-Метки

* имена на все времена... 1950- 2023 Власть авто-история автомобиль автомобильный салон актёры и роли актеры театра и кино аналитика анекдот анекдот? анекдоты антиквариат антология фотографии армия байки библиотека биографии и судьбы блюда из мясных изделий бродилки в мире интересного весёлые картинки весёлый роджер взгляд видео видеоклипы военная история военный архив военный вестник война 1941- 1945 вооружение вторая мировая война вторые блюда высокоточное оружие глобальный конфликт города россии дача дискурс достопримечательности россии женские образы женский образ живопись живопись и графика жизнь замечательных людей закуски зарубежные художники здоровье земные технологии знаменитые династии россии знаменитые женщины и в шутку и в серьез из инета имена на все времена... интересно интересные факты ирония искусственный разум истории исторические параллели история история СССР история в фотографиях история и культура россии картинки компьютер для чайников компьютер и всё для него кулинария кулинарная книга литературные чтения лица из прошлого личность люди мастера искусств мастера ню машины медицина и здоровье меню разных рецептов мир мир вокруг нас мнение музыка музыка на века музыкальная шкатулка музыкальный портал мятеж на мировой арене нейросети нескучные заметки нечто непонятное общество оружие пейзажи плейлист по волнам нашей памяти позитив позитифф... полезная информация политика политпросвет: в россии поэзия прикол природа промышленность - техника и технологии просто вспомним противостояние размышлизмы растительный мир ретро в фотографиях рецепты российские художники россия рф рыба рыбные блюда сарказм сатира смешно и не очень смеяться разрешается снайперские винтовки события события в россии и в мире ссср стёб старые фотографии стихи страны и континенты суперхит xx века таланты телеканалы онлайн тематические подборки транспорт уютный дом фауна фото фотографии фотосет фразочки в картинках художники разных стран художники россии цветы швейные машинки шутки экономика эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Лучшие фото жанра Ню. - (0)

Лучшие фото жанра Ню. Сегодня представляю вам подборку работ отечественных фотохудожников. Есть з...

Что сделал Иван Грозный для страны и почему он - один из самых выдающихся наших правителей? - (0)

Что сделал Иван Грозный для страны и почему он - один из самых выдающихся наших правителей? ...

Д/с «Неизвестные сражения Великой Отечественной» - (0)

Д/с «Неизвестные сражения Великой Отечественной» Представлять Великую Отечественную войну только ...

Он её проповедовал | В. Ободзинский не просто пел про любовь. - (0)

Он её проповедовал | В. Ободзинский не просто пел про любовь. Валерий Ободзинский не просто пел п...

Летнее Ню. - (0)

Летнее Ню. Худо́жественная фотогра́фия в жанре ню (от фр. nu - «обнажённый, без прикра...

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEXANDR_RUBTSOV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 18517


Гродненский тяжёлый мопед «Niemen R-100»

Пятница, 28 Февраля 2020 г. 22:29 + в цитатник
Цитата сообщения lj_foto_history Гродненский тяжёлый мопед «Niemen R-100»



«Минск» — главный мотоциклетный бренд Белоруссии и одновременно единственный. Хотя имелся в давние времена в Белоруссии и другой мотоциклетный бренд, тоже произошедший от географического названия — «Неман».

История гродненских мотоциклов начинается еще во времена Российской империи. В 1894 году семья Старовольских открыла завод металлических изделий. Пережив все передряги смуты начала 20 века заводик тихо существовал и осваивал новую продукцию.

К тринадцатым года завод Старовольские освоил выпуск швейных машинок и велосипедов, очень высокотехнологичных изделий по тем временам. Большую часть комплектующих фирма закупала заграницей. В Гродно главным образом шла сборка.

Взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного
Переселения в Гродно на велосипедах типа "Неман"
В 1934 году Niemen делает еще шаг вперед и начинает выпуск мопедов. Теперь предприятие стало назваться Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen. Технологи использовались уже отработанные.

Иностранные комплектующие, своя рама и сборка. Через два года градус подняли, на Niemen начали производство легких мотоциклов. От прежнего курса не откланялись. Двигатели для мотоциклов закупали у немецкой фирмы Fichtel & Sachs и британской Villiers. Покорить удалось рабочие объемы в 125 и 150 кубиков.

«Niemen R 150»
Niemen R 100 затесался где-то между двумя славными события в истории завода, как-то выпуск мопедов и мотоциклов. По своим характеристикам он получался тяжелым мопедом. У Niemen R 100 имелись педали, уже имел больший рабочий объем чем предыдущие мопеды завода, рабочий объем их силовых агрегатов равнялся 75 кубикам.
Ну и комплектация у таких моделей была скромная, передняя вилка без амортизации и тд. Niemen R 100 представлял из себя более серьезный аппарат.

Польская молодежь на мотоциклах «Неман»
На Niemen R 100 устанавливался двигатель германской фирмы Fichtel & Sachs. Силовой агрегат одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 98 куб.см., мощность 2,25 л.с. Генератор магнето фирмы Wilja модель 6V, 18 вольтовое.
Из деталей местного производства рама да шины фирмы Stomil. Вообще, Niemen R 100 был копией германских мотоциклов Victoria V 99 Fix. Копией неплохой, ибо пытались многие, но не у всех получалось прилично скопировать.

История бренда Niemen закончилась по понятным причинам в 1939 году. После 45 года завод перепрофилировали под производство радиоприемников.
Сегодня для отдельных граждан это повод вспомнить о «Белоруссии, которую мы потеряли». Активно утверждается, что продукция завода пользовалась неимоверным спросом. Спрос может и был, а вот продажи количеством не поражают. В год производилось чуть больше сотни мотоциклов.
Для мотоциклов легкого класса это вообще ничто. Самые мелкие европейские фирмы выпускали больше в разы. Велосипедов Niemen выпускалось больше. Целых десять тысяч в год. Для тридцатых это смешные объемы.
И это в очередной раз доказывает, что население Западной Белоруссии под польской оккупацией жило на грани, а то и за гранью, нищеты. Десять тысяч велосипедов в год это объем примерно Турции или Египта в те же годы.
Газета «Свабодная Беларусь» 26 ноября 1939 г. пишет о заводе: «Велосипедный завод «Неман» всегда славился в Гродно тяжелыми условиями труда. Рабочие здесь работали по 12-14 часов в сутки в грязных, холодных цехах, получая за свой труд ничтожную заработную плату. Хозяин завода Старовольский, используя увеличивающийся спрос на велосипеды, расширял свое предприятие за счет уплотнения рабочих мест и перенесения некоторых цехов на чердак. Поэтому не случайно, что в цехах тесно, а летом от раскаленной крыши рабочие изнемогали в духоте и получали тепловые удары, в результате чего одна работница умерла.

На охрану труда, технику безопасности и медицинское обслуживание не обращалось никакого внимания. Предприниматель завода в погоне за прибылью игнорировал законные требования рабочих. Он на отсутствие нужной вентиляции, умывальника, столовой, бачков для питьевой воды, медпункта смотрел как на предметы, без которых, по его мнению, рабочие могут жить. Когда рабочему Рейзеру, работавшему на горизонтальном фрезерном станке (он не имеет холостого хода и не огражден предохранительным щитком), изуродовало руку, хозяин ответил: «Не подставляй… и смотри в оба».

Рабочие, которые работают у паяльной печи, почти все переболели воспалением легких, ибо здесь вентиляция осуществлялась выниманием окон. Пищу рабочие принимали немытыми руками, прямо у своих станков, чтобы сэкономить время.

Как только Рабоче-Крестьянская Красная Армия вступила в Гродно, на заводе был избран рабочий комитет. Он с первых же дней принялся за оздоровление условий труда. Был установлен 8-часовой рабочий день, погашена задолженность по заработной плате. Для ликвидации тесноты получено помещение, где будут размещены механический цех и сборка мотоциклов. В доме бывшего хозяина открыт клуб. В нем есть газеты, брошюры, книги. Работают струнный и драматический кружок. Организован кружок по изучению русского языка.

С большим подъемом встретили рабочие постановление Временного управления гор. Гродно о национализации завода, сейчас они работают не на хозяина, а на самих себя, на благо трудового народа. В ответ на это они повысили производительность труда. Вместо 25 велосипедов выпускают ежедневно 30 и изготовляют 60 велосипедных рам. Борются за качество выпускаемой продукции».

Любое противопоставление Niemen ММВЗ смешно. ММВЗ это мощнейшее предприятие, с объемами производства многократно превосходящее гродненский завод, двигатели собственного производства, собственное КБ, экспорт в десятки стран. (Цы.)

https://foto-history.livejournal.com/13300064.html

Серия сообщений "Мото-салон":
Мото-салон
Часть 1 - Байкерши на пляже, 60-е.
Часть 2 - Мотоцикл "Индиан", 1910 года.
...
Часть 29 - Байки Первой Мировой войны.
Часть 30 - Мотоциклы в Японской императорской армии.
Часть 31 - Гродненский тяжёлый мопед «Niemen R-100»
Часть 32 - Пикантная реклама советских мопедов.
Часть 33 - Текст сообщения утерян
...
Часть 35 - Автосалон в Российской Империи.
Часть 36 - Мотоциклы в РИ, 1900-1910 гг
Часть 37 - Боевой трицикл "Moto Guzzi Trialce".

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку