-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос император импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140013


Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве (часть 1)

Вторник, 01 Сентября 2020 г. 09:56 + в цитатник
Bo4kaMeda







01. Петров В. П.
Бахчисарай
Из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую». 1790–1796
Бумага, сепия, тушь, перо
24,5 х 46,1
Государственный Русский музей

«Императрица провела в Бахчисарае только пять дней. Удовольствие отражалось во всех чертах лица ее: она наслаждалась гордостью государыни, женщины и христианки при мысли, что заняла трон ханов, которые некогда были владыками России и еще незадолго до своей гибели вторгались в русские области, препятствовали торговле, опустошали вновь завоеванные земли и мешали утверждению русской власти в этих краях. Мы наслаждались почти наравне с нею новостью нашего положения, которое позволяло нам беспрепятственно и обстоятельно осмотреть внутренность знаменитых гаремов…» (Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785–1789). СПб, 1865).





02. Петров В. П.
Дворец в Бахчисарае
Из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую». 1790–1796
Бумага, сепия, тушь, перо
24,6 х 45,8
Государственный Русский музей

«Императрица провела в Бахчисарае только пять дней. Удовольствие отражалось во всех чертах лица ее: она наслаждалась гордостью государыни, женщины и христианки при мысли, что заняла трон ханов, которые некогда были владыками России и еще незадолго до своей гибели вторгались в русские области, препятствовали торговле, опустошали вновь завоеванные земли и мешали утверждению русской власти в этих краях. Мы наслаждались почти наравне с нею новостью нашего положения, которое позволяло нам беспрепятственно и обстоятельно осмотреть внутренность знаменитых гаремов…» (Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785–1789). СПб, 1865).



03. Петров В. П.
Инкерман
Из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую». 1790–1796
Бумага, сепия, тушь, перо
24,7 х 46,1
Государственный Русский музей


Екатерина II осталась довольна увиденным в полуденном крае и одобрила деятельность Потемкина, получившего после вояжа 1787 года почетное наименование Таврического.

Императрица говорила: «Право, все это до того похоже на сказку из "Тысячи и одной ночи", что не знаешь, находишься наяву или во сне».



04. Петров В. П.
Феодосия
Из серии «Путешествие Екатерины II в область Таврическую». 1790–1796
Бумага, сепия, тушь, перо
24,5 х 45,7
Государственный Русский музей


В 1787 состоялось путешествие Екатерины II в Крым. Непосредственными очевидцами этого путешествия были художники Уильям (?) Хедфилд («Гатьефельд») и Михаил Иванов, запечатлевшие места, где побывала императрица. Документальных свидетельств о пребывании в Крыму Василия Петрова, только что окончившего Театральное училище, не обнаружено. Но, судя по отдельным надписям под его рисунками данной серии, некоторые зарисовки ландшафтов и достопримечательностей относятся ко времени таврического путешествия. Известно, что в ранний период творчества Петров часто копировал работы других художников. Можно предположить, что некоторые рисунки были созданы с неизвестного оригинала другого автора.



05. Петров В. П.
Вид Тавриды
1791
Дерево, масло
40 х 65
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Картина «Вид Тавриды» – характерный образец русской пейзажной живописи XVIII столетия. Она создавалась с целью увековечить состоявшееся в 1787 г. историческое путешествие Екатерины II в Крым после присоединения его к России. Об этом говорит посвятительная надпись на изображенном в левом углу фонтане: «На память прибытия миролюбы победительницы 28 мая 1787 года». Художник изобразил находящуюся неподалеку от Феодосии горную татарскую деревню Эль-Бузлы (ныне Переваловка), через которую проследовал царский кортеж.



06. Иванов М. М.
Судак в Таврической области
1792–1794
Бумага, акварель
34,6 х 49,5
Государственный Русский музей


Михаил Иванов с 1781 года служил ординарцем, затем квартирмейстером при Григории Потемкине. Одновременно выполнял обязанности художника. Им были сняты виды Крыма, Армении, Грузии, турецких крепостей, завоеванных в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 годов, составившие целый альбомный комплекс. С 1792, работая хранителем отделения рисунков ИЭ, художник приступил к созданию станковых акварелей по своим альбомным рисункам.



07. Иванов М. М.
Старый Крым (Пейзаж с армянской церковью)
1797
Бумага на картоне, акварель, итальянский карандаш, тушь, перо
57,5 х 94
Государственный Русский музей

На станковой аквареле 1797 года, написанной по натурным рисункам 1783 года, представлена достопримечательность Старого Крыма одна из старейших армянских церквей.



08. Иванов М. М.
Старый Крым. Руины школы (портал медресе хана Узбека)
1797
Бумага на картоне, акварель, итальянский карандаш
57,8 х 94,1
Государственный Русский музей


На станковой аквареле 1797 года, написанной по натурным рисункам 1783 года, представлены руины медресе с порталом (не сохранился). Комплекс медресе и мечети (первая треть XIV – вторая половина XV века) был центром исламского Солхата. Медресе построено в 1332–1333 на средства Инджи-бек хатун – жены хана Мухаммеда Узбека, правителя Солхата.



09. Алексеев Ф. Я.
Вид города Бахчисарая
Между 1798 и 1800
Холст, масло
197 х 178,5
Государственный Русский музей


Картина изображает местность, которую посетила императрица Екатерина II в 1787 году во время своего путешествия по югу России. Она была написана художником на основании зарисовок с натуры, сделанных им в 1795–1797 годах во время поездки по югу России, совершенной специально «для снятия видов местностей», посещенных императрицей.

Бахчисарай – столица Крымского ханства, присоединенного к России в 1783 году. Изображена городская площадь рядом с ханским дворцом. Слева – стена гарема, над ней Соколиная башня. Справа мечеть Хан-Джами с двумя минаретами. В изображении стаффажа очевидна программа: русские офицеры с семействами соседствуют с восточными всадниками в чалмах, слева – идущий раввин со свитком. Екатерина II посетила Бахчисарай в мае 1787 года во время своего путешествия по России и провела здесь несколько дней.



10. Мивилль Ж. К.
Берег с Каменистой горой
Между 1817 и 1819
Холст, масло
55 х 76
Государственный Русский музей


В 1814‒1816 швейцарский живописец Жак Кристоф Мивилль совершил путешествие по Кавказу и Крыму, некоторое время жил в имении таврического губернатора А. М. Бороздина. За время путешествия Ж.–К.Мивилль выполнил большое количество рисунков, по которым по возвращении в Базель в 1817‒1819 написал картины. Выполненные виды были отосланы в Петербург для продажи. По определению крымского краеведа П. В. Конькова, на картине изображен Симеиз, вид с запада, скала в море ‒ Дива, видны скалы Монах, Кошка.



11. Мивилль Ж. К.
Вид Карадатской долины
Между 1817 и 1819
Холст, масло
55 х 76,5
Государственный Русский музей


В 1814‒1816 швейцарский живописец Жак Кристоф Мивилль совершил путешествие по Кавказу и Крыму, некоторое время жил в имении таврического губернатора А. М. Бороздина. За время путешествия Ж.–К.Мивилль выполнил большое количество рисунков, по которым по возвращении в Базель в 1817‒1819 написал картины. Выполненные виды были отосланы в Петербург для продажи. Карадатская долина (Карадатский лес) ‒ неглубокая обширная долина в западной части платообразного нагорья Ай-Петринской яйлы.



12. Мивилль Ж. К.
Вид Острой горы у Чуфут-Кале
Между 1817 и 1819
Холст, масло
55 х 76
Государственный Русский музей


В 1814‒1816 швейцарский живописец Жак Кристоф Мивилль совершил путешествие по Кавказу и Крыму, некоторое время жил в имении таврического губернатора А. М. Бороздина. За время путешествия Ж.–К.Мивилль выполнил большое количество рисунков, по которым по возвращении в Базель в 1817‒1819 написал картины. Выполненные виды были отосланы в Петербург для продажи. Чуфут-Кале ‒ один из наиболее сохранившихся и посещаемых „пещерных городов". Временем его возникновения одни исследователи считают VI век, другие ‒ Х‒ХII века. В 1299 во время очередного набега на Крым войска Ногая захватили город. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал татарской крепостью и получил название Кырк-Ер (Кырк-Ор) ‒ „Сорок укреплений". После ухода татар в Бахчисарай в „пещерном городе" обосновались караимы, и он получил новое название ‒ Чуфут-Кале ‒ „Иудейская крепость". К концу XIX века город был покинут жителями. В Чуфут-Кале сохранилось немало объектов, привлекающих внимание туристов.



13. Мивилль Ж. К.
Вид в окрестностях Инкермана
Между 1817 и 1819
Холст, масло
76,5 х 55
Государственный Русский музей


В 1814‒1816 швейцарский живописец Жак Кристоф Мивилль совершил путешествие по Кавказу и Крыму, некоторое время жил в имении таврического губернатора А. М. Бороздина. За время путешествия Ж.–К.Мивилль выполнил большое количество рисунков, по которым по возвращении в Базель в 1817‒1819 написал картины. Выполненные виды были отосланы в Петербург для продажи. Инкерман ‒ город в Крыму, расположен в 7 км к востоку от Севастополя. Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. В 1475 турецкие войска захватили крепость, назвали ее Инкерманом и владели ею до XVIII века. Город приобрел всемирную известность после Инкерманского сражения, произошедшего 24 октября 1854 между русскими и англо-французскими войсками.



14. Мивилль Ж. К.
Вид на Ай-Петри
Между 1817 и 1819
Холст, масло
55 х 76
Государственный Русский музей


В 1814‒1816 швейцарский живописец Жак Кристоф Мивилль совершил путешествие по Кавказу и Крыму, некоторое время жил в имении таврического губернатора А. М. Бороздина. За время путешествия Ж.–К.Мивилль выполнил большое количество рисунков, по которым по возвращении в Базель в 1817‒1819 написал картины. Выполненные виды были отосланы в Петербург для продажи. Ай-Петри ‒ вершина в Крымских горах (Ялтинский регион Крыма).



15. Бигатти А.
Развалины греческой крепости в Гурзуфе
1830-е
Бумага, литография
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен вид Гурзуфской бухты с западной стороны. На втором плане видна скала Дженевез-Кая (Генуэзская) с развалинами стен Генуэзской крепости, построенной на месте византийской крепости Горзувита (VI в.), разрушенной хазарами в VIII в. Заново отстроенная генуэзцами, крепость окончательно пала под ударами турок в 1475 г.



16. Бигатти А.
Развалины древней церкви в Инкерманской горе
1830-е
Бумага, литография
28,3 х 38,7
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен интерьер одной из церквей Инкерманского пещерного монастыря (близ Севастополя), основанного, по преданию, папой Римским Климентом I в I в. н. э.



17. Бигатти А.
Вид в Кораисе, имении княгини А. С. Голицыной
По рисунку Н. Г. Чернецова. 1834
Бумага, литография
28,2 х 38,5
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен вид центральной части Кореиза (устар. Кораис) вдоль старого Севастопольского шоссе (с восточной стороны). Слева за невысокой деревянной оградой изображены постройки имения княгини А. С. Голицыной (не сохранились). Среди них на переднем плане выделяется церковь Вознесения Христова в псевдоготическом стиле. Справа от дороги предстал сохранившийся до наших дней питьевой фонтан Хазах-чешме.



18. Бигатти А.
Мисхор. Дача Нарышкина.
По рисунку Н. Г. Чернецова. 1834
Бумага, литография
Лист: 29,5 х 39,8, изображение: 20 х 29,5
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображена панорама имения Л. А. Нарышкина в Мисхоре 1830-х гг. с несохранившимися постройками и прудом (вид с юго-востока). На дальнем плане – гора Ай-Петри.



19. Чернецов Н. Г.
Татарский дворик в Крыму
1839
Холст, масло
47 х 71,5
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


В кругах ценителей живописи 1 пол. XIX в. Н. Г. Чернецов был известен как вдумчивый, внимательный мастер, умеющий скрупулезно и точно передавать на холсте черты той или иной местности. В 1833–1836 гг. Н. Г. Чернецов работал в Крыму по приглашению генерал-губернатора Новороссии М. С. Воронцова. За три года художник объехал южный берег полуострова и создал более 300 рисунков и акварелей, тщательно воспроизводящих характерные особенности крымской природы, городов, поселений. Картина «Татарский дворик» была написана уже в конце 1830-х гг. по воспоминаниям и акварельным зарисовкам, сделанным во время путешествия по крымским землям.



20. Бассоли (Боссоли) К. – Б.
Бахчисарай
Из альбома «Виды Крыма, снятые с натуры и литографированные К. Боссоли. 1842 г. Одесса. Типография Д. Кленова». 1842
Бумага, литография
Лист: 28,2 х 40,2, изображение: 21 х 31,2
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен центр Бахчисарая середины XIX в. На переднем плане – базарная площадь перед ханским дворцом, фасад которого виден справа. Над крышами зданий дворца возвышаются два минарета Большой ханской мечети.

Бахчисарайский дворец (Хан-Сарай) – выдающийся памятник крымско-татарской архитектуры, ныне входит в состав ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник». Возведен в начале ХVI в. и неоднократно перестраивался.



21. Бассоли (Боссоли) К. – Б.
Вид Балаклавы со стороны генуэзский укреплений
Из альбома «Виды Крыма, снятые с натуры и литографированные К. Боссоли. 1842 г. Одесса. Типография Д. Кленова». 1842
Бумага, литография
Лист: 28,2 х 40,2, изображение: 21 х 31,2
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображена Балаклава первой половины XIX в. На переднем плане на скалах – развалины крепости Чембало. На втором плане – вид Балаклавской бухты.

Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте, где еще в VIII–VII вв. до н. э. существовало раннетаврское поселение, которое греки называли Сюмболон (Гавань Символов). Это место описано в «Одиссее» Гомера. В середине XIV в. Сюмболон завоевали генуэзцы и основали в нем крепость Чембало, остатки которой занимают гору на левом берегу бухты. В 1475 г. город захватили турки и дали ему название Балык-Юве («Рыбье гнездо»), позднее трансформированное в Балаклаву.

В 1840-е гг. Балаклава представляла собой крохотный городок, где среди строений выделялась церковь во имя Двенадцати апостолов, построенная в 1794 г. на основе христианского храма XIV в.



22. Бассоли (Боссоли) К. – Б.
Георгиевский монастырь
Из альбома «Виды Крыма, снятые с натуры и литографированные К. Боссоли. 1842 г. Одесса. Типография Д. Кленова». 1842
Бумага, литография
Лист: 28,2 х4 0,2, изображение: 21 х 31,2
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображена бухта у мыса Фиолент близ Севастополя. С этими местами связан миф об Ифигении, которая якобы служила здесь жрицей храма Артемиды. Имя Ифигении носит высокая остроконечная скала (на переднем плане слева). На втором плане, в расщелину между скалой Ифигения и скалистым берегом видна церковь монастыря Святого Георгия.

Монастырь Святого Георгия расположен на мысу Фиолент (с греч. – «Божья страна»), близ Севастополя. Он был основан в 891 г. греками, спасенными молитвами к Святому Георгию во время кораблекрушения у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Святого Георгия, которая была принесена в монастырь.



23. Бассоли (Боссоли) К. – Б.
Ялта
Из альбома «Виды Крыма, снятые с натуры и литографированные К. Боссоли. 1842 г. Одесса. Типография Д. Кленова». 1842
Бумага, литография
Лист: 28,2 х 40,2, изображение: 21 х 31,2
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен вид Ялтинского залива с юго-западной стороны.



24. Айвазовский И. К.
Русская эскадра на Севастопольском рейде
1846
Холст, масло
121 х 191
Государственный Русский музей


18 мая 1846 в Феодосии состоялась выставка, на которой была представлена картина "Севастополь перед полуднем во время высочайшего туда приезда" (Айвазовский. Документы и материалы. Ереван, 1967, с. 328). Экспонировалась также в ИАХ; написана в период с января по май 1846 в Крыму. Судя по тому, что в центре полотна изображена яхта с поднятыми императорским штандартом, на берегу толпится приветствующий императора народ, а перед яхтой выстроились в парадном порядке корабли Черноморского флота, картина, принадлежащая ГРМ, и есть та, которая была заказана художнику Николаем I.

Ничто на этой картине еще не предвещает трагической судьбы Севастополя – черноморской жемчужины российской короны – и русского флота в предстоящей Крымской войне 1853–1856 гг. Корабли, изображенные на картине, включая и флагман черноморского парусного российского флота линейный 130-пушечный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., были затоплены на входе в Севастопольскую бухту в 1854 г., чтобы не допустить захода в нее кораблей франко-англо-турецкого флота и таким образом обезопасить Севастополь с моря. На картине также запечатлён отменённый впоследствии ритуал моряков: во время рейда стоять на мачте, соблюдая равнение.

С кораблем "Двенадцать апостолов" у Айвазовского связано одно из самых ярких воспоминаний этого периода: на упоминавшуюся выставку произведений Айвазовского (в ознаменование 10-летия художественной деятельности и возвращения в родной город) в Феодосию из Севастополя с поздравлениями пришел отряд из пяти военных парусных кораблей во главе с "Двенадцатью апостолами" под командованием тогда еще капитана первого ранга В. Корнилова, чтобы поздравить молодого художника от имени черноморских моряков.



25. Айвазовский И. К.
Лунная ночь
1849
Холст, масло
123 х 192
Государственный Русский музей


В конце 1840-х годов Айвазовский особенно часто обращался к изображению ночных видов. Картина «Лунная ночь», по всей вероятности, представляет собой вид Черного моря у Крымского побережья в районе Феодосии. Виртуозное умение передать эффекты лунного света, играющего на облаках и ложащегося пастозно написанной лунной дорожкой на воде, снискало художнику восхищенное признание художественной критики и многочисленных посетителей выставок — в Академии художеств в Петербурге, в Феодосии, Одессе, Москве.



26. Неизвестный художник
Церковь в Ялте
Бумага, литография
Лист: 15 х 26,9, изображение: 13,7 х 25,1
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Вид на Ялту с вершины Поликуровского холма. На переднем плане слева – псевдоготическая церковь Св. Иоанна Златоуста (1837 г., архитектор Г. И. Торичелли). На переднем плане – надгробные кресты старого Поликуровского (Златоустовского) кладбища (они не сохранились). Справа открывается широкая панорама Ялтинского залива со стоящими на рейде парусниками и пароходами. Внизу под холмом изображены домики старой части Ялты. На дальнем плане видна гора Могаби с выступающим в море отрогом – мысом Ай-Тодор. По склону Могаби вьется старое Севастопольское шоссе, проложенное в 1824–1843 гг.



27. Лагорио Л. Ф.
В горах Крыма
1852
Холст, масло
65 х 85
Калужский музей изобразительных искусств


В картине «В горах Крыма» особое внимание художник уделяет передаче освещения и воздушной перспективы. Для живописи Лагорио 1850–1860-х гг. характерен интерес к ярким эффектам солнечного освещения, что продолжало традиции позднего романтизма. «Мягкая «бархатная» кисть Л. Ф. Лагорио словно каким-то волшебством переносила на полотно меняющиеся краски моря, сизые тона скал и воздушную дымку дали. Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба, поэт Крыма и Кавказа, изображению которых он с особенной любовью посвящал свои досуги» (Нива. 1905. № 52. С. 99).
Картина поступила в музей в составе коллекции уроженца Калуги Никанора Ивановича Васильева (1832–1917), который завещал свою художественную коллекцию родному городу. Произведения из его частного собрания легли в основу коллекции Калужского художественного музея (ныне – Калужский музей изобразительных искусств).



28. Айвазовский И. К.
Закат солнца у крымских берегов
1856
Холст, масло
58,5 х 83,7
Государственный Русский музей


Характерный для Айвазовского 1850-х тип картины, органично сочетавший пейзаж и элементы жанра, знание натуры и ее романтическую идеализацию.

Построенный на гармонии и контрасте цветов и форм, обогащенный мотивом "сладостного ничегонеделания" холст тонко передает торжественное и полное великой загадки "предстояние" земной природы своему светилу в час заката.



29. Айвазовский И. К.
Утро на морском берегу. Судак
1856
Холст, масло
96 х 146
Государственный Русский музей


Уже в ранние годы художник создал особый тип полотен, романтизированных "в восточном вкусе", имевших успех у русских и зарубежных зрителей. Любимые им мотивы моря, освещенного то палящими, то нежными лучами солнца, он обогатил изображением древностей южного берега Крыма, где жил и где находил вдохновение в течение всей долгой жизни. В данном случае это — остатки старинной генуэзской крепости на вершине скал Судака, еще окутанных утренним туманом. Лирический романтизм целого усиливает сцена на берегу с фигурами мирных обитателей здешних мест — татар или турок в их экзотических для европейского глаза одеждах.



30. Айвазовский И. К.
Лунная ночь в Крыму
1859
Холст, масло
56,4 х 76
Государственный Русский музей


Тихие, мечтательные "лунные ночи", в равной мере как и изображение эффектов солнечного света, прославили имя Айвазовского. Часто его полотна строятся на выразительном контрасте "двух светов": холодного, призрачного света луны, изменяющего знакомые реальные краски и формы, и теплого света ламп, льющегося из окон домов. В картине "Лунная ночь в Крыму" наряду с привычным для подобных пейзажей художника мотивом моря с парусниками и громадой Аю-Дага вдали опоэтизировано прозаическое при свете дня современное жилище — окруженный садом дом на берегу моря, близ Алушты.



31. Неизвестный художник
Южный берег Крыма со скалами «Дива и Монах»
2-я половина XIX века
Холст, масло
43 х 69,5
Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск)

Пейзаж неизвестного художника второй половины XIX века посвящен одной из достопримечательностей Крыма. В нем мастерски изображена необычность скального рельефа крымского побережья. Марина привлекает и тонкими тональными отношениями, и чистотой цвета, прекрасно передающими прозрачность теплого южного воздуха.



32. Айвазовский И. К.
Вид в Крыму при закате солнца
1862
Холст, масло
59 х 83
Государственный Русский музей


В картине "Вид в Крыму при закате солнца" органическое "сосуществование" элементов бытового жанра и пейзажа, тонкое и эмоциональное колористическое решение служат выражению идеи гармонии естественной жизни. Настроение напряженной тишины, объявшей "роскошную" крымскую природу в час огненного заката, как бы отражает внутреннюю страсть и сюжетные коллизии изображенной татарской пляски.



33. Боголюбов А. П.
Ай-Петри. Крым
1863
Дерево, масло
14 х 21
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


В 1863 г. в свите цесаревича Николая Александровича художник совершил путешествие по Волге, Кавказу и Крыму. Вернувшись в Петербург, он закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 г. представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Данный этюд входит в число многочисленных изображений знаменитой горной вершины. Художник так описывал свои впечатления: «…Гора Ай-Петри тонет в рощах пинусов, блестя розоватою вершиною, а за ней берег <…> теряющийся в густой фиолетовой мгле». «Я видел картины Генуи, видов сицилианских, но крымский – это совершенно своеобразный вид, не подлежащий сравнению с прочими», – писал впоследствии Боголюбов в своих воспоминаниях. Этюд был передан в 1885 г. автором в созданный им Радищевский музей.



34. Премацци Л. О.
Утес. Успенский скит
1863
Бумага, акварель
58 х 82,5
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого




35. Айвазовский И. К.
Вид моря с гор. Крым
1864
Холст, масло
122 х 170,7
Государственный Русский музей


Творческая фантазия мастера была неистощима в поисках новых композиционных приемов и световых эффектов. Полотно "Вид моря с гор. Крым" принадлежит к числу лучшего из созданного Айвазовским в 1860-е годы. Как отклик на темы современной ему реалистической живописи здесь воспринимается помещенная на первом плане сцена с татарской повозкой на горной дороге и фигурой просящей милостыню нищенки. Огненный закат над морем придает образу ноты драматизма. Исключительная зрительная память в сочетании с работой по воображению, творческая смелость художника позволили ему достичь в этой картине неожиданного эффекта "планетарности" необъятного пространства.



36. Орловский В. Д.
Воронцовский дворец в Алупке
1864–1865
Холст, масло
39 х 87
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Пейзаж был написан в период, когда художник жил в Алупке и писал этюды по заказу владельцев дворца. На картине превосходно передано органичное сочетание Алупкинского дворца с окружающим ландшафтом и, прежде всего, с горным массивом Ай-Петри. Южный фасад, запечатленный в пейзаже, выдержан в романтических формах ориентальной архитектуры. Центр его композиции – глубокая сводчатая ниша – экседра, характерная для индо-мусульманского зодчества. Благодаря своему ассиметричному силуэту – стремящимся ввысь деталям, горизонтальному расположению корпусов, дворец стал частью горного крымского пейзажа и слился с ним.

Воронцовский дворец в Алупке, выдающийся памятник русской романтической архитектуры 1-й половины XIX в., строился в 1828–1848 гг. по проекту английского архитектора Э. Блора (1789–1879) как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова (1782–1856). Основным строительным материалом послужил диабаз – местный серо-зеленый камень магматического происхождения. Дворец состоит из пяти корпусов. Он окружен обширным парком, который создавался с 1824 г. под руководством садовника К. Кебаха (1799–1851). Парк условно делится на две части. Нижний парк, непосредственно примыкающий к Южному фасаду дворца, разбит на крутом приморском склоне по типу регулярных террасных садов итальянских вилл.



37. Чернецов Н. Г.
Вид на Аю-Даг. Крымский берег близ Ореанды
1868
Холст, масло
41 x 59
Ставропольский музей изобразительных искусств


Особые легкость и мягкость живописной манеры исполнения отличают ночной маринистический пейзаж скалистого южного берега Крыма с островерхой скалой, поднявшейся из воды. Путешествуя по Крымскому побережью в 1833–1836 гг., художник много рисовал и писал с натуры. Привезенный материал долгие годы служил источником для создания пейзажей юга России. Так был написан и ночной «Вид на Аю-Даг». Мастер стремился к точному и детальному изображению – просматриваются даже постройки Ореанды вдали.

Ореанда – место древнейшего поселения. Известно с XIV в. Находится к югу от Ливадии. После присоединения Крыма к России земли Ореанды не раз переходили от одного владельца к другому. В 1820-х гг. стали собственностью императорской семьи. Выбрал это место для имения Александр I. В 1843–1852 гг. здесь был разбит парк, построены дворец и церковь. Из Ореандского имения открывался прекрасный вид на Ялтинский залив, вдали просматривались очертания Аю-Дага. У самого моря виднеются две скалы-отторженца, когда-то оторвавшиеся от горного хребта. Одна из них называется Мачтовой. Многие путешественники отмечали красоту этого места. Его описание можно встретить в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой».



38. Боголюбов А. П.
Ореанда. Утесы
б/д
Холст, масло
29 х 40
Симферопольский художественный музей

На картине изображены два утеса на фоне моря в уютном уголке Большой Ялты.



39. Васильев Ф. А.
Зима в Крыму
1870-е
Картон, масло
27,5 х 41
Пермская государственная художественная галерея




40. Верещагин П. П.
Крым
б/д
Холст, масло
53,2 x 44,3
БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный художественный музей»




41. Васильев Ф. А.
Прибой в Ялте
1871–1873
Холст, масло
25 х 42
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


В Крыму прошли последние два года короткой жизни Ф. А. Васильева. Художник был очарован величественной южной природой. Многие его произведения были связаны с крымской землей. Обосновавшись в Ялте, мастер приступил к написанию большого полотна «Прибой волн». Картина осталась незавершенной. На следующий год после смерти художника И. Н. Крамской организовал выставку его работ, на которой и был приобретен профессором живописи А. П. Боголюбовым данный этюд, впоследствии переданный им в Радищевский музей.



42. Верещагин П. П.
Аю-Даг. Крым
1872
Холст, масло
44,7 x 88,5
Ярославский художественный музей


В начале 1870-х гг., путешествуя по стране, художник создал серию пейзажей Крыма, за один из которых он был удостоен звания академика. Вид на гору Аю-Даг, построенный по всем правилам ландшафтной живописи, представляет собой не сухую фиксацию местности, а своеобразный ее живой и узнаваемый «портрет», обогащенный бытовыми деталями. Жанровые сценки, включенные в изображение, придают пейзажу особую теплоту и национальный колорит.



43. Чернецов Н. Г.
Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху
1873
Холст, масло
45,5 х 97
Государственный Русский музей


Никанор Григорьевич Чернецов С 1833 по 1836 годы находился на службе у новороссийского губернатора графа М. С. Воронцова, жил в Одессе. Путешествуя вдоль берегов Черного моря на пароходе „Петр Великий" исполнил множество рисунков и акварелей.



44. Айвазовский И. К.
Буря у мыса Айя
1875
Холст, масло
215 х 325
Государственный Русский музей


В 1870-х любимая художником тема кораблекрушения обогатилась усиливающим драматизм мотивом отвесно обрывающегося берега, вызывающим ощущение неминуемой гибели корабля, неудержимо приближающегося к скалам, и смельчаков, пытающихся спастись на весельных шлюпках.

Среди подобных известных холстов — "Радуга" (1873, ГТГ), "Кораблекрушение" (1876, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского) — работа Русского музея выделяется своими высокими живописными качествами и размерами, размахом изображенного пространства. Она навеяна реалиями крымской природы — обликом мыса Айя в окрестностях Балаклавы, на южном берегу Крыма. Полотно явилось одним из первых экспонатов Русского музея и в его ранних инвентарных книгах значится под № 1. Одноименная картина 1879 года хранится в Дагестанском музее изобразительного искусства в Махачкале.



