Рамочка "Под сенью теплой осени...", схемы "Кленовые листья" 2 варианта Ваш текст... Ваш т...
Домашняя карамель - (0)Домашняя карамель https://www.sloosh.ru/ Ингредиенты: ½ стакана меда...
Они целовались под сильным дождем... - (0)Они целовались под сильным дождем... Они целовались под сильным дождем, под зонтом. Их губы слив...
Осенние схемы оформления - (0)Осенние схемы оформления
Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич - (0)Вышла кошка за кота...Российский художник Антон Горцевич "Тратата та та та та. Выш...
Живопись под "фанеру".Европейские художники творили при помощи оптических устройств? |
Камеры-обскуры (от латинского camera obscura — тёмная комната), способные проецировать изображения на любые поверхности, известны с древних времён. Другое дело, что до появления качественных линз их, как считалось, нельзя было использовать для живописных упражнений. Однако не всё так просто…
Около 1420-х годов мастерство художников Европы резко выросло. В картинах появились свет и объём, изображения стали очень детальными, реалистичными. Качественные линзы, хоть и небольшого диаметра, появились сотней лет позже, а потому никто не подозревал мастеров XV века в использовании оптики.
Но в XX веке за дело взялся английский художник Дэвид Хокни в компании с физиком-оптиком Чарльзом Фалько. Проанализировав работы старых мастеров, они пришли к выводу, что невозможно было создать эти шедевры без особых технических средств.
Ключ к решению загадки дала знаменитая картина фламандского живописца Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини" (1434).
Она изобилует огромным количеством крупных и мелких деталей, среди которых невероятно сложная люстра-подсвечник с мастерски выведенной перспективой и металлическими бликами.
А ещё там изображено выпуклое стеклянное зеркало на стене! И в нём в миниатюре повторяется вся картина "со спины". Но если зеркало с одной стороны выпуклое, то переверни его — окажется вогнутым. Любой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого, которую можно "уложить" на любую поверхность, в том числе на холст.
Наш современник Дэвид Хокни изготовил копию люстры-подсвечника, но не смог нарисовать её так же, как это сделал Ян ван Эйк. А вот воспользовавшись для рисования копией вогнутого зеркала, которое отбросило проекцию люстры на холст, он получил в точности то, что сделал старый мастер.
Оптические приборы повышают реалистичность изображения объекта на холсте, но они же непременно дают искажения разных типов. Такие искажения можно найти в работах старых мастеров. Прежде всего проекция, полученная с помощью зеркала, будет зеркальной. Если художник, рисуя с помощью оптики, не рассадил моделей "наоборот", то на картине окажутся сплошные левши.
Как это вышло, например, у молодого Франса Халса — на его картине 1600 года пьянствует парочка левшей (оба держат сосуды с алкоголем в левой руке), им в окно грозит пальцем старик-левша, а под платье женщины заглядывает обезьянка-левша. В зрелые годы Хале таких ляпов не делал.
Большие картины часто писали по принципу мозаики. Здесь мастерство было не только в том, чтобы правильно смешать краски, но и в том, чтобы сопрячь взоры и позы моделей, которых рисовали не одновременно, а отдельно друг от друга. На картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюльпа" модели-зрители смотрят кто куда, но только не на объект, который показывает им доктор Тюльп.
То же и в "Тайной вечере" Дирка Баутса.
На картине "Шулера" Караваджо два шулера играют с простаком.
Один должен "передёрнуть" карты, а второй сигнализирует ему, чем играет простак, но подглядывает не в карты несчастного, а смотрит на его затылок.
Зачастую, фокусируясь на разных частях модели, художники вынуждены были менять положение холста и получали ошибки в пропорциях. У "Антеи" Пармиджанино слишком большое правое плечо.
"Леди Дженовезе" Антониса ванн Дейка несёт миниатюрную голову на нормальном теле.
У крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура огромные ноги. На некоторых картинах головы персонажей заднего плана больше, чем на плане переднем.
В конце 1500-х появились большие линзы для камеры-обскуры. Теперь проекция могла быть любого размера! Переход от вогнутых зеркал к линзам произошёл быстро.
Картина Караваджо "Больной Вакх" 1593 года как бы составлена из разных частей. А его же полотно "Вакх" 1596 года имеет нормальную перспективу и больше похожа на фотографию.
Совершенно точно камеру-обскуру использовал Ян Вермеер. Ещё бы! Его близким другом был Антони ван Левенгук — физик и микробиолог, создававший микроскопы и великолепные линзы.
Позже такие камеры-обскуры могли себе позволить уже многие. Каналетто в XVIII веке использовал её, рисуя виды Венеции, и не скрывал этого. И он, и многие другие получали подлинно реальное изображение. Благодаря им мы знаем, как выглядели в старину города, сёла, бытовые вещи и люди.
Автор: Дмитрий Калюжный
Рубрики: | Живопись |
Ответ на комментарий Donnarossa
Согласна,тем более художник может сказать,что он так видит.Ответ на комментарий Бахыт_Светлана
Да, все художники имеют своё вИдение, тем они и отличаются от остальных нормальных.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |