-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в МонархистЪ

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) AntiReds

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 14711


О православии и таланте в творчестве...

Среда, 05 Марта 2008 г. 10:00 + в цитатник
Вызвано дискуссией о соотношении православия и таланта в творчестве, имевшей место в Православном сообществе:
http://www.liveinternet.ru/community/pravoslavie/post68656025/
Решил воспроизвести и здесь – может, кому интересно.

«Талантливый» - не синоним «православный».
«Бездарный» - не синоним «неправославный».
Не надо предлагать соеное в качестве альтернативы зеленому...
Критерием православности творчества или какого-либо произведения нимало не может служить талант автора, но лишь соответствие/непротиворечие творчества или произведения Православной вере и основанному на ней мировоззрению.
Тогда из различного сочетания исходных ингредиентов (православие и талант) мы получим как минимум 4 варианта их взаимосвязи:
- талантливо и православно;
- бездарно, но православно;
- талантливо, но неправославно;
- бездарно и неправославно.
Кроме того, поскольку талантливость/бездарность никак не определяется объективными характеристиками, а в значительной степени, основываются на ИМХО каждого индивида, то никакой «единой для всех» православной культуры «из того, что было» «слепить» ни у кого не получится.
В этом отношении критерий православности в смысле традиционной церковности – гораздо надежнее.
Метки:  

Inita   обратиться по имени Среда, 05 Марта 2008 г. 11:41 (ссылка)
В принципе, с идеей согласна, но не уверена, может ли быть "талантливо, неправославно". Искусно - может быть, терпение и труд всё перетрут, но талант - он же свыше дается. ИМХО, искусство, которое не ведёт к Богу - скорее ремесло, каких бы в нём высот автор ни достигал.
Ответить С цитатой В цитатник
krgluck   обратиться по имени Среда, 05 Марта 2008 г. 13:42 (ссылка)
Согласен. Сочетания с повторениями, простая математическая логика)
Ответить С цитатой В цитатник
Lalaif   обратиться по имени Среда, 05 Марта 2008 г. 14:25 (ссылка)
Инита, именно потому, что талант 0 подарок, он вполне может быть не православным.
Например, разум - это тоже подарок (и талант :)), но использовать его, как и инструмент можно по-разному.
Простой пример - Климт, один из моих любимых художников. Талантливо? Несомненно! Православно? Ни в коем случае.

Довольно часто так бывает, что талант, независимо от самого носителя оного, отражает свою небесную родину. Т.е. человек является проводником Света о котором он не знает.
Но и это необязательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Inita   обратиться по имени Среда, 05 Марта 2008 г. 14:35 (ссылка)
Lalaif, да, наверное
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 05 Марта 2008 г. 22:44 (ссылка)
Прямо как у Довлатова - у него как-то была оценка шансов напечатать книгу при разных комбинациях таланта и партийности.....
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
МонархистЪ   обратиться по имени Четверг, 06 Марта 2008 г. 09:04 (ссылка)
Inita,
В общем, можно сказать, что Lalaif за меня ответила, добавлю лишь, что понятие "ремесло" у меня лично ассоциируется скорее с навыками работы (профессионализмом) и оплатой труда (извлечением средств из занятия), нежели с талантом/бездарностью.

Вообще, совершенно искренне не понимаю желания многих непременно "подогнать" то или иное талантливое произведение под "христианство". Логика выглядит примерно так: "если мне, а я христианин, это нравится, значит это - христианское произведение". Но если мне нравятся Парфенон или Коллизей - нелепо же говорить об их "христианстве".
Опять же, нехристианское произведение - отнюдь не означает "плохое" или "бездарное". Им вполне можно восхищаться, отдавая себе отчет в его нехристианском содержании. Например, ИМХО, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова - произведение талантливое, но совершенно нехристианское - и по содержанию, и по идейной подоплеке.
В общем, не надо, мне кажется, прилагать столько усилий, чтобы непременно замешать "Божий дар с яичницей"... :)
Ответить С цитатой В цитатник
Lalaif   обратиться по имени Четверг, 06 Марта 2008 г. 13:45 (ссылка)
МонархистЪ, Полагаю, что желание объвявить талантливое произведение "протохристианским" или "скрыто-христианским" возникает из сознание, что всякое благо - от Бога.
Понятие же блага емко и имеет, как духовную, нравственную, так и эстетическую сторону.

Т.е. логика такова - если произведение искусства доставляет мне радость, а источник радости (особенно такой бескорыстной, как эстетическое удовольствие) - Бог, следовательно в этом произведении присуствует Бог. Недопантеизм такой. :)
Ответить С цитатой В цитатник
МонархистЪ   обратиться по имени Четверг, 06 Марта 2008 г. 22:00 (ссылка)
Lalaif,
И все-таки это подмена понятий. Можно привести такой пример. Известно, что Духом Святым живится всякая тварь. В то же время, когда мы говорим о благодати Духа Святого в Церкви, мы имеем в виду совершенно особое благодатное действие, свойственное только Церкви Христовой.
Так и здесь: стихийное, интуитивное чувствование этики и морали, каковым обладали многие язычники (Аристотель, Марк Аврелий, Конфуций, Будда и пр.), нимало не дают основания считать их и их учения "христианскими".
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку