-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12696
Комментариев: 64798
Написано: 140181


Всё, что нужно знать о Палехе

Суббота, 15 Февраля 2020 г. 05:39 + в цитатник
Bo4kaMeda


Из чего состоит палехский стиль, как его создатели — иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль


Как сложился миф о палехском стиле




Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год
Государственный музей палехского искусства


Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре.


Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры.

Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка.

В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.


Как палехская миниатюра наследует иконописи




Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века
Дом-музей П. Д. Корина, Москва








Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год
Музей-квартира А. М. Горького, Москва


Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.



Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век
Государственный музей палехского искусства




Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год
Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник


Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на­зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней, двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо­зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со­хра­­нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир­туозная иконописная техника, но глав­ное — на небольшой поверхности икон­ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра­зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи­сывали кро­шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе­ством героев.



Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства




Иван Зубков. Портсигар c росписью «Из-за острова на стрежень…». 1927 год
Государственный музей палехского искусства


Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.



Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века
Государственный музей палехского искусства




Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…»
Государственный музей палехского искусства


Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.



Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века
Государственный музей палехского искусства




Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год
Государственный музей палехского искусства


Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.



Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века
Государственный музей палехского искусства




Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год
Государственный музей палехского искусства


В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо­том расписывали пробела одежд, узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).



Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века
На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.
Государственный музей палехского искусства




Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво». 1925 год
Государственный музей палехского искусства




Иван Маркичев. Шкатулка с росписью «Жнитво» (фрагмент). 1925 год
Государственный музей палехского искусства


Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.


Какие еще истоки у палехской миниатюры




Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век
Library of Congress




Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века
Государственный музей палехского искусства




Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства


В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.



Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год




Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства


После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».

Авторы Светлана Короленко, Людмила Кривцова

arzamas.academy

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
РЕЛИГИЯ
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 25 пользователям

komor_valerya   обратиться по имени Суббота, 15 Февраля 2020 г. 06:32 (ссылка)
Доброе утро, Танечка! Спасибо за пост! Я обожаю Палех и его своеобразную живопись! Когда-то, ещё в 70-е годы, я с дуру подарила обалденно красивую книгу "Путешествия Афанасия Никитина", снабженную палехскими рисунками, проложенными пергаментом, одному немцу- любителю русской культуры. Книгу, между прочим, купила в Ташкенте в год землетрясения в 1966 году, когда люди многие уезжали насовсем из города и продавали свое имущество, в том числе и библиотеки. Квартиры у нас тогда не было, библиотеку не могла собрать, но вот от этой книги не смогла оторвать глаз. И вот потом совершила такую дурость! Немец давно уже на том свете. следы его дочерей потеряны и... я осталась без дивной книги и моего Палеха. Правда, есть ещё русские народные сказки с иллюстрациями Палеха, но это уже не то... И брошь у меня была небольшая тоже палехская... Тоже подарила, правда, на сей раз племяннице. Хоть у своих осталась. Вот так я всегда раздаривала свои ценные для меня вещи друзьям, родственникам, знакомым... Ничему жизнь не научила!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Суббота, 15 Февраля 2020 г. 07:46 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Ангарск   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 06:10 (ссылка)
Спасибо, Татьяна. Очень, интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Воскресенье, 16 Февраля 2020 г. 16:05 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку