http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/634104-echo/ - программа Ксении Лариной. Гости - Анастасия Владимировна Николаева (преподаватель нашего Журфака), Анастасия Беляева (первокурсница) и Елена Иванова (учитель русского и литературы в школе).
Обсуждают в итоге ЕГЭ.
Очень показательны в этой программе обращения "ты" и "Вы". Ларина и Николаева с первокурсницей - на "Вы". Елена Иванова - на ты. Причём, как заметила Катя, в какой-то момент обращением "ты" учительница практически заткнула студентку.
Кстати, я ещё подумала о разнице слов:
учитель - преподаватель
класс - аудитория
Учителя можно назвать преподавателем, а преподавателя учителем - язык не поворачивается. А если и поворачивается, то ради комичности. Например, Перел. иногда называет Сух. "ваша учительница".
Кстати, именно та самая Николаева очень сильно повлияла на моё отношение к русскому языку как к предмету изучения. Я, кажется, ходила на все-все лекции. А пару раз, кстати, выходила к кафедре. И что-то там ещё было смешное со мной, но я уже ничего не помню. Что-то про "Я, как лингвист и как женщина"...
Кстати, именно на волне, пущенной Николаевой, я до сих пор нахожусь. И поэтому ещё иногда думаю о том, как интересно было бы писать, например, диплом на их кафедре.
И ещё Николаева одна рассматривает окказионализмы как окказионализмы, игру. А некоторые забывают это делать.
Мне всегда ужасно обидно, когда видно, что журналист хотел пошутить, а в учебнике или на занятиях мы рассматриваем его игру как ошибку.
Короче, получилась какая-то хвалебная песнь. Ну, а почему бы и нет?..
***
Сегодня мы с Соней стали учить стихотворение. Им в кружке-детском саду задали выучить "стишок". Стишки у меня встают поперёк горла. Поэтому мы учили стихотворение.
Маленькое. Меня одолели ностальгические чувства. И я выбрала то, которое я в раннем детстве тоже когда-то выучила. Бродский. Про Рождество.
Спаситель родился в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
Но нельзя же учить, когда не знаешь значений слов. В итоге:
Сначала нужно было объяснить, кто такой Спаситель. И вообще, он Спаситель кого от чего? Это не самая лёгкая задача. Мне было проще объяснить Кате, что такое "фрустрация экзистенции".
Лютая стужа - тоже хорошее словосочетание.
По мнению Сони, пустыня - это такой город - Пустыня. Пришлось искать карту и объяснять азы физической географии.
Буран (который бушевал) представлялся мне когда-то в детстве как бушующий баран. Страшно.
Ещё мне понравилось объяснять, что значит "выматывать душу". Объяснила я примером из жизни.
После Спасителя "цари, доставлявшие дары", конечно, не составили особого труда.
Звезда, соответственно, тоже. Единственная сложность была в том, что звезда "пламенела".
На медленное чтение этого стихотворения у нас ушло минут 20. Для 5летнего ребёнка это, можно сказать, целая пара.
Когда мы закончили, Соня подумала-подумала и сказала:"Не, у нас в школе не говорят про такое. Давай чё-нить ещё".
В итоге выбрали "Пятки некстати" Козьмы Пруткова.
Соня стала понимать, что из-за неё люди смеются. И она теперь играет специально. Такая противная стала. Просто кошмар.