45. Куинджи А. И.
Лодки на море. Крым
1876 и 1890
Цинк, масло
11 x 17,3
Государственный Русский музей




46. Думитрашко В. И.
Ялта
1876
Холст, масло
62 х 106
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко




47. Айвазовский И. К.
Вид Судакской бухты
1879
Холст, масло
73 x 94
Ставропольский музей изобразительных искусств

Марина «Вид Судакской бухты» привлекла в свое время внимание ставропольских купцов Алафузовых, которые приобрели пейзаж для пополнения своей художественной коллекции, часть которой послужила основой для музейного собрания.

Судак – небольшой крымский городок, расположенный в восточном Крыму на живописном берегу Черного моря. Он известен своей богатой историей. В Судаке среди гор находилась и дача И. К. Айвазовского.



48. Куинджи А. И.
Узун-Таш. Крым
1880-е
Бумага на картоне, масло
11 x 17,3
Симферопольский художественный музей


Как известно, в 1886 г. А. И. Куинджи приобрел в Крыму вблизи поселка Кикенеиз участок земли. Здесь он создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы, среди которых – солнечный «Узун-Таш. Крым». Этот знаменитый мыс изображен и в этюдах учеников мастера – Аркадия Рылова, Константина Вроблевского, Евгения Столицы и др. Излюбленный камень художника до сих пор остается украшением каменистого пляжа.



49. Шишкин И. И.
Гурзуф
2-я пол. XIX в.
Бумага, офорт
24 х 15
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары




50. Шишкин И. И.
Крымский вид 1882
Бумага, офорт
37 х 26,5; 20,8 х 13,6
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




51. Айвазовский И. К.
Ялтинские горы ночью
До 1883
Дерево, масло
19,5 х 24,5
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




52. Мясоедов Г. Г.
Пейзаж в Крыму
б/д
Холст, масло
38 х 56
Историко-краеведческий и художественный музей (Тула)




53. Айвазовский И. К.
Берег Ялты
1885
Дерево, масло
18,5 х 24
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




54. Куинджи А. И.
Горный склон. Крым
Между 1885 и 1890
Бумага, масло
10,8 x 17,2
Государственный Русский музей




55. Лагорио Л. Ф.
Гурзуф
1885
Холст, масло
56,5 х 91
Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Пейзаж воспроизводит вид ночного Гурзуфа с величественно возвышающейся горой Аю-Даг.



56. Шишкин И. И.
Чатыр-Даг
1885
Бумага, офорт
26,5 х 37,1; 15,4 х 22,3
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




57. Левитан И. И.
Ай-Петри
Этюд. 1886
Бумага, масло
19,3 х 32
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




58. Лагорио Л. Ф.
Крым. Судак.
1886
Холст, масло
22,8 х 30
Государственный Русский музей




59. Лагорио Л. Ф.
Крымский пейзаж
1886
Холст, наклеенный на картон, масло
24,3 х 31,4
Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник





60. Беггров А. К.
Пристань в Севастополе
1886
Дерево, масло
15,5 х 23
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Будучи учеником известного русского пейзажиста А. П. Боголюбова А. К. Беггров все свое творчество посвятил изображению морских видов. Излюбленные мотивы его картин – морское побережье, приморские города и гавани. В конце 1880-х гг. художник работал в Крыму, выполняя задания Главного штаба морского флота. Одновременно с заказными полотнами он трудился над жанровой картиной «Графская пристань в Севастополе», которая была представлена на Передвижной выставке 1888 г. Один из многочисленных этюдов к ней хранится в Радищевском музее. Работа отличается свежестью колорита и смелостью живописных приемов. Художнику удалось передать безмятежное настроение и саму атмосферу светлого солнечного дня на севастопольской набережной.


rusmuseumvrm.ru

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 10 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 01 Сентября 2020 г. 13:08 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Sveta_Savyhska   обратиться по имени Среда, 02 Сентября 2020 г. 16:27 (ссылка)
Спасибо огромное!!
Ответить С цитатой В цитатник
masha29   обратиться по имени Вторник, 29 Сентября 2020 г. 04:23 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку