литературе и на многочисленных сайтах типа «Этот день в истории» обычно пишут что «12 января 1896 года профессор университета «Давидсон» Генри Луис Смит получил первую фотографию с помощью X-лучей». Скромные американцы не употребляют слова «рентгеновская» и не уточняют, что речь идет о первой фотографии на территории Америки. Но даже с этим уточнением история, мягко говоря, не совсем правдива.

На самом деле профессор Смит сделал свой первый рентгеновский снимок не ранее 24 января, а заявил об этом только в апреле 1896 года.
Конечно, это была не первая фотография, полученная с помощью X-лучей — первый официальный снимок был сделан в конце 1895 года немецким физиком Вильгельмом Рентгеном. После того как об открытии Рентгена стало известно, ряд ученых из других стран стали заявлять, что они, дескать, давно уже проводили подобные опыты и достигали аналогичных результатов.
Так, например, русский профессор Иван Павлович Пулюй утверждал, что он еще в 1890 году получил фотографии скелета лягушки и детской руки, но не позаботился о получении патента. По его словам, он показывал эти снимки Рентгену — но тот по всей вероятности забыл об этом.

Но вернемся к 12 января 1896 года. В этот день действительно была получена первая фотография с помощью X-лучей на территории Америки. И произошло это в лаборатории университета «Давидсон», хотя профессор Смит имел к этому весьма косвенное отношение.
В ночь с 12 на 13 января трое студентов Смита — Осмонд Бэрринджер, Эбен Харди и Пендер Портер подкупили сторожа, чтобы он дал им ключи от кабинета физики. Они слышали об открытии Вильгельма Рентгена, знали об опытах своего учителя и мечтали потрогать все это своими руками.

Для начала молодые люди проникли в анатомический кабинет университета и позаимствовали у лежащего там тела один из пальцев — попросту отрезали его перочинным ножом.
Переместившись в лабораторию, они с помощью имеющегося там оборудования сделали рентгеновский снимок. Кроме пальца, в который они воткнули две иглы, они использовали еще ряд предметов: складную лупу, два патрона, иглу, два кольца в коробке для пилюль.
Экспозиция продолжалась около трех часов, после чего Осмонд Бэрринджер напечатал фотографию — первую рентгеновскую фотографию, полученную на территории США.

Студенты не спешили рассказать всем о своем подвиге. «Мы думали: если станет известно, что мы тайком пробрались в лабораторию, нас исключат из университета», — объяснял много лет спустя Бэрринджер. Рассказали они о своем ночном приключении намного позже — только после того как Генри Смит опубликовал результаты своих исследований.
Видимо, профессор проникся уважением к юным «преступникам» или просто был в добром расположении духа после успеха своей публикации: по крайней мере, ни одного из троицы из университета не исключили.


http://www.photoisland.net

Метки:  

Александр Блок, 10 января 1907 г

Воскресенье, 10 Января 2010 г. 16:59 + в цитатник
ОНИ ЧИТАЮТ СТИХИ

Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели.
Большие крылья снежной птицы
Мой ум метелью замели.

Как странны были речи маски!
Понятны ли тебе?— Бог весть!
Ты твердо знаешь: в книгах — сказки,
А в жизни — только проза есть.

Но для меня неразделимы
С тобою — ночь, и мгла реки,
И застывающие дымы,
И рифм веселых огоньки.

Не будь и ты со мною строгой,
И маской не дразни меня,
И в темной памяти не трогай
Иного — страшного — огня.

Метки:  

История фотографии - Джозеф Куделка

Воскресенье, 10 Января 2010 г. 13:01 + в цитатник
10 января 1938 года
родился талантливый чешский
фотограф Джозеф Куделка


Джозеф Куделка (Josef Koudelka) начал заниматься фотографией в Чехословакии в начале 1960-х годов. Он работал театральным фотографом в Праге и фотографировал цыганские поселения в Словакии. В 1967 году в Праге состоялась первая выставка его работ. В 1968 году он продолжил свой «цыганский проект» на территории Румынии. В этом же году он фотографировал конец «Пражской весны» — вторжение в Прагу войск пяти государств участников Варшавского договора.

В это время в Праге находился фотограф фотоагентства «Магнум» Ян Берри. Там он встретил «абсолютного маньяка» карабкающегося на русские танки и фотографирующего все, что происходило вокруг него. Это и был молодой Джозеф Куделка. Его фотографии были тайно вывезены из Чехословакии и напечатаны без указания имени автора. Впоследствии они принесли своему автору Золотую медаль имени Роберта Капы.

В 1970 году Джозеф Куделка покидает Чехословакию и уезжает в Англию. По рекомендации Эллиотта Эрвитта он вступает в фотоагентство «Магнум», где работает в тесном содружестве с Анри Картье-Брессоном. Он путешествует по всей Европе, фотографируя быстро меняющийся европейский мир. В 1980-х годах Куделка переезжает во Францию и получает французское гражданство. Вернуться на родину он смог только в 1990 году.


http://www.photoisland.net

Метки:  

В зеркале поэзии - Петр Вегин

Воскресенье, 10 Января 2010 г. 02:16 + в цитатник
ЗВЕЗДА


Я выбегу, как мальчик из дверей,

Рождественских встревожу снегирей,

Звезду увижу и припомню образ

Другой, пришедшей к людям для добра,

Звезды в созвездье Павла и Петра,

Её души всемирную бездонность.

О, все на свете Павлы и Петры!

Добры с ней будьте так же, как мудры.

И вы, все безымянные мужчины,

Отважны будьте рядом с той звездой,

Напоминающею чистотой

Одновременно флейту и лучину.

Она не спит до самого утра,

Звезда в созвездье Павла и Петра,

И счастлив Павел, и его сиянье –

Зияние его открытых ран,

И Пётр следит, чтоб сызнова обман

Не сотворили славные земляне.

Звезда, благодарю за то, что ты

Так дерзко не боишься высоты.

За то, что лесоруб в помятой кепке,

Столетнею заросший бородой,

Стоит ошеломлённый пред тобой,

Не рубит лес, не рассыпает щепки…

Метки:  

Даты и Имена - Сергей Параджанов

Суббота, 09 Января 2010 г. 14:50 + в цитатник
ПАРАДЖАНОВ, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1924–1990), русский кинорежиссер.

Родился 9 января 1924 в Тбилиси. Учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории, в Тбилисском институте инженеров транспорта.
В 1949 переехал в Киев и стал работать ассистентом режиссера, а затем режиссером Киевской киностудии им. А.П.Довженко.

В 1952 Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко) и через два года поставил фильм-сказку Андриеш, где впервые обозначилось его стремление к поискам в области цветовой экспрессии и поэтической метафоры.
Снятые по повести М.Коцюбинского Тени забытых предков произвели подлинную сенсацию. Близкий к украинскому фольклору сюжет обрел романтически-экспрессивное решение в области цвета, монтажа, построения кадра, музыки.
Картина была восторженно встречена за рубежом (приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плато, 1965; Кубок «Фестиваля фестивалей» в Риме, 1965; премия Британской киноакадемии, 1965), была отмечена призом Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, но в официальных кругах режиссер завоевал репутацию «формалиста».

Свой принцип «живописной» экспрессии Параджанов развил в фильме об армянском поэте Саят-Нова Цвет граната (1969).
Лишенный диалогов и сюжета в обычном значении этого слова, фильм представлял собой несколько миниатюр, каждая из которых, словно коллаж, была сложена из причудливых, порой загадочных кадров-метафор.
Опасаясь, что новый замысел режиссера (кинопоэма Интермеццо) вновь будет примером «аполитичного» и неприемлемого для проката кинематографа, партийное руководство Украины предложило Параджанову взяться за «заказную» картину на сельскую тему.
Из-за его отказа Интермеццо было закрыто, а вскоре (1973) по весьма шаткому обвинению в изнасиловании малознакомого мужчины Параджанов был осужден и попал в тюрьму.

Вернувшись в кино в середине 1980-х годов, режиссер вновь обратился к теме Кавказа и подтвердил свое виртуозное мастерство киноживописца в фильме Легенда о Сурамской крепости
(Приз за лучшую режиссуру МКФ в Ситхесе, 1986; приз МКФ в Безансоне, 1986), хотя и эта поэтическая интерпретация старинной грузинской легенды имела ничтожные показатели в прокате.
Примером «фестивального» кино стал последний фильм Параджанова – Ашик-Кериб (по мотивам одноименного произведения М.Ю.Лермонтова).

Творчество Параджанова признано одной из вершин бессюжетного поэтического кинематографа, где актер, наряду с костюмом, декорацией и реквизитом, является конструктивным элементом сложного звукозрительного коллажа.

Умер Параджанов в Москве 23 июля 1990.


http://www.krugosvet.ru

Метки:  

Максимилиан Волошин - " ПРЕДВЕСТИЯ "

Суббота, 09 Января 2010 г. 04:30 + в цитатник
9 ЯНВАРЯ 1905


Сознанье строгое есть в жестах Немезиды:

Умей читать условные черты:

Пред тем, как сбылись Мартовские Иды,

Гудели в храмах медные щиты...


Священный занавес был в скинии распорот:

В часы Голгоф трепещет смутный мир...

О, бронзовый Гигант! Ты создал призрак-город,

Как призрак-дерево из семени — факир.


В багряных свитках зимнего тумана

Нам солнце гневное явило лик втройне,

И каждый диск сочился, точно рана,

И выступила кровь на снежной пелене.


И ночью по пустым и гулким перекресткам

Струились шелесты невидимых шагов,

И город весь дрожал далеким отголоском

Во чреве времени шумящих голосов...


Уж занавес дрожит перед началом драмы,

Уж кто-то в темноте,— всезрящий, как сова,

Чертит круги и строит пентаграммы,

И шепчет вещие заклятья и слова.


9 января 1905 г

Метки:  

История фотографии - Эмиль Бибер

Пятница, 08 Января 2010 г. 13:33 + в цитатник
8 января 1878 года
родился Эмиль Бибер — последний представитель
немецкой фотографической династии


Фотографическая династия Биберов ведет свою историю с 1852 года, когда Эмили Бибер (Emilie Bieber, 1810-1884) открыла одно из первых в Гамбурге дагерротипное ателье. Сначала предприятие было не очень успешным и едва не обанкротилось, но вскоре по совету друзей Эмили перенесла ателье в более оживленный район города и оно начало процветать. Прусский принц Фридрих был настолько впечатлен работами Эмили Бибер, что по его протекции она стала «придворным фотографом», обслуживающим высшее общество не только Гамбурга, но и Берлина.

В 1872 году Эмили Бибер привлекла к работе в фотоателье своего племянника Леонарда Берлина (Leonard Berlin, 1841-1931), а вскоре передала ему бразды правления предприятием. Берлин, взявший фамилию Берлин-Бибер, как и его тетя, занимался портретированием прусской знати. В 1880-х годах ателье приобрело мировую известность и обслуживало семью императора Вильгельма II и высшее общество Пруссии.

В 1892 году, после эпидемии холеры, Берлин-Бибер с семьей переехал в Берлин. Примерно в это время его сын Эмиль Бибер (Emil Bieber, 1878-1963) стал его компаньоном. В 1902 году Эмиль вернулся в Гамбург и возглавил гамбургское отделение компании. К этому времени это было уже довольно крупное предприятие: всего в берлинском и гамбургском отделениях компании работало более сорока человек.

Фотоателье Леонарда Берлин-Бибера в Берлине просуществовало до конца Первой Мировой Войны. Эмиль Бибер довольно успешно вел дела в Гамбурге до 1933 года. С приходом к власти нацистов он эмигрировал в Южную Африку и открыл фотоателье в Кейптауне. Несмотря на то, что от былой славы мало что осталось, ателье приносило довольно неплохой доход. В 1950-х годах Эмиль Бибер приехал в Германию и передал архив своей семьи гамбургской городской библиотеке. С его смертью 29 апреля 1962 года закончилась история одной из самых знаменитых фотографических династий Германии конца XIX — начала XX веков.


http://www.photoisland.net

Метки:  

К. Р. - 7 ЯНВАРЯ 1886 г

Четверг, 07 Января 2010 г. 23:47 + в цитатник
* * *

Когда провидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской,
Я говорю, тебе сжимая руку:
Христос с тобой!

Когда в избытке счастья неземного
Забьется сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!

А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
Христос с тобой!

Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой!

Санкт-Петербург

Метки:  

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Четверг, 07 Января 2010 г. 23:03 + в цитатник
Умер директор Государственного музея архитектуры им. Щусева в Москве

7 января 2010 года на 63-м году жизни в результате тяжелой болезни скончался Давид Ашотович Саркисян - директор Государственного музея архитектуры им. Щусева в Москве. Давид Саркисян был один из самых активных защитников культурного наследия Москвы и всей России. Он был известен своими яркими, нелицеприятными оценками вандализма, модных псевдореставраций и "воссозданий" вроде строительства прямо напротив Музея архитектуры нового офисно-торгового центра на месте уничтоженного исторического здания "Военторга".

За те почти десять лет, которые он руководил Музеем архитектуры, это учреждение превратилось в один из центров пропаганды культурного наследия прошлого, лучших достижений архитекторов сегодняшнего дня и поисков современного искусства. В помещениях музея проходили выставки, презентации книг и культурных проектов и пресс-конференции, многие из которых становились событиями, привлекавшими широкое общественное внимание.

Давид Саркисян скончался в Германии, куда был отправлен для лечения. Как предполагается, он будет
похоронен в Москве.


www.regnum.ru

Метки:  

7 января - День рождения ФОТОГРАФИИ

Четверг, 07 Января 2010 г. 15:33 + в цитатник
7 января 1839 г.
171 год назад

Физик Доминик Франсуа Араго раскрыл секрет «светописи»


7 января 1839 года состоялось заседание двух французских академий — Академии наук и Академии изящных искусств. На этом заседании физик Доминик Франсуа Араго сделал подробный блестящий доклад о результате многолетних опытов французского химика и изобретателя Луи Дагера — методе получения отпечатка изображения (дагерротипа) и его достоинствах.

Метод Луи Дагера заключался в проецировании камерой-обскура изображения на посеребренную медную пластину. Предварительно выдержанную в парах йода пластину следующим этапом следовало обработать парами ртути. После этого получалась фотография проецируемого предмета.

Первая фотокамера весила 50 килограммов, имела пластины размером 16,5х21,5 сантиметра.

Читая лекцию, Араго утверждал, что камера проста в обращении и подобные фотографии сможет делать любой. Нужна лишь небольшая практика.

Сенсационная лекция произвела фурор и уже в этот же день первый дагеротипный фотоаппарат был продан за 25 тысяч долларов. Пластины для дагеротипного аппарата стоили 5 франков.

19 августа 1839 года метод получения дагерротипа был представлен широкой общественности.


http://www.calend.ru

Метки:  

Марина Цветаева, 7 января 1940 г

Четверг, 07 Января 2010 г. 14:05 + в цитатник
* * *
Двух - жарче меха! рук - жарче пуха!
Круг - вкруг головы.
Но и под мехом - неги, под пухом
Гаги - дрогнете вы!

Даже богиней тысячерукой
- В гнезд, в звезд черноте -
Как ни кружи вас, как ни баюкай
- Ах!- бодрствуете...

Вас и на ложе неверья гложет
Червь (бедные мы!).
Не народился еще, кто вложит
Перст - в рану Фомы.

Метки:  

История фотографии - Франческо Скавулло

Среда, 06 Января 2010 г. 23:03 + в цитатник
6 января 2004 года
умер знаменитый американский
фотограф Франческо Скавулло


Первыми моделями Франческо Скавулло (Francesco Scavullo, 1921-2004) были его сестры. Он фотографировал их старой камерой своего отца, заставляя позировать в духе героинь обложек модных журналов того времени. Чуть повзрослев, он устроился фотографом в журнал «Vogue», а в 1945 году знаменитый фотограф Хорст П. Хорст взял его ассистентом. Спустя два года произошло важное для молодого фотографа событие: его фотография была напечатана на обложке журнала «Seventeen». Работы Скавулло произвели столь сильное впечатление на главного редактора журнала, что он тут же подписал с ним контракт.

На протяжении своей более чем 50-летней карьеры фотографа, Франческо Скавулло фотографировал просто неприличное количество знаменитостей и всегда был востребован. Поворотным пунктом его карьеры был 1965 год, когда главный редактор журнала «Космополитен» («Cosmopolitan») Елен Браун пригласила его создать новый, более сексапильный образ обложки журнала. Скавулло получил карт-бланш — он сам выбирал моделей, одежду, косметику, обстановку, ну и, конечно, сам фотографировал. Именно он создал знаменитый образ, получивший название «the Cosmo girl», который был впоследствии растиражирован многими модными журналами. Фотографии Скавулло появлялись на каждой обложке «Космополитена» в течение 30 лет. Кроме этого он печатался в «Vogue», «Harpers’s Bazaar», «People», «Newsweek», «Rolling Stone», «Interview», «Time» и многих других журналах. Он издал 6 книг: «Скавулло» («Scavullo»), «Скавулло о красоте» («Scavullo on Beauty»), «Скавулло о мужчинах» («Scavullo on Men»), «Женщины Скавулло» («Scavullo Women»), «Скавулло: фотографии за 50 лет» («Scavullo: Photographs 50 Years») и «Обнаженные Скавулло» («Scavullo Nudes»).

Франческо Скавулло много работал до последнего дня жизни. Как сообщил ассистент мастера, смерть наступила в результате остановки сердца в тот момент, когда 82-летний фотограф готовился к очередной съемке в своей нью-йоркской квартире.


http://www.photoisland.net

Метки:  

6 января - день рождения композитора А.Н.Скрябина

Среда, 06 Января 2010 г. 14:25 + в цитатник
Великий Обреченный

Он чувствовал симфониями света,
Он слиться звал в один плавучий храм -
Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета,-

Всю солнечность,пожар цветов и лета,
Все лунное гаданье по звездам,
И громы тут, и малый лепет там,
Дразненья музыкального расцвета.

Проснуться в Небо, грезя на Земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он не ослабен.

И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся, с блеском на челе,
Безумный эльф,зазыв, звенящий Скрябин.

К.Бальмонт


ЭЛЬФ

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диэз и женское - бемоль -
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки - чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом,
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

К.Бальмонт, 1916 г

Метки:  

Марина Цветаева, 6 января 1934 г

Среда, 06 Января 2010 г. 03:20 + в цитатник
* * *

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.

Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

Метки:  

Поиск сообщений в Camera_Work
Страницы: 102 ... 28 27 [26] 25 24 ..
.. 1 Календарь